Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 72 page





Последней надеждой семьи на достойное социальное обеспечение для воспитания ребенка может стать решение Конституционного Суда РФ, касающееся определения размера пособия по уходу за ребенком.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Правовая природа некоммерческих организаций в сфере социальной защиты инвалидов (фрагменты истории)

(Барков А.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2007, N 3)

Дата

08.11.2007

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2007, N 3

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

(ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ)

 

А.В. БАРКОВ

 

Барков А.В., доцент кафедры гражданского права и процесса Коломенского государственного педагогического института, кандидат юридических наук.

 

Важная роль некоммерческих организаций в системе социальной защиты предполагает необходимость изучения многовекового опыта развития данных организаций на различных этапах их существования. Представляется, что прообразом современных общественных объединений послужили коллегии ветеранов римских легионов, правовое положение которых было детально урегулировано нормами римского права. Поиск путей повышения эффективности правосубъектности некоммерческих организаций обусловливает актуальность исследования правовой природы коллегии ветеранов как формы социальной защиты инвалидов военной службы.

В разных странах и на разных исторических этапах инвалидность толковалась по-разному, но государство, как правило, заботу проявляло только к пострадавшим на войне. Термин "инвалидность" происходит от латинского invalidus - слабый, немощный. Словосочетание "invalidus vulnere" переводится с латинского как "тяжелораненый" <1>. В античный период, при существовавшем в то время уровне медицины, полученные тяжелые ранения в период боевых действий приводили к увечьям и, как следствие, к немощи и бессилию.

--------------------------------

<1> См.: Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1976. С. 552.

 

Как в любом обществе, в античном римском мире существовали лица с физическими и психическими недостатками. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх - вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции <2>. Недуг, увечье, уродство, будь они врожденные или приобретенные, рассматривались как знак, потому что его обладатель отличался от других <3>. Как правило, к этим людям относились пренебрежительно, насмешливо. В античных мифах боги были устроены по образу людей. Бог кузнечного дела - у греков Гефест, у римлян Вулкан имел врожденную хромоту. Дошедшие до нас мифы свидетельствуют о том, что физические недостатки богов, так же как и людей, подвергались насмешкам со стороны обитателей Олимпа. В античном обществе, где культивировалась физическая красота, только воины, получившие увечья в бою, имели почет и уважение. Однако в обязанность государства забота об инвалидах не входила длительное время.

--------------------------------

<2> Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.93 (Резолюция 48/96).

<3> См.: Petre Z. Images et imaginaire de I - infirmite dans le cite grecque // Analele Univ. Bucuresti. Istorie. Buc, 1992. A. 41. P. 23.

 

Комплекс государственных экономических, социальных и правовых мер как система социальной защиты инвалидов - ветеранов легионов начал складываться в античном Риме в период перехода к созданию профессиональной армии. Военная реформа Гая Мария никогда не закреплялась актами сената или комиций, поэтому говорить о юридической фиксации этого процесса можно только по отношению к периоду правления императора Августа <4>, когда ветеранами стали признаваться легионеры, дослужившиеся до отставки <5>.

--------------------------------

<4> См.: Парфенов В.Н. Ранний принципат (военно-политический аспект): Дис.... канд. истор. наук. Саратов, 1995. С. 108 - 109.

<5> См.: Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). Пер. с чешск. М.: Юридическая литература, 1989. С. 325.

 

Мацер отмечал следующие три вида увольнения солдат: почетная (honesta missio), уважительная (causaria missio) и порочащая (ignominiosa) отставки (Д. 49.16.13.3). Causaris miles - "солдат, уволенный по болезни или увечью, инвалид" <6> наряду с выслужившим полный срок службы "имел право на получение награды" (Д. 49.16.13.2). Ее объем и содержание изменялись в течение времени в связи, как правило, с реформами в военном деле. Инвалиды войн обеспечивались государством земельным наделом или деньгами, налоговыми льготами и юридическими привилегиями <7>. Одной из таких привилегий было право создавать коллегии (collegia veteranorum) вольных союзов ветеранов римских легионов, входящих в систему их социальной защиты.

--------------------------------

<6> См.: Дворецкий И.Х. Указ. соч. С. 165.

<7> См.: Кулаковский Ю.А. Надел ветеранов землей и военные поселения в Римской империи. Киев, 1881. С. 2; Колобов А.В. Римские легионы вне полей сражений (эпоха Ранней Империи). Пермь: Издательство Пермского университета, 1999. С. 111.

 

Следует отметить, что исследований коллегий ветеранов очень мало. Их деятельности в историческом аспекте касались Ю.К. Колосовская <8> и Е.М. Штаерман <9>. Проблемами правового положения коллегий как одного из видов юридических лиц римского права занимались В.Б. Ельяшевич <10>, Л.Л. Герваген <11>, Ю.А. Кулаковский <12>, Н.С. Суворов <13>. Однако исследований правовой природы коллегии ветеранов как формы их социальной защиты ранее не проводилось.

--------------------------------

<8> См.: Колосовская Ю.К. К вопросу о социальном строе римского общества I - III вв. н.э. (collegia veteranorum) // ВДИ. 1969. С. 122 - 129.

<9> См.: Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях римской империи. М.: Изд. Академии наук СССР, 1957.

<10> См.: Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. СПб., 1910.

<11> См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. СПб., 1888.

<12> См.: Кулаковский Ю.А. Коллегии в Древнем Риме. Киев, 1892.

<13> См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. Классика российской цивилистики. М.: Статут, 2000.

 

О характере коллегий ветеранов и причинах их возникновения в специальной литературе <14> высказывались довольно единодушные суждения. Причины возникновения этих коллегий усматриваются в проведенных Септимием Севером реформах в римской армии. Однако источники позволяют определить, что самые ранние надписи с упоминанием ветеранских коллегий известны из Италии: из Атесте уже от 162 г. (CIL, V, 2475) и из Путеол от 165 г. (CIL, X, 1881), что подтверждает предположение Ю.К. Колосовской о том, что данные коллегии ранее разрешил уже Адриан <15>.

--------------------------------

<14> См.: Штаерман Е.М. Указ. соч. С. 345 - 355.

<15> См.: Колосовская Ю.К. Указ. соч. С. 122.

 

В других городах Италии в более позднее время коллегия ветеранов упоминается в Остии (CIL, XIV, 409), в Конкордии (CIL, V, 8755), в Беневенте (CIL, XI, 136), в Аквилее (CIL, V, 884; 2475) <16>. Данные коллегии признаются погребальными. Отмечается также желание ветеранов поддерживать в коллегиях отношения товарищества времени совместной службы в легионах. Надписи сообщают, что ветераны называют себя conveterani и хоронят своих товарищей, не имевших родственников (CIL, III, 7500; VI, 3884; VIII, 3228; XIII, 1837) <17>.

--------------------------------

<16> См.: Corpus Inscriptionum Latinarum. Vol. V. P. 1, P. 2; Vol. X. P. 1; Vol. XI. P. 1; Vol. XIV. P. 1.

<17> См.: Махлаюк А.В. Воинское товарищество и корпоративность римской императорской армии // ВДИ. 1996. N 1. С. 28.

 

Комплектование римской армии на профессиональной основе усиливало разрыв ветеранов с общиной, родом и семьей, на которых лежала обязанность погребения своих родственников. Коллегии заменяли ветеранам родственные образования. Этому способствовало и то, что коллегии были организациями самостоятельными и в экономических вопросах. Со времен Марка Аврелия они получили права юридических лиц <18>. Сенатусконсульты Марка признавали все легально существующие коллегии юридическими лицами и несколько расширили их правосубъектность. Союзы приобрели право получать легаты (D. 34.5.20; CIL, VI, 9626 - Dessau, 7267) и отпускать рабов на волю (D. 40.3.1). Многие другие признаки юридических лиц, как считает В.Б. Ельяшевич, у них уже существовали <19>.

--------------------------------

<18> Там же. С. 128.

<19> См.: Ельяшевич В.Б. Указ. соч. С. 362 - 363.

 

Д.В. Дождев обращает внимание на то, что надписи сохранили содержание декретов, в которых коллегия выступает как единый субъект, например принимающий (CIL, VI, 10234) или устанавливающий (CIL, X, 444) дарение или воздвигающий статую патрону коллегии (Dessau, 8376; CIL, X, 1786). Коллегии также могли выступать и в суде, назначив представителя (actor) от лица объединения (D. 3.4.1.1, 3.4.2-3). Компетенция представителя определялась решением коллегии (D. 3.4.6.2-3). Объем ответственности коллегии определялся ее общим имуществом и казной (arca), которые и становились объектом missio in possessionem и конкурсной распродажи в случае indefensiu (D. 3.4.1.2; 3.4.8) <20>.

--------------------------------

<20> См.: Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1999. С. 298.

 

По надписям классической эпохи известны уставы (lex collegii) коллегий, подобных коллегиям ветеранов, такие, как устав похоронной коллегии в Ланувии <21> (CIL, XIV, 2112 - Dessau, 7212); устав коллегии трубачей III легиона (CIL, VIII, 2557 - Dessau, 9096), позволяющие судить и о внутреннем укладе жизни коллегии ветеранов.

--------------------------------

<21> См.: Избранные латинские надписи по социально-экономической истории ранней Римской империи / Пер. Е.М. Штаерман // ВДИ. 1996. N 3. С. 233 - 235.

 

Так, например, устав Ланувийской погребальной коллегии интересен для нас тем, что это единственный полный устав коллегии, до сегодняшнего времени нам известный, надпись которого удалось восстановить целиком. Остальные найдены в отрывках или с большими лакунами.

Сегодня известно, что источники формирования имущества коллегии состояли из вступительных взносов (100 сестерциев) и ежемесячных (5 ассов, т.е. 15 сестерциев в год). Устав предупреждал неуплату этих взносов. Задолженность в течение шести месяцев подряд приводила к исключению из рядов коллегии и, как следствие, к отказу в погребении. Основные расходы шли на уставные цели, которые были четко сформулированы: "с почетом хоронить отошедших" (ut exitus defunctorum honeste persequamur). Одним из признаков почетных похорон были достойные проводы отошедшего брата.

Коллегия была основана на фиксированном членстве. У нее был свой "альбом", т.е. список членов, из которых по порядку ежегодно назначался распорядитель пиров (magister cenarum). Уклонившемуся от хлопотливой должности предусматривался штраф в 30 сестерциев. Устав упоминает и других должностных лиц: "ординарных" магистров коллегии, квинквеннала, писца и рассыльного. Учитывая их занятость делами коллегии, закон (lex collegii) давал им некоторые привилегии: освобождал от месячных взносов и определял "при всех дележках" (ex omibus divisionibus) квинквенналу двойную порцию, а писцу и рассыльному полуторную.

Имущественное положение членов коллегии было достаточно низким. Как и все погребальные коллегии, она принимала в свой состав свободных, отпущенников и даже рабов <22>. Иной, более зажиточный контингент мы видим в составе ветеранских коллегий. Источники времен Александра Севера и Гордиана содержат сведения о том, что солдаты и ветераны заключали различные контракты, арендовали землю и рабов, давали в долг деньги под проценты, принимали залоги, выступали поручителями за откупщиков и т.д. <23>. Об их благосостоянии можно судить по высоким взносам, взимавшимся при вступлении в военные коллегии. Так, трубачи платили по 750 денариев. Зато при отставке или переходе в другую коллегию они получали по 500 денариев, а в случае предпринимаемого путешествия - 200. В случае потери должности им выдавалось 250 денариев; если они умирали, их наследники получали 500 денариев.

--------------------------------

<22> См.: Сергиенко Е.М. Из жизни италийских коллегий // ВДИ. 1972. N 4. С. 135.

<23> См.: Избранные латинские надписи по социально-экономической истории ранней Римской империи / Пер. Е.М. Штаерман // ВДИ. 1996. N 4. С. 179 - 194.

 

Коллегия оптионов в Ламбезе не только выстроила за свой счет школу для своих членов, украшенную статуями и изображениями императоров, но и обязалась выдавать по 8000 сестерциев тем, кто отправлялся в Рим получать утверждение в чине центуриона и по 6000 сестерциев ветеранам. В уставе коллегии письмоводителей (librarii и actarii) предусмотрено, что получивший этот чин вместо другого лица, вышедшего в отставку, должен был платить своему предшественнику 1000 денариев и 1000 внести в кассу коллегии <24>. Очевидно, что данные коллегии осуществляли серьезную социальную поддержку своих членов. Привилегия создания ветеранами своих коллегий и возможность самостоятельного участия их в гражданском обороте способствовали их социальной защите, преследовали цель скорейшей интеграции инвалидов-ветеранов в гражданское общество.

--------------------------------

<24> Там же. С. 145.

 

Во всех изученных союзных образованиях В.Б. Ельяшевич указывает на два момента: "известную организацию и обособленное имущество, служащее целям этой организации" <25>. Такими целями в коллегии ветеранов могли быть, например, лечение больных и инвалидов, помощь членам, организация похорон и другие цели, направленные на социальную защиту ветеранов. Коллегия ветеранов как юридическое лицо могла совершать все правовые действия, но только в рамках уставной специальной правосубъектности.

--------------------------------

<25> См.: Ельяшевич В.Б. Указ. соч. С. 449.

 

Таким образом, представляется возможным сделать некоторые выводы:

1. Идея социальной защиты инвалидов - ветеранов военной службы, включавшая комплекс государственных экономических, социальных и юридических мер, появилась в античном мире в период перехода к созданию профессиональных армий. В Римской империи лишь ветераны войн признавались инвалидами и обеспечивались государством земельным наделом или деньгами, налоговыми льготами и привилегиями.

2. Одним из видов государственного обеспечения инвалидов была привилегия создания коллегии ветеранов, которая служила одной из форм их социальной защиты. Коллегии ветеранов как юридические лица самостоятельно участвовали в гражданско-правовых отношениях в целях поддержания достойной жизни и погребения легионеров, получивших отставку по выслуге лет или инвалидности.

3. Коллегия ветеранов (collegia veteranorum) как один из видов юридических лиц по римскому праву наделялась специальной правосубъектностью, имевшей уставной целью обеспечение социальной защиты ветеранов военной службы, а не извлечение прибыли, как некоторые другие юридические лица того времени. Эффективность реализации стоящей перед ней задачи зависела от степени реализации правосубъектности коллегии ветеранов, что позволяет рассматривать данную правовую конструкцию своеобразным прообразом современных некоммерческих организаций в сфере социальной защиты инвалидов.

С падением Великого Рима исчезли и коллегии ветеранов. Вслед за коллегиями эстафету заботы об инвалидах приняли благотворительные учреждения христианской эпохи <26>, также зародившиеся в недрах Римской империи и просуществовавшие с некоторыми изменениями до нашего времени. Однако правовая конструкция этих юридических лиц жива до сих пор и успешно используется современными некоммерческими организациями в сфере социальной защиты инвалидов, что обусловливает дальнейшие, более глубокие исследования в этой области.

--------------------------------

<26> См.: Чернега О.А. Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 55 - 122.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Реализация прав пациентов при оказании высокотехнологичной медицинской помощи

(Ермошина Т.В., Баклушина Е.К.)

("Социальное и пенсионное право", 2007, N 3)

Дата

08.11.2007

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2007, N 3

Примечание к документу

 

Текст документа

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОКАЗАНИИ

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

 

Т.В. ЕРМОШИНА, Е.К. БАКЛУШИНА

 

Ермошина Т.В., консультант Департамента здравоохранения Ивановской области.

 

Баклушина Е.К., заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ФДППО, ГОУ ВПО "Ивановская государственная медицинская академия Росздрава" г. Иваново, доктор медицинских наук.

 

Высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП) - комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоемкостью медицинских технологий. ВМП предоставляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России для федеральных специализированных медицинских учреждений (далее - ФСМУ), оказывающих ВМП, и финансируется за счет средств федерального бюджета.

В компетенцию органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (далее - ТОУЗ) входит деятельность по отбору и направлению больных на получение ВМП в ФСМУ.

Понятие "права пациента" обычно ассоциируется с пациентом и медицинским учреждением, в котором он лечится. Раздел VI Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) определяет права пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении.

Следует отметить, что с правами пациента и их соблюдением при оказании медико-социальной помощи в медицинских организациях все более или менее понятно, данному вопросу посвящено большое количество исследований и статей.

С ТОУЗ все несколько сложнее, так как это исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в нем не оказывается медико-социальная помощь, однако его деятельность по отбору и направлению больных на получение ВМП в ФСМУ прямо связана с правами пациента.

Более того, в соответствии со ст. 69 Основ граждане имеют право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья, в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд. При возрастающей роли ТОУЗ в осуществлении деятельности по отбору и направлению пациентов на получение ВМП становятся актуальными вопросы соблюдения в их стенах прав пациентов и их законных представителей.

Из 13 прав пациентов, определенных ст. 30 Основ, не все имеют прямое отношение к ТОУЗ. Остановимся более подробно на вопросах реализации и соблюдения прав пациента при осуществлении деятельности ТОУЗ по отбору и направлению больных для получения ВМП.

Необходимость уважительного и гуманного отношения государственных гражданских служащих к обратившимся пациентам не вызывает сомнения.

Право пациента на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с п. 2 ст. 30 Основ ограничены договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования оказание медицинской помощи финансируется только в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования.

ВМП не входит в базовую программу обязательного медицинского страхования и оказывается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Нам представляется, что при наличии нескольких ФГУ, оказывающих один вид ВМП, пациент может иметь право на выбор ФГУ. Естественно, он будет ограничен оказываемыми в ФГУ профилями и видами ВМП, наличием квот ВМП субъекта РФ в данном ФГУ. В настоящее время это особенно актуально в начале года, когда приказа, регламентирующего объемы ВМП на текущий год для субъекта РФ, нет, и в конце года, когда все квоты в ФГУ исчерпаны.

Разработана и внедрена в Департаменте здравоохранения Ивановской области форма заявления пациента, нуждающегося в оказании ВМП. В вышеназванной форме пациент в том числе указывает ФГУ, в которое необходимо отправить его медицинские документы для решения вопроса об оказании ВМП. Решение комиссии по отбору и направлению граждан на лечение в ФГУ, оказывающие ВМП, учитывает пожелание пациента, что повышает доступность оказания ВМП.

На практике в работе комиссии ТОУЗ по отбору больных для направления на оказание ВМП (далее - Комиссия ТОУЗ) встречаются случаи, когда пациенты отказываются ехать в те или иные ФГУ. Причины могут быть самыми различными: отдаленное место жительства, высокая стоимость проезда, отсутствие родственников в городе предполагаемого лечения, желание лечиться только в определенном ФГУ, необходимость оплачивать дополнительные расходы, связанные с лечением, и др.

Письменное заявление пациента и учет его выбора ФГУ позволяет снизить количество отказов пациентов от оказания ВМП (в соответствии с п. 8 ст. 30 и ст. 33 Основ пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства) по причинам, указанным выше.

С учетом необходимости заключения главного внештатного специалиста-эксперта ТОУЗ о необходимости оказания данного вида ВМП в ФСМУ соответствующего профиля актуальным становится право пациента на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов, которые должны быть учтены комиссией ТОУЗ в случае отрицательного заключения главного внештатного специалиста-эксперта ТОУЗ.

Безусловно необходимым является сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со ст. 61 Основ. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

В ТОУЗ должен быть разработан и документально оформлен развернутый перечень сведений конфиденциального характера. В данный перечень необходимо включить документы, образующиеся при работе по отбору и направлению больных на получение ВМП в ФСМУ, в том числе:

- заявление пациента или его законного представителя;

- подробную выписку из истории болезни с данными клинических, рентгенологических, лабораторных и других соответствующих профилю заболевания исследований;

- заключение врачебной комиссии учреждения здравоохранения;

- заключение главного внештатного специалиста-эксперта ТОУЗ о необходимости оказания данного вида ВМП в ФСМУ соответствующего профиля;

- переписка ТОУЗ с ФСМУ по поводу направления больного на получение ВМП;

- протоколы комиссии ТОУЗ.

Руководители ТОУЗ обязаны принимать меры по защите информации конфиденциального характера. Остается открытым вопрос о необходимости пометки "Для служебного пользования" на вышеперечисленных документах.

В нашей практике не встречалось ни одной выписки из истории болезни, на которой стояла отметка "ДСП". Ее нет ни в утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2006 г. N 527 учетной форме N 025/у-ВМП (талон-направление на ВМП), ни в методических рекомендациях.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Согласие гражданина в данном случае целесообразнее всего получить в письменном виде, оно в принципе подтверждается в разработанной письменной форме заявления гражданина.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном ч. 5 ст. 24 настоящих Основ, для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В практике деятельности ТОУЗ по отбору и направлению больных на получение ВМП в ФСМУ чаще всего приходится сталкиваться с запросами сотрудников органов внутренних дел. Не всегда данные запросы правомерны, и сотрудники ТОУЗ должны строго соблюдать требования ст. ст. 30 и 61 Основ. Приведем пример из практики. Диалог:

- Дайте нам информацию о стоимости лечения пациента Т. в учреждении С. и лице, оплатившем лечение.

- Пожалуйста, присылайте письменный запрос в соответствии с требованиями статьи 61 Основ.

- Никакого отношения эта информация к статье 61 Основ не имеет, вы ведь не называете учреждение, а только указываете сумму лечения в нем...

Пациент также имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях. В ТОУЗ при организации деятельности по отбору и направлению больных на получение ВМП в ФСМУ наиболее целесообразно организовать стенд для посетителей по вопросам оказания ВМП. На стенде необходимо разместить все материалы, касающиеся ВМП, а в первую очередь - сведения о правах пациента.

Таким образом, проблема реализации прав пациента в деятельности органов управления здравоохранением субъекта РФ при направлении на получение высокотехнологичной медицинской помощи является сложной и комплексной. Она требует серьезного изучения и анализа, однако уже сейчас могут использоваться те технологии, которые предложены в данной статье и используются в практике работы Департамента здравоохранения Ивановской области.

 

Литература

 

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1).

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Российская газета. 2006. 29 июля.

3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 885 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год" // Российская газета. 2007. 7 фев.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 мая 2007 г. N 320 "Об оказании во II - IV кварталах 2007 года высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных медицинских учреждениях и медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

 

 

 

 

Название документа

Статья: Актуальные вопросы административной практики Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области

(Орлова Е.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2007, N 3)

Дата

08.11.2007

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2007, N 3

Примечание к документу

 

Текст документа

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ

Date: 2015-09-17; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию