Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разница, которая составляет разницу 3 page





Одним из лучших организаторов, которых я знаю, является Дик Томей, старший тренер футбольной ко­манды Гавайского университета. Он очень хорошо зна­ет, как внутренние представления человека влияют на его работоспособность и результаты. Однажды, в матче с университетской командой из Вайоминга, его ребят совсем загоняли по полю. После первого тайма счет был 0:22, и впечатление было такое, будто его команда играет с противником в разные игры.

Можете представить, в каком состоянии были игро­ки, когда шли в раздевалку на перерыв. Томей взгля­нул на их опущенные головы и хмурые лица и понял, что если он не изменит их состояние, то и второй тайм не даст результата. В том физиологическом состоянии, в котором они находились, в том отчаянии они не смогли бы реализовать свои ресурсы.

Поэтому Дик принес им большую папку с газетны­ми вырезками и фотографиями, которые он собирал многие годы. В каждой заметке рассказывалось о фут­больных командах, которые проигрывали с подобным или еще большим счетом, однако смогли собраться и одержать победу, вложив в нее все свои силы и всю свою волю. Он заставил игроков прочитать эти статьи вслух, вселив в них совершенно новую веру, веру в то, что они могут вернуться на поле и выиграть, и эта вера (внутреннее представление) привела игроков в совершенно новое нейрофизиологическое состояние. И что же произошло? Команда Томея вышла на поле и иг­рала так, как будто это была последняя игра в жизни, при этом соперники из Вайоминга не смогли набрать ни одного очка за весь второй тайм и проиграли 27:22. Игроки Томея добились этого потому, что сумели из­менить свое внутреннее представление о границах своих возможностей.

Не так давно я летел в самолете вместе с Кеном Бланшаром, соавтором книги «Менеджер за минуту». Он только что написал статью для журнала «Гольф дайджест», озаглавленную «Игрок в гольф за минуту». Бланшар занимался с одним из ведущих американ­ских инструкторов по гольфу и в результате значи­тельно расширил свои познания в технике игры. Он пожаловался мне, что изучил огромное количество тон­костей этой игры, но не в состоянии их все запомнить. Тогда я сказал ему, что не нужно зацикливаться на этих особенностях, и спросил, бывали ли у него в жизни случаи, когда он очень удачно бил по мячу. Он ответил, что, конечно, бывали, и не раз. И тогда я объяснил ему, в чем суть мобилизации ресурсов, которые наверняка записаны у него в подсознании. Все, что ему нужно бы­ло сделать, это привести себя в то состояние, которое он испытывал во время удачных ударов и которое, навер­няка, закрепилось у него в подсознании. На то, чтобы научить его приводить себя в это состояние и использо­вать для этого соответствующие приемы, ушло всего несколько минут (Вы научитесь этой технике в гла­ве 17.) Что же случилось затем? Он вышел на поле и отыграл самый лучший круг за последние пятнадцать лет, при этом показал результат на пятнадцать ударов лучше своего предыдущего круга. Почему это про­изошло? Потому что нет ничего мощнее активного со­стояния. Ему даже не надо было делать попыток, чтобы что-то запомнить. У него все получалось само собой. Просто ему нужно было научиться пользоваться тем, что у него уже имелось.

Помните, что поведение человека является резуль­татом того состояния, в котором он находится. Если вам когда-либо удавалось добиваться высоких резуль­татов, вы можете повторить их, войдя в то же самое умственное и физическое состояние, в котором нахо­дились тогда. Перед Олимпийскими играми 1984 го­да я работал с Майклом О'Брайеном, пловцом, кото­рый выступал на дистанции 1500 метров вольным стилем. Он усиленно тренировался, но чувствовал, что не достигает той спортивной формы, которая позволи­ла бы ему рассчитывать на успех. Он ощущал в себе целый ряд внутренних барьеров, и ему казалось, что они ограничивают его возможности. Майкл считал, что не может претендовать на первое место, и рассчитывал на бронзовую или, в лучшем случае, на серебряную медаль. Его соперник Джордж Дикарло несколько раз выигрывал у Майкла.

Я провел с Майклом полтора часа и помог ему смо­делировать собственное состояние пикового результата, то есть понять, как он создавал продуктивные физиоло­гические условия организма, о чем он думал, что гово­рил себе на одном из соревнований, на котором он побе­дил Джорджа Дикарло. Мы реконструировали все умственные и физические действия, которые он совер­шал тогда, когда выигрывал заплывы. Мы выстроили эти действия в цепочку вплоть до выстрела стартового пистолета. Я узнал, что накануне победы над Джорд­жем Дикарло он перед заплывом слушал Хью Льюиса и программу новостей. Поэтому я включил в цепочку даже это прослушивание. И в день олимпийского фи­нального заплыва он делал все точно так же, совершал те же действия, что и в тот день, когда победил, — даже Хью Льюиса прослушал. И он победил Джорджа Ди-карло и выиграл золотую медаль, опередив соперника на целых шесть секунд.


Вы видели когда-нибудь фильм «Поля, где гуляет смерть»? Там есть потрясающая сцена, которую я ни­когда не забуду: мальчик двенадцати — тринадцати лет, который живет среди абсолютного хаоса и разруше­ния, находясь в состоянии полной безысходности, хва­тает пулемет и начинает стрелять в кого-то вдалеке. Это ужасная сцена. Как вы думаете, что может дове­сти двенадцатилетнего ребенка до такого состояния, чтобы он сделал подобное? Этому способствовали два фактора: во-первых, он был в состоянии такой фруст­рации, что сознание вычерпалось в нем до самого дна и его личность была полностью опустошена. Во-вто­рых, этот мальчик жил в обстановке, насквозь пропи­танной войной и разрушением, поэтому схватить пуле­мет было самой естественной реакцией в таком состоянии. Он видел, как это постоянно делают дру­гие, и, не задумываясь, сделал то же самое. Это ужас­ный негативный опыт. Нужно заставлять себя кон­центрироваться на более положительных состояниях. Понятно, что все то, что мы можем сделать в одном состоянии, совершенно невозможно для нас в другом, будь то добро или зло. Я постоянно подчеркиваю это снова и снова, пытаясь прочно внушить вам: поведе­ние людей определяется тем состоянием, в котором они находятся. То, как человек реагирует на события и предметы в этом конкретном состоянии, основано на его модели мира, то есть на накопленном опыте нейро-физиологических стратегий. Я не смог бы помочь Майк­лу О'Брайену выиграть олимпийскую золотую медаль, если бы он сам не стремился к этому и не накопил за всю свою жизнь достаточное количество стратегий, мы­шечных реакций и т. д. Все, что я смог сделать, это найти для него то состояние, в котором он смог наибо­лее эффективно мобилизовать все свои ресурсы, свои стратегии успеха, и привести их в действие в минуты решающего старта.

Большинство людей не предпринимает активных осознанных усилий по управлению своими состояния­ми. Они просыпаются утром либо подавленными, либо полными энергии. Хорошие новости возвышают их, плохие — бросают в бездну. Одним из различий между людьми в любой сфере деятельности является то, на­сколько эффективно они руководят своими ресурсами. Наиболее явственно это проявляется в спорте. Нет спортсменов, которые побеждали бы всегда, но есть от­дельные выдающиеся атлеты, которые обладают спо­собностью приводить себя в активное, продуктивное со­стояние почти по команде, умея всегда подняться над обстоятельствами. Почему Реджи Джексон выиграл все последние забеги? Как удается Ларри Берду или Джер­ри Уэсту вырабатывать в себе устойчивую способность забрасывать все решающие мячи на последних мину­тах матчей? Дело в том, что им удается мобилизовать все лучшее в себе именно тогда, когда это нужно, когда ставки наиболее высоки.

Изменение состояния — вот, что нужно большинст­ву людей. Они стремятся к счастью, радости, экстазу и уравновешенности. Они хотят душевного покоя или избавления от тех состояний, которые им не по душе. Например, они чувствуют себя подавленными, разо­зленными, огорченными, скучающими. Что делает при этом большинство людей? Как правило, они включа­ют телевизор, чтобы получить новые впечатления для формирования своих новых представлений. Они смот­рят на экран и смеются. Они потихоньку выходят из своего подавленного состояния. Одни выходят из до­ма, отправляются куда-нибудь поужинать, выкуривают сигарету или напиваются. Другие, с более положи­тельным настроем, отправляются в спортзал. Одно пло­хо у большинства таких подходов — полученные в результате состояния непродолжительны. Когда за­канчивается телепередача, человек снова погружается в то же самое мрачное представление о своей жизни. Грустные мысли и тяжелые чувства возвращаются к нему после вкусного ужина или наутро после выпивки. Вот та цена, которую приходится платить за временную перемену состояния. Эта книга научит вас тому, как радикально менять свои внутренние представления и физиологические состояния без внешних средств, ко­торые часто создают дополнительные проблемы. Для чего люди используют алкоголь и наркотики? Совсем не потому, что им нравится дырявить иглами свои ве­ны, а потому, что им нравится состояние эйфории, но они не знают, как по-другому привести себя в такое состояние. Мне доводилось наблюдать детей, которые были уже законченными наркоманами, но бросили эту вредную привычку после прогулки босиком по раска­ленным углям, потому что им давалась более совер­шенная и элегантная модель достижения понравив­шегося им состояния. Один парень, который сидел на героиновой игле более шести с половиной лет, прошел босиком по углям и сказал: «Всё, с наркотиками по­кончено. Я никогда не испытывал от иглы ничего по­хожего на то, что я почувствовал, перейдя на другую сторону костра».


Это совсем не означает, что ему теперь придется ре­гулярно ходить по раскаленным углям. Он просто впер­вые получил доступ к этому новому состоянию. Сделав что-то такое, что раньше он считал для себя совершенно невозможным, он выработал в себе новую модель пове­дения, которая теперь поможет ему чувствовать себя лучше. Люди, которые добились совершенства, знают, как включать в работу наиболее продуктивную часть сво­его мозга. Именно это отличает их от всех прочих. Са­мое важное, что вы должны запомнить из этой главы, — это то, что ваше нейрофизиологическое состояние — большая сила, и вы можете ею управлять. Вы не должны подчиняться воле обстоятельств, которые встречаются у вас на пути.

Существует еще один важный фактор, определяющий наши представления о жизни, фактор, который фильт­рует внешние впечатления мира. Он определяет те со­стояния, которые мы будем постоянно создавать в опре­деленных ситуациях. Его можно назвать величайшей силой. Давайте теперь исследуем, какую волшебную си­лу имеет над нами вера


Рождение совершенства вера

 

Человек — это то, во что он верит.

А. П. Чехов

В своей замечательной книге «Анатомия болезни» Норман Казинс рассказывает поучительную историю о Пабло Казальсе, одном из величайших музыкантов два­дцатого столетия. Это история о вере и возрождении, из которой мы все можем извлечь положительный урок.

Казинс рассказывает, как он познакомился с Казаль-сом незадолго до девяностолетия выдающегося виолон­челиста. Казинс вспоминает, что было больно смотреть на то, как этот старик начинает свой день. Он был на­столько слаб и разбит артритом, что не мог одеться без посторонней помощи. Эмфизема легких затрудняла ды­хание. Он передвигался с палочкой, сгорбленный, вытя­нув вперед тощую шею. Руки у него распухли, пальцы скрючились. Он выглядел очень старым и чрезвычайно усталым человеком.

Прежде чем сесть завтракать, он подошел к форте­пиано, одному из тех инструментов, которыми владел мастерски. С огромным трудом опустился на стул перед инструментом. Казалось, ему стоит колоссальных усилий поднести свои скрюченные, распухшие пальцы к клавиатуре.

А затем произошло чудо. Внезапно Казальс полно­стью преобразился прямо на глазах у Казинса. Он во­шел в продуктивное творческое состояние, при этом вся его физиология изменилась настолько, что он начал дви­гаться и играть, показывая такое великолепное мастер­ство, которое трудно было ожидать даже от здорового, сильного и темпераментного пианиста. Как вспоминает Казинс, «пальцы медленно выпрямились и потянулись к клавишам с такой легкостью и нежностью, как голов­ки цветов тянутся к солнцу. Спина выпрямилась, каза­лось, он стал дышать легко и свободно». Сама мысль о том, что он сейчас будет играть на фортепиано, полно­стью изменила все его внутреннее состояние и все его существо. Казальс начал с произведения Баха, играя с большим чувством, но сдержанно. После этого он сыг­рал концерт Брамса, при этом казалось, что его пальцы буквально летают над клавишами. «Впечатление было такое, словно все его тело слилось с музыкой, — пишет Казинс. — И не было больше закрепощенного и сгорб­ленного старика, грация и страсть полностью вытесни­ли из него весь артрит». В тот момент, когда он выхо­дил из-за фортепиано, казалось, это совершенно другой человек, отличный от того, что садился играть. Он стал стройнее и казался выше, он уже мог ходить без палоч­ки. Он быстро подошел к обеденному столу, с большим удовольствием съел свой завтрак и отправился на про­гулку вдоль побережья.

Мы обычно думаем о вере как о религиозных или политических доктринах, и часто это действительно так. Но в более широком смысле вера — направляющий принцип, убежденность или страсть, которые могут при­дать жизни значение, смысл и ориентацию. Нам открываются разнообразные стимулы. Убеждения представ­ляют собой систему организованных фильтров для на­шего восприятия окружающего мира. Верования напо­минают командиров нашего мозга. Когда мы твердо верим в то, что нечто является истинным, мы даем ко­манду собственному мозгу, как представлять себе это «нечто». Казальс верил в музыку и искусство. Эта ве­ра вносила в его жизнь красоту, порядок и благородст­во, и эта вера ежедневно творила с ним чудо. Посколь­ку он верил в сверхъестественную силу искусства, он заряжался невероятной энергией. Собственные убеж­дения ежедневно превращали его из усталого старика, в полного энергии и жизни, гения. В каком-то смысле вера поддерживала в нем жизнь.

Джон Стюарт Милль написал: «Один человек с твер­дой верой равен по силе девяноста девяти другим, у которых есть только интересы». Именно поэтому мож­но сказать, что вера открывает для каждого путь к со­вершенству. Вера командует нашей нервной системой. Когда вы верите, что нечто существует, вы буквально переводите себя в состояние, в котором оперируете этим «нечто» как действительно существующим. Если эф­фективно использовать свою веру, она может стать наи­более мощным источником создания добра в вашей жиз­ни. С другой стороны, такие верования, которые ограничивают ваши действия и мысли, могут стать чрез­вычайно разрушительными. Религия на протяжении всей истории человечества вдохновляла миллионы лю­дей и давала им силы совершать такое, о чем они не могли и помыслить. Вера помогает нам открыть в себе глубочайшие ресурсы и направить их на достижение нужных нам результатов.

Верования — и компас, и карты, которые ведут нас к целям и дают нам уверенность в том, что мы их достиг­нем. Люди, не обладающие верой и не выработавшие в себе способности применять ее, совершенно бессиль­ны. Они подобны лодке без руля и ветрил. Когда же у вас появляется вера, вы обретаете энергию для соверше­ния таких действий и создания для себя такого окру­жающего мира, в котором вы хотите жить. Вера помога­ет нам увидеть, чего мы хотим, и заряжает нас энергией для достижения этого.

По сути, в мире не существует более мощной силы, управляющей поведением человека, чем вера. В дейст­вительности вся история человечества является исто­рией веры. Люди, которые изменили ход истории — будь то Иисус Христос, Магомет, Коперник, Колумб, Эдисон или Эйнштейн, — были людьми, которые смог­ли изменить нашу веру. Поэтому для того, чтобы изме­нить свое поведение, нам, прежде всего надо изменить систему наших верований. Если мы с вами хотим мо­делировать совершенство, нам надо научиться моде­лировать верования и убеждения тех, кто уже достиг его.

Чем больше мы узнаем о человеческом поведении, тем больше убеждаемся в необычайной власти, которую имеет в нашей жизни вера. Часто эта власть опрокиды­вает системы логических построений насчет жизни, ко­торые уже имеются у большинства из нас. Даже на уровне физиологии верования (конгруэнтные внутренние представления и убеждения) контролируют нашу реальность. Не так давно было проведено интересное исследование среди больных шизофренией. У женщи­ны, страдающей раздвоением личности, обычно уровень сахара в крови не превышал нормы, но во время при­ступов шизофрении, когда она начинала верить, что боль­на диабетом, вся ее физиология изменялась настолько, что уровень сахара в крови поднимался до уровня, ха­рактерного для диабетиков. Ее вера становилась ее ре­альностью.

О фактах, подобных этому, говорят многочисленные опыты, в которых к человеку в состоянии гипнотиче­ского транса прикасались кусочком льда, уверяя его в том, что это кусок раскаленного металла. В результате в месте контакта появлялся ожог. Мы видим, что важна не реальность, а вера — прямые, безапелляционные ко­манды, посылаемые в нервную систему. А мозг просто делает то, что ему велят.

Большинство из нас знает, что такое эффект плацебо. Люди, которым говорят, что лекарство принесет им поль­зу, будут многократно ощущать эту пользу даже тогда, когда им будут давать пустые таблетки (плацебо), не имеющие никаких активных свойств. Норман Казинс, убедившийся на собственном опыте в силе веры в борьбе с собственной болезнью, делает вывод: «В лекарствах, не всегда есть необходимость. Вера в выздоровление изле­чивает чаще». Одно интересное исследование эффекта плацебо было проведено с группой пациентов с пробод­ной язвой. Они были разделены на две группы. Пациен­ты в первой группе были информированы о том, что им будут давать новое лекарство, которое приведет к полно­му излечению. Те, кто был во второй группе, получили информацию, что им будут давать экспериментальное новое лекарство, о свойствах которого пока известно очень мало. 70% больных в первой группе почувствовали зна­чительное улучшение состояния, и только 25% больных — во второй группе. В обоих случаях пациенты получали лекарства без медикаментозных свойств, то есть чистое плацебо. Единственное отличие, как вы видите, — раз­личные системы верований, которые были им внушены. Еще более впечатляют многочисленные наблюдения за людьми, которым давали лекарства с заведомо негатив­ным эффектом, но они не чувствовали никакого ухудше­ния здоровья, если им говорили, что лекарство даст поло­жительный результат.


Исследования, проведенные доктором Эндрю Уэй-лом, показали, что ощущения, которые испытывают нар­команы, почти полностью соответствуют их ожидани­ям. Он обнаружил, что мог успокоить человека, дав ему дозу амфетамина и сказав, что это успокаивающее, или стимулировать человека, дав ему барбитурат и сказав, что это стимулятор. «Все "волшебство" лекарств нахо­дится в мозгу пациента, а не в самом лекарстве», — сделал вывод Уэйл.

Во всех этих случаях единственной константой, ко­торая сильнее всего воздействовала на результаты, бы­ла вера, постоянный, конгруэнтный поток информации, поступающей в мозг и нервную систему. При всем его могуществе в этом процессе нет никакого таинства. Ве­ра — не что иное, как состояние, внутреннее представ­ление, которое управляет нашим поведением. Это мо­жет быть вдохновляющая вера в благоприятные возможности — вера в то, что мы можем преуспеть или добиться желаемого. Но это может быть и лишающая сил, угнетающая вера — вера в то, что у нас ничего не выйдет, что у нас есть четкие ограничения, которые не­возможно снять или преодолеть. Если вы верите в успех, у вас появятся силы и вдохновение для его достиже­ния. Если же ваша вера запрограмирована на неуда­чу, эти мысли неизбежно приведут вас к печальному опыту. Помните, когда вы говорите себе, что можете что-то сделать, и когда вы говорите, что у вас это не выйдет, в обоих случаях вы правы. Обе эти веры имеют силь­ную власть. Вопрос заключается в том, какой вере луч­ше следовать и как выработать в себе такую веру.

Дорога к совершенству начинается с осознания того, что наша вера — это наш выбор. Обычно мы так не думаем, тем не менее, выбор веры — сознательный вы­бор. Вы можете выбрать для себя такие убеждения, ко­торые будут ограничивать вас, а можете выбрать веру, которая будет вас поддерживать. Важно сделать такой выбор, который способствовал бы успеху и достижению желаемых результатов, и отбросить все, что тянет вас назад.

Самое большое заблуждение людей относительно ве­ры заключается в том, что они рассматривают ее как статичную, чисто интеллектуальную концепцию. Такое понимание расходится с понятием действий и резуль­татов. Ничто не может быть дальше от истины, чем та­кое убеждение. Веру нужно рассматривать как откры­тую дверь к совершенству именно потому, что в ней нет ничего отрешенного или статичного.

Именно наша вера определяет, какую часть потен­циала мы сможем запрячь в работу. Верования могут открывать или перекрывать поток свежих идей. Пред­ставьте себе следующую ситуацию. Кто-то просит вас: «Принеси, пожалуйста, соль». Вы идете в соседнюю ком­нату, думая про себя: «Я не знаю где она». Оглядыва­ясь кругом в течение нескольких минут, вы кричите: «Я ее не вижу». Тогда этот человек встает, приходит на кухню и берет соль с полочки, которая находится пря­мо перед вами, говоря при этом: «Посмотри, она прямо у тебя перед глазами. Если бы она была змеей, то ужа­лила бы тебя». Когда вы сказали: «Я ее не вижу», вы дали своему мозгу команду не видеть соль. В психоло­гии это называется схотомой. Помните, что любой чело­веческий опыт, все, что вы когда-либо говорили, видели, слышали, чувствовали, нюхали или пробовали на вкус, сохраняется в вашем мозгу. Когда вы говорите с убеж­дением, что чего-то не помните, вы абсолютно правы. Но когда вы с таким же убеждением говорите, что вы може­те что-то сделать, вы даете команду своей нервной систе­ме, и она открывает те каналы вашего мозга, которые потенциально содержат ту информацию, которая нуж­на вам для ответа или действия.

 

Они могут, потому что они считают, что могут.

Вергилий

Итак, что же такое вера? Это заранее организован­ная, построенная в виде определенной структуры систе­ма подходов к восприятию окружающего мира, кото­рая постоянно фильтрует нашу связь с самими собой. Откуда же берется вера? Почему у одних людей такие убеждения и верования, которые толкают их к успеху, в то время как у других такая вера, которая постоянно приводит их к поражению? Если мы хотим моделиро­вать такую веру, которая приведет нас к совершенству, то первое, что мы должны сделать, — выяснить, откуда эта вера берется.

Первый источник — окружающая среда. Вот где наиболее явственно можно проследить, как успех поро­ждает успех, а поражение — поражение. Самое ужас­ное в жизни в гетто — это не ежедневный страх и лише­ния. Люди могут смириться с этим. Настоящим кошмаром является то воздействие, которое оказывает такое окружение на верования и мечты человека. Если все, что вы видите кругом, — отчаяние, если все, что вы видите кругом, — несчастье, то очень трудно построить в себе такое внутреннее представление, которое вело бы к успеху. Как вы помните, в предыдущей главе мы гово­рили о том, что моделирование — это процесс, которым мы занимаемся постоянно. Если вы растете среди богат­ства и успеха, вам легче моделировать богатство и успех. Если же вы растете среди нищеты и отчаяния, откуда могут взяться ваши модели благоприятных возможно­стей? Альберт Эйнштейн говорил: «Немногие люди спо­собны спокойно выражать воззрения, отличные от пред­рассудков их социального окружения. Большинство людей не способны даже сформировать в себе такие убеждения». На одном из моих «продвинутых» курсов по моделированию я провожу со слушателями занятие, включающее работу с бездомными, которые живут на улицах больших городов. Мы приводим их в аудито­рию и пытаемся смоделировать их систему верований и умственных стратегий. Мы их кормим, окружаем лю­бовью и вниманием, а потом просим поделиться с нами историей своей жизни, как они чувствуют себя в своем нынешнем состоянии и что, по их убеждению, произой­дет с ними дальше. Затем мы сопоставляем их поведе­ние с поведением людей, которые, несмотря на большие физические или эмоциональные трагедии, сумели ра­дикально изменить свою жизнь.

На одном из последних семинаров мы расспраши­вали двадцативосьмилетнего нищего, здорового и силь­ного, явно неглупого, с приятной наружностью. Поче­му же он был столь несчастлив и жил на улице, в то время как У. Митчелл, у которого, по крайней мере, на первый взгляд, было гораздо меньше ресурсов для то­го, чтобы изменить свою жизнь, был столь счастлив? Дело в том, что Митчелл вырос в такой среде, которая давала ему примеры, модели людей, преодолевших ко­лоссальные трудности и обретших для себя жизнь, пол­ную радости. Этим он создавал внутри себя веру: «Я тоже так смогу». В отличие от него этот молодой чело­век (назовем его Джон) вырос в среде, где подобных моделей не существовало. Его мать была проститут­кой, отец попал в тюрьму за убийство. Когда Джону было восемь лет, отец приучил его к героину. Такая окружающая среда, безусловно, сыграла свою роль в формировании его системы верований, которая огра­ничивалась тем, чтобы выжить. Она также подсказы­вала средства для достижения этого: жить на улице, воровать, пытаться заглушить свою боль наркотиками. Он глубоко убежден, что люди всегда норовят обидеть и обмануть тебя, если ты зазевался, что никто ни­кого не любит и т. д. Мы работали с этим парнем це­лый вечер и сумели изменить его систему верований с помощью своих методик (подробно это будет рассмот­рено в главе 6). В результате в тот же вечер он порвал с наркотиками и со всей своей прошлой жизнью. Он начал работать и обрел множество друзей, живет сей­час в совершенно новом окружении с новыми убежде­ниями, добиваясь все новых и новых результатов.

Доктор Бенджамин Блум из Чикагского универси­тета, наблюдая за сотней самых выдающихся молодых спортсменов, музыкантов и ученых, с удивлением обна­ружил, что большинство из них в детстве не выказыва­ли никаких задатков гениальности.

Однако, получая внимание, мудрое руководство и под­держку, они начали развиваться сами. Убежденность в том, что они могут чего-то достичь, наступила прежде, чем проявились признаки большого таланта.

Окружающая среда может быть наиболее важным и очень сильным генератором веры и убеждений, но не единственным. Если бы это было не так, мы бы жили в статичном мире, где дети богатых знали бы только бо­гатство, а дети нищих никогда бы не вырывались из нищеты. Но мы видим и другие факторы, способствую­щие формированию веры.

События, мелкие или значительные, могут помочь формированию веры. В жизни каждого человека быва­ют события, которые остаются в памяти навечно. Где вы находились в тот день, когда был убит Джон Фиджеральд Кеннеди? Если вы взрослый человек, я уверен, что вы помните это до сих пор. Для многих людей это был день, кото­рый в значительной степени и навсегда изменил их ми­ровоззрение. Точно так же вы можете вспомнить мно­жество событий из своей собственной жизни, которые оказали на вас такое влияние, что сохранятся в вашей памяти навсегда. Это и есть тот опыт, который форми­рует систему верований, способных преобразить всю на­шу жизнь.

Когда мне было тринадцать лет, я уже начал задумываться, чем бы заняться в жизни, и решил, что буду спортивным репортером. Однажды я вычитал в газе­те, что в ближайшем книжном магазине Говард Коселл будет давать автографы купившим его новую книгу. И я подумал, что, если я хочу стать спортивным репор­тером, мне нужно начать брать интервью у профессио­налов. Почему бы не начать с самого верха? Я сбежал из школы, одолжил, у кого-то, диктофон и попросил мать подвезти меня к книжному магазину. Когда я туда приехал, господин Коселл уже собирался уходить. Я разволновался и запаниковал. Он был окру­жен толпой репортеров, каждый из которых хотел ус­лышать его заключительные комментарии и ответы на свои вопросы. Каким-то образом мне удалось пролезть под руками у нескольких репортеров и приблизиться к Коселлу. И сразу же скороговоркой я стал расска­зывать ему о том, чем занимаюсь, и что собираюсь де­лать, и попросил у него короткое эксклюзивное интер­вью. И тут, на виду у десятка ожидающих репортеров, Говард Коселл дал мне интервью. Этот опыт полно­стью изменил систему моих представлений о том, что возможно в жизни, о том, кто в жизни доступен, и о том, какое вознаграждение можно получить, открывая лю­дям, чего ты добиваешься. Благодаря поддержке Коселла я получил работу в ежедневной газете и сделал карьеру в этой области.

Третий источник формирования веры — знания. Непосредственный жизненный опыт — один из источ­ников знаний. Другие знания мы получаем из чтения, просмотра фильмов, наблюдения за окружающим ми­ром, запечатленным другими в произведениях искусства. Знания — один из самых могучих рычагов, позво­ляющих вырваться из оков неблагоприятной среды. Не­важно, насколько мрачен мир вокруг вас: если вы чита­ете о достижениях других, вы можете создать в себе систему верований, которая позволит и вам преуспеть. Доктор Роберт Кервин, чернокожий политолог, писал в «Нью-Йорк тайме» о том, как пример Джеки Робинсо­на, первого черного игрока в высшей лиге, полностью изменил всю его жизнь, когда он был подростком: «Я был вдохновлен тем, что принадлежу к той же расе, что и он; уровень моих ожиданий значительно возрос бла­годаря его примеру».

Четвертый способ формирования веры, в себя — опора на наши прошлые результаты. Самый надеж­ный способ поверить, что вы можете что-то сделать, — сделать это хотя бы раз. Если один раз вам сопутство­вал успех, гораздо легче сформировать в себе веру, что вы преуспеете снова. Я должен был подготовить пер­вый, черновой вариант этой книги менее чем за месяц, чтобы уложиться в сроки. Я не был уверен, что смогу. Но, когда я приступил к работе и стал писать по одной главе в день, я понял, что могу сделать это. И, преуспев однажды, я знал, что смогу сделать это снова. Я сумел создать в себе такую уверенность, которая позволила мне закончить книгу в срок.







Date: 2015-09-17; view: 277; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию