Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Появление славян (II-I вв. до н.э.)





Теперь рассмотрим вопрос, когда и как на месте венедов лужицкой культуры появились собственно славяне.

Территорией лужицкой куль­туры являются западные земли нынешней Польши, соседние с ней области Германии (Саксония и Бранденбург) и северные районы Чехии и Слова­кии. Около 1200 г. до н.э. племена лужицкой культуры расшири­ли свой ареал в восточном направлении. Проживало лужицкое население преиму­щественно в неукрепленных поселениях, состоящих из небольшого числа наземных жилищ столбовой конструкции. Устраивались селения по бере­гам рек, иногда на всхолмлениях в поймах. Господствовал в лужицкой культуре, как и всюду в ареале среднеевропейской об­щности полей погребальных урн, обряд трупосожжения. Остатки кремации, собран­ные с погребальных костров, хоронились в ямах. Около 550 г. до н.э. из Польского По­морья на часть территории лужицкой куль­туры начинается миграция племен помор­ской культуры (балты), которая не сопро­вождалась какими-либо ощутимыми пере­мещениями местного населения. Переселение завершилось раство­рением поморских племен в местной среде. В результате взаимодействия двух групп племен около 400 г. до н.э. по мнению некоторых ученых формируется новая археологическая культура подклешевых погребений (400 – 100 гг. до н.э.), которая в основном повторяет старую лужицкую культуру. Некоторые археологи, подчеркивая эту бли­зость, рассматривают ее не как самостоятельную культуру, а как конечную фазу развития лужицкой культуры. Все могильники культуры подклешевых погребений бескурганные. Только в север­ных регионах ее ареала встречаются курга­ны, оставленные поморским населением. Захоронения совершались по обряду крема­ции умерших. Собранные с погребального костра остатки трупосожжения помещались в глиняных урнах и прикрывались (далеко не во всех случаях) сосудом больших разме­ром-клешем, опрокинутым вверх дном. Следует отметить, что использование подобного сосуда (мини-дома) для захоронения пепла является обычным для мировоззрения старых индоевропейских этносов и не может служить основанием для вывода о каком-либо значительном изменении в культуре местных индоевропейцев и тем более появлении нового этноса. Встреча­ются и безурновые захоронения, в которых сожженные кости ссыпались на дно мо­гильной ямы. Поселения культуры подклешевых погре­бений были открытыми, не имели ка­ких-либо укреплений, насчитывали 20—40 жителей. По своим топогра­фическим особенностям и величине они близки к лужицким. Глиняная посуда культуры подклешевых погребений отражает синтез лужицкой и поморской культур.

Согласно утверждениям некоторых лин­гвистов, языковые контакты балтов и гер­манцев восходят к более раннему времени, чем славяно-германские. Выявляются сепа­ратные балто-германские изоглоссы, свиде­тельствующие об этом. Их следует отнести в первую очередь к соседству племен ясторфской культуры с населением поморской культуры (балты). Но если бы с ними граничила и тесно взаимодействовала лужицко-подклешевая славянская группа, почему тогда языковые контакты балтов и гер­манцев восходят к более раннему времени, чем славяно-германские – значит лужицкая группа не славяне.

Итак, лу­жицкая культура и ее более поздний вариант культура подклешевых погребений должна ассоциироваться с остатками древнеевропейской общности. Смешение двух реликтовых групп, находящихся в состоянии гомеостаза: северо-восточных групп древнеевропейского населения (носителей лужицкой культу­ры) с расселившимися на их территории племенами поморской культуры, принадле­жавшими к древним периферийным диалек­тным формированиям балтского этноязы­кового массива - не могло привести к образованию нового этноса славян, тем более, что поморские особенности исчезли поглощенные лужицкими.

В IV в. до н.э. кельты, расселяясь на восток вдоль Дуная и его притоков, заняли значительные области иллирийских земель. С течением времени сложились смешанные кельто-иллирийские племенные образования, так что древние авторы не всегда могли сказать, какое пле­мя было иллирийским, а какое кельтским. В погребальной обрядности иллирийцев начался возврат к древнему обычаю — широко распространя­ются трупосожжения с захоронениями ос­татков кремации в урнах и грунтовых ямах без курганов.

В начале III в. до н.э. часть кельтов пересекла Судеты и поселилась в Силезии. Во II в. до н.э. еще одна группа кельтов перешла Карпаты и, разделившись на две части, осела в Силезии и в об­ласти верхнего течения Вислы. Таким образом, кельты в III- II вв. до н.э. пришли на земли населенные древнеевропейскими племенами лужицкой культуры. Произошедший этнический контакт мог привести к началу этногенеза. Ведь при переселении кельтов на восток и смешении их с иллирийцами появлялись новые этнические образования. Кельты за 500-600 лет своего существования еще не растеряли всю свою этническую энергию, тем более, что в этот период жизни этноса основная часть оставшихся пассионариев сохраняется именно на окраинах этноса, не остается дома на западе, где появились кельты, а идет осваивать новые земли на восток. Налицо наличие двух этнических субстратов, которые относятся к единому суперэтносу (кельты вышли из древнеевропейской общности, лужичане были ее частью), и единство культуры погребения (трупосожжение с захоронениями ос­татков кремации в урнах и грунтовых ямах без курганов), являющееся отражением мировоззрения. Так в восточногальштатской области функционировали наряду с курганами и грунтовые могильники, в основном с захоронениями по обряду кремации умерших. Следует отметить, что при переселении кельтов на земли занятые иллирийцами (которые были как и венеды-лужичане потомками древнеевропейских племен культуры полей погребальных урн), кельты смешались с ними и также образовали новые этносы. В результате территория иллирийцев разделилась на две этнические зоны: южную, собственно иллирийскую, с распространением обряда ингумации и северную, паннонскую с преобладанием бескурганного трупосожжения, различиями от юга в керамике и украшениях. Иллирийский язык Балкан делится на две диалектные зоны — далматинскую и паннонскую. У Тацита содер­жится упоминание о «паннонском языке», на котором говорило племя озы/осы.

С III вв. до н.э. в могильни­ках культуры лужицко-подклешевого населения появля­ется большое число кельтских предметов. Наиболее сильное кельтское воздействие приходится на II в. до н.э., когда лужицко-подклешевая культура сменяется пшеворской. Первоначальный ареал пшеворской куль­туры — от правобережной части бассейна Одера на западе до верховьев Буга на вос­токе — в общих чертах соответствовал тер­ритории культуры подклешевых погребений. Западными соседями пшеворского населения были германские племена, расселившиеся от Везера до среднего и нижнего Одера. Северо-западными сосе­дями пшеворских племен были западные балты, а на востоке, на западной окраине Припятского Полесья они вплотную сопри­касались с носителями зарубинецкой куль­туры (на образование которой также оказали влияние восточные кельты и процесс появления которой очень схож с процессом образования пшеворской культуры). В конце II в. до н.э. перестают функциониро­вать собственно кельтские поселения и могильники в Силезии, а в конце I в. до н.э. и на остальной части Польши. Захоронения пшеворской культуры иногда располагались на могильниках культуры подклешевых мо­гил, свидетельствуя о том, что при станов­лении новой культуры смены населения не было.

Большие отличия новой пшеворской культуры, быстрая замена ею своих субстратов латенской культуры кельтов и лужицко-подклешевой древнеевропейской общности, наличие развивающегося компонента – кельтов говорят о начале процесса этногенеза и появлении нового этнического образования во II- I вв. до н.э. при смешении восточных кельтов и лужичан.

В пшеворской культуре произошли более чем значительные изменения по сравнению с лужицко-подклешевой как в материальной области так и в культуре.

При раскопках пшеворских памятников в значительном количестве встречены латенские фибулы, производившиеся на месте по кельтским образцам, которые вытесняют употреблявшие­ся ранее одежные булавки. В пше­ворской среде получило распространение оружие новых кельтских типов — двулезвийные мечи, наконечники копий с волнистым краем, полусферические умбоны щитов. Из кельт­ского мира к племенам пшеворской культу­ры проникли молотки, клещи, напильники, скобели, ключи и замки, пружинные ножни­цы, шпоры. Славянское кузнечное ремес­ло I тыс. н.э. по своим особенностям и технологической культуре было наиболее близко к металлообрабатывающему произ­водству кельтов и провинций Римской им­перии, которое продолжало и разви­вало ремесленные традиции кельтов. Это касается не только Висло-Одерского региона, но и славянского населения Вос­точной Европы, хотя зарубинецкие и черняховские племена, среди ко­торых были и славяне, должны бы являться преемниками высоко­го мастерства скифских ремесленников по обработке черных металлов. Наследием кельтского ремесла было и гончарное производство пшеворской куль­туры. В Малопольше раскоп­ками исследовано несколько десятков гор­нов для обжига глиняной посуды, по своей конструкции сходных с кельтскими гончар­ными печами. Происхождение формы плужных наконечники пшеворцев также обусловлено контактами с кельтами. Наконечники крупные, широколопастные, заостренные; переход от лопасти к втулке выполнен в виде ярко выраженных плечиков, пахотные орудия с такими наконечниками тянулись волами и лошадьми. Такие орудия земледе­лия появились в северной части Европы в позднелатенское время, и в римский пери­од вытеснили бытовавшие здесь ранее де­ревянные рала.

Слово «корова» в славянском языке происходит от кельтского «corvus», что говорит о влияние кельтов на развитие животноводства у славян. Это как и кельтское влияние в обработке металлов у славян говорит о значительном перевороте в жизнеустройстве, переход на другую стадию развития с приходом кельтов, причем сами кельты вскоре исчезли, значит превратились в славян.

Польская исследовательница Я.Розен-Пшеворска утверждает, что кельтское вли­яние проявляется широко не только в ма­териальной, но и в духовной культуре славян рассматриваемого региона Европы. Кельтское воздействие было настолько мощным, что его следы проявляются даже в раннесредневековых древностях славян. Так, исследованные археологами на славян­ском поселении в Гросс Радене в округе Шверина остатки языческого культового сооружения IX—X вв. и следы подо­бного храмового строения VII—VIII вв. в Фельдберге в округе Нейбранденбург находят аналогии в кельтском культовом строительстве. С храмами кельтов сопоставимо также сла­вянское святилище в Арконе на острове Рюген, известное по описанию Саксона Грамматика. Л.Мощинский говорит о влиянии кельтского пантеона богов на славянский.

Кельтско-лужицкий этногенез должен был оставить какие-то следы в славянских языковых материалах. Сложность выявления кельтского влияния на праславянскую речь обусловлена прежде всего тем, что от кельтских языков Средней Европы не осталось почти никаких следов, а сохра­нившиеся западнокельтские диалекты, весьма от­личны от восточных. А.А. Шах­матов при­вел перечень предполагаемых кельтских лексических заимствований в славянском языке, среди которых видное место при­надлежит общественным, военным и хозяй­ственным терминам. Остается несомненным, что в праславянском языке имеется немалое число слов, занимающих изолированное положение и хорошо этимологизируемых на основе кель­тских языков. Значительный перечень та­ких лексем приведен был Ю.Покорным. К.Треймер насчитывает не менее 40 слов, заимствованных праславянами из кельтских языков. Они касаются социальной, ботани­ческой и сельскохозяйственной терминоло­гии, а также затрагивают область матери­альной культуры. Таким образом, весьма вероятной является гипотеза, что восточнокельтские языки Средней Европы и есть одна из основ славянского языка. Это подтверждают и наблюдения О.Н.Трубачева по этно­нимии древних европейских этноязыковых группировок. Он устанавливает, что в плане словообразовательной типологии сла­вянская этнонимия весьма далека от типа балтских и германских имен, но близка к кельтской, иллирийской и фракийской. «У кельтов, как и у славян, бросается в глаза наличие „речных" этнонимов... У кельтов этнонимия заметно более словообразователь­ная по своему характеру, что сближает ее скорее со славянской этнонимией. При этом намечаются любопытные сходства префик­сальных... и суффиксальных моделей... У кельтов, как у славян, есть общий этно­ним для всей совокупности кельтских племен». Архаичность славянского языка по мнению О.Н.Трубачева свидетельствует о его более позднем выделении из общего индоевропейского языка. Если лужичане как часть древнеевропейской общности говорила на диалекте индоевропейского языка, то это соответствует тому, что славянский язык – результат синтеза индоевропейского лужичан и восточнокельтского во время начала этногенеза II в. до н.э. Образование славянского языка таким путем объясняет проблему «тиса» и «бука». Происхождение этих слов не славянское, а заимствованное, что якобы говорит о том, что первоначальная область расселения славян была вне ареала распространения этих деревьев, то есть первоначально славяне не жили западнее линии Калининград - Одесса. Но проблема разрешается, если слова «тис» и «бук» пришли в славянский при его формировании путем заимствования из восточнокельтского.

Размеры поселений пшеворцев были весьма различ­ными — от небольших, состоящих из двух-пяти домов, до крупных, занимавших 20—30 тысяч кв. м., что коренным образом отличает их от малых поселений этноса лужицко-подклешевой культуры. Со временем поселения становятся все крупнее и крупнее, хотя сохранялось множество и мелких селений. Таким образом, проявляется новая этническая черта новообразованных славян - жить общностью. Вспомним, что Киевскую Русь называли страной городов. Городов конечно не в смысле отдельных поселений только князей с дружиной, ремесленников и купцов, а поселений в основном именно земледельцев. Исследователями пшеворских древнос­тей Верхнего Поднестровья замечено, что средняя площадь поселений увеличивается от 2—4 тысяч кв. м в позднелатенское вре­мя до 13—14 тысяч кв. м в III в. н.э. На поселении Пивонице (недалеко от Калиша) в Великополыце в раннее время (I в. до н.э. — I в. н.э.) жилища распола­гались вокруг свободной (незастроенной) площади. Хозяйственные строения концен­трировались на отдельном участке, свиде­тельствуя, по всей вероятности, о совмест­ном ведении хозяйства всеми жителями селения. Замет­но возрастает со временем и количество селений. Увеличение населения, его распространение после долгих столетий гомеостаза, покоя также свидетельствует о рождении нового этноса.

Раскопками целого ряда пшеворских поселений зафиксирована их кучевая бес­системная застройка, которая была широко распространена в славянском мире и в последующее время, а на Руси, судя по материалам этнографии, господствовала вплоть до XVI в.

Погребальный об­ряд пшеворской культуры в основных дета­лях продолжал традиции лужицко-подклешевых за­хоронений. Господствовал обряд кремации умерших. Трупосожжение совершалось на стороне, остатки его часто ссыпали непосредственно в могильную яму, в других случаях помеща­ли в глиняную урну и ставили на дно ям, сверху которых не насыпались курганы. Порча оружия и заостренных предметов перед помещением в могилы — типичная особенность пшеворских погребений. Лома­лись наконечники копий, кинжалы, нож­ницы, умбоны, ручки щитов, мечи. Этот обычай был распространен среди кельтов, отражая их религиозные представления, согласно которым со смертью воина требо­валось символически «умертвить» и его оружие, предназначенное служить ему в загробном мире.

В сравнительно немногих могильниках пшеворской культуры открыты единичные захоронения по обряду трупоположения. Трупоположения римского времени сосредоточены преимущественно в бассейне верхнего и среднего течения Одера, там, где уже расселились германские племена. Там же в Верхней Силезии отмечены и поселения отличающиеся от основной массы пшеворских поселений. Поселения имели сравнительно небольшие размеры, состояли в основном из двух-пяти крестьянских дворов, либо даже одного, и располага­лись на относительно небольшом расстоя­нии друг от друга, что также указывает на расселение здесь германских племен.

Остеологические находки свидетельству­ют и о большой роли скотоводства в эко­номике пшеворского населения. Домашнее стадо состояло из коров, лошадей, свиней, овец и коз. Отмечено постепенное увеличе­ние роли лошадей, что связано с их ис­пользованием для обработки пахотных учас­тков. В разных регионах пшеворской тер­ритории процентное соотношение домаш­них животных было различным, но почти всегда на первом месте находится крупный рогатый скот. Кроме перечисленных живот­ных пшеворское население разводило уток, гусей и кур, широко распространена была собака. Куры в Европе появились в эпоху гальштата. Их появление в Висло-Одерском междуречье исследователи связывают с кель­тами.

Вооружение состояло из копья, меча и щита. Находки наконечников стрел мало­численны, очевидно, лук не имел широкого распространения. Наиболее многочисленной находкой являются наконечники копий. Среди них выделяется несколько типов. В раннее время (до начала нашей эры) рас­пространены были наконечники с длинным узким, расширенным в нижней части лез­вием и хорошо выделенным ребром. Поль­ские исследователи пшеворских древностей считают, что исходной формой их были кельтские копья. Вместе с мечами в пшеворских захоронениях нередко обнаруживаются ме­таллические оковки ножен. Особенности стилистики изображений на ножнах указывают на связи с кельтским ис­кусством. В Средней Европе ножны мечей с прорезными узорами были распростране­ны в последние века до нашей эры и свя­зываются исследователями с кельтскими мечами, появившимися в конце III—II в. до н.э.

 

Date: 2015-09-18; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию