Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаете ли вы свои права как пациента? 3 page





2) врачи скорой и неотложной помощи, а также любые другие медицинские работники, оказывающие пострадавшему первую медицинскую помощь, не дают заключения о тяжести повреждения. В их компетенцию входит только определение характера дальнейшего лечения пострадавшего (амбулаторное или стационарное), а также констатация летального исхода;

3) заключение о степени тяжести производственной травмы дают по запросу работодателя или председателя комиссии по расследованию несчастного случая на производстве клинико-экспертные комиссии (КЭК) лечебно-профилактического учреждения, где осуществляется лечение пострадавшего, в срок до трех суток с момента поступления запроса. Это заключение в обязательном порядке также оформляется в выписном эпикризе независимо от характера проведенного лечения;

4) степень утраты профессиональной трудоспособности определяется в соответствии с Положением "О порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 392.

Как следует из приведенного текста Приказа Минздрава России от 24.02.2005 N 160, несчастные случаи на производстве по степени тяжести подразделяются на две категории: тяжелые и легкие. Однако в тексте ст. ст. 227 - 231 ТК РФ, регламентирующих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, о легких несчастных случаях прямо не говорится. Лишь в ст. 229 указано, что расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Обстоятельства, при которых несчастные случаи признаются производственными, перечислены в ч. 3 ст. 227 Трудового кодекса РФ. При этом необходимо учитывать следующие особенности.

Под территорией организации следует понимать здания, сооружения, иные объекты и площади, закрепленные за организацией на правах владения либо аренды. В организациях, территорию которых четко обозначить не представляется возможным (сельскохозяйственные, нефтегазодобывающие, лесозаготовительные и т.д.), а также при несчастных случаях, происшедших с отдельными категориями работников (участковые врачи, почтальоны и т.д., работа которых носит передвижной характер), территорией следует считать также место (маршрут) постоянной (обычной) трудовой деятельности пострадавшего. При отнесении несчастного случая с работником к категории происшедших на производстве нужно только установить, что он произошел на территории организации или вне ее при выполнении им трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя и связанных с ними действий или перемещений. Законодательством не определена продолжительность пребывания работников на территории организации до начала работы и после ее окончания, поэтому даже если несчастный случай с работником произошел спустя продолжительное время после окончания смены, он может быть отнесен к категории произошедших на производстве и рассматриваться в соответствии с Положением. Но комиссия в данном случае должна проанализировать причины и необходимость нахождения работника на территории организации во внеурочное время и только после этого принять решение о квалификации и обязать работодателя принять соответствующие меры по недопущению подобных случаев. В качестве примера приведу следующую ситуацию: работник предприятия после окончания рабочей смены не спешил уходить с территории и остался в бытовом помещении; ночью там возник пожар, и человек погиб. Судмедэкспертиза установила, что он не был в состоянии алкогольного опьянения. Как квалифицировать этот несчастный случай? Во-первых, нахождение работника в бытовом помещении связано с исполнением им трудовых обязанностей, так как если бы он не работал на предприятии, то после окончания работы не мог бы на легальном положении находиться в нем. Следовательно, для квалификации несчастного случая, как произошедшего на производстве, выполнены два очень важных условия - нахождение на территории предприятия, связанное с выполнением трудовых обязанностей. Во-вторых, о том, что работник остался в бытовом помещении, было известно другим членам бригады и мастеру, поэтому было его как минимум молчаливое согласие, в связи с чем помещение не было обесточено и закрыто на замок. Следовательно, несмотря на то, что работник находился в бытовом помещении после окончания рабочей смены в ночное время, несчастный случай, произошедший с ним, должен рассматриваться в соответствии с постановлением и оформляться актом по форме Н-1. Если бы о его нахождении в бытовом помещении в ночное время не знал руководитель работ, а работник делал это тайно, тогда бы акт не оформлялся. Приведу другой пример: после окончания рабочей смены бульдозерист Еремчук С.П. покинул свое рабочее место, вышел за территорию предприятия, где находился его личный автомобиль, и занялся ремонтом. Поставив автомобиль на домкрат, Еремчук начал производить ремонт, в этот момент произошло падение машины с домкрата, в результате чего мужчина получил смертельную травму. Данный случай был признан комиссией связанным с производством с составлением акта о несчастном случае по форме Н-1. В данном случае видно, что комиссия не приняла во внимание обстоятельства несчастного случая, тем самым нарушив нормы материального права, и, следовательно, в соответствии с законодательством данный случай должен быть квалифицирован, как не связанный с производством. В соответствии с Трудовым кодексом несчастными случаями на производстве признаются происшедшие как в течение установленного в организации рабочего времени, так и в течение установленных в организации перерывов в течение рабочего дня (смены), предоставляемых работникам в соответствии с действующим трудовым законодательством по различным основаниям. При этом следует отличать, что в соответствии со ст. 109 ТК РФ на отдельных работах и в производствах работникам предоставляются специальные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда (для обогрева при выполнении работ на открытом воздухе, отдыха при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и отдельных работ с вредными условиями труда и др.), при этом все они включаются в рабочее время, подлежат оплате и предполагают присутствие работников в специально оборудованных помещениях на территории организации (месте производства работ), т.е. указанные перерывы фактически являются продолжением и неотъемлемой частью технологического процесса, участниками которого являются работники. В связи с этим несчастные случаи, происшедшие во время указанных перерывов, квалифицируются как производственные. Кроме того, в соответствии со ст. ст. 108 и 258 ТК РФ работникам предоставляются и другие перерывы, которые обусловлены не особенностями выполняемой трудовой функции, а иными основаниями. При этом во время указанных перерывов работники временно прекращают непосредственное выполнение трудовой функции, и в связи с этим предполагается возможность их отсутствия на территории организации. Поэтому как несчастные случаи на производстве квалифицируются несчастные случаи, происшедшие во время указанных перерывов вне территории организации только с теми работниками, которые фактически продолжали исполнять свои трудовые обязанности, работу по заданию работодателя или осуществлявшими иные действия в его интересах. Как несчастные случаи на производстве квалифицируются несчастные случаи, происшедшие на личном транспорте, используемом работником в производственных целях по распоряжению работодателя или его полномочного представителя или с его ведома либо по соглашению сторон трудового договора. Другие виды возмещения вреда осуществляет страховщик - Фонд социального страхования, а в данном случае возмещается моральный вред от владельца источника повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Как несчастные случаи на производстве квалифицируются несчастные случаи, происшедшие с работниками при следовании к месту служебной командировки и обратно (глава 24 ТК РФ). Учитывая, что следование к месту командировки и обратно происходит в соответствии с распоряжением работодателя, вне зависимости от того, на каком виде транспорта следовал работник (за исключением случаев, когда работодателем был оговорен маршрут и конкретный вид транспорта), происшедший с ним при этом несчастный случай подлежит квалификации как несчастный случай на производстве. В зависимости от реальных обстоятельств происшествия несчастные случаи, происшедшие во время служебной командировки, могут квалифицироваться как бытовые либо производственные. Находясь в командировке, работник, как правило, выполняет командировочное задание с учетом режима рабочего времени, установленного в той организации, куда он командирован, включая междусменные перерывы, а также возможную работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни. В то же время если во время происшествия действия работника фактически не были обусловлены исполнением командировочного задания, происшедший с ним несчастный случай может быть квалифицирован как несчастный случай, не связанный с производством. Необходимо учитывать, что только сочетание основных и дополнительных признаков указывает на то, что несчастный случай подлежит расследованию и оформлению в установленном Кодексом порядке. Исчерпывающий перечень обстоятельств, позволяющих квалифицировать несчастный случай как непроизводственный и не оформлять его актом по форме Н-1, изложен в ст. 230 ТК РФ, он ограничен и расширительному толкованию не подлежит. В частности, не является несчастным случаем на производстве смерть вследствие общего заболевания работника, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения. Это положение распространяется только на те случаи, когда общее заболевание, которым страдал работник, явилось непосредственной и единственной причиной его смерти на производстве. Если же смерть наступила в результате телесного повреждения, полученного вследствие внезапного ухудшения здоровья во время приступа общего заболевания, то несчастный случай следует признавать производственным. Как указано в письме Минтруда России от 23.04.2001 N 1208-18/09-04 "О порядке расследования и оформления несчастных случаев на производстве, происшедших со страдающими эпилепсией работниками во время эпилептических припадков", если смерть работника наступила в результате телесного повреждения, полученного вследствие внезапного ухудшения его здоровья во время приступа эпилепсии (в том числе и по причине неоказания своевременной медицинской помощи), несчастный случай следует квалифицировать как производственный и оформлять его актом по форме Н-1 независимо от совокупности установленных комиссией причин несчастного случая. Кроме того, не являются производственными несчастные случаи, происшедшие при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния. Однако при этом следует обособленно рассматривать несчастные случаи, происшедшие с водителями транспортных средств организаций в результате совершенных ими дорожно-транспортных происшествий, несмотря на то, что в большинстве случаев в их действиях правоохранительными органами могут быть усмотрены признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 264 УК РФ. Транспортное средство является источником повышенной опасности, ответственность за безопасную эксплуатацию которого по действующему законодательству всегда несет его владелец, т.е. работодатель или его полномочный представитель, который к тому же обязан обеспечить надлежащую организацию труда водителя, его профессиональную подготовку, включая знание правил безопасности дорожного движения.




Понятие несчастного случая на производстве, в сущности, определяет юридическую природу производственного травматизма.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Актуальные вопросы предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

(Пономарева Е.А.)

("Социальное и пенсионное право", 2009, N 4)

Дата

02.11.2009

Информация о публикации

Пономарева Е.А. Актуальные вопросы предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков // Социальное и пенсионное право. 2009. N 4. С. 28 - 33.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ

ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКОВ

 

Е.А. ПОНОМАРЕВА

 

Пономарева Е.А., начальник отдела государственной службы и кадров Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

 

Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует право на труд и право на отдых. Последнее включает в себя право всех работающих на ежегодный оплачиваемый отпуск и, следовательно, как конституционное, подлежит безусловному соблюдению.

Как следует из содержания ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), на время ежегодного отпуска за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок <1>. Это является одной из важнейших гарантий использования отпуска по назначению, т.е. для отдыха.

--------------------------------

<1> Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

 

Работающие по трудовому договору приобретают право на ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от того, у какого работодателя они трудятся (организация - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, работодатель - физическое лицо), степени занятости (полное или неполное рабочее время), места выполнения трудовых обязанностей (в организации или на дому), формы оплаты труда, занимаемой должности, срока трудового договора и иных обстоятельств <2>.

--------------------------------

<2> Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. Ю.П. Орловского. М.: Инфра-М, 2007.

 

Законодательством установлены следующие виды отпусков:

- основные и дополнительные отпуска;

- нормальной продолжительности (28 календарных дней) и удлиненные (например, по ст. 267 ТК РФ для несовершеннолетних работников продолжительностью 31 календарный день);

- оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения заработной платы.

Дополнительные отпуска делятся по их основаниям и целям: работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда; за особый характер работы; за стаж работы; работникам с ненормированным рабочим днем; материнские отпуска; учебные отпуска.

В зависимости от того, подлежит ли отпуск оплате, отпуска подразделяются на оплачиваемые и отпуска без сохранения заработной платы. Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков улучшает положение работников по сравнению с законодательством. В законодательстве субъектов РФ, локальных актах организации могут появиться дополнительные по сравнению с федеральным законодательством случаи предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работника. Право уйти в отпуск без сохранения заработной платы улучшает положение работника при условии, что инициатива на предоставление этого отпуска исходит от работника и отпуск соответствует имеющимся у него интересам. Появление у работодателя права направить работников в отпуск без сохранения заработной платы ограничивает возможности работников на использование своих способностей к труду за вознаграждение. В связи с чем наличие у работодателя такого права рассматривается как ухудшение положения работников по сравнению с законодательством.

Отпуска могут быть классифицированы в зависимости от цели их предоставления. Например, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отпуск, предоставляемый в связи с обучением, иные отпуска, которые предоставляются с определенной в законодательстве целью, могут быть названы целевыми. Отпуска, не имеющие конкретной цели при предоставлении, являются нецелевыми. Работник использует такой отпуск для самостоятельно определенных целей.

Отпуска могут получить иную классификацию в зависимости от своей продолжительности. В частности, отпуска продолжительностью от трех до четырнадцати календарных дней можно признать краткосрочными. Такие краткосрочные отпуска установлены в качестве минимума для части ежегодного оплачиваемого (основного) отпуска. Отпуска продолжительностью свыше 14 календарных дней до 28 календарных дней следует признавать отпусками нормальной продолжительности, поскольку данная норма определена в действующем законодательстве. Отпуска продолжительностью свыше 28 календарных дней следует назвать удлиненными, так как их продолжительность превышает установленную законодательством продолжительность основного отпуска. Могут быть использованы и другие критерии для классификации отпусков, в частности, в зависимости от субъекта, которому предоставляется отпуск. По этому критерию могут быть выделены отпуска, предоставляемые инвалидам, несовершеннолетним, лицам с семейными обязанностями, работникам с особыми условиями труда или службы.

При определении продолжительности отпуска режим рабочего времени организации (6-дневная или 5-дневная рабочая неделя) значения не имеет.

Минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска - 28 календарных дней в рабочий год - установлена непосредственно законом (ст. 115 ТК РФ). При этом максимальная продолжительность отпуска законом не ограничивается. Она может (а в ряде случаев - обязана) быть выше установленных законом норм, но ни при каких обстоятельствах не может быть ниже <3>.

--------------------------------

<3> Дубровин И. Использовать неиспользованное // ЭЖ-Юрист. 2007. N 32. С. 3.

 

Законодательство закрепляет два способа увеличения продолжительности отпуска - с помощью установления удлиненного или дополнительного отпуска.

Отдельным категориям работников в соответствии с законодательством предоставляется увеличенный основной отпуск, продолжительность которого составляет более 28 календарных дней. Право на увеличенный основной отпуск имеют:

- работники в возрасте до 18 лет - 31 календарный день (ст. 267 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ));

- инвалиды - не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");

- гражданские служащие, замещающие высшие и главные должности гражданской службы, - 35 календарных дней (ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");

- гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы иных групп, - 30 календарных дней (ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

При этом следует учесть, что:

- продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы;

- при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней;

- муниципальные служащие - не менее 30 календарных дней (ст. 17 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации");

- спасатели, имеющие непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей до 10 лет, - 30 суток (ст. 28 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей");

- спасатели, имеющие непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 10 лет, - 35 суток (ст. 28 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей");

- спасатели, имеющие непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 15 лет, - 40 суток (ст. 28 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей");

- судьи Конституционного Суда Российской Федерации - 48 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно (п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 941 "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации");

- прокуроры и следователи - 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации (ст. 41.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");

- прокуроры и следователи, работающие:

в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями - не менее 45 календарных дней;

в районах Крайнего Севера - не менее 54 календарных дней;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 46 календарных дней (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 242 "О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователям органов прокуратуры, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями");

- судьи - не менее 30 рабочих дней (п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации");

- судьи, работающие:

в районах Крайнего Севера, - 51 рабочий день;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней (ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации");

- сотрудники таможенных органов - 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно с оплатой стоимости проезда указанного сотрудника и одного из членов его семьи в пределах территории Российской Федерации (ст. 36 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации");

- работники детских образовательных учреждений, некоторых научно-исследовательских учреждений, учебных заведений (согласно Перечню образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска) - от 42 до 56 рабочих дней (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1052 "Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций");

- мастера производственного обучения образовательных учреждений, социальные педагоги, педагоги-организаторы образовательных учреждений - до 42 рабочих дней (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1052 "Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций");

- научные работники учреждений (организаций), финансируемых из федерального бюджета:

- доктора наук - 48 рабочих дней;

- кандидаты наук - 36 рабочих дней (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 949 "О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень");

- работники организаций здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работники организаций, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ, - 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) (п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей");

- главные медицинские сестры учреждений здравоохранения федерального подчинения - 36 рабочих дней (п. 1 Приказа Минздрава России от 22 декабря 1994 г. N 297 "О ежегодных отпусках главных медицинских сестер учреждений здравоохранения федерального подчинения");

- работники угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства - до 67 календарных дней (п. 1 Постановления ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства");

- работники, занятые на работах с химическим оружием:

I группы - 56 календарных дней;

II группы - 49 календарных дней (ст. 5 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием").

Большая продолжительность отпуска может быть установлена в организации локальными нормативными актами.

Однако работодатели скорее склонны не увеличивать, а ограничивать продолжительность отпуска работникам в связи с производственной необходимостью. В силу различных причин работники иногда имеют неиспользованные отпуска за два и более рабочих года.

Разъяснения содержания трудового законодательства касательно ежегодных оплачиваемых отпусков можно получить из письма Федеральной службы по труду и занятости от 01.03.2007 N 473-6-0.

Действующее трудовое законодательство РФ позволяет в исключительных случаях с согласия работника перенести отпуск на следующий рабочий год (ч. 3 ст. 124 ТК РФ). При этом требуется согласие работника, но о способе его получения в письме ничего не сказано.

Ни закон, ни письмо не указывают, что согласие обязательно должно быть письменным, и работодатели на практике ограничиваются устным согласием, причем иногда оно дается фактически под принуждением.

Закон прямо запрещает непредоставление оплачиваемого отпуска работнику в течение двух и более лет подряд (ч. 4 ст. 124 ТК РФ). При этом следует ориентироваться на рабочий год, т.е. 24 месяца непрерывной работы данного работника. В данном случае речь идет о непредоставлении работнику отпуска вообще. Ни закон, ни письмо ничего не говорят о частичном долге работодателя перед работником. Такая задолженность по отпускам может образоваться за много лет.

Право конкретного работника на очередной отпуск в конкретный срок определяется графиком отпусков, который обязателен как для работодателя, так и для работника (ст. 123 ТК РФ).

График отпусков утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

Здесь мы сталкиваемся с неоднозначным смыслом термина "ежегодный". Так, график отпусков составляется на календарный год, а отпуск работнику предоставляется за рабочий год. Работник, принятый на работу после утверждения графика отпусков на соответствующий год, идет в отпуск вне графика.

Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен иметь необходимый стаж. Такой стаж составляет фактически проработанное работником время, в течение которого последний выполнял возложенные на него трудовые обязанности (в том числе во время нахождения в служебных командировках или во время простоя). В любом случае необходимый стаж работы исчисляется со дня начала работы у конкретного работодателя.

Согласно ст. 121 ТК в стаж работы, необходимый для отпуска, включается также:

1) время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха.

2) время нахождения на военных сборах, на обследовании или лечении, связанных с воинским учетом; участия в работе избирательных комиссий; явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого; повышения квалификации и переквалификации работников с отрывом от производства и с сохранением места работы (должности) и заработка и т.п. <4>;

--------------------------------

<4> Терехова Ю.К. Отпуска по-новому // Трудовое право. 2007. N 3.

 

3) время вынужденного прогула, если работника незаконно уволили или отстранили от работы, а впоследствии восстановили на прежней работе;







Date: 2015-09-17; view: 285; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию