Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенностями советского трудового права и советской системы права социального обеспечения. 26 page
Несмотря на то, что моральная профилактика относится к методам внеправового регулирования общественных процессов, она направлена не только против социально-негативных явлений, которые носят аморальный, но также и противоправный характер. При этом в профилактике даже самых крайних форм отклоняющегося поведения несовершеннолетних нередко именно данный вид профилактической деятельности может оказаться наиболее эффективным, нежели правовые средства воздействия на девианта. Наряду с моральной профилактикой в криминологической литературе особо выделяют правовую профилактику, которая нацелена на недопущение различных правонарушений, нарушение любых норм права, устранение факторов, их порождающих. В качестве ее разновидности рассматривают уголовно-правовую профилактику, в основу которой положен принцип неотвратимости ответственности. В рамках профилактики отклоняющегося поведения она служит предупредительной мерой для тех, кто склонен к крайним формам девиации, поскольку внедряет в сознание людей убеждение в неизбежности наказания. В этом плане уголовно-правовая профилактика содержит значимый профилактический потенциал, хотя и не является в конечном итоге решающим условием в предупреждении отклоняющегося поведения. Правовое воспитание и пропаганда как способы реализации правовой профилактики являются "сквозным" направлением профилактики девиаций, охватывающим всю "вертикаль" общества. Общесоциальный и индивидуальный профилактический эффект в данном случае достигается как разъяснением норм права различным слоям населения, включая подрастающее поколение, с целью позитивного воздействия на правосознание людей, так и применением различного рода санкций к правонарушителям и соответствующим информированием об этом. Суть правового воспитания состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных поступков и информировании населения о правовых и социальных последствиях нарушения правовых норм, поскольку знание норм права представляет собой необходимый элемент правовой культуры, служит предпосылкой для социальной активности. В рамках правового воспитания в последние годы особое внимание уделяется консультативной помощи гражданам по вопросам защиты от преступных посягательств, которая во многом преследует цели виктимологической профилактики (в узком смысле) и которая реализуется посредством издания и распространения доступной специальной литературы, содержащей рекомендации по обеспечению личной безопасности и защите имущества, демонстрации соответствующих теле- и радиопередач. Что касается виктимологической (в широком смысле этого слова) профилактики социальных отклонений несовершеннолетних, то в целом она направлена на: повышение уровня материальной, правовой, нравственной защищенности подрастающего поколения; усвоение данным контингентом алгоритмов оптимального поведения в сложных жизненных ситуациях; сведение к минимуму возможных виктимогенных ситуаций, приводящих к различным конфликтам; оказание профилактического воздействия на несовершеннолетних со сложившимся виктимным поведением. Это направление должно охватывать подготовку несовершеннолетних к разрешению межличностных и внутриличностных конфликтов социально приемлемыми способами, формировать умение адаптироваться к сложной жизненной ситуации, более того, умение защищаться от самого себя, от тех негативных импульсов в психике, которые толкают на путь личностной деградации и нарушению общезначимых ценностей и норм. Исходя из этого, виктимологические аспекты профилактического воздействия складываются из таких составляющих, как: а) общая виктимологическая профилактика, нацеленная на создание условий, в том числе посредством расширения информирования, для безопасной жизнедеятельности граждан; б) специальная виктимологическая профилактика, направленная на недопущение реализации виктимных свойств и качеств отдельных групп населения; в) индивидуальная виктимологическая профилактика, включающая выявление лиц, которые, исходя из личностных характеристик и особенностей условий жизни, с наибольшей вероятностью могут стать носителями социальной патологии, в том числе оказаться жертвой преступления, а также организацию воспитательных мер, обучения и обеспечения личной безопасности в отношении указанных лиц. Характеризуя профилактику социальных отклонений несовершеннолетних как целостную систему, в заключение хотелось бы отметить, что к числу наиболее актуальных требований, соблюдение которых может обеспечивать комплексный и системный подход к данной деятельности, относятся: сочетание мер общесоциальной и специальной профилактической деятельности; охват всех основных сфер жизнедеятельности и институтов социализации несовершеннолетних; использование взаимосвязанных и взаимодополняющих мер экономического, идеологического, культурного, правового, организационно-управленческого характера; масштабность профилактических мероприятий; воздействие на всю совокупность причин и условий, способствующих различным проявлениям девиаций в поведении несовершеннолетних.
Литература
1. Криминология / Под ред. В.Е. Эминова. М., 1997. С. 78, 81. 2. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 35. 3. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989. С. 315. 4. Миньковский Г.М. Изучение предпреступных и допреступных форм социально отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних и борьба с ними - важное направление профилактической работы // Вопросы борьбы с пьянством, наркоманией и другими формами антиобщественного поведения несовершеннолетних. М., 1976; Забрянский Г.И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Краснодар, 1979; и др. 5. Устинова В.В. Ранняя профилактика преступлений несовершеннолетних // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978. 6. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 403. 7. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968; Шляпочников А.С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1972; Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977; Миллер А.М. Противоправное поведение несовершеннолетних (генезис и ранняя профилактика). Киев, 1985; Курс советской криминологии: Предупреждение преступности. М., 1986; и др. 8. Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1976. С. 86.
Название документа Статья: Пасынки и падчерицы военнослужащих: особенности предоставления социальных гарантий (Корякин В.М.) ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 5) Дата 20.04.2010 Информация о публикации Корякин В.М. Пасынки и падчерицы военнослужащих: особенности предоставления социальных гарантий // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 5. С. 6 - 8. Примечание к документу
Текст документа
ПАСЫНКИ И ПАДЧЕРИЦЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
В.М. КОРЯКИН
Корякин В.М., доктор юридических наук.
Весьма распространенным явлением в настоящее время являются ситуации, когда в семьях военнослужащих на правах членов семьи проживают и воспитываются "неродные" дети, т.е. дети супруги (супруга) военнослужащего от другого брака. В семейном праве такие дети именуются пасынками и падчерицами (ст. 97 Семейного кодекса Российской Федерации). На обыденном, семейном, уровне, как правило, не возникает особых проблем с воспитанием пасынков и падчериц и материальным обеспечением со стороны военнослужащего, однако с точки зрения законного права таких детей на социальные гарантии, предоставляемые членам семей военнослужащих, на практике нередко возникают проблемы и конфликтные ситуации. Рассмотрению указанных аспектов посвящена настоящая статья. Содержание понятий "пасынок" и "падчерица" в законодательстве не раскрывается. В Толковом словаре В.И. Даля пасынок определяется как "неродной, сводный сын"; "сын от первого брака, приведенный ко второму браку, будет второму супругу пасынок"; а падчерица - "дочь неродному отцу, матери; дочь одного из супругов, по предшедшему браку, будет падчерицей другого" <1>. -------------------------------- <1> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2005.
Аналогичным образом определяет указанных лиц Словарь русского языка С.И. Ожегова: пасынок (падчерица) - это неродной сын (неродная дочь) одного из родителей <2>. -------------------------------- <2> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
Таким образом, пасынок (падчерица) военнослужащего - это родной сын (родная дочь) его жены (мужа), для которого (которой) он не является родным отцом (матерью). Подтверждающими документами данных родственных отношений являются соответствующие свидетельства о рождении детей и свидетельства о браке. Анализ законодательства, содержащего правовые нормы о социальных гарантиях и компенсациях членов семей военнослужащих, позволяет прийти к выводу, что закон проводит достаточно четкое разграничение между родными детьми военнослужащего (т.е. детьми, для которых он является кровным отцом (матерью)) <3> и его пасынками (падчерицами). Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в законодательстве о социальной защите военнослужащих понятия "пасынок" и "падчерица" практически не употребляются (исключение составляет ст. 34 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", где сказано, что пасынок и падчерица умершего (погибшего) военнослужащего имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми). Однако это отнюдь не означает исключение пасынков и падчериц из числа лиц, имеющих право на определенные социальные гарантии, обусловленные особым правовым статусом главы семьи - военнослужащего. -------------------------------- <3> Поскольку усыновленные дети по объему их прав и обязанностей полностью приравниваются к родным (или кровным) детям, то в настоящей статье под понятием "родные (кровные) дети" мы подразумеваем и усыновленных детей военнослужащих.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: 1) супруга (супруг); 2) несовершеннолетние дети; 3) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 4) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; 5) лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Исходя из правового смысла понятия "дети" (с точки зрения происхождения детей) в перечисленных выше случаях под детьми понимаются родные дети военнослужащего - это основанные на кровном родстве непременные участники семейных правоотношений, а также правоотношений, связанных с предоставлением социальных гарантий семьям военнослужащих. А где же среди перечисленных лиц пасынки и падчерицы военнослужащих? В данном случае они "скрываются" под обобщающим понятием "лица, находящиеся на иждивении военнослужащих". Таким образом, мы приходим к весьма важному выводу: пасынок и падчерица военнослужащего могут рассматриваться в качестве членов его семьи и, как следствие, рассчитывать на предоставление им установленных законом социальных гарантий только в том случае, если они будут официально признаны состоящими у него на иждивении. Документальным подтверждением данного юридического факта должна являться соответствующая запись в графе 21 послужного списка личного дела военнослужащего. Заметим, что к теме о порядке признания граждан состоящими на иждивении у военнослужащего и внесения записи об этом в его послужной список журнал "Право в Вооруженных Силах" обращается регулярно, в том числе в текущем году <4>, поэтому в настоящей статье данную проблему мы рассматривать не будем. -------------------------------- <4> См., напр.: Мовчан А.Н. О внесении в личное дело военнослужащего сведений об иждивенцах // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2; Шикалова О.В. Кто такие иждивенцы и как установить факт нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2.
Следует, однако, отметить, что даже официально признанный факт состояния пасынков и падчериц на иждивении военнослужащего с внесением соответствующей записи в его личное дело не влечет за собой автоматического распространения на них всего объема социальных гарантий, предусмотренных для его родных и усыновленных детей. Так, например, на пасынков и падчериц не распространяется право на предоставление им следующих социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих": - на выплату денежной компенсации на санаторно-курортное лечение (п. 4 ст. 16); - на получение выплаты для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей (п. 4 ст. 16); - на выплату единовременного пособия в случае гибели (смерти) военнослужащего (п. 2 ст. 18); - на зачисление в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса и преимущественное право при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (п. 6 ст. 19). Во всех перечисленных выше случаях в соответствующих нормах Федерального закона "О статусе военнослужащих" прямо указано, что названные социальные гарантии предоставляются именно детям военнослужащих, а не каким-либо иным лицам, состоящим у них на иждивении. На пасынков и падчериц военнослужащих, признанных состоящими у них на иждивении, распространяются только те социальные гарантии, в отношении которых в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" либо сказано, что они предоставляются всем членам семей военнослужащих (без конкретизации - каким именно), либо имеется специальная оговорка о том, что они предоставляются лицам, состоящим у военнослужащих на иждивении. К числу таких социальных гарантий относятся: а) выплата подъемного пособия при переезде военнослужащего на новое место военной службы в другой населенный пункт (п. 3 ст. 13); б) предоставление жилого помещения (ст. 15); в) получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях (п. 3 ст. 16); г) санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с оплатой 50% стоимости путевки (п. 4 ст. 16); д) получение выплаты на содержание в детском дошкольном учреждении (п. 6 ст. 19); е) проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту проведения отпуска и обратно, а также от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы (п. 2 ст. 20). На практике такое разделение детей, проживающих в одной семье, но пользующихся различным объемом социальных гарантий, нередко вызывает вполне справедливое возмущение военнослужащих и их супругов. В некоторых случаях данные вопросы становятся предметом судебного разбирательства, о чем нам уже приходилось писать <5>. -------------------------------- <5> См., напр.: Корякин В.М., Сорокин В.П. Хотели как лучше. А что получилось? (о проблемах, возникших при оказании единовременной денежной помощи многодетным семьям военнослужащих) // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 4.
Действительно, очень трудно, например, уяснить логику законодателя, когда в отношении выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях сделана оговорка, что она выплачивается как на детей военнослужащих, так и на лиц, находящихся на их иждивении (п. 6 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), а в отношении выплаты, компенсирующей стоимость путевок в организации отдыха и оздоровления детей, указывается, что она выплачивается только на детей военнослужащих школьного возраста без указания на детей, состоящих на иждивении военнослужащих (п. 4 ст. 16 названного Закона). Получается, что пока и родные дети, и пасынки (падчерицы) военнослужащего посещают детский сад, то военнослужащему компенсируются все его расходы на эти цели, а когда дети достигают школьного возраста (6,5 лет), то расходы на проведение летнего оздоровительного отдыха компенсируются только в отношении его родных (кровных) детей; пасынкам и падчерицам военнослужащих государство в компенсации расходов на летний оздоровительный отдых отказывает. В связи с вышесказанным не следует удивляться многочисленным обращениям военнослужащих в различные инстанции, включая судебные, в поисках справедливости в решении данной проблемы. Выше мы рассмотрели, каким образом разрешает вопрос о социальной защите пасынков и падчериц Федеральный закон "О статусе военнослужащих". Весьма полезным для поиска истины в рассматриваемом вопросе является обращение к нормам иных законов. Так, согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..." отчим и мачеха погибшего (умершего) военнослужащего имеют право на получение страховых выплат при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет (по отношению к отчиму и мачехе военнослужащий является в данном случае пасынком или падчерицей). Этот же срок фигурирует и в ст. 34 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...": отчим и мачеха погибшего военнослужащего имеют право на пенсию по случаю потери кормильца при условии, если они содержали погибшего не менее пяти лет. Семейный кодекс Российской Федерации в ст. 97 также устанавливает пятилетний срок состояния пасынков и падчериц на содержании отчимов и мачех, дающий право последним требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами. Как отметил по данному поводу Пленум Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении исков отчима (мачехи) о предоставлении содержания пасынками (падчерицами) необходимо иметь в виду, что в силу ст. 97 Семейного кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить заявленные требования при условии, что истцы являются нетрудоспособными, нуждаются в материальной помощи, которую они не могут получить от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов), надлежащим образом содержали и воспитывали ответчиков не менее пяти лет, а последние достигли совершеннолетия и являются трудоспособными <6>. -------------------------------- <6> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов".
По нашему мнению, указанный законодательно установленный срок вполне может быть использован военнослужащими при обращении в органы военного управления и в суды за защитой прав состоящих у них на воспитании и иждивении пасынков и падчериц. Как справедливо указывается по данному поводу в научной литературе, "...для целей единообразного правового регулирования необходимо считать семейные отношения сложившимися, если воспитание и содержание пасынка (падчерицы) осуществлялось надлежащим образом не менее пяти лет при условии совместного проживания. Установление указанных критериев позволит суду, в случае возникновения спора, апеллировать едиными правовыми категориями" <7>. -------------------------------- <7> Зубарева О.Г., Малыхина М.Н. Правовой статус пасынков (падчериц) и отчима (мачехи): условия реализации имущественных прав и обязанностей // Журнал российского права. 2006. N 3.
Таким образом, если с момента официального признания пасынка (падчерицы) военнослужащего состоящим у него на иждивении прошло более пяти лет, то военнослужащий имеет полное право требовать от соответствующих органов и должностных лиц, в том числе в судебном порядке, предоставления пасынкам и падчерицам всего объема предусмотренных законодательством социальных гарантий наравне с его родными детьми.
Название документа Статья: Некоторые актуальные вопросы по применению социального законодательства в судебной практике (Ефремов А.В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 2) Дата 20.01.2011 Информация о публикации Ефремов А.В. Некоторые актуальные вопросы по применению социального законодательства в судебной практике // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 2. С. 28 - 33. Примечание к документу
Текст документа
НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
А.В. ЕФРЕМОВ
Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
Рассмотрены актуальные вопросы по применению социального законодательства по перерасчету военных пенсий в судебной практике.
Ключевые слова: военная служба, контракт, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), пенсия, денежное довольствие, военнослужащий, первичная воинская должность, воинские звания, военные пенсионеры.
Some topical questions on the application of social legislation in the judicial practice A.V. Efremov
In the article deals with current issues on the application of social legislation on recalculation of military pensions in judicial practice.
Key words: military service, contract, the minimum wage (SMIC), a pension, allowance, a soldier, the primary military post, military ranks, military retirees.
Статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" <1> (в первоначальной редакции) предусматривала, что денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсии, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством Российской Федерации, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50%. -------------------------------- <1> Далее также - Закон.
Федеральным законом от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" в ст. 43 Закона были внесены изменения, в соответствии с которыми названная норма была исключена (изменения вступили в силу с 1 июля 1996 г.). Таким образом, граждане, которые получали пенсию в период с 1 февраля 1993 г. по 30 июня 1996 г., оказались в худшем положении по сравнению с лицами, которые обратились за назначением пенсии после 1 июля 1996 г., поскольку на протяжении всего указанного периода пенсия им выплачивалась в заниженном размере, так как при повышении МРОТ, если размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, становился ниже, чем 10-кратный размер МРОТ, перерасчет пенсии не производился. В связи с вышесказанным интересным является Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 г. N 84-В09-5. И. обратился в суд с иском к военному комиссариату Новгородской области о перерасчете пенсии за период с 13 июля 1993 г. по 30 июня 1996 г. в связи с увеличением МРОТ и взыскании недополученной суммы с учетом индексации. В обоснование своих требований И. ссылался на то, что с 13 июля 1993 г. он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Расчет пенсии производился ответчиком в соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", в редакции, действовавшей в период назначения пенсии, предусматривающей, что денежное довольствие, не превышающее 10-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50%. С 1 июля 1996 г. редакция ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 изменена, из нее исключено положение об ограничении размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии. В период с 13 июля 1993 г. по 30 июня 1996 г. МРОТ неоднократно повышался, однако перерасчет пенсии в связи с увеличением МРОТ не производился. Истец просил суд взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии с учетом убытков от инфляции. Ответчик иск не признал. Решением Новгородского городского суда Новгородской области от 6 августа 2008 г. И. в удовлетворении исковых требований отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 ноября 2008 г. решение суда отменено и постановлено новое решение, которым на военный комиссариат Новгородской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии И. за период с 13 июля 1993 г. по 30 июня 1996 г., исходя из значения 10-кратного МРОТ, и выплатить недополученную сумму пенсии с учетом индексации. В надзорной жалобе военный комиссариат Новгородской области просит Определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 ноября 2008 г. отменить со ссылкой на то, что судом кассационной инстанции были допущены существенные ошибки в применении и толковании норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 14 мая 2009 г. жалобу удовлетворила, указав следующее. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. При рассмотрении указанного дела судом кассационной инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, которое выразилось в следующем. Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований о перерасчете пенсии за период с 13 июля 1993 г. по 30 июня 1996 г. в связи с увеличением установленного законодательством МРОТ, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период 10-кратный МРОТ не превысил размер денежного довольствия, из которого истцу было произведено начисление пенсии, в связи с чем пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось оснований для перерасчета пенсии истцу по указанному основанию. Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение - об удовлетворении исковых требований И., судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда со ссылкой на положения п. "а" ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" пришла к выводу о том, что при увеличении установленного законодательством МРОТ с момента, когда 10-кратный МРОТ превысил сумму денежного довольствия, из которого исчислена пенсия, эта пенсия подлежит перерасчету. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводами суда кассационной инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Статьей 43 Закона (в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 г.) предусматривалось, что для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Кроме того, для исчисления пенсии в состав денежного довольствия включается месячная стоимость продовольственного пайка. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50%. Порядок определения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. В соответствии с п. 8 указанного Постановления (в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 г.) пенсии уволенным со службы военнослужащим исчислялись из суммы их денежного довольствия, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии, и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном п. 11 данного Постановления. При этом, сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, не превышающая 10-кратный МРОТ, установленный законодательством на день назначения или перерасчета пенсии, учитывалась при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50%. Date: 2015-09-17; view: 287; Нарушение авторских прав |