Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 117 page





--------------------------------

<40> РГ. 2007. 11 дек.

<41> См.: РГ. Неделя. 27 декабря 2007 г. - 2 января 2008 г.

<42> РГ. 2008. 14 ноября. Затем этот размер был новым Постановлением увеличен, но остается ниже размера потребительской корзины.

 

Социальная справедливость тесно связана с решением вопросов труда, пенсий, а также социальной инфраструктуры - образования, медицинского обслуживания, жилья, доступа к достижениям культуры и др. Об оплате труда уже говорилось. Социальное государство также регулирует независимо от форм собственности вопросы продолжительности рабочего дня, устанавливает обязательные еженедельные выходные дни, ежегодные отпуска, ограничивает сверхурочные работы и т.д. Существуют пособия по безработице (о них говорилось), государственные пенсии (по рекомендации Международной организации труда, пенсия должна составлять не ниже 40% средней заработной платы по стране, в России средняя пенсия составляет 25,8%) <43>, по официальным данным, она лишь к концу 2009 г. достигнет прожиточного минимума (потребительской корзины) <44>. Президент РФ Д.А. Медведев назвал размер достойной пенсии - 13 тыс. руб. <45>, такие прогнозы относятся по планам Правительства к будущему десятилетию. Социальное государство проявляет заботу о развитии образования, это вложение капитала в человека, верный путь к прогрессу общества. В России теперь обязательным является 11-классное образование, существует разветвленная сеть государственных и частных вузов, по оценкам экспертов ООН, Россия находится на девятом месте по уровню образования (раньше была на четвертом). Осуществление конституционного права на охрану здоровья зависит от системы медицинского обслуживания в той или иной стране. В небольшом числе государств (США и др.) существует система либеральной медицины, пациент сам выбирает врача и оплачивает медицинские услуги. В некоторых странах (Великобритания, Италия, Швеция и др.) действует система государственной медицины, ее ввели, как правило, бывшие у власти социал-демократы. Во многих странах действует, как и в России, страховая медицина, лечение оплачивается из специально создаваемого государственного (внебюджетного) фонда, куда делаются отчисления из государственного бюджета и взносов работодателей (в зарубежных странах также из заработка работников). По данным зарубежной статистики, Россия по уровню медицинского обслуживания находится ниже 100-го места <46> (правда, в последние годы в ходе реализации одной из национальных программ ситуация существенно улучшается).

--------------------------------

<43> РГ. 2008. 8 февр.

<44> РГ. 2008. 14 ноября.

<45> РГ. Неделя. 2008. 20 февр. - 5 марта.

<46> См.: Аргументы и факты. 2000. N 28. С. 27, N 48. С. 3. Для того чтобы обеспечить приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долл. на одного человека (по данным 2004 г.). В 2004 г. в России расходовалось 80 долл. См.: РГ. 2004. 27 апр.

 

Социальную справедливость можно осуществить, если в стране создана социально ориентированная экономика. Это следующий важнейший индикатор социального государства. Положение о социально ориентированной экономике уже встречается, хотя и в сокращенной формулировке, в некоторых конституциях. Однако в содержании тезиса о социально ориентированной экономике остаются неясности. Степень социальной ориентированности экономики определяется, видимо, не только пропорциями в расходной части бюджета. Концепция социально ориентированной экономики имеет очень сложный и разносторонний характер, обоснование этого аспекта социального государства также требует дальнейших и комплексных исследований представителей разных отраслей знания.

Социальное государство - не только социально-поддерживающее, но и социально-регуляционное государство. Меры по стабилизации экономики, предпринимаемые государством в разных странах мира в условиях современного финансового кризиса, лишний раз подтверждают это. Государство активно вмешивается в вопросы экономики, регулирует социальные отношения (о социальном законодательстве сказано выше), политическую систему (законы о политических партиях, общественных объединениях и др.), культуру, духовную жизнь общества (законодательство, относящееся к религии, запреты экстремистской пропаганды и др.). Жизнь свидетельствует о многообразных способах регулирования разных сторон общественной жизни (а иногда и личной жизни, если они могут приобрести важное общественное значение, например отношения в семье) со стороны современного государства. Важнейшим элементом социально-регуляционного государства является государственное прогнозирование и планирование, впервые появившееся в государствах тоталитарного социализма (оно имело директивный характер, причем по номенклатуре изделий, которая менялась, что, естественно, не способствовало точному выполнению планов). Теперь планирование в форме индикативного, ориентирующего планирования принято в большинстве стран. О нем говорится в Конституциях Индии, Испании, Италии, Португалии и других стран (в Конституции РФ об этом не сказано).

Современное социальное государство по своей природе выступает как социально-политический арбитр в обществе. Это качество в какой-то мере было присуще и государствам прежних эпох. Даже рабовладельческое и феодальное государство выполняло какие-то ограничительные функции по отношению к всевластию хозяина, осуществляло некоторые арбитражные функции в сфере общественных отношений определенных социальных групп. В современных условиях эта роль государства неизмеримо возросла, приобрела новый качественный характер. Современное социальное законодательство развитых стран детально регулирует отношения труда и капитала, роль социально-экономических организаций работников и работодателей, способы мирного давления на государственную власть с целью добиться удовлетворения тех или иных социально-экономических требований различных групп населения. Конституция Швейцарии 1999 г. разрешает и забастовки рабочим, и локауты предпринимателям (закрытие в случае забастовки предприятия и увольнение всех работников). Законы государства регулируют отношения работников и работодателей, защищают права той и другой стороны, действует политическая оппозиция, законодательство регулирует формы мирного давления на власть, проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и др.). Есть много других сторон жизни общества, где государство выступает как своеобразный арбитр, определяя допустимость и недопустимость определенных явлений и действий.

Однако нужно иметь в виду, что социальное государство не является абсолютно беспристрастным арбитром. Как и всякое государство, оно прежде всего выражает и защищает интересы экономически, политически и идеологически доминирующих слоев общества. Там, где таким слоем является средний класс, оно прежде всего выражает его интересы, т.е. фактически совпадающие интересы большинства населения при определенной защите интересов и прав меньшинства, которое не прибегает к насильственным действиям (в такой политике государства имеют место колебания и отступления). В России средний класс еще не стал достаточно влиятельной силой (его численность оценивается социологами в пределах 15 - 20% населения в отличие от развитых стран, где это число равно приблизительно 70 - 80%), а социально-арбитражная роль государства не получила полного развития. Иллюстрацией может служить и "бедный" МРОТ, о котором говорилось выше, и отсутствие прогрессивного налогообложения, за которое высказывается, судя по опросам, большинство общества (людям непонятно, почему работник с небольшой зарплатой и бедствующей семьей должен платить такой же процент налога, как и крупный топ-менеджер, заработная плата которого составляет иногда миллионы в месяц и у которого и после уплаты более высокого налога еще останутся немалые средства для весьма безбедной жизни). К вопросам эффективности социального арбитража государства в России относятся и проблемы использования природных ресурсов, и нежелание (или неумение) ограничить неуемные аппетиты олигархов в экономике, и длившиеся в течение десятилетия неясности с принятием антикоррупционного законодательства (хотя, казалось бы, простая проверка не доходов, а расходов или строительства шикарных особняков лицами со скромной зарплатой и их родственниками могла бы хорошо "высветить" коррупционеров, как это делается в некоторых зарубежных странах, и положения о правах человека не рассматриваются как препятствия для документальных и фактических сопоставлений). К вопросам социального арбитража государства относятся ориентация "беспартийной" российской власти на определенную партию и некоторые другие проблемы.

Следующий правовой индикатор социального государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется прежде всего как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, различных ее регионов, создавать благоприятные условия жизни для своих работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д. Но социальная ответственность может и должна распространяться на все стороны, участвующие в общественных отношениях. Забастовка, парализующая жизнь всей страны, может причинить несопоставимо большой ущерб обществу, поэтому, в частности, закон запрещает всеобщие забастовки и требует обеспечения минимума работ на производствах с непрерывным циклом, запрещает забастовки не только государственным служащим, но и обыкновенным рабочим, занятым, например, в области водо- и электроснабжения. Есть множество других сторон жизни, связанных в том числе с профессиональной ответственностью, ответственностью различных групп (например, государственных служащих). Все это элементы социальной ответственности перед обществом, установленные законами государства. Социальная ответственность распространяется не только на группы людей, но и на индивидов. Она связана с конституционными обязанностями социального характера (иногда в зарубежных конституциях говорится об обязанности трудиться, служить обществу, народу, "самоусовершенствоваться"). Это ответственность перед обществом, народом. Отдельные из таких норм имеют, скорее, моральный характер, их трудно, а то и невозможно, обеспечить юридическими средствами. Тем не менее они имеют важное значение для формирования социального государства, для целей развития личности. Важнейший конституционный индикатор современного государства - идеальная демократия. Такого положения пока что нет в конституциях, но, как говорится, оно уже появляется в некоторых зарубежных законах.

Современное социальное государство так, как оно формируется, - это технократическое и технологическое государство, а теперь во все большей степени и модернизирующееся инновационное государство. Влияние, власть профессионалов (технических и иных специалистов) связана с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми не сталкивались государства прежних эпох. Решение этих задач нужно просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого нужны специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений государственных органов, государства возрастает. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) "управленцев", развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за парламентами и правительствами. Только выполняя свою новую роль, социальное государство может успешно реагировать на растущие социальные вызовы современности.

В конечном счете в основе подлинной концепции социального государства находится всесторонняя забота о человеке. Согласно Конституции РФ человек является высшей ценностью. В Конституции РФ социальное государство соединено с понятием достойной жизни и свободным развитием личности. "Свободное развитие людей и их социальная защита всегда будут приоритетами государственной политики", - говорится в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. <47>. Прежнее понимание достойной жизни, связанное с концепцией государства благоденствия, хотя и сейчас издаются солидные работы по этому вопросу, в общем в мировой науке отвергнуто, поскольку, уповая на беспредельно обслуживающую роль государства, оно ведет к хозяйственной, политической и иной пассивности личности, к ее иждивенчеству. Новые подходы требуют, чтобы государство (социальное государство) обеспечивало основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.) <48>, но человек тоже должен заботиться о себе и своей семье. Современные условия общественного развития, прогресс науки, культуры, образования, равно как и грозящие опасности (в том числе и из-за ложного или преступного использования научных достижений), требуют формирования новой личности человека, высоко профессионального, морально подготовленного и ответственного. Социальное государство обязано создать, и оно создает условия для этого.

--------------------------------

<47> РГ. 2008. 6 ноября.

<48> Понятие основных нужд и их перечень не определены достаточно точно, перечисления имеют эмпирический характер.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Кадровая политика и система социального партнерства в условиях глобального финансово-экономического кризиса

(Петров А.Я.)

("Трудовое право", 2009, N 8)

Дата

16.07.2009

Информация о публикации

"Трудовое право", 2009, N 8

Примечание к документу

 

Текст документа

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

 

А.Я. ПЕТРОВ

 

Петров А.Я., доктор юридических наук.

 

Организаторы круглого стола: кафедра трудового права факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики совместно с Высшей школой управления человеческими ресурсами Центрального института непрерывного образования Общества "Знание" России.

 

Работу круглого стола открыл зав. кафедрой трудового права ГУ-ВШЭ, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Орловский Ю.П. Он поприветствовал участников круглого стола и отметил важность и своевременность такой встречи.

В обсуждении проблем участвуют представители органов государственной власти, представители правоохранительных органов, представители работодателей и профсоюзов, правозащитных организаций, большая группа ведущих ученых нашей страны.

Попытаемся рассмотреть антикризисные меры, которые уже были предприняты и которые можно будет использовать.

Предметом нашего рассмотрения могут быть такие вопросы:

- насколько совершенен механизм реализации этих антикризисных мер;

- необходимы ли изменения в трудовом законодательстве;

- система социального партнерства в условиях кризиса;

- нужны ли другие меры.

Вот таков приблизительный круг вопросов. Каждый из участников может выступить и по другим вопросам. Главное - не отклоняться от темы круглого стола.

Декан факультета права ГУ-ВШЭ Е.Н. Салыгин приветствует участников круглого стола и отмечает, что поставлена очень важная и острая проблема. Кроме того, она действительно является комплексной и требует всестороннего подхода как с точки зрения сторон социального партнерства, так и с позиции правовой политики и правоприменительной практики.

Думаю, что наше обсуждение будет весьма полезным и продуктивным для представителей всех сторон.

 

Орловский Ю.П.

Разрешите мне сказать коротко по существу проблемы.

Число уволенных в стране - свыше 7 млн. человек. Это те, кто зарегистрированы, и те, кто уволены. В это число входят и те, кто увольнялись до кризиса. И тем не менее, цифра весьма значительна. Конечно, встает вопрос: что делать?

Правительство РФ ответило своей антикризисной программой. Кроме того, есть региональные антикризисные программы. Но нужно посмотреть, насколько эффективны предусмотренные в них меры. Нужно предотвратить процесс увольнений, помочь людям, которые потеряли работу. Здесь могут быть различные пути решения. Конечно, многие воспользуются пособиями по безработице. Посмотрите, какую нагрузку несет сейчас бюджет Москвы. Размер пособия по безработице в столице установлен в размере 6600 руб.

Что сегодня характерно для нашей политики занятости? Она становится все более активной. Раньше много финансов тратилось на пособия по безработице, а ныне немалая часть средств идет на создание дополнительных рабочих мест.

Что касается таких мер, как переподготовка кадров и внутренняя миграция, то, по моему убеждению, в больших городах внутренняя миграция бесперспективна, потому что старшее и среднее поколение имеют уже сложившийся быт и не покинут родные места. Что же касается молодежи - в Москве заканчивают вузы 45% иногородних студентов, а хотят уехать только 8%, остальные остаются в столице.

В отношении переподготовки кадров тоже есть проблемы. Большинство уволенных работников занимали определенные должности. Большинство же вакансий - рабочие профессии. Здесь не срабатывает лозунг В. Маяковского: "Я б в рабочие пошел, пусть меня научат". Поэтому, если есть вакантные должности, нужно вести их реестр, своевременно осуществлять подготовку по этим должностям, а не по тем, которые находятся в зоне риска.

Сегодня перспективна организация собственного дела, ибо это новые рабочие места. В последнее время приняты важные решения по малому бизнесу на уровне Российской Федерации. Много важных решений принято в регионах. Так, в Архангельской области всех тех предпринимателей, которые заняты производством или услугами, освободили от налогов. В Москве увеличена сумма субсидий для тех, кто, организуя собственное дело, создают дополнительные рабочие места. Ситуация во многих западных странах: малый бизнес дает 50, а то и 70% рабочих мест, тогда как у нас - 17%.

А теперь о тех организациях, которые испытывают временные финансовые трудности. Они правильно поступают, стараясь всеми силами удержать работников и не увольнять их. Кризис пришел -кризис уйдет, квалифицированные кадры нужно не растерять. Сейчас используется много механизмов для того, чтобы люди продолжали работать, в частности, введение режима неполного рабочего времени. Проблем здесь не возникает, когда есть согласие сторон трудового договора. Вопросы появляются тогда, когда на режим неполного рабочего времени переводят в одностороннем порядке. Как может работодатель перевести на указанный режим, если работник не согласен? Работодатель осуществляет такой перевод, но с нарушением ст. 74 ТК РФ. Однако экономический кризис не является причиной для одностороннего перевода работников.

В то же время, если работник не согласен, то может быть уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, по сокращению численности или штата. Однако это затратный механизм. Потому мне представляется, что в ст. 74 Трудового кодекса РФ необходимо внести дополнение именно на тот переходный период, который связан с экономическим кризисом. Нужно предотвратить злоупотребления со стороны работодателя.

Мы встречаемся и с такой ситуацией, когда нет никакого экономического кризиса для конкретной организации. Вместе с тем работников переводят на режим неполного рабочего времени, ссылаясь на кризис.

Для решения кадровых вопросов нужно использовать и другие варианты.

Часто на практике существуют два предприятия: одно испытывает дефицит рабочей силы, другое не может обеспечить работой своих работников. Поэтому последнее может ввести такой механизм: обеспечить временный перевод работников к другому работодателю. Можно было бы использовать для решения проблемы положения, установленные Федеральным законом от 28 февраля 2008 г., которые действуют в отношении спортсменов, распространив это правило на другие категории работников.

 

Нуртдинова А.Ф., начальник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда РФ.

Мне бы хотелось остановиться на проблемах, связанных с социальным партнерством. На сегодняшний день это один из динамично развивающихся институтов трудового права. И все, что касается социального партнерства, как мне представляется, в меньшей степени подвержено влиянию финансового кризиса. Это способ взаимодействия работников и работодателей. И вряд ли в правотворчестве и правоприменении с участием представителей работников и работодателей принципиально что-то изменится в условиях кризиса, но само содержание договоренностей претерпит определенные изменения. Сейчас рано говорить, что кризис конкретным образом повлиял на систему социального партнерства.

Мне кажется, что наметились две тенденции, которые будут углубляться в период финансово-экономического кризиса. Первая характеризует развитие социального партнерства в нашей стране, и обозначить ее можно как формирование активного отношения государства к системе социального партнерства. Возьмем концепцию развития страны до 2020 г., представляющую собой видение нашего государства пути развития на перспективу. Упоминание социального партнерства встречается там три раза, в том числе говорится и о поиске его новых форм.

Государство на сегодняшний день достаточно целенаправленно вовлекает работодателей и профсоюзные организации не просто в систему сотрудничества между собой, но и в процесс формирования и реализации социально-экономической политики. Включение Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в ТК РФ ст. 35.1 принципиально изменило роль и трехсторонней комиссии, и социальных партнеров.

Интересно проследить эту тенденцию на примере региональных трехсторонних соглашений. Трехстороннее соглашение - это не только социально-партнерский акт, направленный на регулирование социально-трудовых отношений. Это социально-экономическая программа региона. Любое такого уровня соглашение направлено на решение проблем экономического развития. Так, в соглашении выделяются такие разделы: экономическая политика, содействие занятости и развитие кадрового потенциала, молодежная политика, экологическая безопасность. Они свидетельствуют о том, что социальное партнерство выходит за рамки собственно трудовых отношений.

И содержание региональных соглашений подтверждает их оценку как совместно выработанного плана, направленного не только на обеспечение трудовых отношений, но и на экономическое и социальное развитие региона. В частности, на работодателей возлагается обязанность инвестировать в новые технологии, в современные методы управления, разрабатывать мероприятия по приведению параметров выпускаемой продукции в соответствие с международными стандартами и т.д.

Еще раз хочу акцентировать внимание на выводе о том, что социальное партнерство перешагнуло порог трудовых отношений. Оно характеризуется тем, что охватывает гораздо более широкий круг проблем. И невозможно отрицать, что участие организаций-работодателей в управлении экономикой и социальной сферой региона стало реальностью.

На сегодняшний день мы можем говорить о государственной политике, одобренной социальным партнерством. И это очень интересная тенденция.

Если сравнить выводы западных ученых о том, что в период кризиса усиливаются, как правило, государственное начало, государственный элемент управления и снижается уровень социального партнерства, разваливаются региональные и отраслевые соглашения, все переходят на заключение коллективных договоров, то наша страна демонстрирует тенденцию, парадоксальную и очень любопытную с точки зрения развития социального партнерства, то есть, наоборот, идет усиление интеграции социальных партнеров и государственной политики.

Вторая тенденция имеет международный характер и связана с весьма интересным правовым явлением - конфликтом права, признанным Конституцией Российской Федерации или международным актом права. Конституционный Суд РФ сталкивался с конфликтом права. Ярким примером является дело о конституционности ст. ст. 170 и 235 КЗоТ РФ. В Постановлении от 24 января 2002 г. Конституционный Суд предложил всеобщий и универсальный алгоритм действия в условиях существования конфликта равно закрепленных и равно признанных прав. В этой ситуации сталкивались права работодателя как собственника и предпринимателя, закрепленные в ст. ст. 34 и 35 Конституции РФ, и права профсоюзов в связи со ст. 37 Конституции РФ о свободе труда.

Решая это дело, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что нет в Конституции Российской Федерации прав, которые имели бы приоритет над другими правами. Все права, закрепленные в Конституции РФ, должны находиться в определенном балансе. Возможны их ограничения, которые должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными этим целям.

Недавно с проблемой конфликта прав столкнулся Европейский суд, который рассматривал два дела, также связанных с социальным партнерством. Если говорить коротко, в этих делах сталкивались права предпринимателей, закрепленные в европейском законодательстве, и права профессиональных союзов. Европейский суд вынес примерно такое же решение, как и Конституционный Суд РФ в 2002 г.: права предпринимателей и профессиональных союзов, признанные на одном уровне, не могут находиться в конфликте. В ситуации конфликта прав необходимо находить баланс.

Если же отдать приоритет какому-либо праву, закрепленному на одном уровне с другим правом, то мы сорвемся в пучину правового хаоса. Решение Европейского суда является взвешенным и сдержанным.

Глобальная интеграция ставит перед нами еще одну проблему - нужно в современных условиях выводить социальное партнерство на новый уровень - уровень региональных союзов (Европы и Азии).

 

Кузнецов Д.Л., директор Высшей школы управления человеческими ресурсами Центрального института непрерывного образования Общества "Знание" России, доцент кафедры трудового права Государственного университета - Высшей школы экономики.

Остановлюсь на вопросах приземленного характера. Первое - очень активно происходит злоупотребление таким основанием увольнения, как соглашение сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Желание работодателя понятно, ибо сокращение численности или штата работников - процедура очень сложная, поэтому избирается путь соглашения сторон трудового договора. С одной стороны, это право работодателя, но с другой - это давление работодателя на работника, откровенный шантаж: если не уйдешь "по-хорошему", то уйдешь "по-плохому". В результате работник соглашается на поставленные условия.

В этой связи предлагается два пути решения проблемы. Первый - через отраслевое соглашение. Позитивная практика - отраслевое соглашение электроэнергетиков. При увольнении по соглашению сторон предоставляются все гарантии, предусмотренные для уволенных по сокращению численности или штата работников.

Второй путь - законодателю необходимо задуматься об ограничениях для прекращения трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Другая проблема - снижение заработной платы. И вновь злоупотребление со стороны работодателя: "Или ты соглашаешься на снижение заработной платы, или мы применяем другие меры". Это вульгарное толкование норм трудового права. Вы видели работника, который добровольно приходит и говорит о согласии на снижение заработной платы? Таких работников нет.

Но здесь возможно законодательное решение проблемы, а именно: изменение обязательного условия об оплате труда, предусмотренного ст. 57 ТК РФ, следовало бы рассматривать как изменение сущности трудового договора.

 

Нетеребский О.В., руководитель Департамента труда и занятости населения г. Москвы.

Проблема кризиса - это способность договориться, способность быть равноправными и способность защищать интересы сторон.

Проблемы социального партнерства во время финансового кризиса - это проверка социальных партнеров, а не системы социального партнерства как таковой.

Антикризисные меры на уровне федерального центра принципиально не решают ни одной проблемы. Софинансирование невесомо, это не спасение предприятии, а материальная помощь на определенный период. Это попытка сгладить ситуацию на ближайшее время. Принципиальный подход - это наличие рабочих мест и создание новых рабочих мест. Другие меры связаны, я бы сказал, с косметикой.

Поэтому, если в ближайшее время эта глобальная проблема не будет решена, она не будет решена вовсе. Никакие меры по оказанию поддержки не будут жизнеспособны.

Социальное партнерство будет проверяться. Необходимо заставить работодателей сесть за стол переговоров, поступиться своими интересами во имя спасения интересов предприятия.

Идет сокращение численности или штата работников, вместе с тем поступают заявки на иностранную рабочую силу - 2 млн. человек. Где социальная ответственность бизнеса, о которой он говорит?

 

Гимпельсон В.Е., директор Центра трудовых исследований Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор экономических наук.

Чтобы понять, что происходит на рынке труда, мы должны посмотреть, что происходило в последние годы. Занятых примерно 68 - 69 млн. Занятость можно разделить на такие группы: на крупных предприятиях 36 - 37 млн. работников и 10 млн. работников на других.

Когда мы говорим о социальном партнерстве, это касается первой группы занятых и с натяжкой - второй. К 23 млн. занятых ТК РФ и социальное партнерство относится с большей оговоркой.

Date: 2015-09-17; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию