Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник: данные European Mortgage Federation (EMF). 4 page





 

Колябин Алексей Юрьевич, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Волжского филиала международного юридического института, кандидат юридических наук.

 

Данная статья посвящена проблеме повышения взносов в Пенсионный фонд РФ для его пополнения в связи с увеличением пенсий, так как это может привести к обратной реакции на рынке труда и негативно отразиться на экономике страны, что вызывает необходимость привлечения работника к формированию своей пенсии по образцу стран Запада.

 

Ключевые слова: Всемирный банк, Международная организация труда, Пенсионный фонд, пенсия, пенсионер, страховые взносы, работник, работодатель, экономический кризис, заработная плата.

 

This article is devoted to the problem of increasing contributions to the Pension fund of the Russian Federation for its replenishment in connection with increases of pensions, as this may lead to the reverse reaction in the labour market and adversely affect the economy of the country, which causes the need for employee involvement in the formation of its pensions as in western countries.

 

Key words: the World Bank, the International labour organization, Pension fund, pension, retiree, insurance premiums, the employee, the employer, the economic crisis, wages.

 

В докладе Всемирного банка "Предупреждение всемирного кризиса старения" (AVERTING THE OLD AGE CRISIS) <1> 1994 г. отмечалось, что с учетом сложившейся тенденции увеличения продолжительности жизни пенсионеров во всех развитых и развивающихся странах возникнет дефицит пенсионной системы, построенной исключительно на принципах перераспределения средств между поколениями (солидарный принцип, или Pay-As-You-Go).

--------------------------------

<1> URL: http://www.pensionreform.ru.

 

Представители Всемирного банка в рамках реформирования национальных пенсионных систем предлагали введение обязательного накопительного элемента - накопительных пенсий. В течение ряда лет представители Всемирного банка (World Bank), Международной организации труда (МОТ - ILO), Международной организации социального обеспечения (ISSA) <2> спорили о соотношении накопительных и перераспределительных элементов в системе пенсионного обеспечения. Достигнутый к настоящему времени политический консенсус предполагает, что универсального рецепта не существует и каждая страна должна выбрать собственную модель, соответствующую национальной специфике и уровню экономического развития.

--------------------------------

<2> URL: http://www.issa.org.ru.

 

В 2002 г. в Российской Федерации был запущен механизм пенсионной реформы, основой для которой стала пенсионная модель Швеции, являющаяся одной из составляющих комплекса проводимых в нашей стране экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основными задачами реформы являются достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для социальной системы.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника <3>.

--------------------------------

<3> См.: Колябин А.Ю. Когда же российские пенсии приблизятся к европейским?.. Замкнутый круг проводимой пенсионной реформы в РФ // Вестник МЮИ. М., 2010.

 

В соответствии с вышеупомянутой реформой в России, как и во многих европейских странах, пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции для того, чтобы приблизиться к средней европейской пенсии.

Как мы знаем, с 1 декабря 2009 г. произошло уже четвертое повышение пенсии с начала года - базовая часть трудовой пенсии увеличена на 31,4% и составила 2562 руб. Следующее повышение пенсии было 1 января 2010 г.: проведена валоризация - переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые граждане приобрели до проведения пенсионной реформы в 2002 г. 1 января 2010 г. расчетный пенсионный капитал увеличен на 10%. Также к нему прибавляется по 1% за каждый год советского трудового стажа до 1991 г. Также индексируются трудовые и социальные пенсии: 1 апреля 2010 г. на 6,3% увеличены трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению проиндексированы на 12,0% и еще на 3,5% с 1 июля 2010 г. В целом на финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 г. государство планировало направить средства, равные 10% ВВП страны <4>.

--------------------------------

<4> URL: http://www.pfrf.ru.

 

Вышеописанные повышения пенсий являются положительным моментом в жизни российских пенсионеров и открывают новую страницу проводимой пенсионной реформы для преодоления барьера нищенского существования получателей пенсий. Так как с 1 января 2010 г. в России не должно быть пенсий, которые были бы ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе, все неработающие пенсионеры, чей совокупный доход сейчас ниже прожиточного минимума, будут получать социальную доплату.

Во всем мире применяется эта система роста пенсий по мере повышения цен в стране - инфляции. Но, по мнению экспертов, у этой медали имеется и обратная сторона. А на ней "написано", что повышение размера пособий предполагает увеличение денежной массы в руках населения, что всегда сопряжено с ростом цен в стране и еще большим витком инфляции, тогда как ее называют чуть ли не главной бедой нашей экономики <5>.

--------------------------------

<5> См.: Индексация зарплат и пенсий. URL: http://www.kaspiy.ru.

 

Примером может послужить недавнее повышение пенсий и пособий в Армении: "Премьер-министр отметил, что, с одной стороны, был решен вопрос пенсионеров, так как в течение 2009 г. их пенсии повысились в среднем на 16%, а с другой стороны, это также способствует осуществлению Стратегической программы по преодолению бедности" <6>. Однако инфляция в Армении в 2008 г. составила 11,3%. Таким образом, минимум 70% надбавок к пенсиям окажутся съеденными в результате роста цен.

--------------------------------

<6> Информационный центр армян России "Еркамас" от 11.12.2009.

 

В России наравне с повышением пенсий заявлено о грядущих повышениях (на энергоресурсы, продукты питания, коммунальные услуги). Отсюда возникает вопрос: сколько же достанется пенсионеру в реальности? Будем надеяться, что больше, чем в Армении.

Однако на этом новшества не заканчиваются. Принят ряд законов <7>, заменяющих единый социальный налог страховыми взносами. С 2010 г. работодатели будут отдельно отчислять налоги в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования. По мнению главы Фонда социального страхования (ФСС) С. Калашникова, введением уплаты страховых взносов сдача отчетности упростится - по крайней мере, не надо будет сдавать документы в налоговые органы <8>. Однако такое нововведение отсылает нас к временам до пенсионной реформы 2002 г. На наш взгляд, упразднение ЕСН не является как таковой проблемой (перекладывают деньги из одного кармана в другой). Главное кроется в размере взносов. А с 1 января 2011 г. произошло увеличение максимального размера тарифов страховых взносов с 26 до 34%. В частности, отчисления в Пенсионный фонд увеличены на 6% и составили 26%, отчисления в фонды обязательного медицинского страхования увеличены на 1% и составили для Федерального фонда обязательного медицинского страхования 2,1%, а для территориальных фондов - 3%. Отчисления в Фонд социального страхования остались на прежнем уровне - 2,9%.

--------------------------------

<7> См.: СПС "Гарант".

<8> См.: Упразднение ЕСН упростит отчетность работодателей // ИА "Дейта".

 

При этом в 2010 г. "благодаря" экономическому кризису, тарифы страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды сохраняются в размерах действующих ставок ЕСН (в ПФР - 20%, ФФОМС - 1,1%, территориальные фонды ОМС - 2%, ФСС - 2,9%), а дополнительное финансирование будет поступать из средств федерального бюджета. Но федеральный бюджет и так дефицитный, поэтому государство ищет способы избежать коллапса (новая пенсионная система трещит по швам: пенсионеров с каждым годом становится все больше, бюджет не справляется с социальными обязательствами). А способ пока один - проверенный - увеличение налоговой нагрузки.

Тарифы страховых взносов на пенсионное страхование составляют, в процентах от заработной платы застрахованных лиц (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы), которые платит работодатель <9>, начиная с 2011 г. 26%; при этом для лиц 1966 года рождения и старше все 26% направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе 20% направляются на финансирование страховой части, а 6% - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

--------------------------------

<9> Пункты 19 и 29 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

 

С заработной платы, получаемой от одного работодателя и превышающей 415 тыс. руб., страховые взносы с 1 января 2010 г. не взимаются <10>.

--------------------------------

<10> Пункт 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

 

Исходя из данной ситуации для работодателя видятся два выхода:

- либо увеличить зарплату работнику минимум до 60 тыс. руб. в месяц, чтобы 6 месяцев не оплачивать страховые взносы (60000 x 6 = 360000 < 415000), - что маловероятно;

- либо опустить ее до минимума (выплачивать часть в конвертах).

Кроме того, отменяются налоговые льготы для тех категорий налогоплательщиков, которые согласно действующему законодательству их имеют при выплате ЕСН. Правда, и здесь нововведения вносились с оглядкой: на 2010 г. привилегии льготным налогоплательщикам оставили. Но уже в течение 2011 - 2014 гг. планируется постепенно повышать тарифы для некоторых групп льготной категории <11>.

--------------------------------

<11> См.: Обзор прессы от 6 мая 2009 г. // ИА "Интерфакс".

 

К тому же законодатель не забыл и о малом (среднем) бизнесе, поддержка которого - одна из основных целей Правительства, увеличив нагрузку на оплату труда с 14 до 26% <12>.

--------------------------------

<12> См.: Донин Ю. Упрощенцев не учли... // СПС "Гарант".

 

На наш взгляд, от нововведений, похоже, не выиграют ни работодатели, ни сами работники, ведь рост налогов может повлечь за собой сокращение количества заработных плат, а государству необходимо компенсировать повышение социальных платежей как бизнесу, так и работникам. Первым - через улучшение "деловой среды и инфраструктуры", вторым - через борьбу с инфляцией (график выплат взносов).

Увеличение налоговой нагрузки на бизнес в кризисное время преследует главную цель - поддерживать пенсии на определенном уровне. Но сколько выиграют пенсионеры и выиграют ли?

Правительство, являясь субсидиарным ответчиком ПФР, пытается уйти от ответственности и "залатать дыры" бюджета заурядным способом - увеличить налоговую нагрузку. Но тем самым оно оказывает медвежью услугу самому себе.

С экономической точки зрения предлагаемые новеллы (повышение страховых взносов) в пенсионной системе указывают на их несостоятельность. Когда в остальном мире в связи с кризисом снижается налоговая нагрузка для работодателей, наш законодатель действует нелогично. Решать проблемы одной части населения за счет другой - нецелесообразно, и это проверено историей.

Поэтому мы надеемся, что "пробный" 2010 г. подтвердил ненужность ряда преобразований, тем более что противников отмены ЕСН становится все больше (Минфин, Минэкономразвития), а главный сторонник новшеств - Минздравсоцразвития - остается в меньшинстве. К тому же данная нецелесообразность уже доказана экономической теорией американского ученого Артура Лаффера об оптимальном налогообложении <13>.

--------------------------------

<13> См.: Правила счета. URL: http://www.sbk-profit.ru.

 

Мы видим решение проблемы преодоления дефицита бюджета ПФР и достижение пока не сбывшейся мечты российского пенсионера - "европейской пенсии", без увеличения нагрузки на работодателей, в следующем.

Для этого обратимся к зарубежным пенсионным системам и попытаемся перенести их положительные моменты на "российскую землю".

В соответствии с Пенсионным законом Великобритании 2007 г. вводится новая система кредитов, которая расширяет число людей, имеющих право на государственную пенсию, увеличивается размер базовой государственной пенсии в соответствии с ростом средней зарплаты - но наравне с этим увеличился пенсионный возраст с 65 до 68 лет, а пенсионные взносы делятся на несколько классов и выплачиваются совместно работником и работодателем <14>.

--------------------------------

<14> URL: http://www.hmrc.gov.uk.

 

Немецкая пенсионная система напоминает пирог, слои которого формируются всеми заинтересованными сторонами: это государство, работодатели, финансовые институты и, безусловно, сами немецкие граждане.

Как говорят немцы, selber schuld ("сам виноват") - если неспособен заранее позаботиться о собственном материальном обеспечении в преклонном возрасте <15>.

--------------------------------

<15> См.: Пенсия в Германии: кто не заработал, государство не виновато. URL: http://www.expert.ru.

 

В США главная государственная пенсионная программа носит распределительный характер и выполняет прежде всего социальную функцию, тогда как остальные, негосударственные, напротив, основываются на накопительном принципе. Одновременно соответствующие пенсионные фонды служат крупнейшим источником долговременных инвестиций в экономику.

Во всех этих странах пенсионное обеспечение (или страхование) представлено в трех видах: государственное, корпоративное и частное. Два последних, которые являются необязательными и зависят от менталитета населения, в России развиваются очень медленно, в основном при поддержке государства.

Зарубежные государственные пенсионные системы не являются идеальными, но опыт данных стран в преодолении "пенсионного кризиса" можно использовать. Так, работающие по найму сотрудники частично выплачивают взносы в пенсионный фонд самостоятельно. В США эта часть составляет 7,5%, и столько же выплачивает работодатель. Во Франции общий процент выплат составляет 16,35% от заработной платы, при этом взнос также делится между работником и работодателем. В Германии Пенсионный фонд накапливает средства, которые идут на оплату пенсий современным пенсионерам, при этом размер выплат составляет 20,3% с каждого работающего гражданина, которые также выплачиваются поровну с работодателем.

На наш взгляд, обременение российского работника частичной оплатой взноса в Пенсионный фонд решит существующую проблему. Так, например, увеличение взноса на 6% можно возложить на работника, тем самым снимется напряженность в предпринимательской деятельности работодателя, пополнится бюджет ПФР, а работник станет активным участником формирования своих пенсионных накоплений в силу закона.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Договор оказания стоматологических услуг как форма защиты прав пациентов

(Седова Н.Н., Мажаренко В.А.)

("Социальное и пенсионное право", 2011, N 3)

Дата

15.06.2011

Информация о публикации

Седова Н.Н., Мажаренко В.А. Договор оказания стоматологических услуг как форма защиты прав пациентов // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3. С. 33 - 36.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

КАК ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ <*>

 

Н.Н. СЕДОВА, В.А. МАЖАРЕНКО

 

--------------------------------

<*> Sedova N.N., Mazharenko V.A. Contract of rendering dental services as a form of protection of rights of patients.

 

Седова Наталья Николаевна, заведующая кафедрой философии, биоэтики и права ГОУ ВПО "Волгоградский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ", доктор философских наук, доктор юридических наук.

 

Мажаренко Валерий Александрович, докторант кафедры философии, биоэтики и права ВолгГМУ, кандидат медицинских наук.

 

Статья посвящена вопросам соотношения прав пациента и врача на примере договора страхования стоматологических услуг. Договор оказания стоматологических услуг обязателен, но он должен быть грамотно составлен, чтобы стать не только правовой гарантией для пациента, но и правовой защитой врача.

 

Ключевые слова: стоматологическая услуга, информированное согласие, права пациента.

 

The article is devoted of issues of relationships between patient and doctor's rights in stomatologic service's contract. The stomatologic service's contract is obligatory, but it should be competently made to become not only a legal guarantee for the patient, but also a legal protection of the doctor.

 

Key words: the stomatologic service, the informed consent, the rights of the patient.

 

На протяжении ряда лет в нашей стране наблюдается увеличение количества судебных исков к врачам-стоматологам. Едва ли это можно связать с ухудшением качества оказания стоматологической медицинской помощи, тем более что последнее десятилетие ознаменовалось появлением богатого арсенала новых видов стоматологических материалов и медицинской техники, позволяющих оказать широкий спектр стоматологических услуг на должном уровне.

Увеличение количества жалоб и претензий со стороны пациентов и тенденция к их росту, очевидно, могут быть обусловлены, с одной стороны, появлением большого числа стоматологических клиник различных форм собственности и внедрением рыночных отношений в практику стоматологии, когда пациент является одновременно потребителем стоматологических медицинских услуг. С другой стороны, возбуждение гражданских исков при неудовлетворенности пациента оказанным лечением может объясняться осознанием своих прав как субъекта правового государства <1>.

--------------------------------

<1> Фирсова И.В., Михальченко Д.В., Малюков А.В. Комплаентность пациента стоматологической практики // Социология медицины. 2009. N 1.

 

В соответствии с действующим законодательством, в частности с Законом "О защите прав потребителей", наши пациенты впервые получили право на оценку качества оказанной медицинской услуги и право предъявлять претензии вплоть до судебных исков в случаях, если они этим качеством не удовлетворены. В области стоматологии, в особенности ортопедической, связанной с техническим компонентом выполнения медицинской услуги - изготовлением и установкой зубного протеза, пациенты наиболее часто считают себя способными давать верную оценку качества выполненной услуги.

К сожалению, далеко не всегда пациенты адекватно оценивают качество оказанной им медицинской помощи. Наиболее часто причиной их заниженной оценки являются необоснованные ожидания результатов лечения. Так, анализ содержания исков к стоматологическим клиникам, проведенный по материалам Московского городского бюро судебно-медицинской экспертизы, позволил условно подразделить эти дела по трем основным категориям. Около 30% дел составляют вполне обоснованные претензии пациентов по поводу неудовлетворительного качества лечения и врачебных ошибок. Большая часть дел - порядка 50% - обусловлена объективной сложностью лечения патологий, которыми страдают пациенты. Около 20% составляют дела, связанные с необоснованными претензиями пациентов, чаще всего страдающих психоэмоциональными расстройствами. Такая доля необоснованных претензий соответствует оценке гражданских дел против врачей-стоматологов и в других странах. Так, например, в ФРГ судебные решения в пользу врачей-стоматологов при рассмотрении исков по претензиям к качеству протезирования составили 30% случаев <2>.

--------------------------------

<2> Малюков А.В. Пробелы в правовом обеспечении медицинской деятельности // Пробелы в российском законодательстве. М.: Юр-ВАК, 2008.

 

Особенно сложной является экспертиза по искам, когда претензии пациентов спорны. Такие дела проходят обычно длительный процесс консультаций, разбирательств на конфликтных комиссиях, судебно-медицинской экспертизы. Именно в таких случаях нередко особенно остро встает характерная проблема: недобросовестно составленная и неполная документация становится причиной невозможности объективно оценить ситуацию. Судебно-медицинским и/или привлеченным экспертам при оценке проведенного лечения недостатки врачебной документации не позволяют судить о полноте и структуре проведенных диагностических, лечебных, контрольных и реабилитационных мероприятий, не дают аргументов в защиту врача или в подтверждение претензий пациента. Для эксперта основной вопрос при осуществлении судебно-медицинской экспертизы заключается в дифференциации предпосылок осложнений и/или ущерба здоровью пациента: насколько осложнение связано с ошибками или недочетами в процессе врачебной помощи? При экспертизе должны четко различаться:

1) осложнения, развивающиеся независимо от высокого качества выполнения работы, так называемые ятрогенные осложнения, к которым можно отнести возникновение аллергической реакции на материал протеза, осложнение в результате неправильных действий пациента (недостаточный гигиенический уход за протезом и полостью рта, откусывание жестких продуктов и пр.);

2) осложнения, вызванные врачебными ошибками при лечении;

3) осложнения и ущерб здоровью, нанесенный в связи с халатностью и заведомо неправильными врачебными действиями.

Пробелы в документации трактуются, как правило, не в пользу врача и клиники, а в ряде стран Западной Европы рассматриваются как отклонение от стандартов обязательной документации. Для наших судов такие пробелы являются поводом для вынесения решений в пользу пациентов. Сходная картина наблюдается в странах Западной Европы, где, казалось бы, страховая медицина должна заставлять врачей выполнять требования по надлежащему ведению врачебной документации.

Мировой опыт свидетельствует о том, что увеличению числа жалоб на некачественное оказание медицинских услуг способствует деятельность адвокатских контор, делающих бизнес на исках к лечебным учреждениям. Так, одна из актуальных проблем в области организации здравоохранения в странах Западной Европы и США - обеспечение прав и защиты врачей в условиях экономии средств больничных касс и компаний, осуществляющих добровольное медицинское страхование, и роста цен на стоматологические услуги. Общая тенденция последних лет, характерная для многих стран Европы, - давление на врача-стоматолога с нескольких сторон: со стороны пациентов, которые предъявляют претензии к некачественному лечению и возбуждают иски по компенсации не только материальных издержек, но и нематериального ущерба; со стороны страховых компаний, не упускающих ни малейшей возможности для экономии собственных средств; наконец, со стороны судебной системы, трактующей любой недочет не в пользу врача.

В стоматологической практике основными причинами развития конфликтных ситуаций на почве неудовлетворенности пациентов проведенным стоматологическим лечением оказываются следующие.

1. Недостаточное качество оказанной медицинской помощи. Так, практика стоматологической ведомственной и судебно-медицинской экспертизы показывает, что наиболее частыми и серьезными причинами развития осложнений являются: отсутствие полноценного обследования зубочелюстной системы; необоснованное расширение показаний к изготовлению несъемных конструкций; изготовление "встречных" мостовидных протезов (одновременное постоянное протезирование зубов-антагонистов); изготовление консольных мостовидных протезов при отсутствии показаний; отказ от использования временных капп и временных пластиночных протезов.

2. Несоблюдение деонтологических принципов, отсутствие налаженных взаимоотношений с пациентом, направленных на достижение положительных результатов, в том числе несоблюдение требований информирования пациента. Нередко это влечет за собой отсутствие комплаентности пациента <3>.

--------------------------------

<3> Михальченко Д.В. Этика потребления медицинских услуг // Биоэтика. 2010. N 6.

 

3. Недостатки в ведении врачебной документации.

Основным фактором гарантий от предъявления претензий является, естественно, высокое качество оказания стоматологической помощи, которое обеспечивается соблюдением основных принципов диагностики и стратегии лечения. Другими факторами защиты врача и клиник от необоснованных претензий являются:

- предупреждение необоснованных ожиданий пациента;

- получение информированного согласия пациента;

- документальное подтверждение (доказательность) выполнения всех необходимых составляющих медицинской услуги, в том числе информирования и взаимоотношений с пациентом;

- организация досудебной экспертизы (ведомственной и вневедомственной) в случае претензий пациента.

Особо следует отметить не меньшую важность информационной составляющей, чем чисто врачебной. Необходимо подчеркнуть, что информирование пациентов и получение их осознанного согласия с планом лечения, включая ценовой аспект (так называемое информированное согласие - термин, пришедший из GCP), являются важным аспектом отношений "врач - пациент" и служат в дальнейшем аргументом в пользу врача, а иногда и доказательством его правоты при судебных разбирательствах.

Врач должен особенно подробно информировать своего пациента по трем основным вопросам:

1) разъяснения по поводу диагноза. Особенно необходимы, если от осознания истинного положения дел зависит решение пациента прибегнуть к рекомендуемому методу лечения;

2) информирование о плане лечения. К этому вопросу относится согласование примерной цены лечения. Врач должен также информировать больного о существующих альтернативных методах лечения;

3) информирование о типичных рисках, связанных с лечением, о возможном его воздействии на качество жизни пациента в будущем <4>.

--------------------------------

<4> Седова Н.Н., Филимонов А.А., Прошин П.В. Предоставление стоматологических услуг как предмет этического и правового регулирования // Медицинское право. 2008. N 4.

 

Врачебная документация основывается на следующих принципах и служит следующим целям:

- документирование проведенных исследований и их результатов - подтверждение полноценной диагностики;

- документирование всех манипуляций, назначений, этапов лечения, промежуточных осмотров и пр. - подтверждение выполнения всех этапов лечения и необходимых процедур;

- документирование информирования пациента - подтверждение проведения необходимых разъяснений и обсуждения лечения от этапа планирования до рекомендаций по профилактике осложнений.

Иногда руководители наших клиник пытаются ввести различные подписи от пациентов просто в истории болезни. Например, "понял и согласен с предложенным планом лечения и ценой". Нужно понимать, что с точки зрения действующего законодательства такие записи не влекут никаких юридических последствий, так как пациент всегда может сослаться на свое незнание медицинских терминов и неосведомленность в области медицины <5>. Однако правильно составленные врачебные записи могут служить доказательным подтверждением выполнения полного объема необходимых манипуляций и информирования пациентов. В то же время необходимо учитывать, что при отказе от предложенного плана лечения, в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, необходимо зафиксировать это в истории болезни и получить подпись об этом самого пациента или его законного представителя.

--------------------------------

<5> Мансур Ю.П., Мажаренко В.А. Биоэтические аспекты качества жизни взрослых ортодонтических пациентов // Биоэтика. 2011. N 1.

Date: 2015-09-17; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию