Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второе послание к Тимофею





1. Повод и цель написания Послания.

Из Послания видно, что оно написано ап. Павлом в предчувствии скорой кончины: "Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало" (4,6). Тяжело было Апостолу оставлять великие дела проповеди, переживать одиночество заключения. Только св. Лука смягчал его скорбь. Эти тяжелые обстоятельства жизни ап. Павла и были поводом к написанию Послания.

Целью же написания Послания было желание Апостола преподать ряд общих правил и наставлений для п&ырского служения, желание воодушевить Тимофея к неослабному бодрствованию, ограждая паству от ересей и соблазнов мира, надвигающихся на Церковь; призвать к мужественное перенесению скорбей за истину Евангелия.

2. Время и место написания Послания.

Послание написано несомненно из римских уз, когда положение Апостола было особенно тяжелым (1,12; 1,15; 2,9; 4,6). Значит, это вторые римские узы. Послание, следовательно, написано из Рима, в 66 или 67 году.

РАЗДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ

Во вступлении (1,1-5) ап. Павел благодарит Бога за твердость своего ученика Тимофея в вере и преподает ему благословение мира и благодати.

1. Увещания возгревать дар епископского служения (1,6-18)

"Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим.1,6). Это "напоминание", (а не призыв, потому что ап. Павел высказал ранее; См.1 Тим. 4,14) возгревать дар благодати, полученный в хиротонии, и составляет главный предмет Послания. Образ взят Апостолом от огня: как огонь нужно раздувать, чтобы он пламенел, так и дар благодати требует нашего усердия, чтобы он пламенел в душе. Он может угасать до того, что становится совершенно незаметным в священнике, и тогда он становится во всем похожим на мирянина, "светским человеком". Но этот дар может и воспламениться в. ревностном служителе до того, что становится виден воем окружающими в духовных речах, в просветленной радости сердца и даже видимом сиянии лица, как у архидиакона Отослана, когда его побивали камнями (Деян.6,15), или у преп.Серафима Саровского.(1)

Ап.Павел призывает не стыдиться свидетельства о Христе и не смущаться его, ап.Павел, уничижением (1,8). Стыд свидетельства о Христе есть сгжый коварный подход диавола к душе христианина. Вначале он устыжает малодушного, затем наводит страх, а далее тот и совсем отказывается от Христа. Наоборот, христианин должен с радостью и даже с готовностью "страдать", проповедуя славные дела Христовы, ибо Он спас нас от рабства греху, разрушил узы вечной смерти, даровал нетление нам и

1. "Беседа преп. Серафима Саровского с Мотовиловым".

 

жизнь вечную не по делам нашим, но по одной неизреченной благости через призвание веры (1,9-10). В пример такого свидетельства Апостл поставляет себя и Онисифора, который, несмотря на гонение на ап. Павла, всегда "покоил" его в Риме (1,12-18).

2. Увещание к твердому стоянию в вере (2,1-26)

Как пастырь, соучаствующий в жизни и росте Церкви, Тимофей должен не только сам "укрепляться в благодати" (2,1), но и заботиться о распространении и расширении проповеди о Христе другими:

"что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2,2)

Этим самым Апостол узаконивает авторитет устного Предания, живущего в Церкви, в свете которого понимается само Священное Писание.

Проповедник есть"воин Христов", поэтому, как всякий воин, должен смело переносить страдания за Христа (2,3), не связывать себя делами житейскими (2,4)(1), но подвизаться, как борец во время состязания (2,5),как земледелец при обработке полей (2,6). В награду за свои труды пастырь первый вкусит плодов своей деятельности, т.е. примет венец жизни от Господа, Который и Сам воскрес из мертвых (2,8). Таким образом, если даже смерть не страшит проповедника и бессильна над ним, ибо она соединит его со Христом, то тем более не устрашают его никакие узы, ибо "для слова Божия нет уз" (2,9), - оно сильнее уз. Служитель Христов не должен избегать страданий за Христа, потому что это прямой путь к соучастию в Царстве Его (2,10-13). Еп.Феофан говорит, что хотя проповедники не-

1. Это указание Апостола нашло конкретное отражение в постановлениях Церкви, 3-е правило Халкидонского вселенского собора определяет, чтобы никто из духовного чина не связывал себя заботами о мирских делах и имениях.

 

сут людям "единое истинное благо, но неизбежно терпят лишения, притеснения, гонения, узы и самую смерть. Как выбравший взять хорошие цветы, выросиие среди терния, неизбежно оцарапается"(1).

Апостол заклинает не вступать в словопрения с еретиками, потому что "слово их, как рак, будет распространяться" (2,1417;;в слав. переводе "как гангрена"). Как избавиться от раковой опухоли можно только одним способом - отрезать больную часть от здорового организма, так и от еретиков надо удаляться. Таковы Именей и Филит, отрицавшие воскресение мертвых и загробную жизнь. Воскресение мертвых они понимали только (в духовном смысле), как возрождение в крещении (2,17-18) (таковы все разновидности гностиков).

Тимофей доложен знать, что Церковь в земных своих условиях не свободна от неверных членов. Сравнивая Церковь с большим домом, Апостол говорит, что в нем есть сосуды разного достоинства: золотые, серебряные и деревянные (2,20). В зависимости от достоинства они и поставляются в ту или иную честь. Но от самого человека зависит, какое достоинство он себе уготовляет, ибо оно зависит от чистоты его сердца и верности пред Богом (2,21).

Апостол предостерегает Тимофея, как еще молодого епископа, удаляться увлечений, свойственных юношам, а, наоборот, стремиться к вере, правде, любви и миру, быть со всеми приветливым, учительным, незлобивым, кротко полагаясь на Бога, не обратит ли Он к покаянию наставляемых (2,23-26).

3. О последних тяжких временах (3,1-4,5)

а) Испорченность нравов последнего времени (3,1-9)

Апостол изображает Тимофею картину духовно-нравственного разложения мира в будущем, "в последние дни" (3,1), т.е. не столько перед вторым пришествием Христовым, сколько вообще

1. Еп,Феофан, Толкование пастырских посланий св. ап. Павла, изд. 2-е, М., 1844, стр. 535.

в последующее время, чтобы этим дать ему возможность уже теперь знать, к чему ведут появившиеся среди его паствы пороки.

"Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны" (3,2). На первом месте среди зол будущего Апостол поставил самолюбие. Действительно "корень и источник всех зол, от которого псе они происходят,- чрезмерное самолюбие" (св. И. Златоуст)(1), а главнейший отросток от этого худого корня есть сребролюбие, т.е. такое стяжание богатства, которое преобладает над милосердием и состраданием к другим людям и делает человека скупым, жадным, скрягой.

Второе порождение самолюбия - гордость, которая, в свою очередь, разнообразно проявляется в надменности, злоречии, непокорности родителям, неблагодарности и т.д. (3,2). "Злоречивы", они же и "клеветники" (diaboloi), которые не находя ничего доброго в себе самих, и о других говорят худо (3,3). Гордость толкает на предательство, порождает напыщенность (3,4).

Самым "льстивым исчадием самолюбия и самым широким в приложении" пороком является сластолюбие(2). Сластолюбец не только в плоткой жизни делает только то, что рождено его сластолюбием, но даже и в духовной: "даже в Божеских вещах (ходит в церковь), не Бога любит, но сласть, какую дают или обещают Божеские порядки и законы,(3) (почему Апостол и сказал, что они "более сластолюбивы, нежели боголюбивы" (3,4).

Будучи внутренне, по расположению сердца исполненными стольких пороков, внешне, однако, люди будут держаться благочестивой христианской жизни: "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (3,5). Сила же благочестия, т.е. христианской веры - в делах веры, почему и сказано, что без дел она мертва (Иак.2,14).

1. По еп.Феофану, Толков, пастыр.поел. св.Ап.Павла, стр.580.

2. Там же, стр. 586.

3. Там же, стр. 587.

 

К этим людям будущего, описанным такими мрачными красками, принадлежат в настоящее время еретики, которые вначале ищут себе сочувствия среди женщин, легче поддающихся обольщению (3,6), Еретики также противятся истине, как к упоминаемые здесь два волхва: Иамврий и Ианний (3,8), повторившие чудеса Моисея перед фараоном. Их имена известны только из Талмуда.

б) Призыв к стойкости в гонениях за веру (3,10-17)

Воодушевляя Тимофея, ап. Павел напоминает ему, что он уже последовал своему учителю в учении, жизни, вере, любви, терпении, и, что очень важно - в злострадании за веру (3,10, II); Этим и отличается истинное учение от ложного: ложь всегда ищет себе удовольствия, а истина находится в тесноте гонений и преследований. Страдания за истину есть как бы неизбежный удел праведников: "все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (3,12). Апостол призывает Тимофея не смущаться временным уничижением христиан и таким же временным преуспеянием зла в мире. Настоящее время есть время борьбы, а, значит, и скорбей. Вреям возмездия и покоя наступит после (3,13).

Постоянным источником мудрости для служителя Христова является Священное Писание, но не само по себе, а при вере во Христа (3,15). Непогрешимость Священного Писания основана на его богодухновенности, потому что писатели его были движимы Духом Святым:

"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (3,16).

Пастырь и черпает из него все необходимое для учительства, для ограждения правой веры, для нравоучения.

в) Призыв к непрестанной проповеди (4,1-5)

"Проповедуй олово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (4,2). В этом призыве к ревностному служению изложены все виды пастырской проповеди: обличение, запрещение, увещание. Все они ведут к одной цели - назиданию в вере и должны совершаться "со вешним долготерпением". Пастырство не должно быть приурочено к какому-либо выгодному для пастыря времени - оно всегда "во время", т.е. пастырь пользуется тем временем, когда его расположены слушать или нуждаются в его советах и помощи, даже если это будет и "не во время", т.е. неудобное время, он все равно должен исполнять свой долг.

Как ни противоестественно отвращаться от истины здравого учения, но Апостол предвидит большое отступление от него:

"будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (4,3-4).

Истошное учение предъявляет строгость к слушателям, требует пресечения пороков, в частности и сластолюбия, поэтому многие предпочтут ложь, лишь бы она льстила их слуху и не тревожила совесть.

Тимофей как истинный пастырь должен быть бдителен во всем, переносить скорби, совершать дело благовестника (4,5). Пастырь не должен рассчитывать на покой и благополучие, на бестревожное провождение времени, но напротив, приготовить себя к трудам и подвигам. Гевностное служение пастыря всегда и обязательно будет "злостраданием", будет совершаться в скорбях. Если же нет, значит, пастырь впал в негу, леность, беспечность,- горе такому пастырю, ибо он идет не по стопам своего пастнреначальника - Христа.

Заключение (4,6-22)

Предчувствуя свою близкую кончину (4,6), ап. Павел подводит итог своей жизни, воодушевляя тем самым и Тимофея к твердости в вере:

"Подвигом добрых я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (4,7-8).

Вое земное стяжание Апостола составляют плащ (фелонь) и кожаные книги, которые еще нужны ему для служения (4,13), но у Господа приготовлен уже венец нетленный, ради которого ни во что вменял он все сокровища мира (Фил. 3,7-11). К подражанию такому "доброму подвигу" призывает ап.Павел Тимофея, а в его лице и всех христиан, особенно пастырей.

Вопросы для повторения второго Послания к Тимофею.

1.1. Что послужило поводом к написанию 2 Тим.?

2. Где и когда написано Послание?

3. Какое указание дает ап. Павел о даре хиротонии? (1,6)

4. Что это за "дар" и что значит "возгревать"? (1,8-10)

5. В чем должно выражаться забота пастыря о росте Церкви? (2,1-2)

6. Как должен подвизаться пастырь за истину Христову? (2,3-6)

7. Какую награду получит благовестник "Христов"? (2,6)

П.1. Как относиться к скорбям за Христа? (2,8-13)

2. Как вести себя по отношение к еретикам? (2,14-16)

3. С чем сравнивает Апостол действие ересей? (2,17)

4. С чем сравнивает Апостол Церковь в ее нынешнем земном существовании? (2,20-21)

5. Как должен вести себя пастырь в отношении к внешнему миру? (2,22-26)

6. Как изображает Апостол духовно-нравственное состояние мира последнего времени? (3,1-8)

7. Чем успокаивает Апостол Тимофея и чем он должен запастись в борьбе с еретиками? (3,9-13)

8. В чем пастырь должен черпать силу и мудрость? (3,15-17)

9. Как должен усердствовать пастырь в деле проповеди Христа? (4,1-2)

10. Как будут вести себя люди последнего времени по отношению к духовной истине? (4,3-4)

11. Какую последнюю заповедь дал ап. Павел Тимофею? (4,5)

12. Как говорит ап. Павел о предчувствии своей кончины и каков итог своей жизни дал Апостол? (4,6-8).

 

Date: 2015-09-17; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию