Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая и социальная защита. 116 page
-------------------------------- <1> Правда, в XVII в. в Англии во времена Кромвеля был принят Закон, говоривший о государстве общего блага (commonwealth) для Англии, Шотландии, Ирландии и др. <2> См.: Честнов И.Л. Легитимность как критерий социального государства в эпоху постмодернизма // Социальное правовое государство. Вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции, 21 июня 2003 г. СПб., 2003. С. 60; Егоршина О.П., Семенов О.В. Становление и развитие идеи социального государства // Там же. С. 78 - 79; Болотина Е.В. Истоки и эволюция представлений о социальном государстве // Там же. С. 80 - 81; Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства / Пер. с фр. М., 1908. <3> Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.
Считается, что среди основных законов идея социального государства впервые получила отражение в Веймарской конституции 1919 г. Ее называют нередко первой социальной конституцией. Такие конституции после Первой мировой войны стали заменять прежние инструментальные конституции, содержавшие главным образом, а то и исключительно статьи об органах государства, а также о политических и личных (но не социально-экономических) правах человека и гражданина. В Веймарской конституции говорилось, что частная собственность должна "в то же время" служить общему благу (ст. 158), что человеку необходимо обеспечить достойное существование, было сказано о рабочих советах на предприятиях, содержалась глава об образовании <4>. Однако еще раньше, в 1917 г., была принята (тоже на волне революционных событий) Политическая конституция Соединенных Штатов Мексики (которая действует до сих пор) <5>. Она содержала социальные положения и (после ряда поправок) провозглашала необходимость "непрерывного улучшения экономического, социального и культурного уровня жизни народа", говорила о "более справедливом распределении доходов и богатств", о социальной справедливости и социальной ответственности (ст. 3, 25). Социальные положения (социальная справедливость, "недопустимость концентрации собственности в руках немногих индивидов" (ст. 45 и др.)) содержались в Конституции Ирландии 1937 г. <6>, принятие которой было связано с борьбой за укрепление независимости от Великобритании. -------------------------------- <4> Официально Веймарская Конституция в русском переводе называлась Конституцией Германской империи. Слово "Reich" было переведено как империя, но в ст. 1 говорилось: "Германская империя ("Reich". - В.Ч.) - республика". См.: Конституции буржуазных государств. М.-Л., 1935. Здесь и ниже указаны даты принятия Конституций, а не вступления их в силу. <5> См.: Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 1. М., 2006. В дальнейшем ссылки на конституции стран Латинской Америки даются по этому сборнику текстов. <6> См.: Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1. М., 2001. В дальнейшем ссылки на конституции стран Европы даются по этому сборнику текстов.
После Второй мировой войны первыми конституциями, имевшими отчетливо выраженный социальный характер, стали Конституции Франции 1946 г. (не действует, кроме преамбулы, где содержатся положения о социально-экономических правах) и Италии 1947 г., провозглашавшая Италию республикой, основанной на труде (ст. 1). Нужно отметить также, что социальными конституциями, действовавшими до Второй мировой войны и после нее, были все советские конституции, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. Более поздние советские конституции, начиная с 1936 г., провозглашали широкий объем социально-экономических прав граждан. Эти основные законы исходили из постулатов классовой борьбы, ликвидации частной собственности и "эксплуататоров", "диктатуры пролетариата", а государство тоталитарного социализма (особенно в его практической деятельности) по существу было антиподом социального государства. Те или иные социальные положения содержатся теперь, хотя и в неодинаковом объеме, почти во всех конституциях, принятых после Второй мировой войны. Среди стран, освободившихся в тот период от колониальной зависимости, наиболее отчетливо они выражены в Конституции Индии 1949 г. Она говорит о "праве на защиту от эксплуатации", о том, что "государство должно обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа" (ст. 38), что государство стремится свести к минимуму неравенство в доходах, а собственность и минеральные ресурсы должны служить общественным интересам. Говорилось об обязанности государства поднять уровень питания и уровень жизни, о том, что не должно быть концентрации богатства во вред общественным интересам и т.д. <7>. В наше время социальные положения есть в конституциях стран Европы (Польши 1997 г., Румынии 1991 г., Швейцарии 1999 г. и др.), Азии (Сирии 1973 г. <8>, Йемена 1995 г., в ред. 2002 г. <9>, Афганистана 2004 г. <10>, Ирака 2005 г. <11> и др., в некоторых из этих стран они сопровождаются тезисами об арабском социализме), Африки (Египта 1971 г., в ред. 1980 и 2007 гг. <12>, Гвинеи 1990 г. <13>, Эфиопии 1994 г. <14> и др.), Латинской Америки (Бразилии 1988 г., Колумбии 1991 г., Чили 1980 г. и др.). Правда, в ряде конституций стран Востока такие положения сформулированы как руководящие принципы политики для правительства. Их ценность бесспорна, но такие положения не рассматриваются как гарантии социальных прав индивида и не защищаются судами (защищаются производные от них положения, содержащиеся в законах). Социальные положения есть и в основных законах (основных низамах) мусульманских стран, приверженных исламскому фундаментализму (низамы - это октроированные монархами акты, они имеют форму и содержание конституций, но все же подлинной конституцией считается Коран). В них говорится о социальной справедливости (ст. 14 Основного низама ОАЭ 1996 г.). В Саудовской Аравии "священной" объявлена не частная собственность, как было в Европе, а публичная, считающаяся достоянием уммы (мусульманского сообщества), говорится, что собственность, капитал и труд составляют основы экономической и социальной жизни (ст. 17 Основного низама 1992 г.) <15>. Правда, большинство таких положений в этих странах касаются правоверных - членов уммы. Нет или почти нет (кроме положений о частной собственности) норм социального характера в старых инструментальных конституциях (США 1787 г., Норвегии 1814 г.), но в США существует социальное законодательство - федеральное и законодательство штатов, основная часть государственного бюджета идет на социальные нужды (что далеко не так во многих государствах, в конституциях которых есть положения о социальном государстве), а так называемый норвежский социализм известен - средняя ежемесячная пенсия в пересчете на рубли составляет более 60 тыс. -------------------------------- <7> Конституция Индии // Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. Изд. 5-е. М., 2006. <8> Постоянная конституция Сирийской Арабской Республики // Ас-Саура. Дамаск. 01.02.1973 (на араб. яз.). <9> The Constitution of the Republic of Yemen. Б/м, 2002. <10> Afganistan Constitution. Kabul, 2004. <11> Iraqi Constitution. Baghdad, 2005. <12> Modernizing the Constitution of Egypt. Ministry of Information. Cairo, 2007. <13> Projet de Loi fondamentale // Horoyaspecial. N 3533. 3 Decembre 1990. Проект на референдуме был принят. <14> The Constitution of the Federal Democratic Republic of Ethiopia. Addis Ababa, 1994. <15> The Basic Law of Government. Higlight of Development. Riyadh, 1933.
Нет необходимости цитировать другие конституционные нормы. Из сказанного видно, что те или иные социальные положения - составная часть действующих конституций в самых различных регионах мира. В разной степени современные конституции - социальные конституции, а социальные меры общего характера (в виде социальных услуг всему населению) или некоторые социально адресные меры (по социальной защите некоторых слоев населения - престарелых, детей, инвалидов, безработных и т.д.) в какой-то мере присущи, видимо, почти всем государствам. Однако возникают вопросы: являются такие основные законы конституциями социального государства, насколько они соответствуют этой концепции и какова существующая практика их применения? Словосочетание "социальное государство" впервые появилось в Конституции (Основном Законе) ФРГ 1949 г. Позже оно вошло в Конституции Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г., ряда других стран. Есть этот термин в ст. 7 Конституции РФ 1993 г. Но во многих новейших европейских конституциях (например, Польши 1997 г., Финляндии 1999 г., Швейцарии 1999 г.) его нет <16>. Содержание этого термина, как правило, не раскрывается. Обычно лишь констатируется, что данное государство - социальное (правда, в дальнейших статьях обычно назван более или менее полный объем социально-экономических прав, присущих современным условиям, говорится о некоторых мерах адресной социальной защиты определенных групп населения). В Конституции РФ содержание термина "социальное государство" раскрывается через целеполагание: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 7). -------------------------------- <16> Правда, в Конституции Польши говорится о государстве, осуществляющем принципы социальной справедливости.
В современной российской и зарубежной литературе по вопросу о сущности социального государства существуют неодинаковые взгляды. Некоторые авторы считают, что социальное государство аналогично "государству (всеобщего. - В.Ч.) благоденствия" <17> (welfare state), иногда говорят, что последний термин - это английский вариант первого <18>. Другие усматривают сходство социального государства с "трудовым государством" - workfare state (этот труднопереводимый на русский язык неологизм не является точным термином, он появился, скорее, как игра слов, для противопоставления термину welfare state, чтобы показать, каким на деле должно быть современное государство - основанном на труде, благоприятствующим трудовому человеку) <19>, третьи говорят, что "проблематика социального государства в новом контексте постмодернизма перемещается в плоскость легитимного государства" <20>, четвертые, констатируя, что "золотое тридцатилетие" государства благоденствия давно закончилось, предлагают вместо него "селективное (выборочное. - В.Ч.) государство благосостояния", говорят о передающем, перемещающем социальные блага <21>, "взмешивающем государстве" (transfer state, churning state), называя его идеальным типом государства <22>, и т.д. В настоящее время общая идея такого подхода к социальному государству в науке европейских стран заключается в утверждении, что социальное государство сопряжено с введением демократии в сферу экономических и социальных отношений (презюмируется, что в области политики демократия существует уже давно) <23>. "Возрастающая роль государства как источника услуг и социальных благ для городского населения видится естественной реакцией на изменение социальных потребностей и запросов граждан", - отмечает британский исследователь Ф.Дж. Каслс <24>. Изменения, внесенные в 2008 г. в Конституцию Франции Конституционным законом от 23 июля 2008 г. N 2008-724 о модернизации институтов пятой республики <25>, и последовавшие за этим другие законы (например, Закон от 20 августа 2008 г. N 2008-789 о социальной демократии и реформе рабочего времени <26>) тоже свидетельствуют об этой тенденции. -------------------------------- <17> Торлопов В.А. Политико-социологические основы создания и развития социального государства: Автореф. СПб., 1997. С. 8. <18> Честнов И.Л. Указ. соч. С. 60 - 61. <19> Содержание термина "workfare state" не ограничивается вопросами труда, имеются другие составляющие, в том числе распределение общественных благ (утверждается, что такое государство должно обеспечивать только основные нужды человека - прожиточный минимум, образование, здравоохранение, инфраструктуру, но человек сам должен проявлять максимум заботы о себе и своей семье). <20> Честнов И.А. Указ. соч. С. 62 - 63. <21> Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / Пер. с фр. М., 1997. С. 70, 85, 90 и др.; Dufourcq N. L'Etat: providenceselective // Notes de la Fondation Saint-Simon. Mars 1994. P. 7 - 8. <22> Buchanan J. The Political Economy of the Welfare State. Stokholm, 1988. P. 7. <23> Borgetto M., Lafore R. La Rupubliquesociale. Contribution a l'utude de la questiondumocratique en France. P., 2000. <24> Каслс Ф.Дж. Собака, которая не залаяла: экономическое развитие и послевоенное государство благосостояния // Pro et contra. Человек в социальном государстве. Лето 2001. С. 161. <25> См.: Legifrance-gouv.fr. Mercredi 10 septembre 2008. <26> См.: Legifrance-gouv.fr. Mardi 21 octobre 2008.
Определения социального государства в учебных пособиях тоже неодинаковы. М.А. Волгин, Н.И. Гриценко, Ф.И. Шарков в учебнике "Социальное государство" предлагают, по-видимому, наиболее пространное определение, в которое включены формулировки: "социальное государство - это демократическое правовое государство", "самостоятельный тип правового государства", оно устанавливает оптимальные взаимоотношения личности, коллектива и государства, это "наиболее целесообразный способ соединения власти и свободы", оно обеспечивает "минимум социальных рисков" и т.д. <27>. Существуют и краткие определения. В них есть свои достоинства и недостатки, но оценка их не является задачей данной статьи. Заметим лишь то, чего недостает, на наш взгляд, в таких определениях: раскрытия сути, возможностей и пределов государственной власти социального государства. Социальное государство - это прежде всего активное, интервенционистское, регуляционное государство, вмешивающееся в сферу социально-экономических отношений и отношений в области культуры, духовной жизни, в конечном счете в общих (общественных) целях, хотя и не всегда на деле равно соблюдающее (и по своему положению не могущее одинаково соблюдать) интересы всех слоев общества и индивидов. Любое государство прежде всего выражает интересы социальных слоев и индивидов, доминирующих в обществе экономически, политически и духовно, которые вследствие этого по общему правилу оказывают наиболее сильное давление на юридически и до определенной степени фактически независимую государственную власть, хотя в известных ситуациях решающим может оказаться давление других слоев, под воздействием которых государственная власть может осуществлять иные социально-экономические меры. Последние могут противоречить некоторым интересам доминирующих слоев общества, но в конечном счете они необходимы и им, ибо снимают социальную напряженность, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Однако государство не должно, да в конечном счете объективно и не может принудительными мерами насадить порядки, которые не соответствуют естественным тенденциям развития общества (такие попытки, даже если они и продолжались иногда несколько десятилетий, к ним относится, например, создание "государства социалистической ориентации" в Африке, пока что не удались). Суть активной роли социального государства состоит в обеспечении различными методами условий и процессов повышения качества жизни общества и человека, в обеспечении такого уровня жизни, который считается достойным в международном сообществе, но учитывает конкретные условия данной страны, обычаи и традиции ее народа, реальные возможности общества и данной государственной власти. Ясно, что нельзя подходить с одной и той же меркой к странам Тропической Африки и, например, Скандинавии. Излишние социальные обещания государственной власти, которые выходят за пределы реальных экономических возможностей общества и государства, имеют популистский характер, могут лишь дискредитировать идею социального государства. -------------------------------- <27> Волгин И.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учеб. М., 2003. С. 20.
Для того чтобы уяснить юридическую природу социального государства, необходимо, с одной стороны, вычленить его основные признаки с учетом того, как они отражаются в законодательстве (прежде всего, в конституциях), а с другой стороны, осуществить анализ фактической стороны, посмотреть на реализацию этих признаков на практике, к чему мы и обратимся. Выше уже говорилось о двух принципах социального государства - достойная жизнь и свободное развитие человека (хотя формулировки могут быть усовершенствованы). Конституционные признаки социального государства (назовем их конституционными индикаторами) тоже имеют общий характер. Их конкретное содержание раскрывается в текущем законодательстве, а реализация - в практической деятельности государства. Одним из первых положений (индикаторов), относящихся к современной концепции социального государства и включенных в конституции, стало положение о социальной функции частной собственности, которое впервые было закреплено в немецких Конституциях - Веймарской 1919 г. и ФРГ 1949 г. Вместо прежнего тезиса о "священной и неприкосновенной" частной собственности (французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.) в конституциях появились формулировки: "собственность обязывает", "частная собственность должна служить общественным интересам, общей пользе". С концепцией социальной функции частной собственности связаны и признанная теперь возможность национализации частной собственности, тарифное регулирование, меры против монополизации рынка и многие другие ограничения прав собственника со стороны государства. Такие нормы действуют и в США, о которых иногда отдельные российские авторы говорят (правда, теперь меньше) как о примере свободной рыночной экономики. Действительно, там по сравнению с Европой вмешательство государства в экономику и распоряжение частной собственностью традиционно слабее <28>, нет в законодательстве и положений о социальной функции частной собственности, но и в США по решениям судов раздробили рокфеллеровскую сталелитейную компанию, могущественный телефонный спрут AT&T, а в последние годы создали конкуренцию Microsoft. В условиях современного мирового финансового кризиса в США в 2008 г. были осуществлены меры, равнозначные фактической национализации двух крупнейших финансовых компаний ипотечного кредита, которые имеют особое значение для экономики (часть акций перешла к государству, а руководителями компаний были назначены государственные чиновники). В Конституции РФ положений о социальной функции частной собственности нет (это результат взглядов, которые господствовали в обществе в начале 90-х гг. прошлого века, на Конституционном совещании 1993 г. иногда предлагалось даже включить в проект Конституции формулировку о "священной и неприкосновенной частной собственности"). Такой подход до сих пор оказывает определенное влияние на законодательство и мероприятия, предпринимаемые государственной властью (отношение к олигархам, недостатки законодательства о противодействии коррупции и использовании природных ресурсов и др.), хотя в принципе социальная функция частной собственности в России не отрицается. -------------------------------- <28> Некоторые высокопоставленные американские должностные лица в непростых условиях американской экономики теперь в своих докладах парламенту сетуют на слабую экономическую роль государства в США. См.: РГ. 2008. 28 февр.
Второе положение (индикатор), которое вошло в конституции в связи с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Такая формулировка есть в некоторых конституциях, в том числе в упоминавшейся Конституции Египта 1971 г. (в ред. 1980 и 2007 гг.). Социальное партнерство распространяют прежде всего на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В Конституции РФ нет такого положения, но оно содержится в Трудовом кодексе РФ 2001 г. Периодически заключаются тройственные соглашения между правительством, профсоюзами и объединениями работодателей (действует Соглашение на 2008 - 2010 гг., которое в основном относится к сфере труда, хотя содержит регулирование и некоторых других вопросов) <29>. Действуют также соглашения на три года (теперь - 2008 - 2010 гг.) между соответствующими службами и агентствами федеральных министерств и отраслевыми профсоюзами <30>. С позиций конституционного права и концепции социального государства вопрос о социальном партнерстве ставится гораздо шире. Сюда относятся и соглашения политических партий по принципиальным вопросам жизни общества. Такие соглашения на основе общечеловеческих принципов были достигнуты при подготовке Конституции Испании 1978 г., при решении национальных проблем в Македонии в начале 2000-х гг., по вопросу о представительстве различных религиозных конфессий в парламенте и замещении важнейших государственных постов в Ливане в 1943 и 1989 гг. <31>, при создании в 2006 г. двумя крупнейшими партиями, находящимися в оппозиции друг к другу, общего правительства, действующего сейчас в Германии, и др. К вопросам социального партнерства в его более широком толковании относятся принципы мирного разрешения социальных конфликтов и соответствующие процедуры, способы решения других вопросов. Социальное партнерство не исключает состязательности различных партий в политическом процессе, социально-экономических и других объединений в других сферах жизни, ибо в такой состязательности могут быть выработаны и предложены более целесообразные пути решения тех или иных стоящих перед обществом проблем. О состязательности (соперничестве) политических партий говорится в ст. 5 Конституции Чехии 1992 г. Такие социально-политические стороны социального государства в конституционном праве России и зарубежных стран исследованы недостаточно, изучались главным образом социально-экономические отношения. -------------------------------- <29> При подписании договоров всегда оставались разногласия, главным образом это требования профсоюзов к правительству. Они фиксируются в прилагаемом протоколе разногласий. <30> См., например: РГ. 2008. 1 марта. В сообщениях о таких соглашениях, публикуемых от имени федеральных министров, говорится, что, если другие профсоюзы данной отрасли в течение месячного срока не заявят об отказе присоединиться к такому соглашению, оно будет распространяться и на них. <31> Сказанное не означает, что Македония или Ливан - это социальные государства, мы лишь констатируем факт.
Третий конституционный индикатор социального государства - социально-экономическое равноправие и фактическое выравнивание положения индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей вряд ли достижимо, по крайней мере, в обозримом будущем. Однако с позиций концепции социального государства предоставления им только равных "шансов", на что иногда делается акцент, недостаточно. Разрыв в доходах между 10% самых бедных и 10% самых богатых, по официальной статистике, достигает 16,8 раз (в Москве - 34 раза), а по подсчетам некоторых экономистов - до 50 раз, разрыв между максимальным и минимальным душевым доходом в субъектах РФ около 11 раз (по другим данным - 8,4 раза). Как индивиды, так и общности (территориальные публичные коллективы субъектов РФ) находятся в весьма неравном положении. Социальное государство призвано выравнивать ситуацию в тех сферах, где это можно сделать по существу, поднимая общий уровень. Как частный (в отношениях кочевников, жителей горных территорий и др.) он назван в некоторых зарубежных конституциях. Есть и другие стороны этого конституционного индикатора, связанные, например, с пределами преимуществ, предоставляемых социальным государством индивидам или определенным группам населения, условиями временного или постоянного характера льгот, и другие вопросы. Они с теоретических позиций в полной мере не исследованы, да и в конституциях целесообразна обобщающая формулировка этого. Четвертый индикатор - социальная справедливость. В Конституции РФ о нем не упоминается (что тоже не является достоинством Основного Закона), но он назван в российских Законах об общественных объединениях, о политических партиях. Эти Законы устанавливают также, что требования социальной справедливости не являются "разжиганием социальной... розни", запрещенной ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Принцип социальной справедливости включает много составляющих, причем они неодинаковы в различных правовых системах стран мира. В большинстве стран к элементам принципа социальной справедливости относят прежде всего установление законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). Он может быть почасовым, помесячным. В США минимальный почасовой размер оплаты труда составлял в 2004 г. 7,25 - 13 долл. (в зависимости от вида труда), в Германии при переводе на доллары США - в среднем 10 долл., в Италии - 8, в Норвегии, Швеции - больше <32>. В среднем в развитых странах в пересчете на рубли это составляет приблизительно 250 - 300 руб. за час работы (в связи с происходящим финансово-экономическим кризисом, инфляцией, индексацией, удовлетворением требований некоторых категорий работников о повышении заработной платы эти данные изменяются, но не принципиально). В России с 1 января 2009 г. МРОТ в соответствии с Федеральным законом <33> составляет 4330 руб. в месяц, т.е. около 118 евро (до этого - 2300 руб.). Представители властных структур признают, что МРОТ в 2008 г. составляет лишь 60% прожиточного минимума <34>. Если исчисление МРОТ перевести на почасовую оплату, то это значит, что при 40-часовой рабочей неделе минимальная почасовая оплата труда в 2008 г. равна приблизительно 13 руб., (а в 2009 г. должна составить 22 руб.). Словакия отнюдь не самая развитая страна в Европе. Но там МРОТ в месяц составляет 540 евро или около 100 руб. за час работы, в Чехии при 415 евро - около 80 руб., в Испании при 600 евро - около 120 руб. Фактическая оплата труда, конечно, выше, чем МРОТ, и за рубежом, и в России (в США час работы стоил в 2004 г. в среднем 16,4 долл., в Германии - 22,7 <35>, в Испании при фактической средней заработной плате - 1600 евро в месяц в 2008 г. - более 15 долл.). В России в 2007 г. при средней начисленной месячной заработной плате 13627 руб. <36> (около 500 долл. США в месяц) час работы стоил около 2,7 долл., т.е. разница достигает 6 - 9 раз <37>. В декабре 2007 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, средняя заработная плата составила уже 18 тыс. 467 руб. <38> (нужно иметь в виду, что декабрь - особенный месяц по выплатам), час работы стоил в пересчете приблизительно 3,8 долл., т.е. контраст сохраняется (условия финансового кризиса вносят в эти расчеты поправки). Можно проводить более тщательные подсчеты, но и без этого разница между сотнями и десятками видна. В постсоветских республиках Средней Азии и Кавказа ситуация хуже, фактическая заработная плата составляет от 427 долл. в месяц в Казахстане, до 110 долл. в Грузии и 48 долл. в Таджикистане (соответственно, дешевле и час работы) <39>. -------------------------------- <32> Аргументы и факты. 2004. N 47. С. 6. <33> Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010. <34> РГ. 2008. 9 февр. <35> Аргументы и факты. 2004. N 47. С. 6. <36> РГ. 2008. 18 марта. <37> Используя эти числа, важно учитывать особенности такой статистики, когда мы складываем оплату крупного менеджера и уборщицы, а затем делим полученный результат пополам (чего в жизни нет), тот факт, что стоимость жизни, например, в США или Японии по многим показателям выше, чем в России (например, хлеб, проезд на городском транспорте дороже в 4 - 5 раз, образование в вузах - в целом в 20 - 30 раз и т.д.). Наконец, нужно иметь в виду, что производительность труда, что является одним из источников средств для социального государства, в России в несколько раз ниже, чем с США, а на единицу изделий мы затрачиваем ресурсов в несколько раз больше (воды и электроэнергии - в 3 - 4 раза и т.д.). <38> РГ. 2008. 30 янв. <39> РГ. 2008. 9 марта.
Другой показатель справедливости - это потребительская корзина, набор минимума товаров и услуг, необходимых для жизни человека (черта бедности), он должен быть обеспечен человеку государством (отсутствие такого минимума по независящим от лица причинам дает право на субсидию или пособие от государства, размер корзины для разных категорий лиц: инвалидов, пенсионеров, детей, работающих и т.д., неодинаков). Потребительская корзина рассчитывается государственными органами в натуральном виде, этот перечень утверждается законом, а затем фиксируется в денежной форме (в России - ежеквартально Правительством РФ) с периодической индексацией. В наиболее благополучных странах (например, в Швеции) стоимость потребительской корзины составляет приблизительно 1000 долл., в Греции, Португалии и других странах этого уровня развития - около 500 - 700 долл. Набор перечня товаров и услуг время от времени пересматривается (в России раз в 5 лет). На II кв. 2007 г. корзина оценивалась Правительством РФ в 3809 руб. на одного человека в месяц <40>, в 2008 г. - 4005 руб., но, по официальным подсчетам, к началу 2008 г. стоимость необходимого набора корзины составляла 5930,4 руб. <41>. Субъекты РФ определяют свои корзины (их минимум не может быть ниже общероссийского), разница между благополучными и дотационными субъектами РФ составляет разы. Пособия по безработице тоже ниже прожиточного минимума (по Постановлению Правительства РФ с 1 января 2009 г. независимо от предыдущей заработной платы максимум пособия составляет 3400 руб. в месяц, его минимальный размер (для не работавших, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и др.) - 850 руб.) <42>. В результате, по официальным оценкам, за чертой бедности проживает приблизительно шестая часть населения, по неофициальным оценкам - больше. В то же время Россия находится с 2008 г. на втором месте в мире (после США) по числу долларовых миллиардеров, и их число каждый год растет быстрее, чем в развитых странах. Словом, и в этой связи возникают проблемы с созданием социального государства в России. В бедной Индии тоже есть владельцы монополий, аналогичные российским олигархам, чьи состояния более чем вдвое превосходят самые крупные российские состояния. Самый богатый человек в мире, с состоянием более 60 млрд. долл., живет в Индии, второй по размерам личного состояния (тоже более 60 млрд.) - в Мексике, хотя в Конституциях этих стран содержатся, пожалуй, наиболее фундаментальные положения, относящиеся к социальному государству, а коммунистический Китай находится на 4 - 5 месте в мире по числу долларовых миллиардеров. Такие же проблемы есть и в развитых странах, где, как считается, существует социальное государство. Разрыв в доходах богатых и бедных в США приблизительно такой же, как в России (15,5 раза), в Европе он меньше (6 - 7 раз), но миллиардеров в США гораздо больше, размеры их богатств выше, существуют депрессивные районы. Названные выше общие (социальная функция частной собственности, социальное партнерство, социальная справедливость и др.) и конкретные конституционные нормы социального характера (МРОТ, потребительская корзина, черта бедности и государственные субсидии и др.) - огромное достижение человечества, они дают направленность действиям государственной власти, но такие мероприятия надо осуществлять (если для этого есть реальные возможности), иначе конституционные провозглашения приобретают популистский характер. Поэтому и возникает вопрос не только о юридических, но и фактических индикаторах социального государства, в том числе в некоторых благополучных странах Запада. Пока что развитие даже в самых благополучных странах ведет к непропорциональному повышению благосостояния богатых. Это не значит, что бедные становятся все бедней, а богатые - богаче, как писал К. Маркс (социальное государство в определенной мере защищает менее состоятельные слои населения), но бедные сохраняют или немного улучшают свое положение, тогда как у миллиардеров вырастают новые миллиарды. Это имеет место и в России, некоторые из крупных олигархов в течение последних лет за год систематически почти удваивали свое состояние (глобальный финансовый кризис изменил ситуацию в хищническом капитализме, некоторые самые крупные российские миллиардеры, в том числе живущие за границей, потеряли значительную часть, иногда почти половину, своего состояния). Date: 2015-09-17; view: 467; Нарушение авторских прав |