Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава четвертая: знай своего Врага
Стр. 50. «Способ объяснить существования зла»: Зло принято считать отсутствием добра, которое должно было бы присутствовать в любом предмете или явлении. Как правило, ученые-теологи подразделяют зло на две категории: физическую и нравственную. Например, физическое зло — это несчастный случай, болезнь и катастрофа. В отличие от физического нравственное зло совершается по воле индивидуума, сознательно выбирающего злое действие. С позиций церкви такое зло представляет более серьезную опасность, поскольку является результатом добровольного выбора. Иными словами, предпринимая нравственно злое дело, мы намеренно совершаем этот грех. Дополнительную информацию см. в книге «Катехизис католической церкви», 309–314.
Стр. 51. «Не хотел искушать людей поклонением ложными идолам»: Фома Аквинский, ссылаясь на святого Августина (De Civ. Dei xi, 50), писал в «Сумме теологии» о том, что при первом творении ангелам было назначено имя «рай» или «свет». Ангелы также получили имена телесных созданий, когда Моисей обращался к необразованным людям, неспособным понять, что такое создания бестелесной природы (узнав о бестелесной природе ангелов, люди могли начать поклоняться им как идолам, от чего Моисей особенно старался их оградить).
Стр. 51 «У древних евреев действовал закон, строго запрещавший магию»: Процитировано по книге Габриэле Нанни «Перст Божий и власть Сатаны: экзорцизм» (Gabriele Nanni, II dito di Dio e il potere di Sat ana: L'esorcismo, p. 15).
Стр. 51. «Здесь его имя представляет скорее титул»: Этой теме посвящено огромное множество книг. Например, книга Джеффри Бартона Рассела «Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества» (Jeffrey Burton Russell, «The Prince of Darkness», p. 33) и книга того же автора «Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции» (Jeffrey Burton Russell, «Satan: The Early Christian Tradition», pp. 26–28), а также работа Эдварда Лэнгтона (Edward Langton, «Essentials of Demonology: A Study of Jewish and Christian Doctrine, Its Origin, and Development»).
Стр. 52. «С заклинаниями и заговорами»: В античном мире страх переддемонами был частым явлением. Жители Вавилона, так же как ассирийцы, верили в существование сложной иерархии демонов. К примеру, они верили в существование бога Пазузу, связанного с сильным северным ветром, уничтожавшим посевы и вызывавшим эрозию почвы. Другим примером было существо по имени Лилиту (демон женского пола, предтеча ведьмы из средневековой традиции) — полуженщина-полуптица, которая «блуждала в ночи, пила кровь и высасывала мозг из костей». См. книгу Джеффри Бартона Рассела «Князь тьмы» (Jeffrey Burton Russell, «The Prince of Darkness», pp. 15–16).
Стр. 53. «Апостольский Символ Веры утверждает»: См. «Катехизис католической церкви», 325.
Стр. 53. «Должны существовать создания бестелесные»: Для обстоятельного знакомства с рассуждениями св. Фомы Аквинского поданному вопросу обратитесь к его работе «Сумма теологии» (Summa Theologica I, 50, 1; 1, 14, 8; I, 19, 4).
Стр. 53. «Было бы очень странно»: Процитировано по книге Пия-Реймонда Регамея, доминиканца (Pie-Raymond Regamey, О. P., «What Is an Angel?», pp. 20–21).
Стр. 53. «Сатана был добрым ангелом»: См. «Катехизис католической церкви», 391.
Стр. 53. «Считать себя подобными Господу»: Папа Римский Иоанн Павел II, процитировано по интервью L'Osservatore Romano («Creator of the Angels Who Are Free Beings», July 23, 1986). Как сказал один теолог, «чистый дух есть чистая любовь… любовь их создала, и любовь управляет ими; их совершенство составляется их подобием Богу». (Pie-Raymond Regamey, О. P., «What Is an Angel?», p. 42).
Стр. 53. «Создавая чистого духа свободным существом»: Выступление Папы Римского Иоанна Павла II, опубликованное 23 июля 1986 года на сайте глобальной католической сети («Creator of the Angels Who Are Free Beings», Global Catholic Network, EWTN).
Стр. 54. «Выбрали противопоставить себя Богу»: Поскольку в Библии не говорится прямо, какой из грехов совершили падшие ангелы, то на этот счет у представителей ранней церкви имелись разные версии: Иустин Философ (умер между 163-м и 176-м годом н. э.) считал, что этот грех мог быть похотью, в то время как Ириней (умерший в 202 году н. э.) полагал, что это зависть. С течением времени возобладала гипотеза, выдвинутая Оригеном (род. ок. 185 года), гласившая, что ангелы впали в гордыню и решили, что могут возвыситься над Богом. Хотя, как говорит Фома Аквинский, впасть в гордыню еще не означало верить в то, что они могут сами стать Богом, что было бы невозможно, это уже говорило об их желании стать «подобными Богу» — то есть стать существами, могущими достичь абсолютного блаженства исключительно за счет собственной власти («Сумма теологии», I, 63, 3). Однажды согрешив, ангелы, обладающие возвышенной природой, более не могли пересмотреть своего решения. Фома Аквинский всесторонне изучает вопрос и сопоставляет падение ангелов и человеческой смертью: «Таким образом, ясно, что любые смертные грехи человека, более или менее ужасные, могут прощаться до его смерти, в то время как после смерти эти грехи остаются без отпущения и лежат вечным грузом» («Сумма теологии», I, 64, 2).
Стр. 54. «Теологи называют это наказание „мукой утраты“»: Из Католической энциклопедии «Новый Адвент»: «Мука утраты или „poena damni“ состоит в вечной утрате возможности лицезрения Бога и в вытекающем из этого полном отрешении от Бога всех сил души, более неспособной обрести в Нем хоть сколько-нибудь мира или покоя».
Стр. 55. «Люцифер и Сатана — это разные демоны»: В Библии нет упоминания о какой-либо связи понятий Сатаны и Люцифера. Джеффри Бартон Рассел пишет в книге «Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции», что скорее всего, эти два понятия впервые сблизил Ориген, когда он связал с Сатаной дракона и царя Тирского (Jeffrey Burton Russell, «Satan: The Early Christian Tradition», pp. 131–133). По словам отца Аморта, среди демонов очень часто встречается имя «Люцифер», имя же «Сатана» встречается редко. По мнению отца Аморта, если во время экзорцизма жертва закатывает глаза вверх, это указывает на присутствие Люцифера или его слуг; напротив, если жертва закатывает глаза вниз, это означает, что человек одержим Сатаной или демонами его «армии».
Стр. 55. «Пересадил человеку непокорность»: Из интервью Папы Римского Иоанна Павла II в еженедельньном англоязычном выпуске L'Osservatore Romano от 13 августа 1986 года.
Стр. 55. «Сатане была дана определенная власть над людьми»: Трентский собор (1545–1563), ставший наиболее значительным событием периода Католической Реформации, подтвердил этот тезис как один из догматов Церкви. «Пусть будет предан анафеме не признающий того, что Адам, первый человек, выйдя в земном раю из послушания Господу, немедленно утратил святость свою и закон, ее утверждавший, и навлек на себя гнев и возмущение Божие, а впоследствии и смерть, о которой предупреждал Бог, а вместе со смертью оказался в плену у того, кто властвовал над нею, то есть у дьявола — и что тем непослушанием Адам пал как телом, так и духом своим». Процитировано из интернет-сайта, размещенного по адресу http://www.ewtn.corn/librarv/councils/trent5.htm («The Council of Trent, Session V, June 17, 1546»).
Стр. 55. «Падшие ангелы имеют тела более плотные»: Дополнительные сведения см. в книге Джеффри Бартона Рассела «Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции» (Jeffrey Burton Russell's «Satan: The Early Christian Tradition», p. 73) и в книге Паскаля Паренте «Ангелы» (Pascal P. Parente, «The Angels», pp. 20–23).
Стр. 55. «Ангел — название их функции»: См. «Катехизис католической церкви», 329.
Стр. 56. «Не отводили достаточного значения их разумности»: Фома Аквинский обсуждает разумность ангелов в книге «Сумма теологии» («Summa Theologica», I, 58, 1–7).
Стр. 56. «Наделенное разумом и свободной волей»: Фома Аквинский говорит, что способностью к независимым суждениям обладают лишь существа, наделенные разумом («Summa Theologica», I, 59, 3).
Стр. 56. «Из разума берет начало их знание»: В «Сумме теологии» Фома Аквинский пишет, что ангел обладает «интеллектом» или «разумом», поскольку совокупность его знаний есть разум («Summa Theologica», I, 54, 3).
Стр. 56. «Способности ангела таковы»: Слова А. М. Леписье (из его книги «Невидимый мир») процитированы по книге Паскаля Паренте «Ангелы» (Pascal P. Parente, «TheAngels», p. 29).
Стр. 56. «Демон может воздействовать на предметы»: Фома Аквинский обсуждает это положение в книге «Сумма теологии» («Summa Theologica», 1,52,1). По мнению Фомы Аквинского, о том, что тело находится в определенном месте, говорят, если к нему применимы количественные свойства этого места; но ангелы в силу своей виртуальной природы лишены каких-либо количественных свойств. Это означает, что пребывание ангелов в конкретном месте вещественного мира обнаруживается лишь по действию их ангельской силы.
Стр. 57. «Связывают такое движение со способностью человеческого разума»: Из книги Паскаля Паренте «Ангелы» (Pascal P. Parente, «The Angels», p. 38).
Стр. 57. «Сатана обладает только силой „противоестественной“»: Под «противоестественностью» имеется в виду несоответствие нормальным законам природы. В противовес этому «сверхъестесвенное» означает нечто, стоящее выше законов природы или выходящее за их пределы. Рассуждая так, говорят, что способности ангелов недоступны человеческому пониманию, но остаются в пределах естественного мира; в то же время способности Бога выходят за пределы, установленные природой.
Стр. 58. «Дьявол способен имитировать чудо»: Фома Аквинский полагал, что даже человек может сделать нечто, невозможное с точки зрения окружающих и недоступное их пониманию — и тогда будет казаться, что он совершил чудо («Summa Theologica», I, 114, 4).
Стр. 58. «Как бы предсказывать события»: В «Сумме теологии» Фома Аквинский рассматривает эту способность, указывая, что ангелы гораздо более точно, чем люди, представляют будущие события, поскольку они [ангелы] глубже понимают причины, вызывающие те или иные события («Summa Theologica», I, 57, 3).
Стр. 58. «Бог позволяет дьяволу действовать»: «Попущение Божие на дьявольские действия — это великая тайна, но мы знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Катехизис католической церкви, 395). Фома Аквинский называл дьявольские козни частью естественного порядка. «Иным путем, не напрямую, а как бы упражняя человека постоянными атаками противной стороны. Стяжание земного благоденствия должно совершаться вопреки действию злых сил, иначе злые духи не могли бы стать частью естественного порядка» («Summa Theolgica», I, 64, 4).
Стр. 60. «Дьявол не есть причина каждого из грехов»: Фома Аквинский, «Сумма теологии» («Summa Theologica», I, 114, 3).
Стр. 60. «Необычная активность дьявола»: Важно отметить, что в противовес мнению ряда авторов, Международная ассоциация экзорцистов не считает, что перечисленные категории отражают цепочку фактов, автоматически ведущих к одержимости.
Стр. 62. «Такого рода прямая атака обычно нацелена на людей, наиболее близких Богу, например, святых»: Екатерина родилась в Сиене и, судя по рассказам, видела мистические картины ада, чистилища и рая. Предположительно дьявол, искушавший и мучивший Екатерину, являлся ей в разных видах (в том числе в виде ангела света). Екатерина Сиенская оставила подробные заметки о распознавании духов. Тереза родилась в Авиле (Испания) и позднее стала крупным реформатором католического обряда. Тереза оставила выдающиеся работы по мысленной молитве, став одной из всего трех женщин, получивших докторскую степень по теологии. Тереза была мистиком и нередко испытывала видения и физические атаки, которые приписывала дьяволу. Однажды Тереза отогнала дьявола, принявшего вид «небольшого черного создания», облив его святой водой из кувшина. Кюре из Арса, святой Жан-Мари Вианней родился во Франции, близ Лиона, в 1786 году. Святой Вианней считается покровителем приходских священников и исповедников. Говорят, он мог открыть прошлое и будущее, а также обладал даром целительства. Вианней также верил, что он подвергается нападениям дьявола, изнурявшего его по ночам криками и громкими звуками, а в одном случае, который получил широкую известность, даже устроившего пожар в его постели. В последние десять лет жизни Вианней исповедовал прихожан ежедневно, по 16–18 часов подряд.
Стр. 63. «Такие мысли и импульсы»: Процитировано по книге Франческо Бамонте (Francesco Bamonte, «Possessioni diaboliche ed esorcismo», p. 76).
Стр. 63. «Также называемая „вынужденной одержимостью“»: Антропологи говорят «вынужденной одержимости», желая отделить те случаи, когда одержимость наводится шаманом или колдуном, обычно в ритуалах целительства или сообщения неких знаний. Нечто похожее имеет место при глоссолалии — расстройстве речи, когда индивидуум, сохраняя темп членораздельной речи, произносит неразборчивые сочетания звуков. Как утверждают некоторые, при этом человек бывает одержим Святым Духом.
Стр. 63. «Сегодня гораздо больше людей, одержимых дьяволом»: Отец Аморт сравнивает состояние культуры наших дней со временами заката Римской империи.
Стр. 64. «Одержимые помимо своей воли оказываются под влиянием демона»: Выдержка из интервью с итальянским экзорцистом отцом Габриэле Нанни. За дополнительной информацией об отце Нанни обратитесь к главе шестой.
Стр. 65. «По мнению итальянского экзорциста»: там же.
Стр. 65. «Будто живой демон ходит по земле»: Индивидуум не буквально принадлежит демону: демоном лишь определяются его поступки. Например, человека может переполнять гордыня, ненависть, или он активно включается в неправедное дело, например, преступную деятельность. Экзорцисты считают, что в таких случаях демону нет нужды обнаруживать свое присутствие. Демон проявляет себя лишь в ситуации, когда человек пытается изменить свою жизнь к лучшему.
Date: 2015-09-17; view: 378; Нарушение авторских прав |