Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заговоры для оберега дома от нечистой силы
Да оберегут и отступят от дома сего и места сего! И яже вхождении всяком путном и путешествии, в яде и питье, от раба Божия (имя) всякого дьявольского обстояния и чародения волшебное действо окроплением молитвы и воды еся окроплением исчезните все дьявольские силы во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Гадание на урожай № 1 Основными вопросами гаданий об урожае является: хорошо ли уродится хлеб? Какая из зерновых и огородных культур даст лучший урожай в новом году? Нужно ли сеять больше? Какие сроки для посева будут более удачными? Кому из домочадцев следует начинать сев? Святки начинали новый цикл солнечного календаря, поэтому это время считалось у крестьян наиболее благоприятным для гаданий на урожай. Так во время рождественской трапезы в красный угол ставили сноп ржи, а затем вытаскивали из него по одному колоску и по его виду судили о будущем урожае. В некоторых областях в канун нового года пекли специальный каравай. На ночь его клали перед иконами, а на утро определяли уменьшился ли вес хлеба или нет. Если вес хлеба не уменьшился, то крестьяне ждали урожайного года и съедали каравай всей семьей; в противном же случае предполагали неурожай, а хлеб отдавали скоту, чтобы он не пострадал от голода во время бескормицы. Гадание на урожай № 2 Крестьянин взвешивал три яйца, снесённых молодой курицей. Больший вес первого яйца говорил о том, что лучше сеять в конце апреля до 1 мая. Если тяжелее второе яйцо, то следует приступать к работам с Николы Вешнего. А если – третье яйцо, то посев следует начинать не ранее 15–20 мая. Гадание на урожай № 3 Двенадцать почтенных стариков из деревни, около полуночи в канун Нового года шли к церкви. За церковной оградой около паперти они ставили снопы из разных зерновых культур. Утром старики возвращались к церкви и определяли: на каком из снопов скопилось больше инея, того хлеба и надо сеять больше. Гадание на урожай № 4 В Рождество после заутреней службы крестьяне шли на перекресток, чертили палкой или пальцем на земле крест и припадали к этому месту ухом. Прислушивались… Если послышится, что едут гружёные сани, значит будет урожай, если сани едут пустыми пустые, жди недород.
* * *
Гадания на урожай тесно связаны с природными приметами, влияющими на жизнь растений. Новогодние приметы (мороз, иней, снежный покров, вьюга) являли собой следствие многолетнего крестьянского опыта. Васильев вечер (13 января) Также этот день называется Щедрый вечер, Богатый вечер, Щедрец. Корни праздника уходят в дохристианские времена. По христианскому календарю в этот день чествуют преподобной Меланию. С утра начинают готовить щедрую кутью. В отличие от постной кутьи, что готовили на Коляду, её можно заправлять мясом и салом. На Богатый вечер готовую кутью ставят в красный угол. Помимо кутьи хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы одарить щедрующих и посевающих. По древней славянской традиции щедрующие вечером, вплоть до полуночи, обходят дома. Именно в это время с наступлением темноты владычествует нечистая сила. Если щедрует группа парней, то это называется «водить Меланку». Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят соседей песнями, танцами, шутливыми сценками. Один из парней переодевается в женский наряд и, именно, он изображает Меланку. По славянскому обычаю на утро ряженые отправляется на перекрёсток. Там он поджигают специально приготовленные снопы соломы и прыгают через костёр. Считается, что огонь очищает от нечистой силы, которая подкарауливала щедрующих на протяжении всей ночи. С щедрой кутьёй связано множество бытовых обрядов. Так, чтобы уладить какой‑то конфликт, соседи шли друг к другу мириться, и вместе вкушали кутью. Вечером в этот день девушки гадали. По старым обычаям, если девушки начинали гадать, парни снимали калитки с петель и уносили их прочь. Чтобы вернуть украденные калитки, отцы девушек откупались от назойливых кавалеров. Гадания на Васильев вечер 1. Девушка выходит на улицу, и какое животное встретится первым, таким и будет суженый. Если встретиться пес, то суженый будет плохим, а жизнь девушки с ним собачьей. Если овца – суженым достанется тихий и послушный. 2. У ворот девушка насыпает три кучки зерна, а утром проверяет: если кучки нетронутые, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот. 3. Девушка кладёт под подушку гребешок и, ложась спать, говорит: «Суженый‑ряженый, расчеши мне голову!» Кто приснится в эту ночь, за того и придется ей выйти замуж. 4. Девушка перед сном кладёт в тарелку с водой несколько обломков от веника, приговаривая: «Суженый‑ряженый, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился. Пример щедривок Щедривка 1 Щедрик‑Петрик, Дай вареник! Ложечку кашки, Наверх колбаски. Этого мало, Дай кусок сала. Выноси скорей, Не морозь детей! Сколько осиночек, Столько вам свиночек; Сколько ёлок, Столько и коровок; Сколько свечек, Столько и овечек. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой, Большого здоровья, С Новым годом, Со всем родом! Коляда, коляда! Щедривка 2 Ой, под лесом да под высоким, Ой, там ходит стадо коней, Добрый вечер, Щедрый вечер! А в том стаде конь говорит: – Никто меня не поймает, не оседлает. Отозвался молодой молодчик: – Я того коня поймаю, я его оседлаю. Ой, поеду в чисто поле, Споймаю девять лисиц, Девять лисиц, десятую кунку Да своей матушке на шубку. Васильев день (14 января) По народному поверью Василий, покровитель свиней, хранитель садов от червей. Для празднования «свиного дня» на Руси готовили ритуальное блюдо «кесаретский поросёнок». Молочного поросёнка зажаривали целиком. Он символизировал достаток в доме. Обряд съедания поросёнка представлял собой некое магическое действо, направленное на улучшение плодовитости скота, богатого урожая, изобилия в хозяйстве. Кесаретский поросенок Кесаретский поросенок являет собой ритуальное блюдо, непременную принадлежность ужина в Васильев вечер. Свое название блюдо получило, соответственно, по имени св. Василия Великого, или Кесарийского, день памяти которого приходится на 14 января. В народе св. Василий Великий назывался Кесаретским. Его чтили как покровителя свиней. В этой же связи Васильев день крестьяне называли «свиным праздником». Закалывать свинью полагалось накануне Васильева дня. В этот же день варили свиные желудки, а так как это был день памяти мученицы Анисьи, у русских он получил название «Анисьи‑желудочницы». Гадание по свиным внутренностям По печени и селезенке свиней крестьяне гадали о зиме. Если органы ровные и гладкие, значит, зима выдастся суровой. Если органы утолщаются к спине, то холода наступят в конце зимы. Если печень толстая в середине, то стужа начнется со второй половины зимы. Если наблюдается расширение печени к брюху, значит, морозы начнутся после зимы.
* * *
Поросёнка зажаривали целиком. Перед иконой зажигали свечу и молились Василию Великому, после чего старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз произнося заговор: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Разделение поросенка на части называлось «кесаретского ломать», то есть жаркое не резали ножом, а ломали руками. В некоторых среднерусских областях сначала хозяин оставлял себе голову, а затем раздавал куски мяса всем членам семьи по старшинству. В ряде областей, прежде чем начать трапезу, на стол насыпали семена различных зерновых культур в виде изображение креста, очерченного кругом. Затем семена покрывали скатертью, и только потом садились за стол и начинали вкушать пищу. Сначала ели борщ, после чего все члены семьи вставали со своих мест. Глава семьи поднимал блюдо с поросенком вверх, подносил к иконе, затем ставил его на то место, где под скатертью находились семена. После этого все присутствующие молились Василию Великому, чтобы в хозяйстве водились и свиньи, и другая скотина. Обряд повторялся трижды. И только после этого начинали «кесаретского ломать». Во время трапезы под столом сидел ребёнок и хрюкал. Этого ребенка кормили позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребенку кусок мяса прямо под стол. После трапезы кости от съеденного поросенка уносили и оставляли в свинарнике. Кесаретский поросенок считался не только достоянием семьи, но и всей общины. Односельчане ходили друг к другу в гости отведать «кесаретского поросёнка». Гость, отведавший поросёнка должен хозяину денег за угощения. Обычно давали, кто сколько мог. Деньги на следующий день относили в приходскую церковь. Гадание по кесаретскому поросёнку Как и другая ритуальная пища (кутья, блины, кисель), приготовляемая к Святкам, кесаретский поросенок нередко использовался в гаданиях. Так при закалывании свиньи к празднику, молодежь запасалась отрезанным от свиной тушки хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами. После этого приготовления в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым и съест. Если кружочек принадлежал парню, значит, он непременно женится в новом году. Если – девице, то она выйдет замуж. Поблюдные гадания В блюдо или чашу девушки складывали свои мелкие вещи (кольца, гребни, серьги, ленты, пуговицы). Под песню «кому вынется – тому сбудется, кому сбудется – тому не минуется», завязав глаза, девушка вынимала вещи из чаши. Другая же, также с завязанными глазами говорила, что ожидает хозяйку этого предмета. Без этого гадания не обходился ни один Васильев день. Если вы в детстве играли «что сделать этому фанту?», то легко освоите гадание на Васильев день. Гадание на ложках После сытной трапезы в Васильев день ложки оставляли на столе на ночь. Утром же смотрели, как она лежит. Если вдруг перевернулась выемкой вверх, значит, жди неприятностей. В Васильев день молодёжь особенно веселилась. Потому как считалась: если ты весел на Васильев день, то и весь год у тебя будет весёлым. Сильвестр (15 января) День Святого Сильвестра считался куриным праздником. В этот день бабушки‑бережницы оберегали деревенские курятники. В связи с этим стены курятников окуривали дымом. Находили «куриного бога», чёрный плоский камень с отверстием, вешали его на шнурок и помещали в курятник. Также брали старый лапоть и перебрасывали его через насест, чтобы задобрить домового, так как он любил пугать кур. Сильвестров день приходился по славянскому календарю на время «Страшных вечеров», когда нечистая сила предавалась особому разгулу. В Сильвестров день было принято заговаривать людей страдающих различными недугами. Бытовала поговорка: «Сельвестров день гонит лихорадку за 77 вёрст». Заговор от болезней «Встану я, младенец (имя), благословясь, и пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле. Поставлю я там тын булатный от земли до небес, от востока до запада. Закрою на 77 замков, на 77 ключей. Брошу эти ключи в синее море под Белград‑камень. Как эти ключи не вернутся к младенцу …, так не пристанет ко мне никакая болезнь: ни чума, ни холера, ни язва, ни редька, ни колдун, ни колдунья. Спаси и сохрани меня, Господи, от всех злых людей, всяких врагов, супостатов. Слова мои за губы, язык мой на замок, во веки веков. Аминь! Аминь! Аминь!» Заговор от лихорадки «Заря‑заряница, красная девица избавь раба Божьего… (имя) от матухи, от знобухи, от летучки, от Марьи Продовик и от всех двенадцати девиц‑трясовиц». Этот заговор читают над водой, крестообразно смахивая хворь со лба, подбородка и щёк. Затем этой водой умывают больного.
Заговор от нарыва «Пресвятая матерь Богородица, великая помощница, помоги‑пособи рабу Божьему… (имя), чтобы у раба Божьего… (имя) кровь не кипела, нарыв не нарывал, дерн не драл, кость не ломило, тело не гнило. Нож, нож, штопор, штопор, огонь, огонь, а ты, болезнь, из раба Божьего (имя) вон. Аминь». Читая заговор, водите вокруг больного места безымянным пальцем правой руки против часовой стрелки. Заговор от ожогов «Бежала лиса по лесу, у лисы хвост в поднебесье. Где бежала, сплюнула, там всё сожгло и сдунуло». Читая заговор, очертите в воздухе обожжённое место. Заговор от ячменя на глазу «Господи, благослови Солнце на запад, день на исход, сучок на глазу на извод. Сам пропадёт, как чело почернеет. Ключ и замок словам моим!» Смочите слюной указательный палец и трижды коснитесь больного места. Заговор от любого злого недуга «Пойду я в чистое поле под красное солнце, под светлый месяц, под чистые звёзды, под полётные облака, стану я, раб Божий (имя), в чистом поле на ровное место, что на престол Господа моего, облаками облачусь, небесами покроюсь, на главу свою кладу красное солнце, подпояшусь светлыми зорями, обтычусь звёздами что вострыми стрелами – от всякого злого недуга. Ключ к моим словам в небесной высоте, а замок в морской глубине – на рыбе‑кит, и никому эту кит‑рыбу не добыть и замок не отпереть, окромя меня, а кто эту рыбу добудет и замок мой отопрёт, да будет яко древо, палимое молнией. Аминь!» Феоктистов день (17 января) В этот день проводились святочные гадания. Поговорка гласила: «Святой Феоктист гадать речист» (см. глава 2 «Святочные гадания»). Также читалось, что в этот день нечистая сила возвращается в свои владения. А напоследок она может натворить немало бед. В этот день ведуньи варили чертополох с ладаном и мёдом. По поверьям это варево исцеляло от душевных и любовных мук. А также использовалось для изгнания бесов. Ладанку с варевом носили на шее около креста. Крещенский сочельник. Голодный вечер. Голодная кутья (18 января) Крещенский сочельник – это вечер‑приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей‑Крестителем в реке Иордан. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил себя миру в трех лицах своего Божества: Бог Сын – Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой снизошёл на него в виде голубя, Бог‑Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. На праздник Крещения вода в храмах освящается особым образом, великим Иорданским освящением, и называется крещенской. Употребляется крещенская вода натощак по чайной ложке. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не советуется. Исключение составляет, если женщина больна. Крещенская вода не портиться со временем, поэтому хранит её в холодильнике не обязательно. Также можно освещать простую воду посредством крещенской. В пищу употребляется так называемая Голодная кутья. Древние славяне в это день посвящали богу Интре (Индре), покровителю источников, колодцев, отцу зверей, покровителю туч и облаков. Считалось также, что Интра покровительствует подземным стадам. (Вероятно, наши далёкие предки принимали останки мамонтов и других вымерших животных за подземные стада) Голодная кутья. Рецепты № 1. Пшеница в зёрнах 200 г, мак 150 г, очищенные орехи (любые) 50 г, изюм 50 г, ванильный сахар щепотка, мед и сахар по вкусу, сливки 1/2 стакана. Пшеницу перебрать, промыть водой, залить новой и варить до готовности, отцедить, остудить. Мак заварить кипятком и держать на огне до тех пор, пока не будет легко растираться пальцами. Отцедить на сите, пропустить через мясорубку. Перемешать с пшеницей, добавить измельченные орехи, ошпаренный кипятком и отцеженный изюм, мед и сахар по вкусу, ванильный сахар. Перемешать со сливками, переложить в блюдо. Подавать охлажденной. № 2. 1 стакан пшенной или перловой крупы, 1 л воды, 0,5 стакана изюма, 100 г меда, 100 г мармелада, 50 г очищенных грецких орехов. Крупу хорошо промыть и отварить до мягкости, добавив в середине варки тщательно промытый изюм. Затем откинуть на сито, обдать холодной водой, дать стечь и выложить на блюдо. Мёд растворить с небольшим количеством теплой воды, смешать с кутьей и толчеными грецкими орехами. Украсить мармеладом, часть которого можно смешать с кутьей. В Крещенский сочельник рекомендуются следующие гадания: Гадание на мужа 1. Налить в таз воды. Приготовить полоски бумажек, напишите на них мужские имена и годы 2013 – 20… Плотно скрутить листочки в трубочки и бросить их в воду. Бумажки, развернувшиеся первыми, укажут вам имя суженого и год грядущей свадьбы. 2. Взять четыре одинаковых стакана. В один стакан положить золотое колечко, в другой – кусок хлеба, в третий – обгорелую спичку, последний остается пустым. Накрыть стаканы полотенцем так, чтобы не было видно содержимого. Девушка, которая желает узнать имя мужа, выбирает один из стаканов. Если ей попался стакан с кольцом, значит, брак будет заключен по любви. Хлеб сулит брак по расчету. Обгорелая спичка – к бедности. Пустой стакан означает, что жизненный спутник жизни еще не определен. 3. Разложите по кругу бумажки с именами женихов (невест). Теперь привяжите золотое кольцо к шелковой нитке и поводите над именами. Там, где колебания самые сильные – тот ваш избранник (избранница). Гадание по нити 1. Две девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. Замуж выйдет первой та, чья нитка догорит первой. Если нить не догорела и погасла, то до замужества девушке ещё далеко. 2. Кончик иглы опускают в шерстяную ткань, подвешивают на волоске (или тонкой нити) и медленно опускают возле руки девушки, которая желает узнать судьбу. Если игла начинает совершать круговые движения, то у девушки родится девочка, а если по типу маятника, то в скором времени ожидайте рождение мальчика. Если же игла опускается ровно, то в ближайшее время детей у неё не будет. Гадание по полотенцу Ночью повесить за окно белое полотенце и произнести заговор: «Суженый мой ряженый, приди и утрись». Если утром полотенце будет сухим, то жениха следует ждать нескоро. Если же после того, как вы занесли полотенце в дом, оно стало влажным – скоро появится жених. Крещение. Богоявление (19 января) Крещение Господне и Богоявление (Водокрещи) – великий христианский праздник. В этот день церковь славит Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане. Второе название, Богоявление, праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло явление всех трех лиц Божества. Крещение являлось определённым рубежом. Оно завершало Святки и Страшные вечера, «закрывало» границы между реальным и потусторонним мирами. Поэтому крещенские обряды по большей части имели очистительный характер. Приготовления к празднику начинались еще накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться чертенок или другая нечистая сила. Соблюдался строгий пост накануне и до первой вечерней звезды. Читались молитвы. Вечером все домочадцы отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое крестьяне считали особенно важным торжеством. По возвращении со службы и водосвятия крестьяне совершали обряды, связанные со святой водой: пили её всей семьей, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот. В некоторых областях хозяин ставил мелом кресты на дверных косяках. Окуривал жилище ладаном, окроплял святой водой. Поверья 1. В ночь на Крещение открываются небеса. Происходит это в тот момент, когда Иисус Христос входит в реку. Знаком является волнение воды в чашке или стакане. Дождавшись этого знака, следует быстрее бежать на улицу. Если счастливец увидит «разверстые небеса», то может просить у Бога все, что пожелает, в том числе и Царство небёсное. 2. В Сибири верили, что в крещенский сочельник домашние животные беседуют о житейских делах и будущем своих хозяев. Хозяева ночью ходили в коровник и на конюшню слушать «разговоры» животных.
* * *
Главным торжество Крещения и Богоявления являлось «хождение на Иордань» и водосвятие. Очистительные обряды с помощью «иорданской» воды были направлены как на обеспечение благополучия людей, так и скота и проводились не только дома, но и на самой «иордани» (освящённой проруби). Люди умывались из проруби, чтобы обрести здоровье, долголетие и благополучие. Те же, кто участвовал в обрядах ряжения, гадания, колядования и других святочных увеселениях, ныряли в прорубь с головой, чтобы смыть с себя все грехи. К освящённой проруби пригоняли скот и освящали святой иорданской водой. В Крещенский сочельник и в день Крещения после водосвятия совершались обряды очищения домов и хозяйственных построек с использованием «иорданской» воду. С этой же целью совершались обходы священника по домам прихожан с крестом и святой водой. Это совершалось для того, чтобы выгнать святочную нечистую силу. В сибирских областях молодые мужчины в день Крещения после «Иордани» носились по деревне на лошадях, давили копытами нечистую силу, хлестали плетьми по углам и читали соответствующие заклинания. После изгнания нечистой силы женщинам воспрещалось стирать бельё в проруби в течение недели, считалось, что нечистая сила может ухватиться за бельё и выбраться наружу. Крещенская ночь считалась последним сроком святочных гаданий. Гадание для девушек – хождение за «тихой» водой 1. Девушка шла в прорубь за «тихой» или «молчальной» водой ровно в полночь. Зачерпывала воду вёдрами или набирала её в рот. Старалась дойти до дома, не проронив ни слова и не оглядываясь. Тогда все её пожелания сбудутся. 2. В крещенский сочельник, после заката солнца, девушки обнажённые выходят на улицу, «полют» снег. Кидают снег через плечо, а затем слушают: в какой стороне раздастся звук, в ту сторону она и выйдёт замуж. 3. Девушка в Крещенье подметает пол. Мусор выбрасывает на улицу. Если в этот момент, она услышит звон бубенцов, значит, в ту сторону и выйдет замуж.
* * *
В день Крещения вся молодежь одевалась в свои лучшие наряды, девушки белились и румянились. По случаю обряда «выбора невест» в более крупные местные центры на праздничную службу и водосвятие съезжались крестьяне из соседних деревень, в том числе девушки на выданье, славушницы, и парни, намеревающиеся жениться в новом году. Невест начинали присматривать уже во время службы в церкви. Часто девушки устраивали катанье на санях. В санях сидело по две девушки, сбруи лошадей, идущих друг за другом, украшались, как на свадьбе. Парни высыпали на дорогу и со всем тщанием рассматривали славушниц. Помимо парней невест‑славушниц высматривали их родители, а в некоторых местных традициях несколько женихов рассматривали невест под руководством пожилой женщины‑свахи. На смотринах оценивались не только внешние качества невесты‑славушницы и ее умение прясть, ткать, шить, вышивать, плести кружева. Но и при выборе невесты уделялось внимание и её здоровью. Критерием здоровья девушки являлись теплые руки – девушки стояли по два часа на морозе без рукавичек! Но руки должны были оставаться тёплыми. После Крещения наступает мясоед – время свадеб. Гадание на Крещение. Гадание по кольцу в воде Гадание производится в полночь, при зажженных свечах. Для этого гадания необходимо взять стакан с ровным дном, без рисунков и налить в него чистой воды и опустить в стакан обручальное кольцо. Потом смотреть в воду прямо в середину обручального кольца. Через некоторое время в воде появится образ будущего жениха. Снежные гадания 1. В полночь нужно выйти на улицу и пройти по свежевыпавшему снегу. Если до рассвета следы никто не перейдет, жизнь в замужестве будет вольготной, если следы затопчут – всю жизнь придется прожить с мужем в ссорах. 2. В полночь нужно выйти на улицу и бросить горсть снега в направлении противоположном ветру. Если снежинки упадут прямо на вас, это означает, что муж будет молодым и красивым, если снежинки разлетятся в стороны – муж будет пожилым.
Date: 2015-09-17; view: 409; Нарушение авторских прав |