Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этногенез славян





Приступая к вопросу о происхождении славян вначале определимся, что мы понимаем под термином этнос. Человек, Homo sapiens живет в группах. Чувствуя себя частью группы, он противопоставляет себя другим людям, не являющимся частью этой группы. Есть «мы» и есть другие «они». Такая группа «мы» называется народом или этносом. Этнос-это форма существования вида Homo sapiens. Этнос может подразделяться внутри себя на подгруппы - род, семья, территориальное землячество и т.д.. Несколько этносов, если они сформировались в одно время на соседних территориях, сознавая общую историческую судьбу, ощущают себя родственными друг другу. Назовем их частями одного суперэтноса. Этносы как правило не живут вечно. Они появляются и со временем исчезают. Связи, объединяющие людей в такую группу, ослабевают и когда в составе этноса остаются только индивидуалисты, которыми безраздельно правит лишь инстинкт самосохранения, группа распадается на отдельных индивидов, чтобы потом собраться в новый этнос, точнее стать материалом одного или нескольких новых этносов, либо исчезнуть. Для появления новой общности необходимо, чтобы часть людей захотела изменить мир, перестала быть довольными самими собой, обладала внутренней энергией для изменения и была готова жертвовать собой для изменения мира вопреки инстинкту самосохранения. Этот признак был назван Л.Н.Гумилевым пассионарностью. Появившаяся группа пассионариев считающая, что «так жить нельзя», и прилагающая жертвенные усилия для изменения порядка жизни, увлекает за собой других людей и их деятельность приводит к образованию новой группы-этноса с новыми правилами общежития, целями, идеалами, мировоззрением. Новый этнос формируется со своим национальным характером, который остается в основном неизменным до конца существования этноса. Итак, для ломки старой группы и появления нового этноса необходимо появление новых энергичных жертвенных людей. Так как люди энергичными и жертвенными не становятся, а рождаются для этносообразования необходима либо микромутация внутри группы, либо принесение таких признаков со стороны людей другого этноса, в составе которого такие пассионарные люди сохранились.

Для понимания исторических процессов необходим взгляд с разных сторон, точек зрения, чтобы получить объемное изображение. Вспомним старую индийскую притчу о слепых мудрецах и слоне, в которой один мудрец исследовал хвост слона, другой ноги, третий уши, четвертый хобот. Изучение только с одной точки зрения, как бы глубоко оно не производилось, со временем приводит в тупик. Сначала историю изучали по письменным источникам, используя филологию, затем появилась вторая точка зрения на объект – археология, потом третья – структурный анализ древнего языка, этнолингвистика. Для дальнейшего развития познания необходимы новые точки зрения. Сейчас их пытаются найти путем изучения расовых типов (палеоантропология) и генетики (изучение преобладания тех или иных групп хромосом у разных групп древнего населения). Но с точки зрения этнологии, развития общества – это мало что дает. Ведь народы образуются из разных расовых элементов. На объединение отдельных людей в общности, называемые народами, этносами, не влияет ни их форма черепа, ни цвет волос и т.п. Кроме филологии (изучения исторических текстов), археологии (изучения материальной культуры) и лингвистики необходимо использование психологии, а именно социальной психологии, рассматривающей человечество как совокупность различных групп «мы», противопоставляющих себя иным группам «они».

Следующей точкой зрения является использование теории закономерности зарождения, существования и смерти этноса, именно как одной из устойчивых форм такого «мы», дискретности его бытия. Часто представление о развитии человечества сильно искажает мнение о как бы вечности народов. Отсюда поиски существования славян, германцев, греков и их праязыков во II, III и даже V тысячелетиях до н.э. Причем поиски с изначальным представлением о безусловном существовании в том времени их предков как единого «пра-народа» и далее вглубь времени «пра- «пра-народа». Вопрос только в их правильном выделении из общей массы, локализации. Но если народ, этнос дискретен, имеет начало и конец, рождается из нескольких субстратов, то этот поиск бесплоден. Так человек имеет двух родителей и поиск своего предка живущего двести или тысячу лет назад для человека некорректен, так как тысячу лет назад у него были сотни предков, которые одновременно являются предками сотен его современников. В результате попытки нахождения единого предка народа далее двух тысяч лет являются поиском того чего нет, задача некорректна и исследования обречены на неудачу, вечный процесс уточнения деталей, свидетельствующих в пользу той или иной до конца недоказуемых версий.

Смыслом данной работы является попытка увидеть этногенез славян с новой точки зрения на данный процесс, с использованием вышеупомянутой теории этногенеза, кроме традиционного привлечения данных письменных источников, археологии и лингвистики.

Итак, вид Homo sapiens существует в форме этносов – групп особей, противопоставляющих себя всем другим группам («мы» и «они»). Это чувство своей группы есть инвариант у всех этносов. Остальное – язык, культура духовная и материальная, происхождение может быть разным у членов одного этноса. Такие группы, т.е. этносы, как живые организмы рождаются, развиваются и распадаются, как бы умирают со временем. Этнос – это система (матрица) и поэтому он не определенное количество людей, а определенные связи между этими людьми. Когда люди перестают отождествлять себя с определенной группой, т.е. с этносом, становятся «гражданами мира», «космополитами», происходит упрощение, распад связей, смерть этноса и отдельные люди и их потомки, выпавшие из этноса, со временем входят в другой этнос либо исчезают. Человек не живет один.

Этнос рождается с определенным индивидуальным характером, основные черты которого сохраняются на протяжении всего его существования. Развиваясь, этнос усложняет свою структуру, разделяясь на подгруппы - субэтносы.

Для образования нового этноса необходимо появление людей, у которых стремление изменить окружающий мир больше инстинкта самосохранения, которые считают, что окружающий мир плох и его нужно переделать. Такие группы пассионариев, имеющие целью изменить мир, через механизм психологического заражения (контагиозности) присоединяют к себе массу иных людей. Возможно такие «пассионарии» - это люди обладающие повышенной способностью к внушению-суггестии как по отношению к другим (экстеросуггестия) так и по отношению к себе (аутосуггсестия). Первое, экстеросуггестия способствует психологическому заражению других людей, контагиозности, второе, аутосуггестия – необходимому подавлению у себя инстинкта самосохранения, по Павлову подавлению второй сигнальной системой, речью, а именно внутренней речью, первой сигнальной системы – действующих инстинктов, условных и безусловных рефлексов.

Отметим также некоторые особенности возникновения этноса, предложенные Л.Н.Гумилевым. В процессе этногенеза всегда участвуют два и более компонента. Объединению этнических субстратов в новый этнос способствует то, что они относятся к единому суперэтносу. Этносы, находящиеся на периферии ареала толчка, приводящего к созданию новых этносов, испытывают плавный пассионарный подъем и успевают изменить стереотип поведения без ломки структуры.

Для понимания процесса появления славян нужно принять то, что народ, этнос рождается революционно, сразу, в течение примерно 100 лет, а не постепенно формируется веками. Это диалектический переход количества в качество. А появившись, родившись, как человек после девяти месяцев, этнос развивается на протяжении всей своей жизни. Поэтому рассмотрение этногенеза как формирование праславян (а не славян) на протяжении сотен лет неверно. Где тот порог, после которого непраславяне стали праславянами, а праславяне – славянами. Использование термина праславяне ошибочно также и вследствие того, что новый этнос появляется из нескольких этнических субстратов. Так предками русских появившихся в 13-14 вв. были и славяне, и балты с угро-финнами. Тогда кто прарусские- славяне Днестра и Днепра или балты и угрофинны Оки и Верхней Волги? Кто прафранцузы – галлы или германцы?

Date: 2015-09-18; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию