Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послание к Евреям





1. Писатель Послания

В ряду посланий ап. Павла к Евреям помещается последним. Причиной этого является не позднее его написание, а долговременное сомнение составителей канона в принадлежности его ап.Павлу. В послании нет приветствия, в котором обычно ап. Павел указывает составителя я адресата. Греческий текст послания отличается необычной для ап. Павла классической правильностью языка. Отсутствует также вплоть до 13,19 1-ое лицо ед. числа, что не характерно для яркой личности Апостола в других посланиях. Не свидетельствуют о нем, как Павловом, древние писатели. Так, Тертуллиан приписывал его ап. Варнаве; Ориген, хорошо знавший новозаветные книги, признавал, что в послании лишь мысли Павловы, но "его автора знает один Бог".

Однако в древнецерковной практике послание употреблялось как Павлове. Для этого имеется ряд оснований: отмеченное Оригеном Павлово богословие, упоминание о Тимофее (13,23) италийских братьях (13,24), наличие 1-го лица ед. числа в 13, 19, 22-23. Отсутствие имени автора можно объяснить тем, что италийские переписчики послания, зная недоброжелательное отношение евреев к ап.Павлу, благоразумно скрыли его авторство. Но они не скрыли самих себя - в послании речь ведется, главным образом, от 1-го лица множественного числа. К ап.Павлу относится знание Ветхого Завета, знакомство с иудейском религиозным строем. Очень характерное для ап.Павла послесловие (13,18-25).

2. Место, время написания и адресат Послания

Послание написано до разрушения Иерусалима, так как везде говорится о храме к его богослужении как о существующем. Если бы левитское служение окончилось и жертвы прекратились, то автор этого отметил бы. Ап.Павел также говорит в Послании о своих узах в Риме (10,34; 13,19). Но это н(. вторые, тяжелые, а первые, легкие узы, потому что Апостол выражает надежду скоро видеть евреев. Поэтому время написания следует отнести прибизительно к 64 г. Написано Послание из Рима, так как Апостол передает в нем приветы "от италийских" братьев, т.е. от римлян.

Евреи, к которым пишет послание Апостол, были иерусалимские или вообще палестинские. Это видно из того, например, что Апостол выражает надежду видеть их. Но увидеть всех евреев было, естественно, невозможно; поэтому надо думать, что сказанное относилось к иерусалимким иудеям. Указание на тяжелое положение христиан из иудеев также наводит на мысль о иудеях Палестины, где враждебность против христиан была самой сильной.

3. Повод к написанию и цель Послания

Послание к Евреям вызвано заботой Апостола о духовном состоянии христиан из иудеев, которые никак не могли отрешиться от своих национальных мессианских идей и от мечты видеть пришествие Христа в качестве земного царя. Они не могли отказаться от своей обрядности и закона, от своего узко-национального патриотизма. Когда же начались гонения, то христиане из иудеев, видя, что мессианские ожидания, которые они связывали с христианством, не сбываются, вообще разочаровывались в вере и возвращались в иудейство.

Целью послания было поддержать и утешить уверовавших евреев ввиду их тяжелой участи среди братьев-преследователей. Апостол ставит целью показать преимущество Нового Завета пере Ветхим и значение последнего, как прообраза будущих благ, и тем самым убедить христиан хранить веру и не колебаться в ож1 дании Небесного Царства, невзирая на нынешние временные страдания.

4. Разделение и содержание Послания

Главная тема послания - изображение превосходства Нового Завета перед Ветхим. В центре повествования - Христос, как действительный и превосходнейший Установитель нового и вечного союза Бога с человеком. Он - вечный Первосвященник, поставленный Богом не в земной, а в небесной скинии. Его жертва - Он Сам, вошедший в эту скинию с жертвой собственной Крови, которой Он омыл грехи верующих и навсегда искупил их (гл. 7),

Другая тема - спасение, которое достигается только в Церкви, через единение со Христом в Евхаристии (10,19-20). Земная, историческая Церковь - страждущая, но в своей эсхатологической завершенности она есть торжествующий собор праведников на небеси, Небесный Иерусалим (12,22-23), Художник и Устроитель которого есть Бог (11,10).

На протяжении всего послания проходит мысль оВ исполнении, завершении Ветхого Завета и в Новом через принесение жертвы Христовой, в которой совершилось и наше искупление (10,14). И хотя в действительности христиане переживали скорби, стоял еще и храм Иерусалимский с его жертвами, послание возводит мысль верующих: к конечное завершению начатого прославления. В послании временное и историческое рассматривается в неразрывной связи с вневременным, вечным, С этой точки зрения надо- понимать и жертву Христову, и наше участие в ней в служении, и наше спасение.

Послание, кроме краткого послесловия (13,22-26), состоит из 2-х разделов:

1. Догматического (1,1-10,18)

2. Нравоучительного (10,19-13,21)

В догматической части раскрывается превосходство Иисуса Христа как установителя Нового Завета над ветхозаветными установителями. Это достигается через изображение:

а) превосходства Христа над пророками (1,1-3);

б) высшего достоинства Христа перед Ангелами (1,4-2,17) Христос есть Сын Божий: (1,2-3), Ангелы же-служебные духи, посылаемые Богом для спасения людей (1,14);

в) превосходство Христа перед Моисеем (2,18-4,13), поскольку Бог выше твари к Сын выше слуги;

г) превосходства первосвященства Христа над священством Аароновым, левитским (4,14-8,5);

д) новозаветные таинства и обряды тоже превосходнее ветхозаветных (8,6-10,18), которые есть только "тень будущих благ" (8,5). Место служения вйчнсто Первосвященника есть небесное святилище. Скиния истинная, "которую воздвиг Господь, а не человек" (8,1-2), в то время, как земное святилище-несовершенное и кр^въ его жертв "не может сделать в совести совершенным приносящего" (9,9).

Нравоучительная часть (10,19-13,21) начинается с увещания к твердости исповедания веры, к взаимной любви, к дисциплине жизни и др. (10,19-11,4). Апостол предлагает примеры веры ветхозаветных праведников (11,1-40), вера которых нашла оправдание в христианстве (12,1-3).

Газличными способами Апостол побуждает христиан к терпеливому прохождению земного поприща (12 гл.): а) увещает подражать вере праведников (12,1-4); б) грозно предостерегает о неминуемых наказаниях за отступничество (12,5-29).

В гл. 13 Апостол призывает евреев к братолюбию (13,1-7), призывают их подражать вере к добродетельной жизни своих наставников и молиться о них (13,7-18).

1. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1,1-10,8)

1. Превосходство Иисуса Христа перед пророками. Ангелами и Моисеем (1,1-4,13)

а) Превосходство Христа перед пророками (1,1-3)

Сравнивая оба Завета: Ветхий и Новый, ап. Павел вначале признает их Божественное происхождение: в обоих говорил и возвещал Свою волю Бог (1,1-2). Но между ними существует и глубокое различие. Во-первых, из того, что "издревле" Бог открывал Свою волю "многократно и многообразно", следует, что откровения были неполны и несоворшенцы. Во-вторых, сами личности пророков, как бы они ни были славны пред Богом, несравненно ниже Сына Божия, в Котором Бог говорил "в последние дни" (esi esxatwv twn hmerwn), т.е. в недавние дни лизни Спасителя. В кратких, но сильных выражениях Апостол излагает учение о Божественной и человеческой природе Христа: как человека, Его Бог "поставил наследником всего", чрез Него "и веки сотворил" (1,2)(1)."Наслодование" Им "всего" есть результат искупления Им грехов низших: "совершил Собою очищение грехов наших" (1,3); Им же совершено и прославление человечества, приобщение его к славе Божества: "воссел одесную величия на высоте" (1,3). Христос есть "наследник" по человечеству того, что по Божеству принадлежит Ему, как Творцу. Как Сын Божий, Он единодушен Отцу: Он есть "сияние славы и образ ипостаси Его"-(1,3)(2). Как сияние тождественно источнику света по сущности, так и Бог Сын имеет одну сущность о Богом Отцом. В Символе веры сказано сВ этой тождественности: "Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного". Тот же смысл заключен к в словах: "образ Ипостаси Его" (1,3), где под ипостасью понимается сущность. Сын Бсжий есть Творец и Промыслитель мира, Который держит все "оловом силы Своей"(1,3). "Слово" здесь означает образ действсваыия.

1. "Веки" (tous aiwnas) дано во множественном числе в согласии о иудейским делением времени на два века: "век сей" и "век грядущий", т.е. век Мессии. Таким образом, Христос есть творец самого времени и всей истории мира в ее различных периодах.

2. Бог Отец есть вечный Свет (Ин.1,5); От Него рождается также вечный Свет, Который есть Сын Божий, сияние славы Отца. "Ипостась" здесь есть синоним "сущности" (tusia), Значительно позже стали отличать ипостась (личность) от усии (сущности)

 

б) Превосходство Иисуса Христа перед Ангелами (1,4-2; 18)

Евреи гордились своим законом, потому что он был возвещег при посредстве Ангелов. Апостол доказывает, что Христос превосходнее их, ибо "воссел одесную величия на высоте" (1,3), т.е. одесиую Бога, в то время как.лнгелы "суть служебные духи" (1,14). Прославление Христа выражается в наследовании Им славнейшего имени, чем у Ангелов. Эти имена Апостол приводит из ветхозаветных пророчеств. К Божеству Христа относится имя "Сына Божия" (Пс. 2,7 и 2 Цар. 7,14), "Первородного" (1,6); Христос прямо именуется "Богом", престол Которого "в век века", т.е. вечен (По. 44, 7-8) и "Господом", сотворившим небо и землю, во власти Которого как одежду свернуть их, между тем, как лета Его не кончатся (1,10-12,Пс. 101,26).

Из всех указанных имен, прилагаемых к Иисусу Христу, открывается Его Богоравное достоинство, в то время, как оВ Ангелах сказано: "Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь" (1,7; Пс.103,4)(1),т.е. все они суть только "служебные духи, посылаьмые на сужение для тех, которые имеют неследовать спасение" (1,14).

Иисус Христос превосходит Ангелов не тем только, что Он Сын Божий и Бог, но и тем, что будучи Богом, Он стал совершенным человеком, которое "Бог покорил будущую вселен-ную" (2,5).Который добровольно, искупления нашего ради подвергся уничижению и смерчи, за что и Бог "славою и честию увенчал Его...все покорил под ноги Его" (2,7-8; Пс.8,7)(2).

1. В еврейском подлиннике это место читается так: "Ты творишь ветры Своими вестниками и пламень огня Своими слугами", и оно заключает ту мысль, что у Бога даже стихийные явления могут служить вестником, послом и слугой. Поэтому Ангелы суть не более, как твнрные, служебные силы у Бога.

2. Слова: "не много Ты унизил его пред Ангелами" (2,7), сказанные прор. Давидом (Пс.8,7), пророчески указывали на Мессию, Который во время крестных страданий был унижен не только по сравнению с Ангелами, но и со всеми: людьми (Ис.53,3; Пс.21,7).

 

Как Богочеловек, Он стал "вождем спасения", приводя в первоначальную славу и достоинство род человеческий (2,9-10).

В ст. 2,10-18 Апостол излагает причину, почему Сыну Бояню нужно было избрать путь уничижения для опасения людей, путь, который связан с величайшим кенозисом Бога. Причина эта в том, что Бог, даровав людям бытие и Свой образ, был единственным, кто мог бы их спасти. А так как люди стали "причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные "(2,14), чтобы взять на Себя всю ответственность за падение человечества. Но ответственностью их должна была быть смерть, поэтому" и Он как человек умирает. Но так: как Он был одновременно и Богом, то Своей смертью Он лишил силы "имеющего державу смерти, то есть завода" (2,14). Чтобы стать "верным первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа" (2,17), Сын Божий и воспринял "семя Авраамово", т.е. воплотился. Благовещение Деве Марии и есть событие этого восприятия, поэтому текст 2,11-18 читается в этот праздник как Апостольское зачало.

в) Превосходство Иисуса Христа перед Моисеем (3,1-4,13)

Далее ап. Павел показывает превосходство Христа перед Моисеем, которого иудеи считали великим законодателем Израиля, поставленным Самим Богом. Апостол называет Христа Посланником и Первосвященником (3,1), т.е. Он одновременно совмещал достоинство и Моисея - посланника, и Аарона - первосвященника. Но Моисей в доме Божием, т.е. в скинии, был только "служитель" (3,5), Христос же есть "Сын в доме Его"(3,6), владеющий всем Его достоянчем. Под "домом" Божиим Апостол подразумевает Церковь, членами которой являются все верующие (3,6).

С целью нравственного увещания Апостол воспоминает события из истории евреев времен Моисея, сорокалетнего странствования их по пустыне (3,7-10; Исх.17 гл.). Как тогда вследствие отступления от веры многие не вошли в покой обетованной земли, так Израиль в своей религиозной жизни не достиг покоя

 

Божия (3, II), т.е. праведности. Это был второй покой после лишения первого - райского блаженства. Но поскольку человечество не достигло и этого второго покоя, то явилась новая правда Божия с обетованием нового покоя, достигаемого теперь уже не усилием, человека, а через веру, восприятием благодати. Этот покой ость начало вечного, совершенного покоя, вечной субботы, в которую уже вошел первенцем Господь по воскресении(1). О том, что это непременно сбудется и что безответны все невнимс.ющие призыву Божию, Апостол удостоверяет свидетельством, что "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого" (4,12).

2. Превосходство первосвященнического служения Христа перед служением левитским (4,14-6,20) а) Характерные черты первосвященства Иисуса Христа (4,14-5,10)

Важным преимуществом ветхозаветной религии было первосвященническое служение Аарона и его сыновой; поэтому Апостол доказывает, что и в этом отношении Иисус Христос превосходит их всех. В Лице Иисуса Христа мы имеем "Первосвященника великого, прошедшого небеса, Иисуса Сына Божия" (4,14), жертвенник Которого есть престол благодати в небесной скинии, к которому мы должны приступать "с дерзновением... чтобы получить милость и обрести благодать" (4,16).

Первосвященство Христа раскрывается сравнонием его с обычных, священством:

1) "всякий первосвященник, из человеков избираемый" (5,1), имеет собственные грехи, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах" (5,2-3). Христос также принес жертву, но Он был "искушен во всем,

1. Суббота "по-еврейски значит "покой". Празднование субботы у евреев означало приобщение к вечному "покою" - Царству Божию, открывшемуся с пришествием Христа Спасителя.

 

кроме греха" (4,15), был чужд греха, поэтому Его жертва была только за других;

2) Первосвященник должен "снисходить невежествующим и заблуждающимся, потому что и сам обложен немощью" (5,2). Христос в высшей мере сострадал немощи человеческой, так как и Сам был обложен немощью плоти (5,7-8), однако по причине нс Своих грехов, и воспринятых Им добровольно грехов народа (2,17-18).

3) первосвященство Аарона и его преемников было поставлено Богом (Исх. 28-30 гл.). Также и Христос "но Сам Себе присвоил славу быть первосвященником" (5,5), но поставлен Самим Богом (По.2,7; 1(.)9,4); Поэтому Его первосвященство Бог называет "по чину Мелхиседека" (5,10; Пс.109,4), т.е. вечным, непреходящим.

б) Укорение евреев в косности и непонимании ими христианских истин (5,11-6,20)

Тайна первосвященства Христа постигается человеком только при условии его духовной зрелости (5,11). Апостол обращается к евреям с упреком за то, что они не достигли её; вместо того, чтобы быть учителями других, оказывается, что им самим требуется учиться "началам слова Божия"; для них "нужно молоко, а но твердая пища" (5,12). Они, как младенцы в вере, заблуждаются по причине своих национальных предрассудков. Поэтому Апостол призывает их оставить "начатки учения": "учение о крещении, о возложении рук:, о воскресении мертвых и о суде вечном" (6,2), а поспешить "к совершенству", т.е. к совершенной христианской жизни (6,1). Указанные здесь пункты входили в первоначальный Символ веры апостолького времени.

Отступая от преподанного учения веры, евреи совершали страшный грех вторичного распятия Христа:

"Ибо невозможно - однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, н соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему" (6,4-6).

Ап.Павел изображает восходящую лестницу севершенств и последующего падения, при котором уже невозможно покаяние. Это состояние души Спаситель называет хулой на Духа Святого, которая не простирается ни в сей, ни в будущей жизни (Мф.12, 31). Конечно, не по причине недостатка милосердия Божия, но по причине крайнего сатанинского ожесточения и упорства во зле против истины покаяние становится невозможным психологически для таких грешников.(1) Апостол сравнивает таких людей с землей, обильно поливаемой дождями, по произращающей терние и волчцы, вместо полезного злака: она "негодна и близка к проклятию, конец которого - сожжение" (6,7-8). Так и отступники, познавшие опытно духовные истины, започатленные дарами Св.Духа, бывшие участникамп таинств и поправшие в себе все святое, "отпавшие", лишаются тем самым одинствошюго средства опасения - покаяния, т.о. ставят себя на Голгофе в лагерь хулителей и распинателей Христа.

Апостол призывает евреев терпеливо трудиться для своего спасения, подобно Аврааму, который, долготерпелив, получил обитование, данное ему от Бега с клятвою (6,9-15). Пример травма доказывает верность ебетеваний Божиих о первосвящанстве Христа. Поэтому иудеи должны с чистым сердцем приянть Его искупительное и вечное священство и иметь в Нем надежду спасения, которая для души есть "как бы якорь безопасный и крепкж", брошенный в глубину моря (6,9-20).

1. Это отступление можно сравнивать с падением Денницы и прочих духовных чинов,- покаяние для них невозможно по причине их сознательного противления истине.

 

3. Первосвященник по чину Мелхиседека (7,1-8,6).

а) Первосвященство Мелхиседека (7,1-10).

Прообразом первосвященства Христа было не Аароново, левитское священство, а священство Мелхиседека. Поэтому ап. Павел раскрывает сущность последнего, чтобы тем самым показать высоту священства Иисуса Христа, Который стал "Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (6,20). Сам Мелхиседек, упоминаемый в истории Авраама (Быт. 14,18-20), был ветхозаветным предызображением Иисуса Христа: "без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда" (7,3). Эти слова Бытописателя надо понимать не в том смысле, что Мелхиседек вовсе не имел родителей, а в том, что они неизвестны; и сам он давно скончался, но он был образ, жизнь которого сокрыта в первообразе Христа.

Само имя Мелхисадека, царя Салима имеет преобразовательное значение: 1) Мелхиседек - царь правды (мелек-по-евр. царь; седок - правда); 2) царь Салима - царь мира (салиммирный); 3) он - "священник Бога Всевышняго" (7,1), т.е. священство заповедано ему Самим Богом, а не сообщено в помазании, как левитским священникам.

Мелхиседек принял дары и поклонение от Авраама, благословил последнего и сам предложил ему хлеВ и вино, предзнаменуя таинство Евхаристии. Авраам был совершенно свободен от каков бы то ни было зависимости по отношению к Мелхиоедеку; однако он отдал ему десятину из своей добычи (7, 1-7). В лице же Авраама все левитское священство поклонилось и признало превосходство священства по чину Мелхиседека (7,9) А так как Мелхиседек есть священник, пребывающий во век и "имеющий с себе свидетельство, что он живет" (7,8).значит, он принял дань и от всех пот судков Авраама. Таким образом, в этом, казалось бы, простом и случайно взятом историческом факте богодухновенному взору св.Апостола Павла открыто было намерение Господа изобразить пришествие иного, совершенного первосвященства Иисуса Христа. Не случайно описание этой таинственной встречи Авраама с Мелхиседеком (Евр.7,717) Церковь предлагает как Апостольское чтение на Сретение Господне.

б) Первосвященство Иисуса Христа (7,11-8,6)

Тот факт, что существовал чин священства Мелхиседека независимо от священства левитского, по чину Аарона, говорит о несовершенстве последнего и необходимости замены его новым,- замены, которая преобразовательно уже произошла в факте поклонения Авраама Мелхиседеку. Но "с переменой священства необходимо быть перемене и закона" (7,12). А поэтому ап.Павел доказывает, что первогвященство Христа соответствует закону - но не Моисесвому, "плотскому", а новому и вечному закону "по силе жизни непрестающей" (7,16). Так,

1. Иисус Христос принадлежал не к колену Левиину, а к колену Иудину, чем напоминает Мелхиседека, который вообще не был из семени Авраама (7,13-14). Переменой колена священства Христос соединил в Своем Лице и царское, и священническое служение.

2. Иисус Христос получил священство не по закону наследства от предков и не с тем, чтобы по смерти передать его игым смертным наследникам: Он воссиял "по силе жизри непрестающей" (7,15-16), ибо по воскресения стал священником бессмертным. В этом тоже образ Мелхиседекова,о котором сказано, что "он живет" (7,8).

3. Первосвященство Христово клятвенно удостоверено Самим Богом, и оно не имеет конца: "клялся Господь и не раскаялся: Ты священник вовек почину Мелхиседекова" (7,21; Пс. 109,4).

Сам же закон Моисеев обнаружил свою немощность и бесполезность (7,18), он "ничего не довел же до совершенства" (7,19), поэтов требовалось иное основание жизни, которое и открылось в лучшем к совершенном завете Бога с людьми, поручителем которого сделался Иисус Христос (7,22). Во Христе воссиял совершенный Первосвященник, Который "может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу" (7,25). Христос есть священник истинной,небесной скинии, т.е.. Церкви; престол Его "одесную престола величия" Божия (8,1-2). И принес Он туда единократную жертву Своей Плоти и Крови (8,3-4; 9,12).

4. Сравнение двух заветов (8,7-10,18)

а) Пророчество Иеремии о лучшем завете (8,7-13)

Превосходство Ходатая Нового Завета Христа свидетельствует о превосходстве самого Нового Завета (8,6). Чтобы показать это превосходство, ап.Павел приводит свидетельство самого Ветхого Завета. Господь устатки пророка Иеремии объявляет Своему народу намерение утвердить с ним новый завет, написанный уже не на скрижалях каменных, безжизненных, но на скрижалях сердца.

"... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом" (8,10,Иер. 31,31-34).

Новый Завет открывает большую близость Бога к человеку, взывает к духу и сердцу человека. В нем главное - уже не закон, заповеди и жертвы, но милость, прощение грехов, примирение с Богом, нисхождение Бога к человеку для того, чтобы и человек взошел к Богу, опытно достигал Богопознания (8,11-13).

б) Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв (9,1-10)

Для лучшего осмысления новозаветного служения и жертвы Христовой ап. Павел сопоставляет их с устройством ветхозаветной скинии и ее жертв. Все предметы, которые в ней находятся, говорят о несовершенстве служения: скрижали каменные, безжизненные и манна небесная напоминало о непокорстве иудеев: когда они возроптали, Моисей разбил скрижали (Исх. 32,19); манну же повелел полость в златой сосуд для напоминания о пище Господней (Исх. 16,32); жезл Ааронов процветший был положен тогда, когда они возмутились (Числ.17,8); и само отделение "святого" от "святая святых", куда входил один первосвященник и то однажды в год, указывало на невозможность приблизиться к Богу. Закрытая "святая святых" означала, что пебо еще закрыто, т.е. совершенное недоступно для народа.

Таким устройством скинии "Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния" (9,8)(1). Приносимые в этом святилище жертвы тоже отмечены печатью несовершенства: формально они очищают "грехи неведения народа" (9,7), по не могут "сделать в совести совершенным приносящего" (9,9), ибо не очищают от грехов душу и совесть, не примиряют с Богом. Установление Богом этих жертв было "до времени исправления" (9,10) народа Божия; пока он был "флотский", с "необрезанным сердцем", для него был:: установлены и "плотские" жертвы. Т.тким образом, ветхозаветная скиния служила "образом" (9,9), ("притчею"-по-славянски, от греческого parabolh - предзнаменование, иносказание), а точнее - символом новозаветного совершенного служения в Лже

1. Этот стих (9,8) подтверждает предположение, что ко времени написания Послание Иерусалимский храм еще не был разрушен. И пока он стоял," он напоминал, что небо было закрыто для человека. Путь туда открыл Иисус Христос.

 

Иисуса Христа. "Время исправления" наступило тогда, когда вошла за завесу Богоизбранная Отроковица, Сама ставшая новой скинией для Бога. В небесной скинии (в Полоти Христовой) принесена ужз Совершенная Жертва Христа, а потому евреи должны вступить в новый, более совершенный завет с Богом. Церковь именно это место (Евр.9,1-7) предлагает как Апостольское чтение на Введение Богородицы во храм.

в) Новозаветная скиния и совершенная жертва Иисуса Христа (9,11-28)

Превосходство Новозаветной Жертвы вновь выясняется Апостолом из сопоставлния ее с ветхозаветными жертвами. Она рассматривается с точки зрения:

1. ценности жертвы;

2. силы жертвы;

3. места приношения жертвы;

4. посредством чего приносится жертва.

1) Ценность жертвы Христовой видна из того, что Он уже "не с кровью козлов и тельцов, а со Своей Кровию" (9,12) вошел во святилище. Как бесконечно ценнее священная Кровь Христова, чем кровь животных, так бесконечно ценнее и Жертва Христова.

2) Сила жертвы Христовой видна из того, что она совершенна "однажды" (9,12,24-28), и в то же время она сильна "очистить совесть нашу" (9,14),т.е. дает совершеноеи"вечное искупление (9,12). Сила этой жертвы - в величайшем достоинстве Искупителя - Христа и Его жертвы.

3) Месту приношения ветхозаветной жертвы - скинии земной противопоставлена небесная "нерукотворная" скиния, или небесное "святилище" (9,11-12). Под скинией, или святилищем. Апостол понимает Плоть Христову, называя оо иногда "завесою" (6,19; 10,20), иногда "хлебом", в смысле Евхаристического хле^а (1 Кор.10,16) (11,27). Многозначный образ скинии, как Плоти Христовой, использован Апостолом для изображения Церкви (Кол. 1,24). В этом же смысле Господь говорил о разрушении и воссоздании скинии (храма) как Тела Своего (Мк. 14,58). 4) Христос приносит жертву Свою "Духом Святым" (9,14), а не посредством обычного огня, на котором ожигались жертвы животных.Далее, в (9,15-28), Апостол доказывает, почему была необходима смерть Установителя Нового Завета - Господа Иисуса Христа. Христу необходимо было умереть для того, чтобы стал ходатаем Нового Завета, т.е. посредником между Богом и людьми. Но то, что разделяло Бога и людей,- грех, требовало по закону смерти людей или же ходатая, посредника, какаовым стал Христос по плоти (9,15). С другой стороны, Христос как первосвященник, захотел оставить людям как бы завещание будущих благ. Но всякое завещание получают силу только после смерти завещателя (9,16-17).

Жертва Христова объясняет также, "почему и первый завет был утвержден но без крови" (9,18): потому что ветхозаветные жертвы, как и сам завот, были лишь прообразом Нового Завета.и "первый завет" дмол силу только ради первообразной жертвы и Крови истошного Агнца - Христа (9,22-24).

г) Превосходство совершенной жертвы Иисуса Христа (10,1-18)

Ветхозаветные жертвы, приносимые многократно, говорят о том, что они нс могли сделать совершенно чистыми приносящих (10,1). Сознание грехавоё равно оставалось, потому что совесть чувствовала неравноценность принесенной жертвы и оскорбленного величия и святости Бога(1). И если бы было достаточно

1. Вот такую жертву принес Соломон по окончании строительства храма: "И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, 22 тыс. крупного скота и 120 тыс.мелкого окота. Так освятил храм Господу царь и всо сыны Израилевы" (3 Цар. 8,63).

 

тех жертв, то они прекратились бы, ибо сделали бы чистыми приносящих (10,2). Искупление же совершилось однажды принесенной совершенной жертвой Христа (10,14), что подтворжжает Апостол пророчеством, в котором сказано, что Господь принес Самого Себя в жертву за людей по причине неудовлетворительности ветхозаветных жертв (10,5-7; По.39,7-9).

Пророк Иеремия также предсказывает наступление Нового Завета, который Господь напишет в сердцах и умах людей; он и принесет о собой прощение грехов, следовательно, упразднит все ветхозаветное служение с его кровавыми жертвами, бессильными омыть грехи совести (10,16; Иерем. 31,33-34).

НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10,19-13,19)

1. Увещания к принятию веры (10,19-39)

Показав в предыдущей, догматической, части послания превосходство Нового Завета, ап.Павел располагает теперь сердца евреев принять его как "новый и латвой путь" ведущий во "святилище" (10,19) богообщепия и Царства Божия. Апостол выясняет как объективное основание возможности входа во святилище, так и субъективное условие этого входа.

а) Объектиное основание входа во святилище для всех верующих заключается во Христе, Который "посредством Крови" Своей "вновь открыл нам через завесу, то есть Плоть Свою", этот вход (10,20). Отдав на распятие Плоть Свою, Христос расторгнул завесу греха и отчуждения от Бога, ранее заграждавшую доступ во святилище. Только через Плоть и Кровь Христовы, т.е. Причащение, мы входит за завесу Святилища, т.е. в глубины Богообщения.

б) Субъективные условия приближения к Богу выражены в 5 пунктах (10,22-23):

1. Искренность сердца;

2. Совершенная вера;

3. Очищение совести в покаянии;

4. Очищение и освящение тела в таинстве крещения;

5. Исповедание веры и пребывание в христианской надежде.

Апостол преподает также рад увещаний, относящихся к христианской нравственности: сильные должны поддерживать слабых в делах любви (10,24), нс оставлять общественных богослужений - наоборот, возрастать в церковности тем более, чем ближе "усматриваете приближение для оного" (10,25), т.е. пришествия Христова.

Чтобы больше убедить читателей твердо держаться веры, Апостол из обрастет печальные последствия отступления от веры во Христа тех, кто получил познание истины и произвольно грешит: для них уже

"не остается больше жертвы за грехи, но.некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников (10,26-27; ср. 6,4-6)

Христианин, сознательно отступающий от Христа после того, как познал Его величие, славу, благодать и истину, не имеет уже другой жертвы, которая могла бы его рпрстадать и загладить его грех отступления. Такай человек отрицает именно ту единственную жертву, которая заглаживает всякий грех. Поэтому ему больше не остается ожидать ничего, кроме страшного наказания.

Ап. Павел призывает малодушных к мужеству именно в то тяжелое время, когда христиане несли "великий подвиг страдании", "среди поношений и скорбей служа зрелищем для других" (10,32-33). Одновременно он хвалит верных за то, что в этих скорбных условиях они как раз и показали великое мужество и силу веры: "принимали участие в других, находившихся в таком же состоянии", "сострадали" и Апостолу в его узах и "расхищение имения своего принимали с радостью", ибо, как настоящие верующие, надеялись на небесные, вечные блага (10, 33-34). Апостол высоко ценил мужество палестинских христиан, ставил их в пример другим (1 Сол. 2,14).

Апостол ободряет верующих, говоря, что осталось немного времени терпеть, как "Грядущий приидет и но умедлит" (10,37)(1). Вера в том и состоит, чтобы уметь среди скорбей издать обетования Царствия. Вера есть также залог вечной жизни, как говорит Апостол словами пророка Аввакума:

"Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя" (10,38; Авв.2,3-4)

2. Определение и значение веры (11,1-3,6)

Желая расположить евреев к принятию христианских истин верой, ап. Павел дает вначале теоретическое определение веры:

"Вера же ость осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11,1)(2).

Апостол здесь указал два свойства веры:

а) "осуществление ожидаемого" достигнуто верой в том, что обетование древних о пришествии в мир Мессии осуществилось, теперь в Лице вочеловечившегося Сына Божия(11,2).

б) Верой достигается "уверенность в невидимом", как видимом и действительном, того, что для неверующих остается невидимым и непознаваемым. Так, "верою познаем, что веки устроены словом Божним, так что из невидимого произошло видимое" (11,3). Сила веры заключается в том, что она вводит верующего в Богообщоние и он уже в Боге и силой благодати Божией познает все.

1. По мысли свят.И.Златоуста, пришествие Господне и кончина действительно близки, ибо признак Его пришествия - проповедь Евангелия по всему миру - уже исполнился. "Но предел жизни и кончина каждого человека гораздо ближе" (Еп.Никанор, Толк. Апостол, ч.Ш, стр.313).

2. То же определение воры дает и катехизис: "Вера есть осуществление ожидаемого, как настоящего, и уверенность в невидимом, как видимом".

 

На вере основано не только познание обетовании Божиих, но и истинное Богопочитание:

"А без веры угодить Боге нувозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу воровал, что Он есть и ищущим Его воздает" (11,6);

Вера открывает свойства Бога как Творца, Вседержителя, Промыслителя и Мздовоздаятеля, а из этого уже следует и то, как Ему олухить. Поэтому богопочитание теснейшим образом связано с верой в Бога. Ищущий Бога может убедиться в Его бытии не иначе, как на пути веры, а не извне, как испытующий сторонний зритель.

3. Примеры веры (11,4-40)(1)

а) Примеры веры древних, до потопа (11,4-7)

Раскрыв вкратце сущность и значение веры, ап. Павел приводит длинный ряд славных предков евреев, достигших праведности именно верой. Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, потому что сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, которого уже не имели их потомки.

"Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин" (11,4); Авель уверовал в исполнение тех обетований, которые Бог объявил прародителям, заповедав им приносить жертвы, т.е. веровал в Искупителя мира, страдания Которого изображались заколением агнца и пылающей жертвой. Сам Бог засвидетельствовал превосходство Авелевой жертвы, воопламенив ее небесным огнем (Быт.15,7)(2). Верою "он и по смерти говорит еще"(11,4)-

1. Евр. II, 9-10,17-23,32-40 читаются в неделю Святых Отец.

2. Принципиально иной была жертва Каина. Принесенная от плодов рук своих, она была прообразом идеи самоспасения, крайним выражением "правды от закона", граничащей с заклинательством и шаманством.

 

говорит своим подвигом веры, за которую и стал первым мучеником и прообразом Христа, Агнца непорочного, закланного за грехи мира.

"Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его"(11,5). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и пророк Илия взят живым на небо (4 Цар.2,5). Енох и Илия были взяты на небо, потому что достигли предопределенной меры благодатного возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглашено было жизнью (2 Кор. 5,4). Свят. И. Златоуст говорит:

"Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Богу"(1).

Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о опасении в предстоящее грозное посещение Божие. Своей верой Ной "осудил весь мир", ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, потому что мог бы тоже спастись, пободно праведному Ною.

б) Примеры веры Авраама и Сарры (11,8-19)

О вере Авраама и Сарры Апостол говорит осооенно пространно, так как Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него (Быт. 12-22 гл.). В чём же высота веры Авраама? В том, что он поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; "ибо он ожидал города... которого художник и строитель Бог" (11,10). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небеси.

1. Еп.Никанор, Толк. Апостол, ч.Ш, стр.317.

 

Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ и получили их, низшие же приложились сами собой; они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства стол1 великого, "как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском" (11,12). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а "только издали видели оные и радовались" (11,13). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, ведя, возрадовался (Ин. 8,56).

"Верой Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... почему и получил его в предзнаменование" (11,17-19), -

в предзнаменование того, что в конце времен Сын Божий принесен будет Отцом Своим в жертву за грехи людей, умрет на кресте и в третий день воскреснет.

в) Примеры веры Исаака, Иакова и Иосифа (11,20-22)

Эти праотцы в своих отцовских благословениях и завещаниях выразили веру в то, что Бог даст им обетованную землю, т.е. поверили в Божий обетования. Исаак, благословляя, поставляет первым Иакова за его добродетель, выражая этим веру в будущее торжество Правды Божией (Быт.25,27-30), Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа, Ефрема и Манассию, предсказав тем самым, что они войдут в число 12 колен Израилевъ (вместо Левия и Иосифа): "и поклонился ьа конец жезла своего", т.е. выразил веру в обетования Божий праотцам, а через них поклонился и Самому Мессии (Бы т. 47,31). Так и Иосиф дал повеление о перенесении костей своих в землю ханаанскую,по" тому что верил в обетования Божий (11,22; Быт. 50,24-25).

г) Пример веры Моисея (11,23-29)

Так же подробно, как веру Авраама, изображает Апостол веру Моисея - столь же уважаемого вождя народа израильского (Исх.2-14 гл.). Верою Моисей чудесно спасся в детстве, ибо родители его не убоялись повеления фараона, но, видя красоту отрока, не отдели умертвить его. Здесь чействовала не одна.любовь родительская, но верой они чувствовали, что столь прекрасное дитя предназначено Богом к чему-то необычайному. И сам Моисей верою перенос многие скорби и изгнания, ибо он, как и Христос, не за себя стралал, а для освобождения и славы угнетенного народа Божия, веруя в его особую миссию. Скорби Моисея Апостол назвал "поношением Христовым", которое Моисей почитал "большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища, ибо он взирал на воздаяние" (11,26),

"Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их" (II, 28). Вера Моисея была в тем, что он уповал на будущее спасительное пролитие Крови Мессией, ибо откуда бы он знал, что кровь овчая остановит смерть? Апостол этим как бы хочет сказать: если тогда кровь овчая сохранила сынов Израилевых невредимыми, то не тем ли более может спаста нао Крзвь Христова; Которой помазуем не косяки дверей, но души наши, ибо и сейчас губитель ходит для погубления душ.

"Верою перешли они (т. е. евреи) Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули" (11,29). Такова сила веры. Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в положение по-человечески безвыходное. В таком положении оказались евреи: египтяне - сзади; море - впереди них. Казалось, никакого выхода: или погибнуть, или утонуть. Но тутто и спасла вера: вода расступилась перед ними, как суша, а неверных потопила.

д) Примеры веры после Моисея (11,30-40)

"Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении" (II,30,Нав.6,19). Вера израильтян была в том, что они положились не на свое оружие, а на чудесную помощь Божию, ибо, кроме того; что за мощными стенами города укрылись хорошо вооруженные люди, евреи еще больш изнурили себя семикратным обхождением вокруг города. Но вера их оправдалась: при звуках священных труВ стены Иерихонские пали сами собой. "Трубные звуки никак не могут разрушить стены, хотя бы кто трубил и 1000 лет; а вера может делать это",-замечает св. И.Златоуст.

Апостол приводит в пример также веру Рвав блудницы, которая уверовала и послужила славе Израиля: (11,.31,Нав.2,1; 6,24). "Обновление темной души ее не менее удивительно, чем падение стен Иерихона",- замечает один из русских экзегетов.(1) По мысли св. И. Златоуста, верой этой женщины Апостол хочет особо усилить, назидание евреям, ибо оказаться ниже веры знаменитых мужей не так прискорбно, как оказаться ниже лиц совсом неизветсных и незначительных.(2)

Апостол далее приводит целый ряд веры судей: Гедеона, низложившего Мадианитян, Самсона - филистимлян, Варака - Сисару (Суд. 4,6, II, 14); Давида - аммонитян, амаликитян и других (1 Цар.7,9-11); Самуила - филистимлян (2 Цар.) Другие выражения силы веры: (II, 34-35): "заграждали уста львов" - как Даниил (Дан. 6,16-23); "угашали силу огня" - Анания, Азария, Мисаил (Дан. 3, 23-24); "избегали острия меча" - побеждали в войнах (1 Мак. 5, 1-7);

"жены получали умерших своих воскресшими" - это чуда великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына сарептской вдовицы, а другой - сына соманитянки (3 Цар. 17,23; 4 Цар.4,34). Но не победа и слава ость торжество веры, а терпение и мужество в испытаниях за веру. Примеры такого мужества в вере и приводит Апостол:

"иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение" - как например, Елеазар, семь

1. А.Иванов, Цит.соч., стр.467.

2. Еп.Никанор, Толк.Апостол, ч.Ш, стр.329.

 

Маккавеев и их мать. Их терпоние Апостол понимает, как проявление их веры, ибо только в надежде на будощее воздаяние и воскресение они мужественно терпели все страдания (2 Макав. 6,18-7,42);

"были побиваемы камнями", как священник Захария, как архидиак он Стефан (2 Пар.24,20,21; Деян. 7 гл.); "перепиливаемы" - как пророк Исаия (по преданию). Трогательно само это поречноление злостраданий и подвигов великих мужей древности, сильных верою и духом, "которых весь мир но был достоин" (12,38),- столько страдали они от мира за веру и правду Божию.

Все они не получили при жизни обещанного, и до сих пор им еще не воздал Вог окончательно Своей полной награды (11,39). Этим Апостол хочет укрепить евреев, которые тоже многое переносили за веру, а венцов за терпение здесь не получали, отчего некоторые даже приходили в отчаяние. Древние верой получили оправдание, по не получили плодов оправдания, потому что получат их в полноте с исполнением новозаветных времен: "Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (11,40), "дабы получить лучшее воскросение" (II,35),т.е. лучшую участь по воскресении.

"Они предварили нас в подвигах, но но предварят в получении венцов. Это не несправедливость к ним, но честь нам, ибо и они ожидают своих братьев... Бог же определил увенчать всех в одно время" (св.И. Златоуст).

5. Увещание к терпению и твердости в вере (12,1-13,17). а) Увещание к подражанию вере свидетелей (12,1-4)

Приведенные примеры "такого облака свидетелей"(1) веры праведников должны побуждать христиан терпеливо переносить

1. Это зачало (Евр.И,24-26,32-40; 12,1-2) установлено как Апостольское чтоние в неделю Православия.

 

страдания за веру (12,1). Апостол обращается теперь к внсшему образцу веры и терпения, "взирая на Самого начальника и совершителя веры Иисуса" (12,2). Он есть "начальник веры", потому что приводит к вере, как в древности праотцев, пророков и самих апостолов, так и теперь всех последовавших Ему; Он же и "совершитель" веры, ибо Им совершается исполнение ее обетований.

Христианину как воину Христову естественно разделять и тяготы Его. И если Христос пострадал даже до смерти, и смерти крестной, то не удивительно, что и Его последователь претерпевает скорби. Апостол же укоряет малодушных: "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (12,4),

б) Значение наказаний (12,5-11)

Страдания, претерпеваемые христианами, по ап.Павлу, тоже входят в план Божественной икономии спасения: это отеческие наказания, знак любви Божиой к нам, поэтому они нам не вредны, но полезны. "Ибо Господь кого любит, того и наказывает: бьет же всякого сына, которого принимает" (Притч. 3, 1-12; Евр.12,6). Господь определил всем идти узким путем к праведности и вечной жизни, чтобы на этом пути испытаний, подобно золоту, очищаемому в горнило, очиститься для жизни с Богом. Наказание от Бога "которое всем общее" (12,8), есть воспитание в добродетели, потому что "от скорби происходит терпение, от терпения - опытность" (Гим.5,3-4).

Всякий сын подвергается наказанию (12,7), но не всякий наказываемый есть сын. Сын наказывается по любви; а а если и не по любви, то чтобы быть приведенным к сыновству; только "незаконные дети" совсем не наказываются здесь, чтобы в будущей жизни подвергнуться вечное наказанию.

в) Увещание к святости (12,12-17)

Апостол призывает слогами пророка Исаии колеблющихоя в вере евреев: "укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо" (12,12), т. с. твердо стойте в вере, несмотря на временные невзгоды, стараясь иметь "мир со всеми и святость", без которых "никто не увидит Господа" (12,14), т.е. не спасется.(1) Мир и святость ведут к чистоте сердца, а "чистые сердцем... Бога узрят" (Мф.5,8): узрят при жизни душевными очами, а после смерти "лицем к лицу" (1 Кор. 13,12)*Апостол заповедует, чтобы каждый заботился не только о собственном спасении, но и о спасении ближних, наблюдая "чтобы кто не лишился благодати Божией" (12,15), увлекшись грехом. Такие грехи, как нечистоту и блуд, Апостол сравнил с той чечевичной похлебкой, ради которой Исав лишился величайшей чести и блага - первородства н благословения отца. Исав выразил равнодушно к Божиим обетованиям, связанным с первородством, и легко променял их на жалкую снедь,-так и блудники лишают себя великой чести сынов Божиях (Быт. 25, 29-34; Евр. 12,16-17).

г) Предостережения от отступничества (12,18-29)

Чтобы предостеречь евреев от отступничества от веры, ап. Павел напоминает им:

1) какой важный и превосходнейший Завет с Богом они получили. Если дарование Закона на Синае сопровождалось устрашающими символами, соответствующими грубости необрезан-

1. "Мир со всеми и святость" (12,14) характеризуют отношения христианина как к внешнему миру ("мир со всеми"), так и к внутреннему ("святость"). Оба условия совершенно необходимы для духовно-нравственной жизни, ведущей ко спасению.

 

ных сердец, то теперь они приступают "ко граду Бога живаго, к небесное Иерусалиму", где обитает множество Апостолов и праведников, достигших совершенства; более того, приступают "к Судии всех Богу... и к Ходатаю нового завета Иисусу" (12,18-24). Такое тесное общение с Богом достигается через "Кровь кропления", т.е. через Крешение и Евхаристию.

2) Апостол указывает на неотвратимость наказания за отвращение от "Глаголющего с небес", как не избегли наказания не послушавшие Бога "глаголавшего на земле", т.е. на Синае (12,25; Исх.19,10-25).

3) Апостол предостерегает, напоминает о предстоящем последнем Суде. Как при даровании закона Господь "поколебал землю", так теперь он дал обетование поколебать "не только землю, но и небо" (12,26-27; Агг.2,6),т.е. ничто не устоит при этом испытании огнем, кроме непоколебимого Царства Христова, царства благодати (12,28).

д) Призыв к добродетельной жизни (13,1-7)

Апостол призывает к братолюбию и страннолюбию, указывая на дорогой для евреев пример ветхозаветного гостеприимства Авраама, который, приняв странников, оказал гостеприимство Ангелам (13,1-2; Быт. 18,3; 19,2). Он призывает также оказывать помощь узникам за веру; исходя из христианского сострадания ко всем страждущим (13,3).

Христианин обязан также свято хранить чистоту брачной жизни. По Апостолу, благословенный брак есть исполнение заповеди Божией, данной прародителям в раю (Быт. 1,18,28), поэтов он должен быть "честен и ложе непорочно" (13,4). Даже помысл невоздержания, похоти, тем более прелюбодеяния, делает брак нецеломудренным, нечистым и ложе оскверненным.

Христианину следует во всем уповать на Господа (13,6), а не на свое богатство, иметь "нрав несробролюбивый, довольствуясь тем, что есть" (13,5). Так жил сам ап.Павел, о чем писал Филиппийцам: "умею жить в скудости, умею жить и в изобилии" (4,12).

Особо заповедует Апостол вспоминать своих каставников, чтобы, имея перед глазами их славный подвиг жизни, подражать их вере:

"Поминайте наставников ваших- которые проповедовали вам слово Болте, и, взирая на кончину.их жизни, подражайте вере их"(13,7),

В памяти всех была. мученическая кончина апостолов Иакова Заведеева (42 гл.); Иакова, брата Господия (62 г.) и многих других,, Апостол призывает подражать вере их, т"е" хранить веру в любых обстоятольотва^с, да^о до смерти.

е) Наставления взнокущип будущего града, (13,8-16)

Аи...Навед ^апорбД^:т ираиаь и^иовреж^еиным утение Иисуса Христа, ш. ^виока-ися ^иби, ^ли рап^иниш.уг и чуждыми" (13,9), ибо вечей и ие^изи^и ^сисватоль нашей вйрч и ^еиия: "Иисус Христос вчера и аегогия и во веки тот же" (13,8).

Апостол увеща.ет такие.;..";уви-)катъся дотвами, которыми неверующие совращают христиан, осоосино в дни постов и христианских ираздииков, так как это в^зт к ра.сслаблению и даже разложению духа (13,9), Христиано имеют превосходиейший жертвенник; на котором принес Сооя в жартву Христос, от которого они и должны питаться в яисиъ вечную (13,10). Но подобно тому, как ветхозаветиая жертва выносилась "вне стана" (Лев.16,27), т.е. города: и там сжигалась, а в скинию вносилась только кровь кропления, так и Христос пострадал "вне врат", на Голгофе, "Стан" - "это также образ земного Иерусалима и его храма, ее всеми его обрядами и поставлениями. И то, что Христос "пострадал вне врат" норода; говорит о том, что христианство есть свободная от иудейства религия, а жертва Христова никоим образом не зависит от ветхозаветных жертв.

"Итак, выйдем к Нему за стаи, нося Его поругание" (13, 13), т.е. евреи должны освободиться от ветхозаветных и вообще несовершенных понягрИЙ и прообразов и не стыдиться быть свидетелями Христовыми, подвизаясь вместе с им. И как Христос пребывает в вечном Иерусалиме небесном, одесную Отца, так и №1 должны искать этого града: "ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего" (13,14).

Плод нашей веры и признак искания нами Небесного града есть непрестанное прославление Бога, принесешь Ему духовных жертв, жертв хвалы и благодарения, т.е. Евхаристии,- к этому и призывает Апостол христиан (13,15). Но Апостол напоминает, что не только эти духовные жертвы мы обязаны творить, но и подтверждать веру добрыми делами:

"не забывайте также благотворительности и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу" (13,16).

ж) Увещания к повиновению своим наставникам (13, 17-21)(1)

Кроме молитвонной памяти о наставниках и подражания их вере (13,7), ап.Навол призывает также к покорности и повиновению им ради великого их труда о спасении вверенных им душ. Успех же их труда зависит не от них одних, но и от послушания вверенных им.

"Повинитесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет" (13,17).

Под наставниками Апостол разумеет епископов, пресвитеров, которым вверил Господь Свою Церковь. Этот стих одновременно есть призыв и к наставникам: неусыпно заботиться о спасении всех членов Церкви, ибо за них придется дать ответ перед Богом. Но спа.сение, в коночном (лете, есть дело Божие, потому ап. Павел, как добрый пастырь, воссылает молитву к Богу о усоворшений вверенных ему душ (13,20-21).

1. Евр. 13,17-21 читается как Апостольское зачало в дни памяти святителей.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ (13,22-25)

В заключение ап. Павел просит принять его Послание для назидания, сообщает оВ освобождении из уз Тимофея, передает приветствия от италийских братий и благословение.

Вопросы для повторения Послания к Евреям

1.1. Почему возникает вопрос о писателе Послания?

2. Какие есть "за" и "против" того, что писателем послания к Евреям является ап. Павел?

3. Что можно сказать о месте и времени написания Послания и его адресате?

4. В чем состоял повод, цель и главная тема Послания?

П.1. Как показывает ап.Павел превосходство Христа перед пророками? (1,1-3).

а) что следует из того, что Бог "многократно и многообразно" говорил через пророков? (1,1)

б) как из обрекает Апостол божественное достоинство Христа? (1,2-3)

в) какие тлена прилагает Апостол ко Христу? (1,4-13)

г) что можно сказать оВ Ангелах? (1,7,14)

2. В чем еще видим превосходство Христа как Богочеловека? (2,5-9)

3. Зачем понадобилось "умалвиие" Сына Божия? (2,10-15)

4. Изложить содержание Апостола на Благовещение (2,10-18).

5. В чем заключается превосходство Христа перед Моисеем и почему о нем говорит Апостол? (3,1-6)

6. Почему Апостол назвал Христа "Посланником и Первосвященником"? (3,1)

7. Что есть "дом Божий"? (3,6)

8. В чем увещает Апостол евреев? (3,7-15)

9. О каких "покоях" объявлял Бог евреям? (3,11-4,11)

10. Кто входит в "покой" Божий? (4,3-11)

Ш. 1. Как называет ап. Павел первосвд^енническое слу жение Христа? (4,14-16)

2. Что общего и отличного в служении Христа и Аа рона? (5,1-10)

3. В чем укоряет Апостол евреев? (5,11-14)

4. Как могут исправиться евреи? (6,1-3)

5. Для кого невозможно покаяние? (6,4-6)

6. Каким примером иллюстрирует это Апостол? (6,7-8)

7. Какого мнения был ап.Павел о евреях? (6,9-10)

8. Чем возбуждает ап.Павел к вере? (6,11-20)

1У.1. Каким ветхозаветным прообразом воспользовался ап. Павел для раскрытия первосвященства Христа и почему? (6,20-7,1)

2. Что значат имя "Мелхиседек" и город "Салим"?(7,1)

3. Что известно о Мелхиседеке? (7,1-7)

4. Что означает признание его Авраамом? (7,2)

5. Какое новозаветное событие прообразовала встре ча Мелхиседека и Авраама? (7,7-17)

6. Когда произошла замена Ааронового священства новым? (7,9-10)

7. Чем сопровождается замена священства? (7,11-12)

8. В каком отношении находится священство Христа к закону Моисея? (7,13-17)

9. Как характеризует Апостол Закон Моисеев?(7,18-19), а как священство Христа? (7,20-8,6)

10. Какими ветхозаветными пророчествами показал Апостол божественное установление новозаветной жертвы? (8,8-13)

У. 1. Как была устроена первая скиния? (9,1-10)

2. Чему назидает евреев Апостол напоминанием оВ устройстве скинии?

3. В какой праздник читаются стихи? (9,1-7)

4. В каких отношениях выясняет Апостол совершенство новозаветной жертвы? (9,11-14)

5. Почему была необходима смерть Установителя Нового Завета? (9,15-28)

6. В чем особенно видно нзсовершенство ветхозаветных жертв? (10,1-4)

7. Какие ветхозаветные пророчества о Новом Завете приводит Апостол в 10 гл.? (10,5-17)

У1. 1. Как должны приступать верные к новозаветное жертвеннику? (10,22-25)

2. Какое предупреждение против отступления от веры дает Апостол? (10,26-27)

3. Как призывает Апостол к терпению евреев? (10,32-39)

4. Как побуждает Апостол евреев к вере? (II гл.) а) как определяет Апостол сущность веры?(11,1) б) в чем состоит значение веры? (11,3,6)

5. Какие примеры веры дает ап. Павел? (11,4-40);

а) до потопа (11,4-7)

б) пример веры Авраама и Сарры (11,8-19) в) вера Исаака, Иакова, Иосифа (11,20-22) г) пример веры Моисея (11,23-29) д) пример веры после Моисея (11,30-37) е) каков смысл страданий праведников?(II, 35-40)

УЛ. 1. К чему увещает ап.Павел в начале 12-й главы?

(12,1)

2. Кого в пример ставит ап. Павел? (12,3-4)

3. Какой смысл скорбей? (45-11)

4. Как увещает ап. Навел евреев к святости жизни? (12,12-17)

5. С чем сравнивает апостол грех блуда? (12,16-17)

6. Как предостерегает Апостол от преступления? (12,18-29)

7. Каким примером к братолюбию и страннолюбию возбуждает Апостол евреев? (13,1-3)

8. Какие заповеди дает Апостол в отношении:

а) чистоты брака? (13,4) б) нестяжательства? (13,5-6) в) поминовения наставников? (13,7) г) верности преданию? (13,8-9) д) необходимости отделиться от неуверовавших иудеев? (13,10т16) е) повиновения наставникам (13,7) ж) молитвы о себе (13,18-19)

9. Какую молитву воссылает Апостол о евреях? (13,20-22)

 

Date: 2015-09-17; view: 865; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию