Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник: данные European Mortgage Federation (EMF). 6 page





Анализ указанных положений, а также положений отдельных законодательных актов <4> позволяет констатировать, что нормативную правовую базу, регламентирующую осуществление государственной политики в отношении пожилых людей, составляют международные правовые акты, правовые акты федерального уровня, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты местного самоуправления.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

 

Международная правовая база может быть структурирована, во-первых, исходя из территорий, которые охватываются действием правовых актов (мировое сообщество <5>, европейский континент <6>, территория Союза Независимых Государств <7>, международные договоры Российской Федерации <8>); во-вторых, исходя из круга общественных отношений, подвергнутых (подлежащих) правовой регламентации в области поддержки пожилых людей (охрана здоровья, труд и занятость, социальное (пенсионное) обеспечение; социальное обслуживание; социальная защита пожилых людей <9>).

--------------------------------

<5> Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (принята в г. Женеве 28 июня 1952 г. на 35-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. I. С. 1055 - 1086; Конвенция N 117 Международной организации труда "Об основных целях и нормах социальной политики" (принята в г. Женеве 22 июня 1962 г. на 46-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. II. С. 1321 - 1329; Конвенция N 128 Международной организации труда "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (принята в г. Женеве 29 июня 1967 г. на 51-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. II. С. 1531 - 1552; Конвенция N 130 Международной организации труда "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (принята в г. Женеве 25 июня 1969 г. на 53-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева: Международное бюро труда. 1991. Т. II. С. 1581 - 1599; Международная хартия физического воспитания и спорта (принята в г. Париже 21 ноября 1978 г. на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.: Международные отношения, 1991. С. 186 - 190; Рекомендация Международной организации труда от 23 июня 1980 г. N 162 "О пожилых работниках" (принята в г. Женеве 23 июня 1980 г. на 66-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. II. С. 1927 - 1934; Венский международный план действий по проблемам старения (принят в г. Вене 5 - 6. августа. 1982 г. Всемирной ассамблеей по проблемам старения). Документ опубликован не был; Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей (приняты 16 декабря 1991 г. Резолюцией 46/91 на 74-м пленарном заседании 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Документ опубликован не был; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 октября 1992 г. N 47/5 "Декларация по проблемам старения". URL: http// bspu.unibel.by- pages/ decklar/ data/ doc/htm.

<6> Европейский кодекс социального обеспечения (принят в г. Страсбурге 16 апреля 1964 г.); Европейская конвенция о социальном обеспечении (заключена в г. Париже 14 декабря 1972 г.); Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся (принята в г. Страсбурге 9 декабря 1989 г. главами государств и правительств стран - членов Европейского сообщества) // Основные права человека в сфере труда и их защита. Библиотечка Российской газеты. М., 1999. Вып. 22 - 23. С. 56 - 59.

<7> Хартия пожилых людей (принята Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11 - 15) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1998. N 18. С. 231 - 233.

<8> Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении (подписан в г. Мадриде 11 апреля 1994 г.) // СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4171; Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в г. Санкт-Петербурге 24 января 2006 г.) // СЗ РФ. 2007. N 15. Ст. 1745; Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении (подписан в г. Москве 27 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. 2010. N 12. Ст. 1258; и др.

<9> См.: сноски <5> - <7>.

 

Нормативная правовая база Российской Федерации в области осуществления государственной политики в отношении пожилых людей может быть структурирована исходя из:

- территориального деления Российской Федерации (федеральный центр, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);

- иерархии нормативных правовых актов (законы и подзаконные акты или нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);

- предмета правового регулирования (охрана здоровья, труд и занятость, социальное (пенсионное) обеспечение, социальное обслуживание, социальная защита отдельных категорий граждан, функционирование организационного механизма).

В Российской Федерации не принят единый законодательный документ, определяющий государственную политику в отношении пожилых людей. Она реализуется при регламентации различных отношений, которые можно подвергнуть определенной градации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <10> устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

--------------------------------

<10> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

 

В рамках реализации права пожилых людей на труд нормы Трудового кодекса Российской Федерации <11>:

--------------------------------

<11> Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.

 

- во-первых, устанавливают ряд преимуществ различным категориям работников (пенсионеры, инвалиды, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работники, осуществляющие уход за больными членами их семей, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий по защите Отечества);

- во-вторых, регламентируют особенности регулирования труда отдельных категорий работников (женщины, лица с семейными обязанностями, лица, работающие по совместительству, работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, надомники, педагогические работники).

В области пенсионного обеспечения Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <12> и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <13> устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на различные виды пенсионного обеспечения.

--------------------------------

<12> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

<13> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4920.

 

Нормы Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <14> устанавливают правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан.

--------------------------------

<14> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

 

К настоящему времени сложилась отдельная правовая база в области социального обслуживания граждан пожилого возраста. Толчком к ее формированию послужило принятие:

- Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <15>;

--------------------------------

<15> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

 

- Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" <16>.

--------------------------------

<16> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.

 

Указанные законодательные акты регулируют отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста. В данной связи нельзя не отметить ряд документов в области стандартизации, регулирующих, в частности, порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста <17>.

--------------------------------

<17> ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. N 327-ст. ИПК Издательство стандартов, 2004; ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 562-ст. Стандартинформ, 2008; ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 17 декабря 2008 г. N 435-ст. Стандартинформ, 2009.

 

Одним из элементов государственной политики в отношении пожилых людей следует считать регламентацию отношений по обеспечению доступа для лиц пожилого возраста к объектам социальной инфраструктуры <18>.

--------------------------------

<18> СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (Постановление Госстроя России от 16 июля 2001 г. N 73) // Госстрой России; ГУП "Институт общественных зданий"; ГУП ЦПП, 2001; Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. N 4; СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения" (Постановление Госстроя России от 19 июля 2002 г. N 89) // Госстрой России; ЦНИИП градостроительства; ГУП ЦПП, 2002; Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. N 4; СП 35-115-2004 "Обустройство помещений в учреждениях социального и медицинского обслуживания пожилых людей" (Постановление Госстроя России от 22 февраля 2003 г. N 17). М.: Госстрой России; ФГУП "Институт общественных зданий"; ФГУП ЦПП, 2006; и др.

 

Отдельно следует выделить отношения в области осуществления различных видов страхования. Видами страхового обеспечения являются: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсии, пособие по временной нетрудоспособности; социальное пособие на погребение <19>; пособия по временной нетрудоспособности <20>; обеспечение по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <21>.

--------------------------------

<19> Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

<20> Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422.

<21> Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

 

Нормами гражданского и семейного законодательства устанавливаются основы правового статуса недееспособных лиц, порядок установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, алиментные обязательства совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных родителей <22>.

--------------------------------

<22> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16; Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" // СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.

 

К отдельной нормативной правовой базе в отношении пожилых людей следует относить нормативные акты, регламентирующие установление правового статуса отдельных категорий граждан, в том числе в части предоставления различного рода социальных гарантий (ветеранов <23>; Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы <24>; государственных служащих <25>; военнослужащих <26>; сотрудников правоохранительных органов <27>; граждан, подвергшихся воздействию радиации (вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС <28>, вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча <29>, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне <30>); работников (лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях <31>, работников организаций угольной промышленности <32>, граждан, занятых на работах с химическим оружием <33>); доноров <34>; инвалидов <35>).

--------------------------------

<23> Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах") // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 161.

<24> Закон Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247.

<25> Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

<26> Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 6. Ст. 181; Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328; Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

<27> Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316; Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 144; Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590; Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" // СЗ РФ. 1999. N 16. Ст. 1935; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

<28> Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 32. Ст. 1861.

<29> Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5850.

<30> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 128.

<31> Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551.

<32> Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033.

<33> Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" // СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4538.

<34> Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 28. Ст. 1064.

<35> Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

 

Осуществление государственной политики в отношении пожилых людей невозможно без создания и функционирования организационного механизма и финансирования различных мероприятий.

Принимая во внимание многообразие отношений в области поддержки пожилых людей, следует констатировать, что организационный механизм в области социальной защиты пожилых людей имеет трехуровневую структуру:

- федеральный центр;

- субъекты Российской Федерации;

- муниципальные образования.

На федеральном уровне в данной связи следует выделить прежде всего Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации <36>, Федеральное медико-биологическое агентство <37>, Федеральную службу по труду и занятости <38>, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития <39>, Пенсионный фонд Российской Федерации <40>, Фонд социального страхования Российской Федерации <41>, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования <42>, учреждения здравоохранения <43>, учреждения (отделения) социального обслуживания <44>.

--------------------------------

<36> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898.

<37> Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 206) // СЗ РФ. 2005. N 16. Ст. 1456.

<38> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901.

<39> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2900.

<40> Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

<41> Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 8. Ст. 599.

<42> Приказ Минздравсоцразвития России от 21 января 2011 г. N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" // Российская газета. 2011. 11 февраля. N 29.

<43> Приказ Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 42.

<44> Письмо Минтруда России от 5 января 2003 г. N 30-ГК "О Номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" // Социальная защита. 2003. N 3.

 

Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, следует констатировать, что определение обозначения нормами нормативных правовых актов осуществления государственной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации должно производиться прежде всего посредством анализа нормативных правовых актов, регламентирующих определенные виды общественных отношений (охрана здоровья; социальное (пенсионное) обеспечение; социальное обслуживание; труд и занятость; функционирование организационного механизма), а также устанавливающих правовой статус отдельных категорий граждан (ветераны, государственные служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, различные категории работников, доноры, инвалиды и др.).

 

 

 

 

Название документа

Статья: Некоторые вопросы ответственности в сфере обязательного медицинского страхования

(Кирилловых А.А.)

("Социальное и пенсионное право", 2011, N 3)

Дата

15.06.2011

Информация о публикации

Кирилловых А.А. Некоторые вопросы ответственности в сфере обязательного медицинского страхования // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3. С. 20 - 26.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ <*>

 

А.А. КИРИЛЛОВЫХ

 

--------------------------------

<*> Kirillovy'kh A.A. Certain issues of responsibility in the sphere of compulsory medical insurance.

 

Кирилловых Андрей Александрович, юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

 

В статье показываются проблемные вопросы юридической ответственности в сфере обязательного медицинского страхования, а также анализируются новеллы ее правового регулирования в рамках нового Федерального закона об обязательном медицинском страховании.

 

Ключевые слова: ответственность, штраф, пеня, качество, ущерб, медицинские организации, медицинские страховые организации, Фонд обязательного медицинского страхования, персональные данные.

 

The article pinpoints vital issues of liability in terms of compulsory health insurance and analyzes innovations introduced by the new Federal law on compulsory health insurance.

 

Key words: liability, fine, penalty, quality, damage, health organizations, health insurance organizations, Compulsory Health Insurance Fund, personal data.

 

Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) является одним из современных способов реализации государством возложенной на него социальной функции по обеспечению права каждого гражданина на охрану здоровья. Согласно Конституции РФ 1993 г. <1> в Российской Федерации охраняется здоровье людей (п. 2 ст. 7), в том числе через предоставление медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (п. 1 ст. 41). Страховые механизмы, как известно, обеспечивают реализацию указанных конституционных гарантий граждан и находят закрепление в нормативных актах.

--------------------------------

<1> Российская газета. 1993. 25 декабря. N 237.

 

Основным правовым документом в данной сфере на протяжении многих лет было принято считать Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 1499-1), которым обеспечивалось регулирование системы ОМС. Однако проблемы, связанные с реализацией норм указанного Закона на переходном этапе, значительно ослабили его нормативный эффект в современных социально- экономических условиях. Возникающие на практике трудности послужили в итоге основанием для проведения концептуального пересмотра обязательного медицинского страхования как социального явления и правового института. Результатом такой работы можно назвать Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" <3> (далее - Закон об ОМС, Закон N 326-ФЗ), определяющий современный подход к страховым принципам реализации социальных гарантий в области здравоохранения. Система обязательного медицинского страхования, безусловно, с позиции норм Закона N 326-ФЗ, предстает более открытой, появляются возможности для создания рынка обязательного страхования и конкурентных начал в деятельности медицинских организаций. Кроме того, формируются предпосылки для повышения эффективности и качества медицинской помощи.

--------------------------------

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 27. Ст. 920.

<3> СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422.

 

В связи с этим полагаем нелишним обратить внимание на регулирование ответственности в рассматриваемой сфере, круг ее субъектов, виды и механизмы (инструменты) реализации. От четкого регулирования этих вопросов, представляется, зависит реализация нормативного потенциала Закона, да и само развитие системы обязательного медицинского страхования.

Во-первых, следует обозначить компетентные органы, определяющие организационные аспекты института ответственности.

Полномочия установления ответственности в сфере обязательного медицинского страхования в рамках распределения предметов ведения, согласно Закону об ОМС, составляют исключительную нормотворческую компетенцию Российской Федерации (п. 7 ст. 5 Закона).

Как следует из содержания п. 7 ст. 5 Закона об ОМС, Российская Федерация устанавливает ответственность субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В порядке осуществления контрольно-надзорных мероприятий к компетенции уполномоченного Федерального фонда отнесено решение вопросов о привлечении к установленной законодательством ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и территориальных фондов (пп. "а" п. 3 ст. 7 Закона).

Date: 2015-09-17; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию