Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гораздо проще говорить о нужных навыках, чем о проблемах
Дети обычно не любят, когда об их проблемах говорят прилюдно. Им представляется, что если у них есть проблемы, значит, с ними что‑то не так, и они этого стыдятся. Однако все меняется, если говорить с ребенком об умениях, которыми он должен овладеть. С умениями не связано никаких обидных ярлыков. Дети понимают, что всем необходимо чему‑то учиться, и если ты осваиваешь какой‑то навык, это вовсе не значит, что с тобой что‑то не так. Получается, дети даже гордятся тем, что учатся каким‑то умениям. То, что верно в отношении детей, верно и в отношении их родителей. Они тоже предпочитают говорить об умениях, а не о проблемах, от которых страдает ребенок. Это совершенно неудивительно, если учесть, что в нашем обществе принято винить в детских проблемах исключительно родителей. Много лет назад я работал педиатром в сельской клинике, и ко мне на прием пришла мать с шестилетней дочкой. Пока женщина пыталась объяснить мне, в чем заключалась проблема ее дочки – а она пачкала штанишки, – девочка пыталась заставить ее замолчать, закрывая ей рот ладошкой, – настолько ей было стыдно. Для ребенка ситуация была бы гораздо проще, если бы я знал тогда, как перевести разговор о проблеме в обсуждение навыка, который девочке надо было освоить. Через несколько лет, на практическом семинаре, я познакомился с девочкой того же возраста, у которой была та же самая проблема. Натали тоже пачкала штанишки. Пока ее мать объясняла мне, в чем дело, девочка смотрела в пол. Как только я понял, о чем идет речь, я перевел разговор с проблемы на навык, которым нужно было овладеть Натали. – Бывает ли, что Натали может сдержаться, пока не дойдет до туалета? – спросил я. – О да, – ответила мать. – Только недавно она целых две недели подряд прекрасно пользовалась туалетом и ни разу не испачкала штанишки. Но теперь эта проблема опять возникла. Я обратился к Натали: – Да ну?! Правда? Ты правда ходила в туалет целых две недели подряд? Хочу тебе сказать, ты молодец! Как это у тебя получилось? Натали подняла глаза и прошептала что‑то на ухо матери. – Вы можете сказать мне, что она сказала вам? – спросил я у матери. – Натали сказала, что она не знает, как у нее это получилось, – ответила она. Я посмотрел на Натали и сказал: – Знаешь, что? Кажется, я понял. Я понял, почему у тебя так долго получалось ходить в туалет. Хочешь, я скажу тебе? Натали заинтересовалась и утвердительно кивнула. Я начал рассказывать ей о специальной фее, которая помогает детям учиться ходить в туалет. Я объяснил ей, что, как мне кажется, эта «туалетная фея» те две недели помогала ей. Я обратил внимание на то, что Натали явно понравилась идея о том, что ей помогала фея, и вскоре мы уже сидели на полу и общими усилиями пытались изобразить эту фею на большом листе бумаги. Когда рисунок был окончен, разговор сам по себе зашел о том, как теперь Натали может сама научиться каждый день ходить в туалет. Девочка смогла почувствовать гордость за то, что у нее целых две недели все получалось, и ее радовало то, что ей помогала фея.
|