Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенностями советского трудового права и советской системы права социального обеспечения. 25 page





--------------------------------

<13> См.: стенограмма заседания от 9 февраля 2007 г. // База данных "Стенограммы заседаний Государственной Думы" // www.duma.gov.ru.

 

Так, один из депутатов <14> высказал следующее мнение: "мы можем закрыть глаза и прийти к выводу, что если мы из законодательства вырубим такое понятие, как коммунальные квартиры, то тем самым мы фактически решим существующие и возникающие в обществе проблемы. В действительности проблемы есть. В семье могут быть разные отношения, может возникнуть ситуация, когда члены семьи расстались по суду, но при этом проживают реально в одном помещении и ответственный квартиросъемщик платить за квартиру не собирается. А квартиросъемщик, с точки зрения платежей безответственный, то есть не относящийся к категории формальных плательщиков, готов квартиру оплачивать, готов вносить деньги, но не может этого сделать, потому что на него не открыт соответствующий счет. Законопроект, который предлагают наши коллеги, представляется абсолютно разумным. Он регулирует целый ряд вопросов, в том числе, кстати говоря, способствует повышению собираемости коммунальных и жилищных платежей в Российской Федерации. Что касается ссылки на часть 3 статьи 72, мол, законодательство предусматривает возможность принудительного обмена жилых помещений, что члены семьи могут взять и, так сказать, по суду заставить разменять данное жилое помещение, то проблема только в одном: размен предполагает наличие третьей стороны, размен предполагает необходимость возникновения какого-то еще там третьего человека, который хочет поменяться на эту квартиру. Мне трудно себе представить, что кто-то способен ждать восемь-девять месяцев решения суда и размениваться в этой сложной ситуации. Очень трудно, практически невозможно будет людям найти такой путь в соответствии со статьей 72, часть 3".

--------------------------------

<14> О.В. Шеин.

 

Другой депутат <15> высказал такое мнение: "...это пример еще одной проблемы, которую мы сами создали. Мы не хотим, чтобы у нас было много квартир коммунального заселения, и все с этим согласны. Но вот такие, с позволения сказать, нормы, которые практически создали проблему для сотен семей россиян, не имеют права на существование, потому что мы загоняем проблему в угол. Мы... говорим: мы не видим этой проблемы, значит, ее нет. У нас возникает коммунальное заселение, юридически не оформленное, причем в самом жестоком режиме, потому что права как бы нельзя сформулировать четко в отношении бывшего, например, члена семьи, и возникает жуткий конфликт. Что происходит? А происходит следующее: он не платит за коммунальные услуги, другая часть семьи, например бывшая жена с несовершеннолетним ребенком, не может себе оформить субсидию по этой причине, возможность принудительного размена практически исключена, потому что у нас, напоминаю, муниципального фонда осталось 25 процентов. И... найдите такого гражданина, который будет девять-десять месяцев ждать, пока вы там что-то решите в судебном порядке. Так что вот эта дорога практически закрыта, и консервируется очень серьезная, тяжелая семейная ситуация, она не находит развязки. Кстати, и возможности приватизации такие люди лишены, потому что есть конфликт в семье, и просто по своим внутренним соображениям отказываются приватизировать. А теперь мы дали великолепный шанс: квартиру же нельзя разделить. Поэтому к этому проекту нельзя предъявить претензию, что он не соответствует юридической технике или нарушает какое-то законодательство... Не надо загонять проблемы в угол, не надо создавать их на ровном месте. Коммуналка была и, к сожалению, будет, пока у нас граждане имеют в среднем тот уровень доходов, который у них есть на сегодняшний день, и не могут пойти и снять жилье или тем более купить что-то на рынке жилья".

--------------------------------

<15> Г.П. Хованская.

 

Вероятно, тем, что после раздела поменяется статус квартиры и она станет коммунальной, отказ в разделе жилого помещения не может обосновываться: законодательство наделило всех нанимателей жилых помещений по договору социального найма правом на приватизацию жилого помещения, поэтому этот довод не может приниматься во внимание. С таким же успехом наниматели могут приватизировать помещение, и оно также поменяет свой правовой статус - перейдет в частную собственность граждан.

Напротив, когда неприязненные отношения проживающих не позволяют договориться о чем-либо, не имея возможности раздела жилого помещения, граждане будут ограничены в реализации права на приватизацию или вовсе его лишены.

Кроме того, не может при рассмотрении вопроса о допустимости раздела жилого помещения считаться обоснованным довод о том, что государство якобы стремится сократить количество коммунальных квартир и не допустить образование новых: с мнением о том, что принципы и смысл нового жилищного законодательства не допускают (препятствуют) возникновение коммунальных квартир, согласиться никак нельзя.

Смысл и принципы (основные начала) жилищного законодательства закрепляются в самом законе, а не в "умах" каких-либо лиц, даже если это депутаты законодательного органа или должностные лица органов исполнительной власти.

Так вот, из ст. 1 ЖК РФ "Основные начала жилищного законодательства" никаких ограничений в отношении права граждан на жилище, в том числе на проживание в коммунальной квартире, не следует. Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании Жилищного кодекса, другого федерального закона.

Получается, что такой своей позицией по данной рассматриваемой проблеме государство полностью расписывается в своей несостоятельности решить жилищную проблему в России, и его усилия направляются не на повышение благосостояния граждан, не на создание условий для строительства жилья, приобретения его в собственность, а на недопущение "дробления" имеющихся квартир и ущемление прав граждан.

Если у законодателей есть идея по пресечению образования коммунальных квартир, то, вероятно, нужно ее закреплять четко в законе. Хотя, думается, такое закрепление грозит еще большим недовольством в обществе, так как прямым запретом на раздел жилых помещений государство существенно ограничило бы жилищные права значительного числа граждан.

Таким образом, прямых ограничений на раздел жилого помещения по договору социального найма в ЖК РФ не предусмотрено. Никакие ограничения на проживание граждан в коммунальных квартирах не следуют из ЖК РФ и иных норм жилищного законодательства. Никакой государственной политики, которая бы выражалась в недопустимости (запрете) появления коммунальных квартир, в правовых актах не закреплено. Вместе с тем другого варианта разрешения спора, кроме как раздел жилого помещения, у граждан для защиты их жилищных, семейных и конституционных прав может не иметься.

Как представляется, принятием такого закона (Жилищного кодекса РФ), способствующего в свете рассматриваемой проблемы возникновению правоприменительной практики, при которой будут ущемляться права и свободы человека и гражданина, нарушена норма ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Принятие же законопроекта, внесенного депутатами Государственной Думы Томской области, могло бы обеспечить соблюдение нормы ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, и, кроме того, позволило бы соблюсти положение ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как видно, деятельность органов власти по решению данной проблемы осуществляется в прямо противоположном направлении. И пока у граждан нет надежды, что депутаты Государственной Думы Российской Федерации вернутся к данной проблеме <16>.

--------------------------------

<16> Депутаты обещали вернуться к данной проблеме при рассмотрении базовых поправок к ЖК РФ.

 

В таком случае гражданам стоит рассчитывать на кадры российского судейского сообщества: несомненно, эти кадры располагают должным уровнем правового сознания, для того чтобы в полной мере использовать аналогию закона и аналогию права в качестве способов преодоления существующих пробелов в Жилищном кодексе РФ, и смогут с этих позиций разрешать споры о разделе жилого помещения в соответствии с задачами гражданского судопроизводства, которыми согласно ст. 2 ГПК РФ являются "рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов правоотношений".

 

 

 

 

Название документа

Статья: Понятие и основное содержание профилактики социальных отклонений несовершеннолетних

(Сапрунов А.Г.)

("Общество и право", 2011, N 2)

Дата

08.04.2011

Информация о публикации

Сапрунов А.Г. Понятие и основное содержание профилактики социальных отклонений несовершеннолетних // Общество и право. 2011. N 2. С. 188 - 194.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ

СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

А.Г. САПРУНОВ

 

Сапрунов Александр Георгиевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.

 

В статье рассматриваются теоретические проблемы совершенствования понятийного аппарата, используемого при рассмотрении вопросов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Особое внимание уделяется ранней профилактике как центральному направлению борьбы с социальными отклонениями несовершеннолетних.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности, общесоциальная профилактика, специальная профилактика.

 

In article theoretical problems of perfection of the conceptual device used by consideration of questions of preventive maintenance девиантного of behavior of minors are considered. The special attention is given to early preventive maintenance as центральному to a direction of struggle against social deviations несовершеннолетних.

 

Key words: девиантное behavior, criminality is imperfect-year-old, criminality preventive maintenance, общесоциальная the preventive maintenance, special preventive maintenance.

 

В плане исследования проблем профилактики преступлений отечественными исследователями проделана огромная работа, в ходе которой накоплен значительный научный материал, имеющий теоретико-методологическое и прикладное значение. Однако среди специалистов до сих пор существуют расхождения во взглядах по ряду теоретических вопросов, в том числе касающихся понятийного аппарата.

Коротко остановимся на наиболее распространенных подходах, которые имеются по этому поводу в научной литературе.

В криминологии под профилактикой преступности понимается система мер, направленных как на выявление, ограничение и нейтрализацию детерминант преступности, на снижение общественной опасности личности преступника, так и на устранение факторов, способствующих распространению отдельных видов преступлений [1]. Ее определяют также как специфическую область социального управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений [2].

Следует отметить, что в поиске комплексного решения проблем борьбы с преступностью криминологи постепенно вышли за рамки чисто криминальной сферы: сначала в сферу правонарушений, а затем в сферу антиобщественного поведения. В связи с этим некоторые авторы предпринимали попытки объединить профилактическую деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений в единый понятийный комплекс. Так, К.Е. Игошев и Г.М. Миньковский предлагают рассматривать под профилактикой преступлений и правонарушений "деятельность государственных органов, общественности, отдельных граждан (родителей и других воспитателей), целенаправленную на устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, им способствующих, на выявление и устранение деформаций личности, которые, раз возникнув, непосредственно формируют мотивацию правонарушающего поведения" [3].

Не вызывает сомнения тот факт, что профилактика антиобщественного поведения, правонарушений или преступлений, равно как и профилактика социальных отклонений, подразумевает осуществление воздействия на допреступное поведение. В то же время обозначенное ранее содержание понятия девиаций позволяет утверждать, что ряд форм социальных отклонений, "не укладываясь" в генезис преступного поведения, составляют самостоятельный объект профилактического воздействия. Поэтому профилактика социальных отклонений по своему содержанию выходит за рамки профилактики и преступности, и правонарушений, и антиобщественного поведения.

В целях уточнения содержания понятия "профилактика социальных отклонений" целесообразно также обратиться к термину "ранняя профилактика", который появился в криминологической литературе в середине 60-х годов и в настоящее время имеет довольно широкое распространение.

Традиционно ранняя профилактика рассматривается в качестве центрального направления борьбы с социальными отклонениями несовершеннолетних [4]. Достаточно четко сущность ранней профилактики преступлений несовершеннолетних отражена в работах В.В. Устиновой, которая предлагает рассматривать ее как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и общественными организациями в целях: а) оздоровления условий жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию; б) пресечения и устранения действия источников антиобщественного влияния на несовершеннолетних; в) воздействия на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении, с тем чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам [5].

Следует обратить внимание на то, что термин "ранняя профилактика" - весьма условный: поскольку слово "профилактика" само по себе означает что-либо упреждать, не допускать, то в буквальном смысловом значении ранней профилактики быть не может. Использование данного термина в криминологической литературе связано с широкой трактовкой понятия профилактики, под которой понимаются не только меры по предупреждению преступлений, но и меры, применяемые уже после их совершения, а также в целях предупреждения рецидива [6].

По существу, так называемая поздняя профилактика (работа в специальных учебно-воспитательных учреждениях для правонарушителей и т.д.) уже не является в полном смысле этого слова профилактикой, ибо ее назначение главным образом состоит не в том, чтобы наказать, а потом исправлять и перевоспитывать, а в том, чтобы не допустить социально неодобряемого поведения. В данном случае более приемлемым представляется термин "контроль", нежели профилактика, которая предполагает упреждающее воздействие.

Вместе с тем с определенной долей условности это деление возможно и в отношении профилактики социальных отклонений несовершеннолетних, если раннюю профилактику рассматривать как деятельность по созданию условий для успешной социализации, приобщению к социальным нормам, ценностям, сознательной активной деятельности, а также нейтрализации или устранению причин девиаций в данном контингенте, а позднюю профилактику - как меры по коррекции и исправлению подростков, поведение которых уже не вписывается в общепринятые стандарты и которые нуждаются в профилактическом воздействии, оздоровлении их условий жизни и воспитания.

Исходя из вышеизложенного и вместе с тем учитывая специфические особенности девиаций как социального явления, определим профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних как целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении. Это воздействие реализуется через систему разноплановых мероприятий, направленных на выявление, нейтрализацию или минимизацию причин и условий девиаций в среде несовершеннолетних, формирование правомерного поведения данного контингента граждан, коррекцию (ресоциализацию, перевоспитание) тех лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении.

Поскольку в девиантном поведении объективируются как неблагоприятная социальная ситуация развития личности, так и ее негативные свойства (что получает свое конечное выражение в соответствующей мотивации поведения, то объектом этой деятельности являются прежде всего детерминанты, т.е. причины, порождающие социальные отклонения, условия (обстоятельства, ситуации, поводы, факторы), благоприятствующие их возникновению, а также личность девианта (включая потенциальных девиантов) как результат процесса формирования социально-негативных качеств и свойств.

Определяя место и роль профилактики социальных отклонений несовершеннолетних в системе общественного развития, нельзя обойти проблему ее функций. Для такой профилактики характерно многообразие взаимосвязанных функций, которые следует рассматривать в широкой социальной плоскости. К числу наиболее значимых из них относятся:

регулятивно-предупредительная, направленная на оказание воздействия на несовершеннолетних с тем, чтобы их сознание и поведение находились и развивались в согласии с общепринятыми социальными нормами и принципами;

обеспечивающая функция, особая роль которой в системе профилактики явлений социальной патологии обусловлена значимостью мер, направленных на обеспечение наиболее жизненно важных интересов общества в целом и несовершеннолетних как особой социально-демографической группы, а также мер общего "оздоровления" общества;

охранительная (защитная) функция, основной смысл которой сводится, с одной стороны, к тому, чтобы оберегать общественные интересы и социальные ценности, общество в целом от нарушений (нарушителей) норм морали и права со стороны несовершеннолетних, а с другой - к обеспечению профилактической защиты данной категории населения как наименее защищенной социальной группы, ее прав, здоровья, имущественных интересов и т.д.;

воспитательная функция, которая нацелена на развитие в подростке чувства гражданственности, ответственности за свое поведение перед обществом;

функция контроля, которая, будучи одной из форм воспитания, выступает одновременно методом пресечения отклоняющегося поведения несовершеннолетнего и отправным пунктом его коррекции и нацелена в первую очередь на выявление лиц, нуждающихся в ресоциализации;

функция коррекции, призванная вернуть каждого оступившегося в среду достойных членов общества и подразумевающая использование в профилактическом воздействии методов социально-педагогической, медико-реабилитационной работы в целях преодоления личностных деформаций несовершеннолетних.

Отметим, что в рамках профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания. Необходимо отметить, что воспитание присутствует практически в любом общественном институте. Воспитание, решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Воспитательная функция реализуется прежде всего в отношении благополучно развивающегося индивида, чьи поступки не выходят за рамки установленных требований. В то же время она обращена к личности индивида с потенциальными отклонениями, равно как и к девианту, т.е. несовершеннолетнему, чье формирование происходит в ненадлежащих социально-педагогических условиях и требует коррекции прошлого негативного опыта и воспитательного воздействия, обращенного в будущее. В этом смысле функции контроля и коррекции с определенными оговорками можно рассматривать как составляющие функции воспитания.

Исходя из вышеперечисленных функций профилактики социальных отклонений, выделим те основные задачи, которые должны решаться в ходе этой деятельности, а именно:

мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих социальным отклонениям в среде несовершеннолетних;

изучение специфических особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних, которые приводят к их личностной деформации;

устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности несовершеннолетнего;

постоянное выявление лиц, которые характеризуются нравственными аномалиями и нестандартным поведением;

активное профилактико-реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности.

Переходя к вопросу о направлениях профилактики социальных отклонений, отметим, что в криминологии принята дифференциация на общую и специальную профилактику преступлений [7], которая по аналогии была перенесена и на теорию профилактики правонарушений.

Наряду с указанной системой предупреждения преступности в криминологической литературе на основе вертикальной дифференциации выделяются уровни, которые: а) предусматривают решение крупных социальных проблем жизнедеятельности общества, что находит свое выражение в соответствующих социально-экономических, культурно-духовных преобразованиях; б) предполагают предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и слои населения; в) непосредственно связаны с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц с устранением личностных деформаций и позитивным изменением системы ценностных ориентаций.

В рамках системы профилактики социальных отклонений в целом и несовершеннолетних в частности также отчетливо прослеживаются как отдельные направления и меры неперсонифицированного характера, так и индивидуализированные меры, адресованные конкретным лицам. Каждое из этих направлений в силу особенностей объекта регулирования имеет свою специфику, которая выражается в способах и приемах профилактического воздействия. Рассмотрим их подробнее.

Общесоциальная профилактика выступает как комплекс экономических, политических, идеологических, культурно-воспитательных, правовых, организационно-управленческих, социально-психологических и иных мер. Отметим, что в широком смысле всякая профилактика является социальной или общесоциальной. Такие меры, являясь необходимым элементом общей системы социального общественного развития, хотя непосредственно и не преследуют целей профилактики социальных отклонений в поведении индивидов, но упреждают появление или распространение неблагоприятных условий формирования личности, предотвращают возможность возникновения негативных социальных качеств.

Анализируя возможности общесоциальных мер в системе предупреждения преступности, А.Э. Жалинский отмечает, что "в принципе любое антиобщественное явление... может быть устранено, и притом окончательно, общесоциальными мерами, общесоциальным предупреждением. Но этот вывод верен лишь в тенденции" [8]. Действительно, наряду с масштабными, долговременными, перспективными мерами необходима деятельность более узкого конкретного характера, рассчитанная на проведение менее крупных, но не менее значимых профилактических мероприятий.

Поэтому в рамках системы профилактики социальных отклонений несовершеннолетних нельзя недооценивать специальную профилактику, которая состоит из различных по характеру, форме и содержанию специальных экономических, воспитательных, правовых, организационных и других мероприятий, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию причин конкретных форм девиаций. Масштаб их применения, как правило, уступает масштабу применения общесоциальных мер, хотя в ряде случаев он приобретает значительные размеры (когда, например, речь идет о профилактике отдельных видов отклоняющегося поведения или когда они рассчитаны на отдельные категории лиц). Решение такого рода задач составляет основное, а в ряде случаев и единственное содержание деятельности по коррекции объективной социальной среды и конкретной личности.

Среди специальных предупредительных мер выделяется индивидуальная профилактика, которая реализуется с помощью корректирующего, регулирующего, сдерживающего воздействия, направленного на конкретные формы девиантного поведения, и факторы, их вызывающие. Целью индивидуальной профилактики социальных отклонений является прерывание деформации личности индивидов, допускающих отклонения в поведении, и позитивная коррекция (включая психолого-педагогическую и медико-педагогическую) личности, влекущая изменение направленности ее поведения. Эта деятельность ориентирована на недопущение перехода от менее к более опасным формам отклоняющегося поведения. На индивидуальном уровне профилактика включает в себя меры, направленные прежде всего на оказание социальной помощи и воспитательного воздействия. В необходимых случаях к девиантам применяются предусмотренные законом принудительные меры воспитательного характера, административной ответственности.

Наиболее существенными характеристиками личности и социального положения несовершеннолетнего, которые определяют характер профилактического воздействия на него, являются: а) элементы структуры личности, отражающие нравственную деформацию; б) социально значимые психофизические особенности личности; в) нестандартное, в том числе аморальное, поведение; г) неблагоприятные условия формирования личности в семейно-бытовой, учебной, досуговой сферах; д) сложная жизненная ситуация, определяющая возможность появления тех или иных девиантных форм поведения.

В процессе индивидуальной профилактики в зависимости от стадии деформации нравственно-правового сознания несовершеннолетнего и отклонений в поведении (имеется в виду предпреступное поведение) можно выделить несколько наиболее значимых этапов профилактики в форме:

социальной защиты, нацеленной на выявление и устранение неблагоприятных жизненных условий до того момента, когда они уже привели к искажению нравственности и правосознания индивида;

корректирующего воздействия, когда неблагоприятные жизненные условия привели к частичному (характеризуемому как нестабильное) искажению нравственности и правосознания индивида;

социальной помощи и корректирующего воздействия, когда социально неодобряемое поведение индивида приняло вид систематического отклонения от принятых стандартов;

социальной помощи и корректирующего воздействия, когда отклоняющееся поведение индивида приняло форму отдельных поведенческих актов правонарушающего характера;

корректирующего воздействия, когда отклонения индивида от норм превратилось в систематическое правонарушающее поведение.

В реальной действительности общесоциальная профилактика выступает как весьма сложная система, содержание которой составляет множество различных элементов, являющихся ее частными видами. Сгруппированные по сферам общественной жизни эти элементы образуют соответствующие направления профилактической деятельности. В криминологической литературе выделяют прежде всего такие направления, как моральная и правовая профилактика.

Моральная профилактика, с одной стороны, направлена против тех явлений социальной жизни, которые детерминируют нарушения норм морали; с другой - выступает как средство правильной социальной ориентации членов общества в морально-правовом пространстве. Профилактическая функция этой деятельности реализуется посредством утверждения нравственных принципов, предписаний и оценок, моделирующих определенный тип оценок людей и ставящих под контроль общественной морали устремления, мотивы и направленность каждого индивида. Ее основными целями являются: а) адекватное усвоение и внутреннее принятие индивидами норм морали; б) формирование у членов общества предпосылок, а, в конечном счете, и потребности неуклонного следования этим нормам, т.е. развитие нравственности индивида как механизма саморегуляции.

Date: 2015-09-17; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию