Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 76 page





--------------------------------

<22> См.: Мир коренных народов. Живая Арктика // Альманах ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 2010. N 2. С. 5 - 7.

 

Сохранение собственных традиций позволяет каждому народу сохранить свою самобытность, культуру и язык. Понимание же культуры и традиций каждого народа помогает достичь взаимопонимания и мира между ними и, следовательно, стабильности в целом в государстве. Рассмотрим, как это происходит, на примере Республики Башкортостан.

Проблемы сближения, взаимообогащения национальных культур, согласование позиций различных национально-культурных объединений постоянно находятся в центре внимания органов государственной власти Республики Башкортостан. Уже с самого начала реформ в конце 80-х - начале 90-х годов руководством Республики был взят курс на обеспечение представителей всех этносов возможностями развития во всех сферах: языковой, образовательной, культурно-духовной. Например, в Республике Башкортостан Указом Президента Республики Башкортостан от 19 апреля 1994 г. N УП-190 "Об открытии в Уфе Дома дружбы народов Республики Башкортостан" и Постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от 17 августа 1995 г. N 278 было создано государственное учреждение "Дом дружбы народов Республики Башкортостан". Данное учреждение было образовано с целью создания необходимых условий для деятельности национально-культурных организации (обществ, центров) по возрождению, сохранению, развитию и рациональному использованию духовных ценностей народов, этнических групп, диаспор и национальных меньшинств, проживающих на территории Республики Башкортостан. Конечно же, главное предназначение - это пропаганда принципов национального согласия, взаимопонимания и сотрудничества между народами, которые так важны на современном этапе в многонациональной Республике.

Эти принципы находят свое отражение и в Законе Республики Башкортостан "О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан", где предусмотрена деятельность местных, региональных и федеральных национально-культурных объединений. В 2009 г. с целью возрождения и сохранения культурно-национальной самобытности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, была создана региональная общественная организация "Хомай - Народные традиции Башкортостана", одной из основной задач которой является формирование у граждан, молодого поколения исторического и национального самосознания, патриотизма, чувства ответственности за возрождение, сохранение и приумножение народных и художественных промыслов, традиций, обычаев, праздников народов, проживающих на территории РБ.

В Республике ведется работа и по поддержке башкир, проживающих за пределами территории Башкортостана. Так, с целью развития исторически ценных культурных, языковых и религиозных традиций башкир в субъектах Российской Федерации, их дальнейшей консолидации, сохранения национальной башкирской культуры Правительство Республики Башкортостан утвердило Государственную программу "Башкиры Российской Федерации" на 2008 - 2017 гг.

В общественной и политической жизни Республики особое место занимает созыв курултаев башкир, традиция которых уходит своими корнями в глубокую древность. На курултаях решались наиболее важные, жизненные вопросы башкирского народа. Например, первые Всебашкирские курултаи <23> стали своеобразным идейным фундаментом башкирской национальной автономии, во многом способствовали ее созданию на практике. Затем традиция проведения курултаев была прервана, и, как оказалось, на длительный период.

--------------------------------

<23> После Февральской революции, в апреле 1917 г., на Уфимском губернском мусульманском курултае представители башкирского национального движения выступили как самостоятельная фракция с требованием возвратить башкирам все ранее отнятые земли. В мае того же года в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд мусульман, на котором башкирская делегация подняла вопрос о самоопределении башкир в форме национально-территориальной автономии. 20 - 27 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся 1-й Всебашкирский курултай, в декларации которого отмечалось, что в свободной Российской Республике башкиры должны получить национальную автономию. 2-й Всебашкирский курултай, прошедший 25 - 29 августа в Уфе, подтвердил это решение. Итогом этих съездов стало создание Башкирского областного (центрального) шуро и принятие решения об издании газеты "Башкорт". 8 - 20 декабря 1917 г. в Оренбурге состоялся 3-й Всебашкирский курултай, который утвердил решения предыдущих съездов и шуро об автономии Башкортостана и образовал башкирское Правительство.

 

Ухудшающиеся экономические условия, уменьшение численности башкир в результате усиления ассимиляционных и миграционных процессов, определенное "размывание" языка, обычаев, традиций, культуры народа побудили башкирские общественные организации выступить с инициативой созыва в Уфе 1 - 2 июня 1995 г. I Всемирного курултая башкир как высшей формы башкирского национального общественного движения. II Всемирный курултай башкир проходил 14 - 15 июня 2002 г. Курултай принял обращения к башкирскому народу, народам Республики Башкортостан, Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. 10 - 11 июня 2010 г. состоялся III Всемирный курултай башкир. Одним из пунктов Резолюции, принятой на III Всемирном курултае башкир, было возрождение такой традиции, как составление родословных; п. 2 гласит: "...призвать Управление по делам архивов при Правительстве Республики Башкортостан, государственные и муниципальные архивы, Управление загса Республики Башкортостан, а также местные отделы загсов оказывать населению содействие в составлении родословных (шежере)".

Составление и знание родословной сначала были необходимостью, продиктованной обычаями патриархально-родовых отношений. Наиболее точно и подробно знали родословную (шежере) аксакалы рода, однако согласно обычаям и рядовые башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10 - 15-го колена. В родословную включались члены рода по мужской линии. Каждый член рода должен был хорошо знать свою родословную. Знания в этой области башкиры передавали своим детям и внукам <24>.

--------------------------------

<24> URL: http://ufagen.ru/bashkir.

 

Таким образом, традиция созыва Всемирного курултая дает толчок к развитию национального самосознания и культуры башкирского народа, укреплению многонациональной гражданской общности.

Интересными в плане традиции являются и исторические традиции казаков. Традиционные для казачества культура, быт и уклад жизни, формы землепользования, а также ведения традиционного самоуправления начали возрождаться первой в России комплексной Программой социально-экономического возрождения казачества Волгоградской области, принятой 25 февраля 1993 г. Вслед за этим в период с 1993 по 1996 г. принимается ряд указов Президента РФ, направленных на закрепление порядка государственного возрождения казачества. Важную роль сыграло Постановление Правительства РФ от 21 июля 1999 г. "О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999 - 2001 годы" <25>.

--------------------------------

<25> См.: Чемякин Е.А. Исторические традиции казачьего самоуправления в России. Политологический аспект. Волгоград, 2001. С. 91 - 92.

 

В целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества создаются казачьи общества - в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Порядок государственной службы казаков определен Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (с изм. от 3 декабря 2008 г.). Основным документом, подтверждающим членство в казачьем обществе, а также чин и занимаемую должность, является удостоверение казака, которое утверждено Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 170 "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".

В целях активного участия казаков в решении вопросов местного значения, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти 3 июля 2008 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым была принята новая Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Государственная политика в области казачества должна быть направлена на становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, для этого должны быть созданы и создаются финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия.

Каждый народ старается сохранить этнокультурную самобытность и самоидентификацию. Именно традиции дают ему возможность любить и ценить самобытное существование. К.В. Чистов в своей монографии "Народные традиции и фольклор" задается вопросом: возможно ли общество без традиций? И сам отвечает: общества без традиций быть не может. Существует лишь иллюзия нетрадиционности (бестрадиционности), которую создает "убыстренный темп развития современного урбанизированного общества и новый механизм трансмиссии культуры, который резко понизил роль старшего поколения, семьи и других первичных социальных групп в прямой передаче и сохранении традиций" <26>.

--------------------------------

<26> См.: Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. М., 1986. С. 109.

 

Таким образом, роль традиций как регулятора общественных процессов в том, что: 1) они обеспечивают устойчивость общества; 2) призваны объединять народ, людей и выступать средством формирования социальных общностей; 3) защищают ту культуру, в которой они действуют; 4) являются механизмом воспроизводства социальных институтов и норм, передачи духовных ценностей от поколения к поколению.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Практика рассмотрения судами гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан

(Простова В.М.)

("Современное право", 2007, N 1)

Дата

24.01.2007

Информация о публикации

"Современное право", 2007, N 1

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ

ПРОКУРОРОВ, ПРЕДЪЯВЛЕННЫМ В ЗАЩИТУ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

 

В.М. ПРОСТОВА

 

В.М. Простова, кандидат юридических наук, завотделом проблем участия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве НИИ Генпрокуратуры.

 

Анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению. По сравнению с 2005 годом их численность увеличилась почти вдвое. Преимущественно заявления прокуроров в суды касаются трудовых прав граждан о взыскании заработной платы; жилищных прав граждан; прав несовершеннолетних; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; нарушений пенсионных и иных социальных прав; прав потребителей; ограничения в дееспособности и о признании недееспособным; принудительной госпитализации; оспаривания нормативных правовых актов, нарушающих социальные права граждан.

Увеличение количества обращений прокуроров, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, стало следствием социальной направленности работы органов прокуратуры и активизации надзора за соблюдением конституционных прав граждан.

Типичные нарушения законодательства, послужившие основанием для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, таковы: несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; уклонение граждан от выполнения родительских обязанностей; нарушения норм Федеральных законов от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; невыплата стипендий учащимся; нарушения норм жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

Поводом для предъявления заявлений послужили обращения граждан в прокуратуру с заявлениями о нарушении их конституционных прав; материалы общенадзорных прокурорских проверок по соблюдению трудового законодательства на предприятиях; сведения государственных органов статистики о задолженности по заработной плате, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений и детских учреждений; материалы уголовных и гражданских дел; сообщения СМИ.

Причина увеличения количества заявлений прокуроров в суды общей юрисдикции в 2005 году в большинстве субъектов Российской Федерации заключается в том, что акты прокурорского реагирования в защиту социальных прав граждан (представления, протесты и др.) оставались без удовлетворения. Так, прокуратурой г. Курска в целях принудительного взыскания задолженности по заработной плате в суд было направлено 553 заявления о выдаче судебных приказов.

Исковая работа прокуроров в защиту социальных прав граждан принесла результаты: заработная плата стала выплачиваться стабильнее (задолженность по зарплате снизилась в Костромской, Нижегородской, Сахалинской, Тюменской, Ульяновской областях, а также в Красноярском крае); отменены незаконные сборы и начисления по коммунальным платежам, восстановлены права несовершеннолетних из многодетных семей на льготы по оплате услуг дошкольных образовательных учреждений, восстановлены права граждан на обеспечение теплом и энергоресурсами в течение отопительного сезона, взысканы невыплаченные суммы различных пособий социально незащищенным категориям граждан.

Вместе с тем в практике обращения прокуроров с заявлениями в защиту прав граждан в суд есть проблемы, требующие своего разрешения. Имеют место многочисленные отказы судов в приеме заявлений от прокуроров. Следует различать два вида отказов.

1. Обоснованные отказы связаны с неправильным применением прокурорами закона. Так, в 2005 году Руженерский районный суд отказал в приеме заявления прокурору в интересах И. об ограничении несовершеннолетней права распоряжаться своими доходами, указав, что прокурор не обладает полномочиями по предъявлению заявлений данной категории. Отказ основан на ст. 281 Гражданского процессуального кодекса РФ, устанавливающей особый круг заявлений по вопросу ограничения дееспособности несовершеннолетнего. Представляется, что ст. 45.1 ГПК РФ не может быть применена, поскольку речь идет не о защите несовершеннолетнего, а о применении к нему гражданско-правовой санкции. Случаи обоснованных отказов судов в приеме заявлений диктуют необходимость повышения правовой грамотности прокуроров.

2. К числу противозаконных отказов следует отнести определение Пряжинского народного суда Республики Карелия, не принявшего заявление в защиту несовершеннолетней о взыскании задолженности по выплате заработной платы. Мотивирован отказ тем, что несовершеннолетний возраст не препятствует самостоятельному обращению в суд за защитой нарушенных прав. Однако это не соответствует ст. 37 ГПК РФ, установившей процессуальную дееспособность граждан с 18 лет. Порог дееспособности может быть снижен в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 37.4 ГПК РФ). Однако применительно к трудовым спорам такого снижения законом не предусмотрено. Прокурору, получившему отказ, следовало принести протест в порядке надзора на определение суда.

Противозаконными, на наш взгляд, являются отказы в приеме заявлений со ссылкой на расширительное толкование ст. 45.1 ГПК РФ. Прокуроры областей, краев и республик в своих докладных записках называют причину таких отказов: суды ссылаются на недоказанность того, что законные представители несовершеннолетних не могут сами обратиться в суд. По нашему мнению, указанная позиция судов не соответствует закону. По смыслу статей 45 и 131.3 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту и иным обстоятельствам не могут сделать это самостоятельно. То есть речь идет о возможности лица, право которого нарушено, а не о возможности его представителя, правомочия которого в принципе могут отличаться от правомочий представляемого.

Практике известны случаи, когда между интересами родителей и детей возникли противоречия. Разрешение этой ситуации уже нашло отражение в ст. 64.2 Семейного кодекса РФ: при наличии противоречий органы опеки и попечительства обязуются назначить детям представителя.

Нередко родители сами не хотят обращаться в суд в защиту интересов несовершеннолетнего. Расширительное толкование ст. 45.1 ГПК РФ, на основании которой суды требуют от прокурора представить доказательства невозможности обращения в суд законных представителей, лишает органы прокуратуры права защитить несовершеннолетних тогда, когда родители злоупотребляют своими правами либо пренебрежительно относятся к интересам детей. С противоречиями между интересами детей и их родителей связана также ситуация, когда родителей необходимо лишать родительских прав или ограничивать их в этих правах. В связи с этим следует обратить внимание на то, что статьи 70.1 и 73.3 СК РФ дают прокурору право обратиться в суд с иском о лишении либо ограничении родительских прав без каких-либо дополнительных условий.

Системное толкование упомянутых норм ГПК РФ и СК РФ позволяет сделать следующий вывод: когда речь идет о правах несовершеннолетнего, требовать от прокурора доказательств невозможности обращения в суд его законных представителей нет никаких оснований. Сам же несовершеннолетний не имеет возможности обратиться в суд по причине социально-психологической незрелости, юридической неосведомленности, а главное из-за отсутствия гражданско-процессуальной дееспособности (в подавляющем большинстве случаев). Закон допускает отступления от этого правила в случае вступления в брак несовершеннолетнего или объявления его полностью дееспособным. Но и эти подростки обращаются к прокурорам крайне редко. В соответствии с ч. 4 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет дееспособностью может наделить только федеральный закон. В настоящее время, к примеру, в качестве такого закона выступает норма ст. 56.2 СК РФ, наделяющая несовершеннолетнего правом обратиться в суд. Тем не менее процессуальный статус несовершеннолетнего в ГПК РФ не прописан и потому несовершеннолетние практически не обращаются в суд в соответствии со ст. 56.2 СК РФ.

Однако практика применения ст. 45.1 ГПК РФ неоднозначна. Как следует из докладных записок прокуроров, некоторые судьи все же принимают заявления в защиту прав несовершеннолетних (Новосибирская и Читинская области). Сам факт неоднозначного подхода к ст. 45.1 ГПК РФ в совокупности с высказанными выше соображениями обусловливает необходимость запроса в Верховный Суд РФ за разъяснением порядка применения данной нормы.

Большинство принятых судами заявлений прокуроров в защиту прав несовершеннолетних удовлетворялись после рассмотрения. Однако следует высказать некоторые соображения по поводу участия прокурора в рассмотрении дел.

Так, ст. 226 ГПК РФ дает право суду при выявлении нарушений законности вынести частное определение. В ряде случаев это обусловливает необходимость расширения предмета доказывания, включающего выяснение вопроса о том, не было ли фактов непринятия (несвоевременного принятия) мер правоохранительными органами к защите прав несовершеннолетних до судебного рассмотрения дела. Применительно к делам о лишении (ограничении) родительских прав на необходимость выявления этих фактов, относящихся к деятельности органов опеки и попечительства, обращал внимание Верховный Суд РФ в Постановлении от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" (п. 21). Естественно, прокурор, участвуя в рассмотрении дела, должен ставить перед судом вопрос о выявлении вышеуказанных фактов и вынесении частных определений.

Сказанное относится не только к делам о лишении родительских прав. В настоящее время недоработки органов опеки и попечительства, а также детских дошкольных, учебно-воспитательных и других образовательных учреждений приводят к существенным нарушениям прав несовершеннолетних при решении вопроса об отчуждении принадлежащего ребенку (либо его родителям) жилого помещения. Например, отдел опеки и попечительства мэрии г. Магадана выдал гр-ке О. разрешение на продажу квартиры, принадлежащей ее сыну Х., которому не исполнилось 14 лет. Квартира была продана. Из-за хронического алкоголизма и опийной наркомании О. вскоре была лишена родительских прав. Дом, куда она переехала с сыном и где жила без правоустанавливающих документов, сгорел. В иске прокурора к мэрии г. Магадана было отказано ввиду того, что органы опеки и попечительства не имели сведений о семейном неблагополучии Х. (хотя должны были располагать этими сведениями). В силу ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы опеки и попечительства следовало проинформировать об этой семье. При рассмотрении дела суду необходимо было установить, почему данная норма права была нарушена (что привело к существенному нарушению права несовершеннолетнего Х.), и вынести по этому поводу частное определение.

Отказывая в принятии заявлений прокурора, суды нередко использовали положение ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. При этом в качестве основания указывалось на то обстоятельство, что прокурор не доказал уважительность причины невозможности самостоятельно обратиться гражданину с заявлением в суд. В 2005 году случаи отказа судами в принятии исков и заявлений прокуроров, в том числе в защиту социальных прав граждан, участились. Суды отказывали в принятии заявлений о взыскании заработной платы, о принудительной госпитализации больных туберкулезом, лишении родительских прав, защите прав потребителей, защите законных интересов несовершеннолетних при отсутствии сведений о невозможности защиты их прав непосредственно родителями или лицами, их заменяющими.

Как правило, суды в качестве уважительных причин принимали доводы об инвалидности, тяжелом заболевании, требующем стационарного лечения; о престарелом возрасте; о наличии нетрудоспособных иждивенцев, подтвержденном справками с места жительства и справками о доходах; о нахождении в декретном отпуске по уходу за ребенком; об отсутствии юридических знаний. Однако в некоторых регионах у судов еще не сложилось единого толкования понятия "другие уважительные причины", препятствующие гражданину обратиться в суд самостоятельно. Позиции разных судов по этому вопросу очень субъективны и противоречивы.

Прокурорами в обоснование уважительности причин приводились такие доводы: отдаленность места жительства гражданина от суда; значительные транспортные расходы, отсутствие регулярного транспортного сообщения между местом жительства истца и населенным пунктом, в котором расположен суд; зависимость от работодателя; низкое материальное обеспечение истца и невозможность оплатить расходы, связанные с получением квалифицированной юридической помощи. В качестве дополнительных доводов приводился текст положения ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе. Кроме этого, указывалось, что согласно статьям 45 и 48 Конституции РФ в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на получение квалифицированной юридической помощи. При этом говорилось, что гражданин, в интересах которого заявлен иск, не относится к категории лиц, которым может быть оказана бесплатная юридическая помощь. Отсутствие достаточных средств для оплаты квалифицированной юридической помощи препятствует свободному доступу гражданина к правосудию и является уважительной причиной невозможности самостоятельно обратиться в суд. Однако большинство судов первой и апелляционной инстанций названные обстоятельства уважительными причинами не считали.

Так, районные прокуроры Магаданской области после отказа в принятии более 400 заявлений о взыскании задолженности по заработной плате прекратили обращаться с заявлениями в суд и стали использовать иные меры прокурорского реагирования (направление представлений, привлечение к административной, дисциплинарной, уголовной ответственности руководителей предприятий-неплательщиков). Неоправданное сужение процессуальных полномочий прокурора в ГПК РФ вызвало определенные трудности в пресечении нарушений федерального законодательства.

Большая часть судебных актов, которые оспаривались прокурорами в апелляционном и кассационном порядке, - это определения судов об отказе в принятии заявлений прокурора, мотивированные отсутствием у него полномочий на обращение в суд в интересах несовершеннолетних, в интересах граждан - о взыскании задолженности по заработной плате; в интересах муниципальных унитарных предприятий - о взыскании задолженности по коммунальным услугам. Отказывали суды в принятии заявлений (исков прокурора) в связи с отсутствием неопределенного круга лиц.

Приведем примеры активной позиции прокурора, отстоявшего свое мнение. Прокурор Приволжского района Астраханской области в судах первой, кассационной и надзорной инстанций добивался принудительной госпитализации лиц, страдающих активной формой туберкулеза. Судебные постановления были оспорены Генеральным прокурором РФ в ВС РФ.

Прокуратурой Республики Хакасия успешно оспорено в кассационном порядке решение Верховного суда РХ, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора о признании постановления Правительства РХ "О стоимости питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" противоречащим федеральному законодательству. Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Решением ВС РХ заявление прокурора удовлетворено.

Прокуратурой Алтайского края в связи с отказами в принятии к производству исков о признании незаконными действий энергоснабжающих организаций по отключению (ограничению) энерго- и водоснабжения были приняты исчерпывающие меры к надзорному оспариванию судебных постановлений вплоть до ВС РФ. Так, ВС РФ 19.07.2004 рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора РФ о пересмотре судебных постановлений, которыми производство по делу по иску прокурора было прекращено. Дело направлено на рассмотрение по существу в Президиум Алтайского краевого суда, который отменил определение о прекращении производства по делу.

Постановлением Президиума Алтайского краевого суда по представлению прокурора края отменено определение суда об отказе в принятии иска прокурора Советского района в интересах неопределенного круга лиц жителей двух сел - о признании незаконными действий энергоснабжающей организации по ограничению подачи электроэнергии на объектах ЖКХ.

Прокуратурой Алтайского края последовательно проводилась работа по формированию судебной практики принятия и рассмотрения заявлений в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2004 году Президиумом Алтайского краевого суда удовлетворено надзорное представление прокурора края по делу, инициированному по иску прокурора Калманского района, в интересах З-вых к администрации района о взыскании задолженности по опекунскому пособию; отменено определение, которым отказывалось в принятии иска. Президиумом краевого суда рассмотрено и удовлетворено надзорное представление прокурора края на определение суда об отказе в принятии заявления прокурора Заринского района о госпитализации гражданина в специальное медицинское противотуберкулезное учреждение. Суд надзорной инстанции указал, что больные туберкулезом представляют угрозу для здоровья неопределенного круга граждан, а прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением об их обязательном обследовании и лечении (госпитализации).

В результате надзорного оспаривания указанных дел была сформирована судебная практика, следуя которой суды стали принимать иски прокуроров о признании незаконными действий энергоснабжающей организации по прекращению (ограничению) энергоснабжения; в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о взыскании задолженности по опекунскому пособию; в интересах неопределенного круга лиц по принудительной госпитализации граждан, уклоняющихся от лечения туберкулеза.

В 2004 - 2005 гг. судами выносилось очень мало частных определений по гражданским делам, рассмотренным по искам (заявлениям) прокуроров в защиту социальных прав граждан. Во многом это объясняется тем, что на стадии подготовки материалов прокурорами решается вопрос о внесении представлений об устранении нарушений действующего законодательства на основании статей 22 и 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В основном профилактическая работа сводилась к взаимодействию сотрудников прокуратуры со СМИ, а также выступлениям среди трудовых коллективов организаций и учащихся общих и средних образовательных учреждений. Кроме того, прокуроры применяли к виновным лицам такие меры, как привлечение к дисциплинарной ответственности.

Date: 2015-09-17; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию