Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что же такое общие основания предоставления жилых помещений? 3 page





В литературе по поводу критериев равнозначности жилых помещений для целей применения ст. 89 Жилищного кодекса РФ единого мнения нет. Так, П.В. Крашенинников считает, что в случае сноса дома или при проведении капитального ремонта, в результате которого жилое помещение не сохранится в первоначальном виде, взамен освобождаемому жилому помещению должно предоставляться другое жилое помещение, равное первому по площади. При этом он исходит из того, что в случае принудительного переселения по основаниям, установленным законом, не должно происходить улучшения жилищных условий в обход общей очереди нуждающихся в получении жилья по социальному найму <8>. Напротив, А.А. Титов полагает, что при указанных обстоятельствах жилое помещение должно предоставляться выселяемым гражданам размером не менее чем по норме предоставления (ст. 50 Жилищного кодекса РФ) <9>. Аналогичную позицию занимает и А.В. Кудашкин <10>.

--------------------------------

<8> Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова.

<9> Титов А.А. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации.

<10> Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

 

Представляется, что требование ст. 89 Жилищного кодекса РФ о жилом помещении, равнозначном по общей площади ранее занимаемому, - это скорее гарантия сохранения жилищных условий для тех граждан, которые имеют жилые помещения размером больше установленной нормы предоставления, чем ограничение права на получение жилых помещений по договору социального найма по нормам предоставления тех граждан, которые имеют жилье размером менее учетной нормы на одного человека. К такому выводу можно прийти, если оценивать содержание ст. 89 Жилищного кодекса РФ через призму положений ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилищные права граждан могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также ч. 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, согласно которой права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В самом деле, в какой мере права и законные интересы абстрактных очередников, ожидающих получения по договорам социального найма муниципальных квартир, зависят от предоставления переселяемым гражданам жилых помещений по нормам предоставления за счет инвестора, готового вкладывать деньги исключительно с целью освобождения многоквартирного жилого дома на конкретном земельном участке? Представляется, что в крайне незначительной. В этой связи, может быть, толкование правовой конструкции "равнозначности по общей площади жилого помещения" как абсолютного равенства одного жилого помещения другому выходит за рамки той меры, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц? Не говоря уже о других целях, с которыми следует соизмерять ограничения жилищных прав граждан. Во всяком случае, было бы более позитивным, отвечающим интересам не только расселяемых граждан, но и очередников, а главное, разумным направлять основную энергию в законотворческой и правоприменительной деятельности на то, чтобы элементарно строить больше жилья, а не заигрывать в справедливость для бедных, гоняя людей с одного насиженного места на другое с тем же для них неутешительным результатом в виде того же числа квадратных сантиметров жилой площади.

В этом смысле, коль скоро отсутствие в федеральном жилищном законодательстве четких критериев равнозначности жилого помещения позволяет для их выявления опираться на вышеотмеченные принципы соразмерности и разумности, необходимо констатировать, что ограничение данного термина рамками формального равенства является чрезмерным и неразумным, а следовательно, позволяет толковать его в пользу принудительно переселяемых лиц.

Очевидно, примерно такими соображениями руководствовались разработчики изменений в Жилищный кодекс РФ <11>, согласно которым в ст. 89 Жилищного кодекса РФ предполагается включить положение о том, что, если наниматель и проживающие совместно с ним лица состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются им в порядке, установленном ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. То есть во внеочередном порядке и по нормам предоставления, расширяя тем самым список исключений из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.


--------------------------------

<11> Проект N 151947-4 ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в статью 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (на момент написания статьи принят в первом чтении).

 

Правда, нельзя не заметить, что законодатель в этом случае не уточняет термин равнозначности, а выводит из-под него отдельную категорию принудительно переселяемых лиц. Поэтому вступление в законную силу указанного законопроекта в данной редакции, с одной стороны, несомненно, улучшит положение лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, но, с другой стороны, неизбежно повлечет исключение возможности расширить его смысл до норм предоставления для иных категорий принудительно переселяемых лиц. Поскольку вышеуказанные пути к применению принципов соразмерности и разумности в этом случае окажутся отрезанными в силу того, что в Жилищном кодексе РФ появится пусть и косвенный, но все же критерий равнозначности, согласно которому не могут считаться равнозначными жилые помещения со значениями общей жилой площадью по разные стороны от нормы предоставления.

Пока же, как представляется, ситуация с равнозначностью очень сильно зависит от признания принудительно переселяемых граждан нуждающимися в жилых помещениях и выглядит следующим образом.

В случае, когда переселяемый состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, его права на предоставление жилья в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ следует рассматривать в совокупности с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Это означает, что таким лицам жилые помещения могут предоставляться по нормам предоставления, только если их прежние жилые помещения будут признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими. При этом лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принудительно переселяемые по иным основаниям, формально не могут быть обеспечены по нормам предоставления, поскольку в силу общеправовых принципов исключения из правил (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) не подлежат расширительному толкованию. В случае же, когда переселяемый не состоит на указанном учете, в связи с тем, что ст. 57 Жилищного кодекса РФ на него не распространяется, как это ни парадоксально, ничто не препятствует предоставить ему жилое помещение большего размера, в том числе и по нормам предоставления. Если только в региональном жилищном законодательстве не установлены как таковые критерии равнозначности жилых помещений, приводящие к другому юридическому раскладу. Например, из распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2005 N 89-рп <12> следует, что все принудительно переселяемые лица, нуждающиеся в жилых помещениях, в Санкт-Петербурге уравниваются в правах на предоставление жилых помещений по нормам предоставления. Зато соответствующие права иных принудительно переселяемых лиц существенно ограничиваются, не позволяя рассчитывать на увеличение жилой площади даже до учетной нормы, если гражданин по каким-либо иным причинам, не связанным с размером занимаемого им жилого помещения, не смог или не успел встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В свою очередь, по смыслу ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" граждане, состоявшие на жилищном учете до принудительного переселения по основаниям, не связанным с признанием их прежних жилых помещений непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими, продолжают состоять на жилищном учете до подхода очереди. Из чего следует, что конкретно в Москве данная категория лиц формально не может быть обеспечена даже по учетной норме. Иными словами, для таких граждан переход общей площади жилого помещения границы учетной нормы уже не совместим с понятием равнозначности.


--------------------------------

<12> Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2005 N 89-рп "Об организации работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма в порядке, предусмотренном статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Помимо размера жилого помещения, предоставляемого в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ, заслуживает внимания и вопрос о количестве комнат, из которого оно должно состоять. Так, в соответствии с ч. ч. 2 и 3 данной статьи, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Конкретное жилое помещение должно быть указано в решении суда о выселении. Легко заметить, что данные нормативные положения не регулируют вопрос об учете интересов лиц разного пола, за исключением супругов, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Поскольку указание на равнозначность общей площади никоим образом не влияет на купирование ее по комнатам (ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ), а указание на обязательность предоставления семье, занимавшей более одной комнаты, жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, никоим образом не отрицает предоставления семье жилого помещения, состоящего из двух и более комнат, в иных случаях, в том числе если в семье имеются разнополые лица, за исключением супругов. Особо следует отметить, что в данной статье нигде не говорится, что интересы разнополых граждан могут не учитываться.


В такой ситуации, принимая во внимание, что любые ограничения права на жилище должны быть прямо прописаны в федеральном законе (ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ), можно и нужно вышеназванный пробел восполнить на основе общих норм предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в частности, положения ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, согласно которой при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

Это позволяет гражданам в большинстве случаев даже при принудительном переселении обоснованно рассчитывать на то, что их жилищные условия не только не ухудшатся, но и при определенных обстоятельствах могут даже улучшиться. Не говоря уже о том, что запутанность жилищного законодательства позволяет чиновникам, инвесторам, а иногда даже судьям представлять дело так, как будто у граждан в любом случае нет возможности отказаться от переселения. Хотя в действительности ответ на данный вопрос лежит в плоскости соблюдения или не соблюдения конкретных технических, экономических и процедурных норм. Поэтому в конечном итоге все будет зависеть от настойчивости, организованности и последовательности действий самих переселяемых граждан, в которых по большому счету и проявляется серьезность притязаний на то, чтобы их жилищные права и законные интересы не нарушались.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей

(Таева Н.Е.)

("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 5)

Дата

02.03.2009

Информация о публикации

"Конституционное и муниципальное право", 2009, N 5

Примечание к документу

 

Текст документа

 

НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

 

Н.Е. ТАЕВА

 

Таева Н.Е., доцент кафедры конституционного и муниципального права России МГЮА, кандидат юридических наук.

 

С одной стороны, содержание конституционных норм предопределено социальными ценностями, с другой стороны нормы Конституции внедряют в общество определенные ценности, выполняя тем самым аксиологическую функцию (функцию ценностной ориентации). Такое ценностное содержание норм Конституции должно способствовать установлению правопорядка в обществе и уравновешиванию социальных противоречий. Кроме того, от наличия ценностных оснований зависит эффективность действия норм и стабильность Основного Закона.

 

On the one hand the content of constitutional norms is predetermined by social values, on the other hand - the norms of the Constitution introduce certain values into society, performing axiological function. Such axiological content of the constitutional norms shall bring along legal order in the society and settlement of social controversies. Besides the effectiveness of norms and stability of the Fundamental Law depend on the axiological basis <*>.

--------------------------------

<*> Taeva N.E. Norms of the constitution of the Russian Federation as a form of expression of social values.

 

С точки зрения философии любое явление обладает своим содержанием и формой. Одной из форм выражения социальных ценностей выступают нормы права. Нормы права формализуют ценности и, таким образом, являются формой их выражения. В свою очередь, нормы права содержатся в том или ином источнике. Одним из таких источников (форм права) является Конституция Российской Федерации. Поэтому при изучении норм Конституции Российской Федерации в современных условиях нельзя игнорировать аксиологический аспект проблемы. С провозглашением в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью аксиологический компонент стал частью конституционного правопонимания. Ценность стала не только философской, но и конституционно закрепленной категорией <1>.

--------------------------------

<1> Еникеев З.Д. Исследование проблем правовой защиты общечеловеческих ценностей как одна из важных задач российской юридической науки // Российский юридический журнал. 2006. N 1(49). С. 46.

 

В философии под ценностями понимаются свойства предмета или явления, имеющие значение для человека или общества (благо, добро, зло, прекрасное, справедливое и пр.). При этом указанные свойства не присущи предметам или явлениям от природы. Они являются ценностями, так как служат объектами интересов человека <2>. Ценность проявляется лишь через отношение кого-то к тем или иным вещам и явлениям. Можно сказать так: ценность - свойство объекта, необходимое индивиду, обществу ввиду его способности удовлетворять определенную потребность, отвечать конкретному интересу и поставленной цели <3>.

--------------------------------

<2> Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 512.

<3> Самигуллин В.К. Закат права или переоценка ценностей // Право и политика. 2005. N 12; СПС "КонсультантПлюс". База "КомментарииЗаконодательства".

 

Рассмотрение норм Конституции Российской Федерации как форм выражения социальных ценностей возможно с различных точек зрения.

Во-первых, содержание конституционных норм напрямую связано с ценностями, существующими в обществе.

Как известно, содержание любых правовых норм, в том числе и конституционных, включает объективный и субъективный моменты. Субъективное в содержании норм Основного Закона означает, что они являются продуктом правотворческой деятельности людей. Объективный же момент следует понимать в том смысле, что конституционные нормы порождаются и обусловливаются национальными, историческими, политическими и культурными условиями жизни общества, в том числе ценностями, существующими в данном обществе в конкретный исторический период <4>. Итак, конституционное закрепление того или иного предписания всегда связано с так называемым ценностным выбором <5>. То есть в нормах Конституции Российской Федерации заложен ценностный смысл. Отражение тех или иных социальных ценностей в Конституции Российской Федерации имеет особенности, предопределенные значимостью этого акта, обладающего верховенством и высшей юридической силой.

--------------------------------

<4> Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003. С. 168.

<5> Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М., 2002. С. 29.

 

Прежде всего структура Конституции Российской Федерации определяется в соответствии с иерархией социальных ценностей. Особую значимость при этом имеет преамбула. "Здесь утверждены ценности, без композиционно-целостного восприятия которых нельзя уяснить содержание и ценностное значение основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, иных жизненных благ и возможностей, упомянутых в Конституции" <6>. В преамбуле содержатся нравственные ценности (стремление к счастью, вера в добро и справедливость; почитание памяти предков); ценности социального мира (утверждение гражданского мира и согласия; осознание себя частью мирового сообщества); ценности демократии и государственности (возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; сохранение исторически сложившегося государственного единства); ценности патриотизма (ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; любовь к Отечеству); ценности благополучия (утверждая достойную жизнь). В целом преамбула позволяет связать воедино нравственные и юридические нормы Основного Закона <7>.

--------------------------------

<6> Крусс В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 2; СПС "КонсультантПлюс". База "КомментарииЗаконодательства".

<7> Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994. С. 39 - 41.

 

Далее последовательность расположения глав Конституции РФ отражает первичность и производность тех или иных ценностных ориентиров, которые объективно существуют в обществе. Так, глава о правах и свободах предшествует главам об органах власти, что подчеркивает признание высшей ценностью прав и свобод личности.

Ценностная логика присуща и содержанию глав Конституции. При этом наибольшей "ценностной насыщенностью" обладают конституционные нормы-принципы <8>. Так, в нормах-принципах Конституции РФ формализованы такие социальные ценности, как народовластие и народный суверенитет, гуманизм и признание верховенства права, связанность государства правом, социальная справедливость и социальное государство. Это, например, принцип признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства и общества (ст. 2); принцип неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина и признания их естественного происхождения (ч. 2 ст. 17); принцип, закрепляющий, что пределом осуществления прав и свобод выступают права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); принцип непосредственного действия прав и свобод (ст. 18); принцип равноправия (ст. 19); принцип гарантированности судебной защиты прав и свобод (ч. 1 ст. 46); принцип законности (ст. 15); принцип социального государства (ст. 7); принцип народовластия (ст. 3). Указанные нормы-принципы закрепляют так называемые общечеловеческие ценности.

--------------------------------

<8> Бабенко А.Н. Указ. соч. С. 30.

 

В целом большинство норм-принципов сосредоточено в главах 1 и 2 Конституции РФ. Следовательно, можно говорить об их наибольшей социальной значимости. Не случайно нормы этих глав обладают особой правовой охраной, которая выражается в невозможности внести в них какие-либо поправки. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Эта статья закрепляет особую юридическую силу норм главы 1 Конституции РФ.

Социальные ценности отражаются и в конституционных нормах - правилах поведения. Так, в нормах глав об органах власти отражены такие социальные ценности, как регулирующая роль государства, правосудие, право на осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Нормы о правах человека имеют нравственное, этическое содержание. Уважение старших, патриотизм, любовь к Родине, любовь к природе, семейные ценности, ценность труда, образования, собственности отражаются в конституционных нормах. Так, ст. 38 Конституции РФ, закрепляющая обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании и обязанность детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях, отражает семейные ценности. Нормы Конституции РФ устанавливают заботу о пенсионерах, инвалидах, сиротах, малоимущих, содержат положения об охране семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 39, ч. 3 ст. 40). Нормы Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина соответствуют естественным представлениям людей о справедливости (право на жизнь, свободу и достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; право указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком; свобода совести и вероисповедания; право на собственность и пр.). Ценностное содержание имеют нормы о запрете пыток и унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 21); о запрете принуждения к выражению своего мнения (ч. 3 ст. 29); о запрете применения принудительного труда (ч. 2 ст. 37). В целом анализ норм о правах человека приводит нас к выводу, что они полностью соответствуют существующим в обществе нормам морали, корпоративным, этическим нормам, нормам обычаев.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации назвал следующие ценности, являющиеся, по его мнению, общими для российских граждан:

- справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации - в системе международных отношений;

- свобода: а) личная, индивидуальная свобода. Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; б) свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства;

- жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов;

- семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших;

- патриотизм. Глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре <9>.

--------------------------------

<9> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. N 230. 2008. 6 ноября.

 

Нетрудно заметить, что все эти ценности отражены в нормах Конституции РФ.

Такое ценностное содержание конституционных норм должно способствовать установлению правопорядка в обществе. Кроме того, от наличия ценностных оснований зависит и эффективность действия конституционных норм.

Конституция РФ в силу своей лаконичности закрепляет лишь наиболее важные, универсальные социальные ценности. Причем вопрос о существовании так называемых универсальных, абсолютных ценностей является дискуссионным как в юридической науке, так и в философии. Социальные ценности динамичны. То, что на каком-то конкретном историческом этапе было социально ценным, при других условиях становится социально ущербным <10>. Кроме того, каждому типу культуры присущи свои ценностные ориентации <11>. В рамках одного типа культуры противоречивы ценности индивида и общества, индивидов между собой; различных общественных объединений между собой. Не исключено, что для того или иного индивида может иметь ценность явление, которое для других, не говоря уже об обществе в целом, лишено такого социального звучания <12>.

--------------------------------

<10> Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977. С. 10.

<11> См., например: Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. N 7. С. 14 - 22.

<12> Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Указ. соч. С. 9.

 

Нельзя утверждать, что ценности, закрепленные в нормах Конституции РФ, являются таковыми для всех без исключения членов общества. Зачастую эти ценности имеют противоположный характер. Например, ценность социального государства и ценность экономической свободы противоречат друг другу. Экономическая свобода выражает интересы экономически активного населения, обладающего интеллектуальными способностями и имуществом для предпринимательской деятельности. В то же время конституционный принцип социального государства закреплен в интересах социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пожилых граждан, сирот). Этот принцип ограничивает экономическую свободу, так как требует перераспределения национального продукта внутри общества <13>. Противоречивыми являются, например, ценности государственного единства (ч. 3 ст. 4; ч. 2 ст. 5 Конституции РФ) и права народов на самоопределение (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

--------------------------------

<13> Гаджиев Г.А. Цели, задачи и предназначение Конституционного Суда Российской Федерации. Часть I // Журнал конституционного правосудия. 2008. N 1. С. 12.

 

Представляется, что критерием "отбора" конституционно закрепленных ценностей является решение такой задачи, как уравновешивание существующих в обществе противоречивых ценностей. Конституция призвана отражать на правовом уровне существующие социальные противоречия и по мере возможности способствовать их разрешению <14>. Итак, думается, что можно говорить об универсальном характере социальных ценностей в контексте их конституирования. То есть те ценности, которые получили свое отражение в нормах Конституции РФ - правовом акте, обладающем наибольшей социальной значимостью, и могут быть признаны универсальными, общими для всего российского общества в данный исторический момент. Только в этом случае возможно признание Конституции РФ в обществе.

--------------------------------

<14> Гаджиев Г.А. Указ. соч. С. 13.

 

Второй аспект рассматриваемого вопроса видится в так называемой аксиологической функции норм Конституции РФ. Конституция РФ осуществляет регулирование общественных отношений при помощи ценностно-ориентированных норм. То есть происходит их "целенаправленное воздействие на сознательное волевое поведение людей, осуществляемое посредством совокупности функционирующих в обществе ценностей и норм различных видов, имеющих цель упорядочить общественные отношения в интересах общества в целом или определенной социальной группы" <15>. Тем самым нормы Конституции выполняют аксиологическую функцию. Они являются средством формирования мировоззрения, чувств, эмоций, ценностных ориентиров человека. При помощи конституционных норм государство внедряет определенные ценности в общественное сознание. При этом посредством норм Конституции РФ в общественное сознание внедряются как универсальные, общечеловеческие ценности, так и новые приоритеты общества и государства <16>. Так, в ее нормах сформулированы ценности, которые желательно внедрить в общество. К новым ценностям, получившим свою формализацию в Конституции 1993 г., можно отнести ценность достойного существования человека и обеспечения ему определенного уровня жизни; ценность коллективных прав (например, право на объединение; право народов на самоопределение; право на благоприятную окружающую среду); ценность политического и идеологического многообразия; ценность разделения властей и парламентаризма; ценность федерализма.

--------------------------------

<15> Бабенко А.Н. Указ. соч. С. 29.

<16> См.: Чиркин В.Е. Современная модель Конституции: прежние и новые приоритеты // Изв. вузов. Правоведение. 2003. N 2(247). С. 50 - 57.

 

В целом, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

- только тогда нормы Конституции эффективны, когда они имеют безусловные ценностные основания;

- закрепление в конституционных нормах ценностей, реально существующих в обществе, способствует стабильности Основного Закона. Только тогда, когда ценности, существующие в обществе, будут "растворены", "спрятаны" в формулировках норм Конституции, в "юридической схоластике", в юридической технике, Конституция сумеет пережить все политические, экономические и социальные кризисы <17>;







Date: 2015-09-17; view: 324; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию