Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рождество Христово (7 января). Коляда





 

Мария и Иосиф отправились в Вифлеем из‑за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться в свой родной город. А так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

Пастухи первыми пришли поклониться новорожденному Иисусу, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелию от Матфея: на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли Христу дары: золото, ладан и смирну. К тому времени семейство Иисуса уже нашло приют в доме.

Царь Иудеи Ирод узнал о рождении Мессии и приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако ангел повелел родителям младенца укрыться в землях Египта. Там они и прожили вплоть до смерти царя Ирода.

Согласно библейским источникам Иисус родился в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды, потому как из‑за переписи населения не нашлось свободных мест в гостинице. Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в столь скромном месте.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф отправился за повитухой. Однако, возвратившись назад к жене, он увидел, жена уже разрешилась от бремени. В пещере же сиял яркий слепящий глаза свет. Через некоторое время свет исчез, а младенец прильнул к груди матери. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт младенцу своему благоговейное попечение». Он писал, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху Саломею.

Предположительно Саломея происходила из рода самого царя Давида.

Рождество, день зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре и религии многих древних народов. В той или иной форме этот день отмечался в большинстве известных культур, в том числе у славян. День зимнего солнцестояния праздновали во многих религиях. Во времена раннего христианства в Римской империи существовал аналогичный праздник – день рождения Непобедимого Солнца (Митры). Именно этот день по решению отцов христианской церкви был выбран для празднования Рождества Христова.

Первое упоминание 25 декабря, как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в. На первом месте в списке указано: 25 декабря – родился Христос из Вифлеема Иудейского.

В этот день наши древние предки славили Коляду, бога молодого нарождающегося солнца.

Приметы: Какая погода после Рождества, такая и после Петрова дня (12 июля).

Яркие звёзды на Рождество – урожайный год.

На Рождество метель – пчёлы будут хорошо роиться.

Хороший санный путь – к урожаю гречки.

Снег вьётся до крыши – рожь будет выше.

 

 

* * *

 

Дни после Рождества, до самого Крещенского сочельника (18 января) – Святки. Во многих русских губерниях святочные дни назывались, да и по сей день называются овсяницами или авсенем (овсень) [6]. Вот пример святочной песни, с которой, в некоторых губерниях ходили по дворам за угощением:

Овсень‑овсень, улетел совсем.

Через бабушкин порог упал сапожок,

Бабка, дедка,

Открывай сундучок, вынимай пятачок!

 

 

* * *

 

В овсяницы ходят в гости на овсяные блины. Для овсяных блинов специально на мельницах размалывали овёс, привычное русским людям овсяное толокно для выпекания блинов не годится. Из овсяной муки блины получаются рыхлыми, пышными, с кружевными краями.

Существует поговорка: «Не подбивай клин под овсин блин – поджарится – сам свалится!»

Тесто замешивается, как и для обычных блинов – гречневых или пшеничных. На Святки блины делаются особенно сдобными, благодаря добавлению яиц, сливок или молока. Блины жарятся на русском топлёном масле.

 

Бабьи каши (8 января)

 

Второй день Рождества связан с почитанием повивальных бабок и рожениц. Назывался он бабьими кашами. Женщины с детьми приходили к повивальным бабкам и приносили им в дар угощенье, водку и блины. Труд повитухи во все времена считался почётным и богоугодным делом. Повитуху уважали, почитали, благодарили, дарили подарки. За детей, которых приняли во время родов, повивальные бабки несли ответственность. И на всю жизнь устанавливались духовно‑родственные отношения между ней, ребёнком и роженицей. Повитух приглашали на крестины, дни рождения, свадьбы.

Для того чтобы приготовить бабью кашу, крупу и воду обязательно набирали в чистую посуду после полуночи. В частности бабью кашу варили из гречки.


После принятия подарков повитуха подавала на стол горшок с кашей. Ее делили между всеми гостями, после того как горшок опустеет, в него присутствующие складывали деньги. Повивальная бабка благодарила детей: «Расти отцу на украшение, матери на утешение, миру на прославление». Православная церковь отмечает в этот день праздник иконы Пресвятой Богородицы «Блаженное чрево». Считается, что именно эта икона помогает во время родов.

Приметы: Если метель в этот день, то пчёлы будут хорошо роиться.

Каша в печи румянится – к снегу.

Галки и вороны постоянно кричат – к снегопаду и метели.

 

Святки (6 января – 19 января)

 

Святки – старинное русское слово, означающее праздник. И, как правило, Святки продолжаются не один день. В это время увеличивается световой день, то есть солнце поворачивается к лету – от тьму к свету. Святки имеют также глубокое мифологическое значение и древние славянские корни. Славяне считали, что в это время года умирает старый год и нарождается новый.

Святки (зимние святки) включают в себя двенадцать дней, начиная с Рождества Христова вплоть до Крещения. К ним может также примыкать Сочельник, как говорится: от звезды и до воды. То есть от Вифлеемской звезды, появившейся в канун Рождества вплоть до крещенского освещения воды. В некоторых районах к Святкам относится и следующий день, называемый Зимний свадебник.

Во время празднования Святок происходят активные народные гуляния, обряды колядования, посевания, ряжения. Святки – самое благополучное время для гадания на любовь, семейное благополучие и плодородие. Позже (после петровской реформы) стали применяться эротические гадания и заговоры.

В эти дни крестьяне не работали, не давали взаймы – это считалось дурным знаком.

 

Колядование (с 6 на 7 января)

Коляда (Сочельник, Солнопутье, Поворотник, Постная кутья, Таусень, Овсень) – древний языческий славянский, связанный с зимним солнцестоянием, в христианские времена приурочен к Рождеству и Святкам. Во время праздника переодевались, рядились с использованием шкур, масок; пели колядные песни, одаривали колядников, играли в молодёжные игры, гадали.

Праздник начинался в семейном кругу. Женщина, глава семьи, пекла круглый хлеб. На стол клали сено или солому, затем его накрывали скатертью. В качестве угощения подавали рождественскую кутью да кашу. Из теста выпекали фигурки животных ими украшали столы. Также этими фигурками одаривали колядников.

Коляда приурочен к посещению домов группой участников, которая исполняет благопожелательные приговоры и песни в честь хозяев дома, за что и получает ритуальное угощение (хлебные фигурки, конфеты, вяленое мясо, орехи).

У колядования множество родственных названий: овсенькание, щедрование, сурвакание, виноградье.

Колядование, ритуальный обход, может происходить, как на Новый год, Сочельник, Рождество, так и на Крещение. В деревнях часто отрицательно относились к колядованию, организованному по церковному обычаю. Напротив, колядки, проходившие по старому славянскому обычаю только приветствовались.

Колядники могут совершать обход, как ряжеными, так и нет. Если колядники приходили ряжеными, то они исполняли различные сценки и пели хвалебные «колядки». Колядники ходили по домам, совершали посевание (разбрасывание зёрен), обливание водой домочадцев, выметание углов из дома, раздачи хозяевам обрядовых веток на счастье.


Христианские обряд коледования характеризуется наличием фигурки Христа в колыбели и рождественской звезды.

С XV века христианская церковь не однократно пыталась запретить языческий обряд колядования. Или, по крайней мере, взять «эти бесовские ритуалы» под свой контроль, то есть придать колядованию соответствующее идеологическое содержание. Отсюда в христианских колядках и появились фигурка Христа, вертеп и Вифлеемская звезда.

В Европе священники запрещали надевать людям маски, видя в них сатанинское начало. В этот день они исполняли специальные гимны на латинском языке и стучались в дома. Простые люди не открывали им двери, чем навлекали на себя недовольство церкви. Преследование народных обычаев святочного колядования, называемых в церковных источниках дьявольской, сатанинской игрой, продолжалось вплоть до XIX в.

Колядники начинали обходы в вечернее и ночное время. У южных славян считалось, что колядовать можно только с полуночи до восхода солнца, так как именно в это время по улицам бегают упыри и злые духи, которые боятся колядных песен. В ряде областей считалось, что нельзя колядовать после рассвета.

Однако было и утреннее колядование, в нём участвовали дети и не ряженые взрослые. Дети колядовали утром и днём и не имели привычки рядиться. Изредка они надевали маски козы, коня, журавля.

Мужчины собирались колядовать по пять‑шесть человек. Возглавлял их, как правило, женатый, мужчина. Каждый из колядников исполнял свою отведённую роль.

Предводитель держал в руках колядный посох, палку или трость, украшенную колокольчиками и лентами. В составе колядующих могли быть певцы, музыканты и плясуны. Кроме того, назначался ответственный колядник по сбору даров. Такие колядники ходили по домам в праздничной одежде, украшенной специальными букетиками, а поверх шапок надевали венки.

Перед началом колядования участники (мужчины, женщины) собирались вместе в одном доме, а как стемнеет, отправлялись в путь, переходя от дома к дому. Если колядовали несколько групп, то они старались между собой не сталкиваться, иначе это могло привести к дракам и ссорам. Шествуя по селу, колядники пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах, звонили в колокольчики. Словом, процессия вела себя очень шумно. В некоторых областях колядники изображали крики животных, некоторые брали с собой длинные бичи, которыми постоянно хлестали по заборам и другим строениям.

Приблизившись к дому, колядники вставали под окнами и звали хозяина. Вожак испрашивал дозволения хозяина колядовать. Если группа получала разрешение, то тотчас начиналось исполнение ритуального пения в честь хозяина. Затем колядников одаривали подарками. Хозяин, если был в благом настроении, приглашал колядников домой. Там они исполняли песни в честь каждого члена семьи. Также могли устраиваться танцы и различные развлечения.


Обряд колядования обеспечивал хозяевам дома высокие урожаи в поле и огороде, приплод скота. Колядники старались не пропустить ни одного дома, чтобы односельчане не обиделись.

Известны так называемые поздравительно‑величальные песни – виноградье, исполняемые (преимущественно на Русском Севере) во время Святочного колядования (аналог среднерусского авсеня, овсеня).

Стефанов день (9 января)

Третий день праздника Христова, день первомученика и архидиакона Стефана.

В этот день проходили молодёжные вечеринки, ряженые ходили по дворам. Девушки хоронили свою грусть‑печаль. Для этого устанавливалась специальная деревянная бадья. Девушки подходили к ней по очереди с чашами, наполненными водой, которую сливали в бадью. Иначе говоря, они сливали с водой с сердца тоску. По всем углам двора ставили деревянные колья, чтобы нечистая сила не могла подойти и помешать проведению обряда.

После обряда девушки веселились с парнями, выбирали себе суженых. Если девушка положила глаз на молодца, а он (она) не отвечал ей взаимностью, применялись любовные заговоры.

Заговор на любовь добра молодца

1. Говорить нужно на солнышко: «Стану я благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, выйду в чисто поле, в восточную сторону, под красное солнышко. Красное солнышко‑батюшка, ходишь высоко, видишь далеко, за высокими горами, за крутыми холмами, за черными грязями. Ты усмотри, угляди раба Божьего (имя рек), подсеки резвые ноги, опусти белые руки, расстреляй белую грудь, черную печень, кровь горячую, вострые глаза, голову, мозга, напусти на раба Божья дружбу, любовь и сухоту, пусть он сохнет обо мне рабе Божьей, глядит и глаз не сводит с меня, рабы Божьей».

2. Ветры буйные, тучки чёрные, снесите всю мою сухоту рабу Божьему (имя), чтобы он не мог жить без меня ни днём по солнышку, ни ночью по месяцу, ни на утренней заре, ни на вечерней. Всё бы болел и скорбел по мне, девице (имя), не мог бы ничем заедать: ни сладостью, ни горестью, ни пирожным, ни воложным, ни масляным; всё бы душой болел по мне, девице (имя), и приснилась бы я во сне; в тот же час, в тот же день явись ко мне. Всем моим словам ключ и замок. Аминь. (Читать трижды на дороге, в направлении ветра).

Заговор на любовь девушки

«За морем за Хвалынским, во медном городе, во железном тереме сидит добрый молодец, заточен во неволе, закован в семьдесят семь цепей, за семидесятью семью дверями, а двери заперты семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью крюками. Никто доброго молодца из неволи не освободит, никто доброго молодца досыта не накормит, допьяна не напоит. Приходила к нему родная матушка (имя) во слезах горючих, поила молодца сытой медовой, кормила молодца сытой, белоснеговой крупой; а кормивши молодца, сама приговаривала: не скакать бы молодцу по чисту полю, не искать бы молодцу чужой добычи, не свыкаться бы молодцу с буйными ветрами, не радоваться бы молодцу на рать могучу, не пускать бы молодцу калёну стрелу по поднебесью, не стрелять бы во белых лебедей, что лебедей княжьих, не доставать бы молодцу меч‑гладенец врага‑супостата, а жить бы молодцу во терему родительском, с отцом‑матерью, с родом‑племенем. Уж как возговорит добрый молодец: не чисто поле меня сгубило, не буйны ветры занесли на чужую добычу, не каленой стрелой доставал я белых лебедей, не мечом‑гладенцом я мечтал достать врагов‑супостатов, а сгубила молодца воля молодецкая, во княжем терему над девицей красной (имя). Заговариваю я, родная матушка (имя), полюбовного молодца (имя) на любовь красной девицы (имя). Вы, ветры буйные, распорите ее белу грудь, откройте ретивое сердце, тоску со кручиной, чтобы она тосковала и горевала; чтобы он ей был милее своего лица, светлее ясного дня, краше роду‑племени, приветливее отца с матерью; чтобы он ей казался во сне и наяву, в день и в полночь; чтобы он ей был во пригожество красное, во любовь залучную; чтобы она плакала и рыдала по нем, и без него бы радости не видала, утех не находила. Кто камень Алатырь изгложет, тот мой заговор превозможет. Моему слову конец на любовь красной девицы (имя)».

Домочадцев день (10 января)

В этот день крестьяне жгли свечи и читали специальные заговоры для защиты дома от нечистой силы.







Date: 2015-09-17; view: 459; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию