Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Этническая группа «кыпчак» в составе многих народов, входивших в состав Российской империи и Советского Союза





 

Этническая группа «кыпчак» в составе многих народов, входивших в состав Российской империи и Советского Союза, а в настоящее время часть их составляют титульные этносы в государствах вне России (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан), другая часть (алтайцы, башкиры, ногайцы) входят в состав Российской Федерации. Ввиду того, что все эти народы исторически связаны с Россией и многие представители народов, ныне граждан самостоятельных стран, проживают в России лучше представить данные о кыпчаках не по странам, где проживают их группы, а по народам, часть которых они представляют.

 

Алтайцы (алтай‑кижилер)

 

Образуя подразделение («сеок») в составе алтайцев, кыпчаки живут в долине реки Чарыш в Усть‑Канском районе Республики Алтай. Подразделяются на отделы: аксу, дият, кодончи, котон, сары, сурас, тужат, шодон. По языку, физическому облику (более монголоидный вариант южно сибирской малой расы) и хозяйству не отличаются от алтайцев других сеоков.

Численность: в 1897 году насчитывалось 1,7 тысяч кыпчаков (9,2 % численности алтайцев); по моей оценке на 2002 год – 6,2 тысяч человек (9,2 % от 67,2 тыс. алтайцев) в пределах РФ.

Этногенез. В 1209 году племена Алтая были покорены монголами, в 1273 году они восстали. Восстание было подавлено кыпчакскими отрядами Тутухи‑хана, состоящегося на монгольской службе. В 1309 году на Алтае в качестве военных поселенцев селятся отдельные группы кыпчаков. Они смешались с местным населением, составив подразделение алтайцев, сохранив прежний этноним.

Религия идентична верованиям алтайцев других сеоков (бурханизм).

Литература: Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969.

 

Башкиры (башкорттар)

 

В составе башкир несколько кыпчакских групп: ак‑кыпсак, бушман‑кыпсак, гирей‑кыпсак, карагай‑кыпсак, кары‑кыпсак, суун‑кыпсак и сянким‑кыпсак (в башкирском произношении исконного «кыпчак»), имеющие возможно одно происхождение, но разную этническую историю.

Основная территория современного расселения – Кугарчинский, Куюргазинский, частично Баймакский, Белорецкий, Абзелиловский, Ишимбайский, Мелеузовский и Бурзянский районы Башкортостана, а также Тюльганский район Оренбургской области РФ.

Антропологически большинство кыпчаков‑башкир относится к смягчённому варианту южносибирской расы (среднеширокое лицо, скул. диам. – 143,6 мм, рост бор. – 2,09 балла, эпикантус у 29,2 % мужч., рост– 164,9 см), всё же они более монголоидны, чем основная часть башкир.

Говорят кыпчаки‑башкиры на местных говорах южного диалекта башкирского языка.

Численность. В 1926 году, когда в СССР проходила перепись населения, Башкирская АССР делилась на территориально‑административные регионы – кантоны, в которые входили волости, причём многие из башкирских волостей назывались по племенным этнонимам в соответствии с населением этих волостей. Так вот, население волостей с кыпчакскими названиями насчитывало по переписи 1926 г. 34 тысячи человек (абсолютное большинство их – кыпчаки), в том числе 22 тысячи в Стерлитамакском кантоне, 12 тысяч – в Зилаирском. Кроме того, в Тамъян‑Катайском кантоне, в Кипчакской волости проживало около 3 тыс. карагай‑кыпчаков, в Белорецком – свыше 2 тысяч гирей‑кыпчаков. По данным А.А. Камалова на территории Башкирии насчитывается 224 деревни кыпчаков‑башкир, в том числе 94 кары‑кыпчаков, 23 – бушман‑кыпчаков, 22 – суун‑кыпчаков, 16 – карагай‑кыпчаков и т. д., включая деревни с населением кыпчаков всех групп.

Этногенез. Анализ генеологических преданий (шеджере), этнонимики, урана (боевой клич, здесь – «токсоба») даёт основание предполагать, что этническую основу кыпчаков‑башкир составили средневековые кыпчаки – токсоба (в соотвествии с ураном) и ильбари, эмир которых Бачман, возглавивший борьбу против монголов, имя его, возможно, стало частью этнонима бушман‑кыпчаков у башкир. На территории Башкирии кыпчаки расселились на рубеже XIII–XIV веков, главным образом в южных и юго‑восточных степных районах. Лишь небольшие группы, вероятно мигрировавшие раньше, обосновались в горных лесах. Смешавшись в процессе миграции (например, с кереигами в группе гирей‑кипчак) и на новых местах – с местным населением (карагай‑кыпчак), кыпчаки образовали несколько отдельных групп, из которых наиболее «исконными» считаются кары‑кыпчаки (кары, значит – «старые»).

Традиционное хозяйство. У степных групп до начала XX века преобладало полукочевое скотоводство (овцы, лошади, верблюды), у горных и лесных групп – земледелие, пчеловодство, лесные промыслы.

Верующие – мусульмане (сунниты).

Литература: Акимова М.С. Антропологические исследования в Башкирии //Антропология и геногеография. М., 1974; Камалов А.А. Кыпчакский этнический ареал в Башкирии//Вопросы этнической истории Южного Урала. Уфа, 1982; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974, Руденко С.И. Башкиры: историко‑этнографические очерки. M.‑Л., 1955.

 

Казахи (казактар)

 

Территория Казахстана была территориальной основой средневековой Кыпчакской степи (Дешт‑и Кипчака), поэтому естественно, что и в настоящее время именно в Казахстане проживают наиболее многочисленные группы кыпчаков («кыпшак»). В XIX – начале XX века они подразделялись на группы: кара‑кыпшак, кулан‑кыпшак, сары‑кыпшак, торы‑кыпшак и узун‑кыпшак, которые делятся на более мелкие подразделения. Компактно кыпчаки расселяются в Костанайской (Алтысаринск., Карабалыкск., Амангельдиск., Жангильдинск., Тарановск. и Фёдоровск. р‑ны), Акмолинской (Ишимск. р‑н), Павлодарской (Иртышск. р‑н), Кзыл‑Ординской (Жана‑Корганск, Чиилийск. р‑ны) областях Казахстана, в Омской и Курганской областях РФ.

Антропологически кыпшак‑казахи относятся к местному варианту южносибирской малой расы (характерные черты: скуловой диаметр– 147,9 мм, эпикантус– 29,5 % у мужчин и 40 % у женщин, рост бороды – 2,44 балла, прямая спинка носа у 89,4 %) мужчин, длина тела 164,9 см у мужчин и 152,3 см у женщин); в целом для кыпшаков характерно: среднее выступание скул, слабое развитие эпикантуса, пониженный рост бороды, рост ниже среднего.

Большинство кыпшак‑казахов говорит на северо‑восточном диалекте, лишь кзылординские и чимкентские кыпшаки– на южном диалекте казахского языка.

Численность. В 1896–1913 гг. российским правительством был проведён учёт некоторых земель Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сыр‑Дарьинской и Семиреченской губерний и проведена перепись казахского (тогда казахи назывались в России киргизами) населения с учётом их родоплеменной структуры. По данным этих переписей в составе казахов было: в Кустанайском уезде – 47,1 тыс. кыпчаков, Акмолинском – 10,7 тыс., Омском – 10,7 тыс., Павлодарском– 14,8 тыс., Перовском– 31,3 тыс. человек; итого было зарегистрировано 122 тысяч кыпчаков; кроме того, в Тургайском уезде по переписи 1910 г. насчитывалось 52,8 тысяч человек, проживавших в 6 кыпчакских волостях. При пересчёте на единую дату (1897 г.) во всех указанных уездах– 169 тыс. кыпчаков. Разумеется, приведённые данные весьма устарели, тем более что прошли не только годы, но и большие социальные потрясения – Тургайское восстание 1916 года, гражданская война, голод при насильственном переводе казахов‑кочевников на оседлость и коллективизация хозяйства, вызвавшие огромную смертность и бегство казахов, в том числе и кыпчаков вглубь России и в Китай, Монголию. Приведённые данные лишь свидетельствуют, что в составе казахов кыпчаки составляли количественно заметную этническую группу.

Традиционное хозяйство кыпчаков не отличалось от казахов других этнических групп – кочевое скотоводство.

Не выделялись кыпчаки и в верованиях – мусульмане (сунниты) с элементами шаманизма (тенгрианства), в том числе почитание духов предков («аруахов»).

Хорошо известны кыпчаки в казахском фольклоре, в частности, в героическом эпосе «Кобланды‑батыр», который был из кара‑кыпшаков.

В завершении сведений о кыпшак‑казахах, следует отметить, что кроме групп, сохранивших этноним «кыпчак», в составе казахов Младшего жуза имеются этнические группы, этнонимы которых соотносятся с некоторыми этносами Дешт‑и Кыпчака домонгольского времени. Из них наиболее известны канглы, которые, кстати, представлены не только в составе казахов, но и в составе узбеков, каракалпаков, башкир, ногайцев и киргизов. За пределами Казахстана этнологам не известны казахи – байбакты или берш. Казахстанские историки, например, Б.Е. Кумеков, соотносит этноним «берш (точнее, бериш, т. е. «волчонок») с известным племенем Дешт‑и Кипчака бурджоглы (Кумеков, 1993, с. 72), а в группе байбакты имеется подразделение токсоба, что явно указывает на историческую их связь с токсобичами древнерусских летописей.

Литература: Востров В.В. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX– начало XX века). Алма‑Ата, 1968; Евстигнеев Ю.А. Численность казахских субэтнических групп (конец XIX века) // Лавровские чтения 1993 год. Краткое содержание докладов. СПб., 1994, Кумеков Б. К кыпчакско‑мадьярским этническим связям // Культура кочевников на рубеже веков (XIX–XX, XX–XXI вв.). Алматы, 1995.

 

Каракалпаки (каракалпактар)

 

Кыпчаки‑каракалпаки компактно проживают в Чимбайском районе Каракалпакстана, Республика Узбекистан. Подразделяются на шесть групп (алты‑ата): канжигалы, естек басар, сангмурын, толыс, шунак, ябы; в состав кыпчаков входят в качестве особого подразделения канглы. В расовом отношении кыпчаки не отличаются от остальных этнических групп каракалпаков – они относятся к варианту южносибирской малой расы и антропологически ближе к казахам, чем к узбекам Хорезма. Говорят на северо‑восточном диалекте каракалпакского языка.

Численность по переписи, проведенной в Чимбайском отделе (современная Каракалпакия) Сыр‑Дарьинской области в 1912 году, насчитывалось 84,1 тысяч каракалпаков, из них 9,2 тысяч кыпчаков (10,9 %).

Этногенез. Как этнос каракалпаки известны в восточных источниках с 1598 года (в русских – с 1613), когда они обитали на берегах Сыр‑Дарьи. Сам их этноним в переводе «чёрные шапки», но шапки с острым верхом – калпаки, т. е. колпаки, наводит на мысль о чёрных клобуках древнерусских летописей, что и послужило аргументом в гипотезе происхождении каракалпаков от чёрных клобуков, союза печенегов и торков, служивших русским князям. Но по своей форме калпак (колпак) отличается от клобука (клобук является головным убором православных священников), который представляет собой головной убор цилиндрической формы с тупым верхом. По форме клобук – это скорее папаха (кстати, в Турции проживают карапапахи), а не колпак. Кроме того, «черношапочники» были и Восточном Дешт‑и Кипчаке, это караборикли («чёрношапочники»), кочевавшие в Приаралье. Очевидно, они и стали этнической основой каракалпаков («чёрные колпаки»), дав новому народу свой этноним (ведь и по языку и по расовому типу каракалпаки отличаются от чёрных клобуков, состоявших из печенегов и торков).

Кроме караборикли, большую политическую роль в их этногенезе сыграли тюркизировавшиеся монгольские племена кунграт (хон‑кират) и мангыт, господствовавшие в Ногайской Орде, из которой и выделись каракалпаки. Кыпчаки, как и многие другие племена, в том числе караборикли и канглы, в период Золотой Орды входили в состав племён‑завоевателей на основе системы «унагал‑богон», затем входили в состав других политических образований, в том числе и в образовавшийся в процессе распада Ногайской орды союз племён, назвавший себя каракалпаками. Как уже сказано выше, каракалпаки упоминаются на берегах Сыр‑Дарьи, на берега Аму‑Дарьи их переселил в 1811 году хивинский хан. По начертанию тамги (знак родовой собственности) «кос алип», т. е. две палочки (II) кыпчаки‑каракалпаки идентичны кыпчакам‑казахам, а по урану (боевой клич, по которому узнают своих) «токсоба» – кыпчакам‑башкирам.

В отношении хозяйства (по переписи 1897 г. 87 % караклпаков Аму‑Дарьинского отдела занимались оросительным земледелием, 10 %) – скотоводством, остальные рыболовством и ремеслом) и по религии (верующие – мусульмане‑сунниты) кыпчак‑каракалпаки не отличаются от каракалпаков других этнических групп.

Литература: Жданко Т.А. Каракалпаки Хорезмского оазиса // Труды Хорезмской экспедиции. М., 1952, том 1.

 

Киргизы (кыргыздар)

 

Кыпчаки в составе киргизов Кыргызстана представляют небольшую часть племенного объединения ичкилик, проживающего в Джалал‑Абадской и Ошской (Баткентский район) областях, а также среди киргизов этнической группы в Иссык‑Кульской области Кыргыстана. Большинство же кыпчаков‑киргизов проживают в Синьцзян‑Уигурском автономном районе КНР, к западу от городов Кашгар (где их упоминал в XI веке Махмуд аль Кашгари), Артук и Янгигисар, составляя 36,8%о численности киргизов Синьцзяна (1953 г.).

В расовом отношении кыпчаки‑киргизы относятся к варианту (скул. диам. 145,6 мм, эпикантус у 61,7%о мужчин, длина тела – 166,2 см) южносибирской малой расы.

Говорят на южном диалекте киргизского языка.

Численность. По имеющимся оценкам в 1897 году в пределах России (на территории современной Киргизии) насчитывалось 14,4 тысяч кыпчаков‑киргизов, в 1953 году в Синьцзяне – 26 тысяч.

Этногенез. Кыпчаки вошли в состав киргизов, вероятно, позже других этнических групп, во всяком случае – ферганские, подразделения которых, например, таз и тору‑айгыр идентичны по названию казахским кыпчакам. Что касается кашгарских кыпчаков (Синьц‑зян‑Уйгурский а. р‑н, КНР), то их происхождение не изучено, можно предположить, что они являются потомками той части кыпчаков, которая после разгрома Второго Тюркского каганата (744 г.) бежала на Тянь‑Шань, близ Кашгара, где их зафиксировал в XI веке Махмуд аль Кашгари.

В отношении хозяйства и религии не отличаются от киргизов других этнических групп.

Литература: Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко‑культурные связи. Л., 1971; Миклашевская Н.Н. Соматоло‑гические исследования в Киргизии // Труды Киргизской археологоэтнографической экспедиции. М., 1956, том 1.

 

Ногайцы, правильно – ногаи (ногайляр)

 

В настоящее время ногаи географически подразделяются на четыре группы: кубанские в Карачаево‑Черкесии, кумские в Ставрополье, караногайцы в Дагестане и карагаши в Астраханской области. Кыпчаки (кыпшаклар) представлены, главным образом, в составе караногайцев (Ногайский район Дагестана) и кубанских ногайцев (Ногайский район Карачаево‑Черкесии). Этнические подразделения: костамгалы‑кыпшак, отекайлы‑кыпшак, буйрабас‑кыпшак, казан‑кулак‑кыпшак, туркмен‑кыпшак, кыпыз‑кыпшак, кыпшак‑кыпшак, орманши‑кыпшак, тикмуйиз‑кышак, кытай‑кыпшак, шабайлы‑кыпшак, маматакайлы‑кыпшак, тизгиншекли‑кыпшак, аювшы‑кыпшак и ягылбайлы‑кыпшак. В составе кубанских ногайцев этнические (в прошлом – родовые) подразделения трансформировались в патронимии: кыпшаки (купшаки), например, стали Купшаковыми, а отделившиеся от кыпшаков «кобелеклер» стали носить фамилию Кубековы. Имеют три разных тамги, одна из которых («кос алип», т. е. II) идентична начертанию тамги казахских кыпчаков. Другая тамга («I») напоминают тамгу казахов‑канглы.

По физическому облику кыпчак‑ногаи не отличаются от ногайцев других групп, относящихся к варианту южносибирской расы, лишь кубанские ногайцы отличаются примесью европеоидных черт.

Говорят кыпчак‑ногаи на кубанском и караногайском диалектах ногайского языка.

Численность кыпчаков в составе ногайцев не известна.

Этногенез. Ногайский этнос сложился на основе тюркских (при преобладании кыпчаков, язык которых лёг в основу ногайского языка) и монгольских (при политическом доминировании мангытов) племён в границах Ногайской Орды (Мангытский юрт) в XV–XVI веках. Распад Ногайской Орды, а также уход части орды Казыя на Кубань, вторжение калмыков в коренные земли Ногайской Орды (от Волги до Эмбы и Иргиза) рассеяли некогда единый этнос на несколько частей, причём часть их ушла к казахам, другая – в Крым, остальные в XVIII веке расселились на Северном Кавказе.

В XIX – начале XX века значительная часть ногайцев эмигрировала в пределы Османской империи, причём в Турции переселенцы были ассимилированы турками, а в Румынии сохранили этническую самобытность, но утратили этноним – там они называются татарами.

По традиционному хозяйству и религии (мусульмане‑сунниты) кыпшак‑ногаи не отличаются от ногайцев других этнических групп.

Литература: Керейтов Р.Х. Этническая история ногайцев. Ставрополь, 1999.

 

Теленгиты, теленгеты (тэлэнгеттэр)

 

Кыпчаки в составе теленгитов и в составе алтайцев по существу одна этническая группа, разделённая лишь географически: кыпчаки‑теленгиты проживают в Кош‑Агачском районе республики Алтай, кыпчаки‑алтайцы – в Усть‑Канском. Их этнические подразделения совпадают.

По физическому облику кыпчаки не отличаются от теленгитов других групп и относятся к более монголоидному варианту южносибирской расы.

Говорят кыпчак‑теленгиты на теленгитском говоре алтайского языка.

Численность. По переписи 1897 г. насчитывалось 489 кыпчаков, (9,4 % от 5,2 тысяч теленгитов), в 2000–2002 гг. – 860, в том числе в селе Белтир – 325 чел., в Мухор‑Тархат– 246, в Ортолык– 177 и в Чаган‑Узун– 112 кыпчаков (35,8 %) от 2399 телеутов по переписи 2002 г.).

Этногенез кыпчаков‑теленгитов тот же что у кыпчаков‑алтайцев: как теленгиты составляют часть алтайцев, так и кыпчаки‑теленгиты – часть кыпчаков‑алтайцев.

По традиционному хозяйству и религии кыпчаки не отличаются от телнгитов других групп.

Литература: Октябрьская И.В. Теленгиты Республики Алтай // Археология, этнография и антропология Евразии. М., 2003, № 4(16).

 

Узбеки (узбеклар)

 

Кыпчаки или кипчоки (кипчоклар) в XX веке компактно проживали в долине реки Зеравшан (Самаркандская и Бухарская области Узбекистана), в нижнем течении Аму‑Дарьи (Хорезмская область и Каракалпакстан) и в Ферганской долине (главным образом, в Андижанской области Узбекистана).

Подразделялись на 34 группы, из которых наиболее многочисленными были ак‑кипчаки, кара‑кипчаки и сары‑кипчаки, а также джеты‑урув, тогуз‑урув в составе зеравшанских и кулан, улмас и элатан – ферганских кипчаков. Кроме групп собственно кипчакских по происхождению, в составе многих подразделений встречались выходцы из иных племён и даже этносов, например, из казахов происходят группы: канджигали, балгалы, тама, уйшун. Да и многие названия кипчакских подразделений находят аналоги в подразделениях кыпшак‑казахов.

В расовом отношении кипчаки отличаются от основной массы узбеков, особенно в Самаркандской и Андижанской областях большей монголоидностью, относясь к варианту (скул. д. 144 мм, эпикантус у 28,4 % мужчин, длина тела– 165,6 см, ферганские кипчаки) южносибирской расы.

Язык – кыпчакский диалект узбекского языка (своё название диалект получил не от кипчаков, а от топонима Дешт‑и Кипчак или просто Кыпчак, откуда пришли в начале XVI века племена кочевых узбеков и через 200 лет ферганские кипчаки). На этом диалекте говорят не только кипчаки, но и потомки пришедших племён – мангыты, кунграты, минги, найманы, кытаи.

Численность. По данным статистического обследования населения Средней Азии, в 1924 году насчитывалось 128 тысяч кипчаков, в том числе в Ферганской долине – около 60 тыс. чел., в Самаркандском уезде – 40,5 тыс., Катта‑Курганском – 10,8 тыс., в районе Бухары – около 10 тыс., в Хорезме – 3,8 тыс. человек. Перепись 1926 г. зафиксировала в качестве особой «народности» 33,5 тысяч кипчаков в Фергане. В дальнейших переписях населения Узбекистана кипчаки учитывались как узбеки.

Этногенез. Кыпчаки играли большую политическую роль в средневековом Хорезме, за что заплатили в период монгольского нашествия (1218–1220 гг.): часть их погибла в боях, часть бежала за пределы страны, часть была пленена и уведена в другие владения, в том числе в Монголию и Китай. Оставшиеся в Хорезме кипчаки были ассимилированы местным населением, хотя в войнах эмира Тимура (Тамерлана) принимали участие его вассалы – кыпчаки Сары‑Буги. Современные кипчаки в Узбекистане – потомки переселенцев, двумя миграционными потоками прибывшими с севера: в начале XVI века из Дешт‑и Кипчака вторгаются кочевые узбеки Мухаммада Шейбани‑хана, в числе которых были и кыпчаки, вторая волна кыпчаков прибыла уже из Казахстана, спасаясь от особо мощного джунгарского нашествия на казахов в 1723 году. Именно тогда кыпчаки обосновались в Фергане, находящейся во власти кокандского хана. К середине XIX века кыпчакская знать приобрела большую власть при кокандском хане, вызвав ненависть местного населения.

Ненависть разрешилась отстранением кипчакской знати от власти и массовыми убийствами простых кипчаков, что ускорило их ассимиляцию.

Традиционное хозяйство. Кипчаки, особенно ферганские, длительное время сохраняли традиционные хозяйство и быт – первоначально кочевое, позже полукочевое скотоводство, пока окончательно, уже при советской власти, перешли к земледелию. Состав стада – обычный для кочевого скотовода: овцы, лошади и верблюды, с переходом к оседлости и земледелию численность традиционного скота уменьшается, зато увеличивается поголовье крупного рогатого скота, особенно волов. В земледелии зеравшанских кипчаков, они перешли к земледелию раньше, было развито садоводство, бахчеводство, рисоводство, у ферганских кипчаков стало преобладать хлопководство.

Ещё в XX веке у ферганских кипчаков бытовало три типа поселений: 1) в горах полуоседлый тип – юрты (уй, утав) стоят в удобных местах; 2) в предгорье – оседлый с элементами кочевания, жилища из камней, дерева и глины чередовались с юртами; 3) на равнине полностью оседлый тип – жилище ничем не отличаются от жилищ соседних узбеков (сартов). У зеравшанских сары‑кипчаков Булунгурского района Самаркандской области К.Ш. Шаниязов описал жилище на арбе, подобное одному из типов половецкого жилища, изображённого в миниатюрах Радзивиловской летописи. Кутарма (так оно называется у кипчаков) делается из войлока, не разбирается, а ставится целиком на землю или на повозку по необходимости; вход со стороны хода упряжки (Шаниязов, 1974, с. 148).

Религия. Как и соседние узбеки, кипчаки исповедуют ислам суннитского толка, отличаясь от них элементами доисламских верований, характерных для кочевых племён Казахстана.

Литература. Шаниязов К.Ш. Кипчаки в узбекской этнической среде в дооктябрьский период (процессы интеграции) // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М., 1980.

В недавнем прошлом субэтнические группы «кыпчак» имелись в составе татар. Помимо уже указанных выше «знатных родов» (куда входили и кыпчаки) среди знати крымских, казанских и касимовских татар, одним из подразделений в составе степных крымских татар (ногаев) были кыпчаки, возможно ногайского происхождения, пришедшие в Крым с князем Мансуром в 1502 году. Однако последующая бурная история Крыма в целом и крымско‑татарского народа в частности, особенно его сталинская депортация в Среднюю Азию, сделала неизвестной судьбу этой этнической группы. И хотя к настоящему времени большинство крымских татар вернулось на родину, никаких сведений о крымско‑татарских кыпчаков у меня, к сожалению, нет. В 1930‑х годах в топонимике степного Крыма нередко звучали племенные наименования, в том числе и этноним «кыпчак», но в 1940‑50‑х они были переименованы. К кыпчакам восходит происхождение некоторых этнических групп северных азербайджанцев, в частности казахов (газахляр, Казахский р‑н Республики Азербайджан), о чём свидетельствуют их этноним из слова, известного в «Кодексе Куманикусе», и особенности их говора. И, наконец, в Афганистане в составе племён чар‑аймаков кочует племя таймани, подразделяющееся на две группы: дерезаи и кипчак.

Что касается кыпчаков, в средневековье многочисленных в Китае и в мамлюкском Египте, то они бесследно исчезли, растворились в местном населении.

Итак, прежде чем закончить рассказ о современных кыпчаках/кыпсаках/кыпшаках/кипчоках (все эти названия на разных современных языках кыпчакской группы тюркских языков восходят к этнониму средневековых кыпчаков и дошли до наших дней лишь слегка фонетически изменившись) следует немного порассуждать. Встаёт вопрос – какова будет судьба этих этнических групп – в той или иной степени потомков хорошо известного в средние века народа (или племён)? Имеющиеся данные о современной этнической ситуации этих групп далеко не дают ответа на поставленный вопрос. Можно лишь предположить, что ассимиляция кипчаков в составе узбекского народа находится на стадии завершения, так как в коллективной монографии узбекских исследователей «Этнический атлас Узбекистана». Издательства «ИООФС – Узбекистан» и ЛИА– Р.Элиника, 2002, в сообщениях об узбекских «племенах» о кипчаках ничего не говорится. Однако о них пишут многие современные исследователи как о существующей этнической группе, обладающей «родоплеменной» идентичностью (Абашин, 2007, глава 1). О кыпчаках в составе алтайцев и теленгитов сообщается в контексте возрождения системы сеоков как самоуправляющейся форме организации алтайских народов во главе с выборным зайсаном (Тадина Н.А.). Об остальных группах кыпчаков ничего определённого сказать не возможно. Данные ногайских исследователей, в частности, К.Н. Казалиевой, свидетельствуют о том, что как основа для нижнего уровня этнической самоидентификации «значение рода… до сих пор сохранилась» (Казалиева, 2006, с. 15), но о судьбе в будущем этой «идентификации» автором не сказано ничего определённого.

 

Date: 2015-09-17; view: 598; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию