Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что же такое общие основания предоставления жилых помещений? 5 page





--------------------------------

<30> Винницкий Д.В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. N 10. С. 72.

<31> Саркисов А.К. К вопросу о согласовании понятий при определении конфликта в сфере налоговых отношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 5.

 

Как замечает А.К. Саркисов, переход от обозначения конфликта в "комплексе отношений в налоговой сфере" к его изучению в "налоговой системе" необходим прежде всего в методологическом аспекте: теоретико-конфликтологические изыскания в налоговой сфере обязательно должны завершаться методиками предупреждения и разрешения конфликтов, а этого добиться очень трудно без проведения систематизации в "налоговой" конфликтологии и типологизации самих налоговых конфликтов, рассматривая при этом налоговую систему как особое сложное правовое, социально-экономическое и политическое явление общественной жизни <32>.

--------------------------------

<32> Саркисов А.К. Юридическая конфликтология в сфере налоговых отношений: особенности становления // Финансовое право. 2005. N 10.

 

Поэтому вполне обоснованно утверждение А.К. Саркисова о том, что определение налоговых конфликтов следует дать в широком смысле (с точки зрения юридической конфликтологии и социально-экономической функции налогообложения) - как властных, организационно-управленческих отношений в процессе реализации принудительных мер обеспечения бюджетных доходов для финансирования социально-экономических потребностей общества и стимулирования роста национальной экономики <33>.

--------------------------------

<33> Саркисов А.К. Конфликты в сфере налоговых отношений: теория и практика правового разрешения... С. 441.

 

Литература

 

1. Андриашин Х.А. Альтернативы становления правового государства // Теоретические проблемы формирования норм публично-правового и частноправового регулирования в Российской Федерации: Сб. статей / Под ред. Х.А. Андриашина, Г.В. Петровой. М.: Изд-во ВГНА, 2005.

2. Астахов П.А. Динамика разрешения юридических конфликтов (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2002.

3. Баев О.Я. Конфликтные ситуации на предварительном следствии: Основы предупреждения и разрешения. Воронеж, 1984.

4. Баранов В.М., Худойкина Т.В. Теория юридического конфликта: философские и социолого-правовые аспекты // Юрист-правовед. 2000. N 1.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998.

6. Винницкий Д.В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. N 10.

7. Гревцов Ю.И. Социология права: Курс лекций. СПб., 2001.

8. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. М., 2002.

9. Зайцев А.И., Кузнецов Н.В., Савельева Т.А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров: Учеб. пособие. Саратов, 2000.

10. Зеленцов А.Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. М., 2001.

11. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1998.

12. Касьянов В.В., Нечепуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д, 2002.

13. Конфликты в современной России (Проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000.

14. Крохина Ю.А. Юридический конфликт в финансовой сфере: причины, сущность и процедуры преодоления // Журнал российского права. 2003. N 9.

15. Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт // Государство и право. 1995. N 9.

16. Белова М.С., Кинсбурская В.А., Орлов М.Ю. Налоговое право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ, 2007.

17. Ненашев М.М. К дискуссии о сущности спора о праве // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 3.

18. Ненашев М.М. Юридические предпосылки спора о праве // Журнал российского права. 2007. N 8.

19. Общая теория государства и права: Академический курс. В 3 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Т. 3.

20. Общая теория государства и права: Академический курс. В 2 т. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. Т. 1.

21. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1997.

22. Панасюк А. Разрешение конфликтных ситуаций: стратегия и тактика судьи // Российская юстиция. 1997. N 5.

23. Петрова Г.В. Финансовое право. М.: Велби, 2006.

24. Пряхина Т.М. Конституционные конфликты // Государство и право. 2004. N 11.

25. Саркисов А.К. К вопросу о согласовании понятий при определении конфликта в сфере налоговых отношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 5.

26. Саркисов А.К. Конфликты в сфере налоговых отношений: теория и практика правового разрешения: Дис.... докт. юрид. наук. М., 2006.

27. Саркисов А.К. Юридическая конфликтология в сфере налоговых отношений: особенности становления // Финансовое право. 2005. N 10.

28. Саркисов А.К. Юридическая конфликтология: Краткий курс лекций. М.: ВГНА, 2006.

29. Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых. М., 2001.

30. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009.

31. Тихомиров Ю.А. Конфликты в нормативно-правовой сфере // Юридический конфликт: сферы и механизмы / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1994.

32. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М.: Манускрипт, 1994.

33. Бабурин С.Н., Бережнов А.Г., Воротилин Е.А. Философия права. Курс лекций: Учеб. пособие. В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2011. Т. 1.

34. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2004.

35. Финансовое право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М.: Юристъ, 2005.

36. Шапиев А. Теоретико-правовая характеристика юридического конфликта // Право и жизнь. 2005. N 90 (13).

37. Бойков О.В., Варламова Н.Н., Дмитриев А.В. Юридическая конфликтология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1995.

38. Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Правовая природа коллективного договора как акта социального партнерства

(Стрижаков Г.)

("Трудовое право", 2007, N 10)

Дата

24.09.2007

Информация о публикации

"Трудовое право", 2007, N 10

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

КАК АКТА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Г. СТРИЖАКОВ

 

Коллективные договоры как акты социального партнерства впервые появились в Англии, родине профсоюзов, еще в конце XVIII века и получили распространение в западных промышленно развитых странах в середине XIX века, когда обе стороны социально-трудовых отношений начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в коллективном договоре. В то же время необходимо отметить, что правовое регулирование данных документов, в том числе международно-правовыми актами МОТ, ведет свою историю лишь с первой половины XX века.

В России коллективные договоры появились в самом начале XX века, но правовое закрепление получили лишь в Кодексе законов о труде 1918 г. и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 г.

В зависимости от социально-экономической политики, проводимой государством, общественных потребностей, идеологических установок роль и функции коллективного договора неоднократно менялись <1>. Становление и развитие рынка труда в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущность коллективного договора. В условиях перехода к рыночным отношениям сущность коллективного договора строится на двух началах:

--------------------------------

<1> Куренной А.М. Трудовое право России. М., 2004. С. 37.

 

1) на идее управленческой суверенности организаций в сфере труда, осуществляемой ее главой;

2) на участии профсоюза в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

Данный правовой акт становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях и является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.

В ранее действовавшем трудовом законодательстве, в частности КЗоТ РФ, коллективный договор рассматривался как правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (статья 7). В данном определении подчеркивается роль коллективного договора как локального нормативного акта.

Современный же коллективный договор все более явно приобретает черты нормативного правового акта локального характера, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Коллективный договор как правовой акт социального партнерства регулирует трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, имеет договорную природу и носит представительский характер: он порождает права и обязанности не только у заключивших его лиц, но и у лиц, ими представляемых (конкретных работников или работодателей). При этом основной круг прав и обязанностей возникает именно у представляемых лиц <2>.

--------------------------------

<2> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М.: Юристъ, 2005. С. 114.

 

Сейчас действующим законодательством подчеркивается нормативное значение этого правового акта. Мы присоединяемся к мнению ученых А.М. Куренного, В.И. Миронова, С.В. Колобовой и многих других, отмечающих его большее значение в регулировании социально-трудовых отношений в рамках конкретной организации <3>.

--------------------------------

<3> Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2005; Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. М.: ООО "Журнал "Управление персоналом", 2005; Куренной А.М. Трудовое право России. М., 2004.

 

Однако согласиться с позицией относительно его статуса как подзаконного источника права представляется сложно, поскольку, согласно основным положениям общей теории права и конституционного права, он таковым не является (мнения о его подзаконности придерживается, в частности, профессор А.М. Куренной <4>). Думается, можно утверждать, что современный коллективный договор является своеобразным кодексом в рамках конкретной организации, призванным регулировать отношения между работодателем и наемными работниками.

--------------------------------

<4> Куренной А.М. Трудовое право России. М., 2004. С. 38.

 

Следовательно, сущность коллективного договора построена на двух началах: на идее автономии организации в сфере социально-трудовых отношений, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии профсоюза или иного представителя интересов работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками <5>.

--------------------------------

<5> Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. С. 121.

 

Российское законодательство в части 1 статьи 40 ТК определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Согласно Рекомендации МОТ N 91 "О коллективных договорах" (1951 г.), под коллективным договором подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или при отсутствии таких организаций - с представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными, или их представителями. В упомянутой Рекомендации также подчеркивается, что всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Таким образом, определение коллективного договора по ТК полностью соответствует правовой дефиниции, закрепленной в Рекомендации МОТ N 91.

Коллективный договор может быть заключен не только в организации, но и в ее филиале, представительстве. Его заключение в этом случае должно происходить в соответствии с учредительными документами организации, положениями о филиале, представительстве. Из внутренних документов организации должно вытекать наличие у руководителя филиала, представительства полномочий работодателя, например по приему и увольнению, то есть заключению договоров от имени организации. Наличие подобных полномочий позволяет полномочным представителям работников филиала, представительства требовать заключения в нем коллективного договора, который не может противоречить не только законодательству, но и коллективному договору организации.

На практике, как правило, используются три варианта сочетания коллективных договоров, заключенных с одним работодателем:

1) заключается один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации, в том числе работников обособленных структурных подразделений;

2) заключаются один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации, и коллективные договоры в обособленных структурных подразделениях;

3) коллективные договоры заключаются в обособленных структурных подразделениях.

Заключение коллективного договора отдельно для центрального аппарата организации и обособленных структурных подразделений невозможно, поскольку центральный аппарат не обладает признаками обособленного подразделения.

Кроме этого, в настоящее время распространено холдинговое построение юридических лиц, входящих в одну группу организаций, объединенных под руководством головного управляющего юридического лица. В таком случае действие коллективного договора головного юридического лица может распространяться на дочерние и зависимые общества при условии прямого закрепления данного положения в генеральном коллективном договоре.

В газовой отрасли наиболее ярким примером взаимосвязанного корпоративного построения юридических лиц является холдинг ОАО "Газпром", генеральный коллективный договор которого полностью распространяется на головную компанию и те ее дочерние общества, 100% уставного капитала которых принадлежат ОАО "Газпром", а также на штатных работников Совета МПО ОАО "Газпром", профсоюзных органов ОАО "Газпром" и его дочерних обществ.

На иные дочерние общества и организации ОАО "Газпром" условия настоящего договора распространяются в объеме, установленном коллективными договорами этих организаций.

Необходимо отметить, что законодательство 90-х гг. XX века допускало заключение в одной и той же организации нескольких коллективных договоров, каждый из которых действовал в отношении определенных работников организации (как правило, работников, объединенных в различные профсоюзные организации). При этом коллективный договор терял положение правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения в масштабе организации, чем искажался смысл коллективного регулирования труда на предприятии. К тому же при исполнении нескольких коллективных договоров, содержащих различные положения, нередко возникали практические сложности в виде конкуренции договоров и угрозы дискриминации работников по принципу принадлежности к конкретному профсоюзу, заключившему договор на менее выгодных условиях <6>.

--------------------------------

<6> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М.: Юристъ, 2005. С. 54.

 

На сегодняшний день ТК закрепляет модель единого коллективного договора: в организации (у индивидуального предпринимателя) независимо от количества представительных органов (профсоюзов и профсоюзных организаций) заключается один коллективный договор, распространяющий свое действие на всех работников данного работодателя, а специфические интересы отдельных профессиональных групп учитываются в приложении к единому коллективному договору. Кроме этого, необходимо помнить, что коллективный договор распространяется и на работников, не являющихся членами профсоюза; работников, которые не имеют представительного органа или интересы которых представляют непрофсоюзные представители.

Положение о едином коллективном договоре представляется наиболее верным, так как содействует сплоченности работников, выявлению у них общих интересов, обеспечивает реальное равенство работающих в организации. Такое положение важно и для представителей работников - профессиональных союзов, которые также должны теперь находить общие проблемы и избирать общие методы их решения, объединяться в целях представительства и защиты интересов работников.

Подобное правило предполагает наличие у представителей работников достаточно серьезного и взвешенного подхода к разработке проекта коллективного договора или соглашения, поскольку в них должны быть максимально учтены интересы всех работников, независимо от их положения в организации, с учетом особенностей производства и специфики деятельности организации.

Эта модель является основополагающей в системе социально-трудовых отношений в ОАО "Газпром", поскольку в данной организации действует единый генеральный коллективный договор. Наряду с основными положениями, действие которых распространяется на всех работников ОАО "Газпром", рассматриваемый договор включает в себя ряд приложений, в которых учитываются специфическое положение и условия труда отдельных групп трудящихся предприятия. Например, Положение о предоставлении гарантий, льгот и компенсаций работникам дочерних обществ ОАО "Газпром", расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Положение о периодах работы, учитываемых при исчислении стажа работы в газовой промышленности работникам ОАО "Газпром" и его дочерних обществ, Положение о предоставлении работникам с членами их семей и неработающим пенсионерам ОАО "Газпром", его дочерних обществ и организаций финансовой помощи на строительство и приобретение жилья и др.

Такой подход в полной мере соответствует международным стандартам в сфере социального партнерства и позволяет обеспечить равные условия труда всем трудящимся в организации независимо от членства в профсоюзах и других обстоятельств, связанных с представительством интересов работников <7>.

--------------------------------

<7> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю.П. Орловского. М.: Контракт; Инфра-М, 2006. С. 117.

 

Из определения коллективного договора, имеющегося в действующем законодательстве, можно выделить основополагающие характеристики данного правового понятия.

Во-первых, коллективный договор является одной из разновидностей локальных нормативных правовых актов, актов социального партнерства, содержащих общеобязательные правила поведения, установленные сторонами для самих себя в рамках их компетенции <8>.

--------------------------------

<8> Куренной А.М. Трудовое право России. М., 2004. С. 43.

 

Так, предметом генерального коллективного договора ОАО "Газпром" названо согласование интересов работников и работодателя в рамках социального партнерства, а также предоставление работникам с учетом экономических возможностей компании расширенных гарантий и льгот по сравнению с действующим трудовым законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, отраслевым соглашением <9>.

--------------------------------

<9> Генеральный коллективный договор ОАО "Газпром" и его дочерних обществ и организаций на 2004 - 2006 гг.

 

Во-вторых, сферой регулирования коллективного договора являются социально-трудовые отношения, перечень которых, как уже отмечалось в первой главе исследования, гораздо шире круга отношений, входящих в предмет трудового права.

В-третьих, данное правовое понятие характеризует возможность заключения коллективного договора не только в организации, но и в ее филиале, представительстве, руководители которого имеют полномочия работодателя заключать договоры от имени организации. Организационно-правовые формы организаций, штатная численность, ведомственная подчиненность не влияют на возможность заключения коллективного договора.

В-четвертых, являясь разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений на уровне организации (локальном), коллективный договор выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Данная разновидность социального партнерства получила название бипартизма.

 

 

 

 

Название документа

Статья: К вопросу о реализации права физического лица на социальный налоговый вычет в связи с оплатой медицинской помощи, оказанной по добровольному медицинскому страхованию

(Григорьева И.А.)

("Налоги" (газета), 2006, N 12)

Дата

13.03.2006

Информация о публикации

"Налоги" (газета), 2006, N 12

Примечание к документу

 

Текст документа

 

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА НА СОЦИАЛЬНЫЙ

НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ В СВЯЗИ С ОПЛАТОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,

ОКАЗАННОЙ ПО ДОБРОВОЛЬНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ СТРАХОВАНИЮ

 

И.А. ГРИГОРЬЕВА

 

Григорьева И.А., главный юрисконсульт Медицинского учреждения "Поликлиника ОАО "Газпром".

 

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику может быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, оказанные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) детей в возрасте до 18 лет, а также в размере стоимости назначенных в связи с оказанием медицинской помощи медикаментов, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. Общая сумма налогового вычета не может превышать 38000 рублей. По дорогостоящим (стоимостью более 38000 рублей) видам лечения сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень медицинских услуг, дорогостоящих видов лечения и лекарственных средств, суммы оплаты которых полностью учитываются при определении размера социального налогового вычета, определяется Правительством Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 // Российская газета. 2001. 24 марта.

 

В целях предоставления налогового вычета физическому лицу Налоговый кодекс не делает различия между средствами налогоплательщика, уплаченными им непосредственно в кассу или на расчетный счет медицинского учреждения, и средствами, внесенными им в качестве страхового взноса при заключении договора медицинского страхования со страховой медицинской организацией для последующей оплаты оказанных медицинских услуг. На практике социальный налоговый вычет в связи с расходами в виде уплаченного страхового взноса по договорам добровольного медицинского страхования гражданина или членов его семьи налогоплательщику не предоставляется. Отказ в получении социального налогового вычета налоговые органы обосновывают следующими причинами: 1) перечисление физическим лицом страхового взноса по договору добровольного медицинского страхования, заключенному со страховой медицинской организацией, не может считаться оплатой стоимости медицинских услуг, поскольку уплата взноса еще не означает, что физическое лицо обязательно воспользуется медицинскими услугами, а предусматривает лишь то, что такие услуги будут оказаны физическому лицу, если возникнет необходимость (наступит страховой случай); 2) физическое лицо производит перечисление денежных средств не медицинскому учреждению, непосредственно оказывающему медицинские услуги, а страховой медицинской организации; 3) при наступлении соответствующего основания (страхового случая) расходы на оплату медицинских услуг, предусмотренных договором добровольного медицинского страхования, оплачивает не физическое лицо, заключившее договор, а страховая компания; 4) размер страхового взноса не совпадает и не может совпадать с фактической стоимостью оказанных медицинских услуг; 5) оплата медицинских услуг производится медицинскому учреждению не физическим лицом, невозможно оформление и выдача ему документов, на основании которых предоставляется налоговый вычет.

Представляется, что возможность получения налогоплательщиком социального налогового вычета по расходам на оплату медицинской помощи не должна зависеть от того, каким образом организовано оказание этой помощи - путем непосредственного обращения гражданина в медицинское учреждение при заболевании (травме) либо через "посредника" - страховую медицинскую организацию. Такая зависимость, на наш взгляд, ставит граждан в неравное положение, необоснованно лишая застрахованных лиц возможности уменьшения налогооблагаемой базы.

Неоднозначность понимания и соответственно применения налоговой нормы приводит к нарушению конституционного принципа юридического равенства граждан и противоречит п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющему принцип равенства налогообложения.

Основой правового регулирования отношений в области охраны здоровья является ст. 41 Конституции Российской Федерации, провозгласившая право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Пункт 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации указывает на некий гарантированный перечень медицинских услуг, оказываемых гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и закрепляет медицинское страхование в качестве одного из способов реализации права граждан на получение медицинской помощи.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также имеется упоминание о гарантированном перечне медицинских услуг (ст. 20, 38 - 42 и др.), предоставляемых бесплатно. Если гарантированная медицинская помощь предоставляется гражданам бесплатно, очевидно, что к платной относится вся дополнительная медицинская помощь сверх гарантированного объема, в том числе и медицинские услуги, оказываемые по договорам добровольного медицинского страхования. Данное положение нашло отражение в ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, относящей медицинские услуги, оказываемые по добровольному медицинскому страхованию, к числу дополнительных к гарантируемому объему бесплатной медицинской помощи. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 29 сентября 2004 г. N 446 называет в числе платных медицинские услуги и услуги медицинского сервиса, оказываемые медицинскими учреждениями пациентам как за счет личных средств граждан, так и за счет средств добровольного медицинского страхования.

Таким образом, важнейшая социальная функция добровольного медицинского страхования - дополнить тот уровень медицинского обслуживания, который гарантируется государством за счет бюджетных или иных общегосударственных средств, тем самым обеспечить дополнительный уровень социальной защиты граждан.

Согласно ст. 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" добровольное медицинское страхование осуществляется в том числе за счет личных средств граждан. Причем при покупке медицинской страховки интерес физического лица ориентирован именно на возможность обращения в медицинское учреждение за помощью, без которой заключение договора медицинского страхования лишено смысла. Предпочтение получения гражданином медицинской помощи по системе добровольного медицинского страхования определяется следующим: возможность минимизации расходов на оплату медицинской помощи, поскольку страховая сумма превосходит страховой взнос; возможность получения услуг в более комфортных условиях и с привлечением наиболее квалифицированных специалистов (при прикреплении к медицинским учреждениям по "сетевому" принципу); осуществление контроля за сроками, качеством и объемами оказанной медицинской помощи независимыми врачами, экспертами страховой медицинской организации.

Правовое регулирование отношений в сфере медицинского страхования осуществляется на основании Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", определяющего перечень субъектов правоотношения - страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, застрахованный - и устанавливающего формы и порядок отношений между ними. Особенностью правоотношений, складывающихся между субъектами медицинского страхования, является его комплексный характер, наличие в его структуре двух составляющих: собственно страхового отношения, а также отношения по предоставлению медицинской помощи застрахованному лицу, возникающего как непременное условие реализации страхового отношения. В непосредственные отношения вступают при наступлении страхового случая лечебное учреждение и гражданин, так же как в случае оказания ему платных медицинских услуг, на основании прямого договора. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 39 "Возмездное оказание услуг") применяются как к договорам оказания платных медицинских услуг, заключенным между гражданином и медицинским учреждением, так и к договорам оказания медицинской помощи по добровольному медицинскому страхованию, заключенным между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением, с той лишь разницей, что в последнем случае гражданин является третьим лицом, в пользу которого заключен договор.

Date: 2015-09-17; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию