Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 18. Ученый герметизм
Герметическая философия как собрание теософско-оккультных текстов //-///ее. — «Популярный» и «ученый» герметизм. — Космогоническая картина и ступени эманации верховного ума — логоса. — Многомерный мир герметизма. Семь принципов организации Вселенной: принцип ментализма, подобия, вибрации, полярности, ритма, причины и следствий, пола. — Семь уровней бытия человека. — Кибалион о достижении высшего знания. — Аксиомы герметизма. — Оккультизм как оглашенное тайноведение. — Соотношение оккультизма, эзо-теризма, герметизма, теософии и мистики. На протяжении своей тысячелетней истории человечество хранило убеждение, что знания, в которых заключена подлинная мудрость, — это самые древние знания. Отыскивая их, как правило, вспоминают легендарное имя Гермеса Трисмегиста, представителя древнейшей и поражающей своими достижениями цивилизации Египта. Бог мудрости, письменности и счета, величайший бог Тот (он же древнегреческий бог Гермес и римский Меркурий) не входил в знаменитую эннеаду (девятку) богов, потому что отождествлял собой не природные, а духовные качества. Его называли «Мастером Мастеров», «первым интеллектуалом», создателем всей интеллектуальной жизни Египта. Открыть книгу Гермеса, содержащую в себе сведения всех наук, мечтали ученые мужи всех эпох. «Мир ждет повелителя света и знаний, Казалось, что он никогда не придет. Дорогу Гермеса мостят ожиданием...» — как бы урезонивая нетерпеливое стремление к обладанию высшим знанием, наставлял Мишель Нострадамус. Тому, кто может пользоваться тайными знаниями и символами, многое позволено видеть и при многом присутствовать. Ему дается неограниченная власть. В этом и состоит тайна Трисмегиста. Обращение Трисме-гист— «Трижды Величайший» объясняется тем, что он рассматривался как самый величайший из всех философов, самый величайший из всех жрецов и самый величайший из всех царей. Золотой жезл Гермеса был средоточием магической силы. Получил он жезл от Аполлона, им же и был научен искусству гадания. С жезлом в руках Гермес осуществлял важнейшие свои функции. Из наиболее знаменитых работ, приписываемых Тогу— Гермесу Трис-мегисту, известны «Изумрудная скрижаль» и «Божественный Поймандр» (пастух людей). Вторая книга «Божественного Поймандра», называемая «По-мандрес» (Видение), описывает метод, которым божественная мудрость впервые открылась Гермесу. «Видение» содержит изложение космологии Гермеса и секретные науки египтян о душе и культуре. Предполагалось, что в этом учении скрывалась совершенная форма Истины в разуме, что оно есть «Ея полная проекция, законченная и исчерпывающая реализация». Собрание теософско-оккультных текстов II—III вв. в форме диалогов, считавшихся откровениями Бога Гермеса, получило название герметической философии. Энциклопедические источники свидетельствуют, что они написаны в назидательно-проповеднической форме и представляют собой смесь гностических греческих, еврейских и египетских религиозных идей. Можно говорить о синкретичном характере доктрины герметизма, ибо в ней тесно переплелись способы философского, религиозного и на- учного осмысления мира. Исторические памятники древнеегипетского гер-метизма и позднейшая герметическая литература содержат и по сей день ценные для современного человека идеи. Ее мощный этический пафос может помочь успешно решать стоящие перед человечеством на рубеже третьего тысячелетия культурные задачи и жизненно значимые проблемы. Особый интерес к герметизму вспыхнул в России к началу XX в. Академическая египтология и литературные круги, представленные именами Гумилева, Белого, Волошина, обратили особое внимание на духовное и этическое наследие герметизма. Считается, что из всей герметической литературы, насчитывающей, как гласит предание, около 30 тысяч томов, подписанных Богом Тотом, до нас дошло 14 трактатов со следами более поздних комментариев. Центральной проблемой является проблема сотворения мира духом, к ней примыкает проблема падения души и ее избавление. Сочинения герметизма написаны на греческом, латинском, коптском и других языках. Герметизм подразделяется на «популярный» (III в. до н.э. — III в. н.э.), который включает в себя трактаты по астрологии, алхимии, магии и оккультным наукам, и «ученый» (II-III в. н.э.). В ученом герметизме содер-^жатся трактаты, в которых сталкиваются две противоречивые тенденции: оптимистически-пантеистическая (трактаты 5, 8, 9) и пессимистически-гностическая (трактаты 1, 4, 6, 7, 13), причем первый трактат, «Пой-мандр», представляет собой наиболее связное изложение герметизма. Ученый герметизм включает в себя теологию, космологию, антропологию, сотериологию (учение о спасении) и эсхатологию (учение о конце света). Таким образом, в герметизме можно обнаружить все важнейшие разделы, которые впоследствии найдут свою разработку в философии, отзвуки и частичное доказательство в науке. Существует также подразделение герметизма на «высокий» (теология, философия) и «низкий» (естественнонаучные произведения: магия, астрология» алхимия). К «высокому герметизму» относят «Герметический свод» (I—III, ГУ вв. н.э.), диалог «Асклепий» и др.1 Космогоническая картина, которую можно реконструировать в герметической философии, такова. В качестве начала признается божественный свет, или верховный ум. Затем появляется мрак (или материя), «страшный и угрюмый, скрученный спиралью и подобный змее». В результате первой эмаиаиии верховного ума-логоса происходит разделение естества на четыре элемента. Вторая эманация творит из огня и воздуха семь небесных сфер. Затем совокупными усилиями божества и логоса созидается весь космос. Третья эманация верховного ума — первочеловек — «антро-пос», соединением которого с природой объясняется происхождение человека. Поэтому человек двойственен, он бессмертен благодаря душе и уму, унаследованным от антропос. Но он также смертен, ибо обременен телом, полученным от дольней природы. После смерти душа проходит через семь небесных сфер и очищается, оставляя в каждой из них чужеродные наросты: влечение, кичливость, наглость, сребролюбие и т.д.2 Ссылки на эманацию как необходимую ступень созидания сущего говорят об энергийном характере герметизма. Эманация предполагает пере- ход от высшего к низшему. Сам термин означает выхождение или истечение. Мир помещается в творчески-текучее состояние. Энергия выражает внешним способом то, что является внутренним содержанием. Энергиям, преобразованный в учение об эманациях, как раз и обнаруживает новые и новые сферы мироздания. Божественный свет, взятый как изначальное, показывает, сколь сильна зрительная, световая сторона герметизма. Ум— дух (мышление) объединяется со светом. Видимо, отсюда и необходимость посвящения и процесс освещения. Свету и освещению противостоит мрак — грубая земная материя, тьма. Многомерный мир герметизма включает в себя семь принципов организации Вселенной и семь планов бытия человека. Первый принцип гласит: «Все есть мысль» — следовательно, Вселенная устроена разумно и именно разумность реализуется при взаимодействии всех планов бытия. Неразумие есть отклонение. Человеку надлежит учиться извлекать искру божественной мысли из любого предмета. Этот принцип назван принципом ментализма. Он объясняет действенную природу Энергии, Силы и Материи, а также то, что они подчиняются Мастерству Разума. Но если Вселенная есть мыслящая по своей природе Вселенная, тогда ментальная трансмутация в состоянии изменить как душевное состояние, так и условия Вселенной. Многие ученики и практики современной ментальной науки знают, что каждое материальное условие, зависящее от разума других людей, может быть изменено или преобразовано при условии сильного желания и изучения изменившихся условий жизни, желаемых данным лицом'. «Все» понимается как все то, что реально существует, как нечто бесконечное. Нет ничего, что могло бы поставить ему границу, ограничить его. Оно бесконечно во времени, повсюду витает и разлито в пространстве без прорывов и разрывов. Личностно значимое следствие данного герметического принципа формулируется следующим образом: не чувствуйте себя в опасности и ничего не бойтесь. Вы находитесь в Океане Бесконечного Разума Всего. Этот мир покоя, счастья и безопасности осуществится, когда мы в определенный момент его достигнем. Второй принцип — принцип подобия. Человек как микрокосм подобен макрокосму (Вселенной), он выражен формулой: «Что наверху, то внизу». Этот принцип позволяет преодолеть препятствия, которые скрывают от нас неизвестное. Он говорит о том, что всегда существуют соответствия между разными планами бытия. В объемном сочинении Агриппы «Philosophia occulta» известному принципу: «как высшее влияет на низшее, так и низшее влияет на высшее, только в меньшей степени», уделено значительное внимание. Здесь данный принцип получает дальнейшую разработку. Третий принцип— вибрации: «ничто не покоится, все движется или вибрирует». Чем выше уровень бытия, тем выше частота вибраций. Состояние озарения — самая интенсивнейшая из вибраций сознания, которая проявляется на столь высоких частотах, что внешне они воспринимают- ся как абсолютный покой и бездействие. Умение настроиться на нужную частоту дает возможность понять себя и изменить окружающее. «Тот, кто понимает принцип вибрации, тот схватил скипетр власти». Семь октав вибрации и дуга завета — действенные орудия герметиста — с такими пояснениями мы встречаемся в книге Э. Хейч «Посвящение». Согласно гер-метизму семь октав вибраций — это семь ступеней эволюции, среди которых материя (вещество), растительная жизнь, животная жизнь, человек. На пятой ступени располагается новый эффект эволюции — гений с присущей ему интуицией; затем следует пророк, обладающий мудростью и всеобъемлющей любовью; последняя и высшая стадия — Богочеловек. (В настоящее время считается, что во взаимодействие с тонкими уровнями материи можно войти посредством вибрационных движений. Такие вибрации осуществляет человек при дыхании, они производятся ритмическими ударами сердца. Известно, какую роль отводят процессу дыхания индийские йоги. Такой способ взаимодействия имеет отдаленную аналогию с физической теорией интерференции. В соответствии с ней, вибрации затухают по мере того, как удаляются от центра. Иногда случается, что вибрации одной природы, но различных периодов и направлений увеличиваются или уменьшаются по мере того, как увеличивается расстояние от центра потрясения.) Во вселенной действуют бесчисленные разновидности вибраций. Тела, различные по составу, имеют разные частоты вибраций и разные степени сопротивления. Четвертый принцип — полярности — указывает на то, что «все двойственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины — ни что иное, как полуистины.. Все парадоксы можно примирить». Принцип полярности объясняет, что у всего есть два полюса, два противоположных аспекта, которые можно классифицировать как положительный и отрицательный. Герметисты знают искусство трансформации в хорошее путем принципа полярности. Однако суть изменений заключается не в изменении природы одного предмета в природу другого, совершенно отличного, а просто в изменении уровня одного и того же предмета. Например, тепло легко преобразовать в холод, но невозможно изменить в громкость. Взаимно обращаемы Ненависть и Любовь, Страх и Мужество. Однако Страх нельзя преобразовать в Любовь. Душевные состояния разделяются на многочисленные классы, каждый из которых обладает своими полюсами противоположностей, по которым возможна трансмутация. Понимание этого принципа дает возможность изменять как свою полярность, так и чужую. Пятый принцип— закон ритма — тласиг: «Все течет, втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает — маятникооб-разное колебание проявляется во всем. Мере колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются». Полярные свойства во времени проявляются ритмически. Подъем — спад, действие — противодействие. Однако человек может научиться кататься на волнах ритма и уходить от неизменных и разрушительных его воздействий. Герметисты при- меняют мысленные законы нейтрализации. «Мастер герметиков поляризует себя в точке, где он желает покоиться, а затем нейтрализует различные колебания маятника, стремящегося увести его к другому полюсу»4. Шестой принцип — причины и следствия — подчеркивает: «Каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть ничто иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона». Результат, кажущийся случайным, есть на самом деле взаимопересечение неизвестных нам причинных рядов. Мастера подчиняются причинности высших типов, но они помогают править в своем собственном плане, они становятся источниками — вместо того чтобы быть следствиями. Седьмой принцип — пола — предлагает увидеть в полярностях либо активное, действующее мужское начало отдавания, либо пассивное, женское начало принятия. Мужское начало соответствует энергии, а женское — форме. «Пол во всем — все имеет свой Мужской и Женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях». Принцип пола всегда действует в направлении воссоздания и творчества. Семь уровней бытия человека в интерпретации философии герметизма включают в себя: 1) физическое тело — «ка» (инд. — рута); 2) эфирное тело, образованное жизненной энергией — «ба» (инд. — праной). Это энергетический двойник человека. Экстрасенсы могут видеть его как ауру, при специальных методах его можно сфотографировать. Считается, что ему соответствует стихия огня; 3) астральное тело, образованное нашими эмоциями, которые не являются чисто духовными, но имеют вибрационно-материаль-ный коррелят. Это «кхаба» — тень. Астральные тела образуют мир теней. Астральное тело может отделяться от человека, когда тот засыпает. Ему соответствует стихия воды; 4) ментальное тело, образованное нашими мыслями, составляющими самостоятельный живой организм, есть мир логических построений. Это — «апху» — душа (инд. — манас); 5) причинное, или каузальное, тело передает информацию в следующие воплощения души в виде неосознанных стремлений; оно также отвечает за все врожденные заболевания. Это — «сеп» (инд. — карма); 6) духовное, производящее смысл — «путах» (инд. — будхи), возможное лишь при наличии сознания и отражающее его жизнь. 7) атман — чистый дух, частица абсолюта, высший уровень сознания (египетское Атму)5. Видимо, в этом контексте можно понять одно из главных приписываемых Гермесу положений — так называемую формулу превращения телесного в бестелесное. Она гласит: «Если ты не лишишь тела их телесного состояния и если ты не преобразуешь тела в субстанции, лишенные телесности, то ты не достигнешь того, чего ожидаешь». Прислушавшись к мнению известного египтолога Уоллиса Баджа, можно датировать теорию о составляющих человека уровнях, или планах существования, периодом от доисторических захоронений до IV династии египтян. В ней «физическое тело называлось Хат — это слово обозначает то, чему присуще разложение. Именно Хат помещали в гробницу и предохраняли от разложения при помощи амулетов, магических церемоний, молитв и формул. С телом Хат особым образом было связано Ка, или «двойник» человека, его можно определить как абстрактную индивидуальность или личность, наделенную всеми атрибутами человека и способную существовать независимо от него. Ка могло по своему усмотрению свободно перемещаться по земле или беседовать с богами. Душа называлась Ба, но воззрения египтян в отношении Ба очень противоречивы. Ба часто изображается в виде сокола с головой человека. Считается, что по природе и веществу она была эфирной и способна была подниматься на небеса. Духовный разум, или дух человека, назывался Ху. Он имел вид сияющего, светящегося, неосязаемого образа его тела. Другая часть человеческой сущности, Сехем, была персонифицированной жизненной силой человека. А следующей составляющей человека была Хаибит, или «тень», которая всегда находится возле души. И наконец, Рен — имя человека, которому египтяне придавали очень большое значение, так как считали, что при его уничтожении и разрушении уничтожается и разрушается сама сущность человека. Имя (Рен) было тесно связано с индивидуальностью человека. Безымянное же существо не могло быть представлено Богам, и ни одна сотворенная вещь не могла существовать без имени»6. Строящаяся на знании о составляющих человека система совершенствования сознания начинается с подчинения тела духупутем специальных физических упражнений. Затем предполагается овладение энергией при помощи духовных упражнений, которые бы позволили перераспределять поток энергии, приходящей из Космоса. Следующая ступень предусматривает подчинение сознанию страстей, т.е. овладение астральным телом и обучение искусству останавливания мыслей. Затем следует управление ментальным телом, руководство деятельностью ума. Таким образом, под контролем разума оказываются: Символом этого состояния в Египте был крест. Четыре его конца соответствовали четырем стихиям, в центре же находился созерцающий разум. И именно он, дающий созерцающее безоценочное видение, признавался управляющим. В современных же системах воспитания ментальные и рациональные принципы признаются ведущими в ущерб синтетической целостности человека. Другая формула, также приписываемая Гермесу, есть магический призыв: «Вселенная, внимай голосу моему, земля, отверзнись: все множество вод, откройся предо мною! Деревья, не дрожите, я хочу его, который есть всеединый. Огверзнись, небо, и умолкните, ветры, всеми моими способностями восхваляю его, который есть всеединый». Может быть, призыв «Внимай голосу моему...» указывает на то, что наиболее сильным воздействием в герметизме наделялись слова. Звук путем резонансных вибраций отражался на тонком ментальном плане. Отсюда и сохранившееся изречение: «Слово сильнее оружия». Самым главным словом было имя главного египетского Бога— Амон (Амен), отсюда Аум (инд.), Аминь(хр.). Как свидетельствуют древние источники, при освящении магического гермесова кольца обращаются к солнцу, произнося следующую формулу: «Я — Тот, изобретший и создавший целебные средства и письмена Приди ко мне, ты, живущий под землей, великий дух! Если я не буду знать все, что таится в душах всех египтян, греков, сирийцев и эфиопов, всех народов и племен, если я не буду знать всего, что было и должно произойти, если я не получу объяснения об их обычаях, трудах и жизни, об их именах и именах их отцов и матерей, сестер и друзей, а также именах умерших, то я волью кровь черного в ухо собаки, лежащей в новом, не употреблявшемся сосуде; я положу это в новый котел и сожгу вместе с костями Озириса; громким голосом назову его, Озириса, который был в реке три дня и три ночи, который был вынесен в море течением реки»7. В такого рода обращениях и повелениях слышна угроза богам. Возникает форма теургии. Основное положение теургии можно сформулировать так: «Не боги нисходят к душе, обращающейся к ним с призывами и мольбами, но душа возвышается до богов». Собственными силами душа никогда не мо-. жет достичь того восторга, в котором она сливается с богами и получает' возможность видеть грядущее как настоящее. Достичь этого можно, только призывая богов. Молитва — средство, чтобы самому сравняться с богами. И влияние человека на богов заключается в том, чтобы сделать человеческую душу причастной высшей природе, а значит, и могуществу богов. Дар предсказания осуществляется посредством теургических one--раций. Теург, возвышая свою душу до равенства с богами, действительно достигает всего того, что он хочет. Здесь намечается весьма резко выраженное в средние века различие между теургией, действующей с помощью добрых духов, и гоецией — магией, сила которой от демонов. Именно поэтому ученые-магики средневековья избегали участия ведьм. К магическим средствам воздействия относилось также: - умение вызывать у себя яркие образы того, что должно произойти; - умение концентрировать волю; - умение уничтожать имя из памятника (ибо уничтожить имя означало уничтожить самого человека); - умение использовать коллективную энергию; - умение использовать амулеты и магические мази. Теперь понятно, почему в обращении к своему ученику Асклепию Гермес очень убедительно разъясняет, что герметическое учение является тайным и скрытым. Если мы займемся значением Человека в рамках интерпретации Арканов Таро, то уже в первом высшем Аркане Таро мы получим довольно стройную доктрину, богатую обилием интерпретаций. Первый высший Аркан позволяет охарактеризовать состав индивидуальности в сфере ее активности, в деятельности человека нам бросается в глаза великий би-нер дух — материя. Человек духовно живет в мире идей, но он также является существом физическим и материальным и реализует себя в мире материальных форм. При нейтрализации бинера дух — материя мы получим дух — энергия — материя. Двигаясь от идеи к предметам, мы получим идея — форма — предмет. На всех этих этапах и будет лежать печать индивидуальности. Промежуточный план при нейтрализации бинера (в одном случае это энергия, а в другом форма), называется астральным, а крайние — ментальным (дух, идея) и физическим (материя, предмет). Считается, что конденсацией астрала мы изменяем физические свойства. Все эти три плана взаимно проникают друг в друга, но могут быть рассмотрены в отдельности. В человеке различаются эти три основных компонента: Mens — дух; Aninia — душа; Corpus — тело. Когда человек занят умственным трудом, Mens и Anima в нем действеннее. Когда в человеке преобладает жизнь страстей или работа чистого воображения, самое деятельное начало — Anima. Mens человека считается определяющим душу. Душа, взяв в физическом плане элементы, доставленные родителями, сумела создать себе физическое тело. Она поддерживает функции этого тела, исправляя повреждения своей физической оболочки. Частное отражение трентала Рок— Провидение — Воля человечества в отдельном человеческом экземпляре приобретает вид Карма — Совесть — Воля человека. Проведение в жизни души человека выступает как совесть, которая освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего момента бинарий добро — зло. Воля человека определяет будущие события, но ограничена в выборе так называемой кармой. Карма понимается как общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души человека. Возможны следующие комбинации: 1. Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат — очищение Кармы. 2. Воля заодно с Кармой против Совести. Результат — видимые удачи в жизни при наличии отягощения Кармы. 3. Борьба Воли с Кармой без консультации Совести. Результат зависит от соотношения сил Воли и Кармы. 4. Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат — неудачи в жизни и отягощение Кармы8. Подборка основных герметических принципов и текстов о достижении высшего знания, переходящих от Учителя к Ученику, была известна как «Кибалион» (точное значение содержания этого термина было потеряно много веков назад). В «Кибалеоне» мы также встречаемся с выделенными принципами герметизма, сопровождаемыми наставительными замечаниями о достижении высшего знания. «Когда слышны шаги Мастера, откройте уши, подготовленные к его учению. Принципов истины Семь: тот, кто знает их (с пониманием), тот .обладает Магическим ключом, при прикосновении которого распахива-,ются все двери Храма. 1. Все есть мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ. 2. Тот, кто осознает Истину духовной (разумной) природы Вселенной, тот действительно продвинулся по пути к Мастерству. 3. Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху. 4. Ничто не покоится, все движется, все вибрирует. 5. Все двойственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины ничто иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить, 6. Все течет, втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает — маятникообразное колебание проявляется во всем. Мере колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются. 7. Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть ничто иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона. 8. Пол во всем — все имеет свой Мужской и Женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях». Приобретение Великого знания в «Кибалионе» описывается следующим образом: «Души можно преобразовать (трансмутировать) (так же, как металлы и элементы) из одного состояния в другое, от градации к градации, от условия к условию, от полюса к полюсу, от вибрации к вибрации. Истинное герметическое превращение является Искусством Разума». «Под и за Вселенной Времени, Пространства и Изменения всегда можно найти существенную Реальность (действительность) — основную истину». «То, что является Основной Истиной— Существенной Реальностью, выше любых имен, но мудрые люди называют ее Все». «По своей сущности это Все непознаваемо». «Но слова Разума должны быть приняты гостеприимно и изучены с уважением». «Всё есть бесконечно живущий, и разумно просветленные называют его духом». «Вселенная разумна — это вытекает из Всего». «Всё есть разум: Вселенная духовна». «Всё создает в своем Бесконечном Мозгу бесконечные миры, существующие эры (времена вечности) Времени — и все же для Всего создание, развитие, упадок и смерть миллионов Миров по времени подобны мгновению ока». «Бесконечный Разум Всего является чревом миров». «Внутри Отца — Матери Разума, смертного дети дома». «Нет никого ни без Отца, ни без Матери во Вселенной». «Полумудрецы, осознавая сравнительную нереальность Вселенной, воображают, что они могут игнорировать ее Законы — таковые являются самонадеянными и тщеславными глупцами, и они разбиваются о скалы и разрываются на части по причине их глупости. Истинно мудрые, осознавая природу Вселенной, используют закон против Закона, Высшее против низшего и посредством искусства алхимии преобразуют нежелательное в ценное, и таким образом, мастерство заключается не в ненормальных мечтах и видениях, не в фантастическом воображении, но в использовании Высших сил против низших, в уходе от более низших планов пути вибраций к высшим. Трансмутация, а не самонадеянное пренебрежение — это оружие Мастера»8. Аксиомы герметизма подчеркивают его систематичность и ясно выраженный этический характер. Их изложению предшествуют весьма полезные советы. «Обладание знанием, если оно не сопровождается проявлением и выражением в действии, схоже с накоплением драгоценных металлов — бесполезное и ненужное занятие. Знание, как и здоровье — предназначено к использованию. Закон пользы— всеобщий. И тот, кто преступает его — страдает по причине своего конфликта с естественными природными силами». 1. «Чтобы изменить свое настроение или душевное состояние, измените вашу вибрацию». 2 «Чтобы нарушить нежелаемую скорость душевной вибрации, пустите в действие принцип полярности и концентрируйтесь на полюсе, противоположном тому, который вы желаете подавить. Убейте нежелаемое, изменив его полярность». 3. «Душа, так же как металл и элементы, может трансмутироваться от состояния к состоянию, от уровня к уровню, от положения к положению, от полюса к полюсу, от вибрации к вибрации». 4. «Ритмы можно нейтрализовать применением искусства Поляризации». 5. «Ничто не избежит принципа Причины и Следствия, но существует множество планов Причинности, и можно использовать законы высшие для преодоления законов низших». 6. «Истинное Душевное Превращение является Искусством Разума»9. Ориентироваться в сложном здании герметической философии непросто. Есть существенные разногласия в значении употребляемых понятий и терминов. Е. Варшавский в работе, трактующей оккультизм как оглашенное тайноведение, предлагает следующую их иерархию11.
Существуют сведения, что впервые термин «оккультная философия» был употреблен в XVI в. Агриппой для обозначения совокупности воззрений и приемов, относящихся к области таинственных сил человека и окружающего его физического мира. Распространено понимание оккультизма (от лат. — тайный, сокровенный), согласно которому это слово является общим названием учений, владеющих способами общения со сверхъестественными силами и доступных только избранным и посвященным. В XIX в. термином воспользовались французские розенкрейцеры для обозначения своего движения в изучении загадочных сил и явлений физической и психической природы. Как соотносятся оккультизм, эзотеризм, герметизм, теософия и мистика? Считается, что западный оккультизм — он же герметизм — представляет собой любопытное сочетание египетского политеизма, иудейского и христианского монотеизма, а также греческого идеализма. Он предполагает три ступени посвящения: каббалистическое, магическое, алхимическое. Герметическая философия оказывается важнейшим истоком, питающим все здание оккультизма. Восточную ветвь оккультизма, вытекающую из систем индийской философии и адаптированную для европейского образа мышления, называют теософией, т.е. божественная мудрость или мудрость, которой обладают боги. Теософия как мистическое познание божественной мудрости исходит из мистического опыта и стремится изложить его в виде связной системы. В своем произведении «Раскрытая Изи-да» Е. Блаватская пытается доказать, что теософия есть внутренняя сущность, содержащаяся в религиозных, философских системах древности, в магии и спиритизме. Теософия, или богопознание, занимает промежуточное положение между популярным спиритизмом и научным оккультизмом. Она объясняет медиумические явления не вторжением духов в человеческий мир, а действием еще не известных нам естественных сил. Учрежденное Блаватской в 1875 г. Теософическое общество имело своей целью положить основу всеобщему братству, содействовать изучению древнейших произведений, особенно брамонской, буддийской и зороастриз-ской философии. Однако многим деятелям на пути познания божественной мудрости приходилось прибегать к обману. В этом видна беспомощность и наивная попытка защититься от акта неприятия и непризнания. Иногда обман свидетельствовал о таких же необычайных явлениях, как и те, на подтверждение которых он направлен. Например, массовые галлюцинации или гипноз, используемые при обмане как средства получения желаемого результата, есть также косвенные свидетельства существования скрытых сил и способностей. Мистика, в отличие от оккультизма, имеет духовную сферу приложения. Она направлена на общение с творцом, а не с творением, как в оккультизме. Если оккультизм активно-завоевателен, то мистика предполагает созерцательно-пассивную отрешенность. Оккультизм учит о скрытых силах природы и человека, мистика же направлена к углубленному постижению божественных основ мира, ощущения близости человека и Бога. В качестве цели мистика называет направленность на соединение с твор- цом, и доступна она не всем, а только одаренным, во-первых, и посвященным, во-вторых. По определению А. Швейцера, «мистика имеет место тогда, когда кто-либо почитает преодоленным разрыв между земным и неземным, временным и вечным, и все еще пребывая в земном и вечном, переживает свое вхождение в неземное и вечное»12. Примитивная мистика не достигла понятия об универсуме, она наивна. Восхождение в неземное и вечное осуществляется путем мистерии. Завершенная мистика получает развитие в культах Аттиса, Озириса, Митры. Путем посвящения и причащения человек обретает единство с Божеством. Вхождение в вечное осуществляется при помощи умозрения. В нем человек возвышается над обманом чувств. А. Швейцер считает, что умозрительная мистика есть общее достояние человечества и появляется везде, где человеческая мысль в высшем напряжении стремится постичь отношение личности к универсуму. Каковы психические характеристики состояния человека в завершенной мистике? Он возвышается над обманом чувств, приходит к различению между бытием и явлением, постигает материальное как способ проявления духовного. В преходящем прозревает вечное. Его покидают треволнения становящегося мира, он обретает покой, ощущает себя вечным в каждое мгновение. Мистическим путем достигается новое состояние человека. Иногда оно называется предвосхищением, иногда возрождением. Основная идея мистики: «Я переживаю себя как существо, освобожденное от этого чувственного, грешного, преходящего мира. Я — существо, принадлежащее миру преобразованному». Эзотеризм, в отличие от оккультизма, который носит открытый характер и выступает как оглашенное тайноведение, замкнут, боится профанации и избегает публичности. Эзотеризм связан с уровнем продвину-тости и одаренности и не всегда^ожет быть выражен в слове. В нем часто прибегают к притчам, аллегориям, мистическим представлениям. Соотношение оккультизма, эзотеризма, герметизма, теософии и мистики иллюстрирует следующая схема13.
В александрийских школах науки, которые получили название герметических, в III в. н.э. были квалифицированы на алхимию, астрологию и каббалу. О начале алхимии источники единогласно сообщают, называя ее отца— Гермеса Трисмегиста (трижды величайшего). Напомним, Гермес — греческое имя Тота, египетского Бога мудрости. От его имени происходит и название самой науки — герметическая. Он написал множество сочинений, одно из которых носило название Хена, откуда выводят слово «химия». Когда арабы поставили перед ним приставку al-, то получился термин «алхимия» — обозначение искусства златоделания. К алхимикам причислялись большинство древнегреческих философов: Фалес, Гераклит, Демокрит, Аристотель, Платон — хотя возможно, что их имена использовались для украшения этой науки. Более достоверные сведения относятся в персоне Демокрита. О нем известно, что он много путешествовал по Халдее и Египту и был посвящен в тайны египетской магии. Источники свидетельствуют, что он написал сочинение об окраске золота, серебра и камней. Из древних алхимиков известны имена Зосимы, Африкана (III в. н.э.), Синезия (Ув. н.э.). Относительно алхимических сочинений известно, что они содержали в себе не только одну алхимию, т.е. рецепты для превращения, но и заклинания и астрологические таблицы. По изначальной мысли Гермеса ртуть — мать всех металлов, сера — отец. Алхимия же, ищущая золото — солнце, познает также и человека, лед и пламень двойственной — небесно-земной — человеческой души. Алхимические превращения осуществляются на человеческом материале. В связи с этим важны старинные письмена — советы: «Дыши и надейся!», «Через себя, с собой и в себе». Можно говорить и о герметическом состоянии души, которая — в алхимической вечности, аннигилирующей от действительных соприкосновений с реальностью, и о меркурианском духе — как возможности необычайных превращений. Существуют еще свидетельства о магической таблице, так называемом Гермесовом инструменте, употреблявшемся для предсказания исхода болезни, которая, по словам позднейших алхимиков, дана Гермесом. Многие из христианских императоров, особенно римской эпохи, ревностно преследовали магию и приказывали сжигать все магические сочинения, какие только удавалось разыскать. Изучение тайного.герметического учения с опорой «а древнейшие тексты затруднено еще и в связи с существующим в истории религиозной культуры запретом, обусловленным установкой, что Гермес, как и некоторые другие боги, имея хтони-ческий, или земной, характер, также был связан с преисподней. На этом основании учителя церкви отождествляли его с торжеством адских сил, а любые свидетельства и упоминания о его учении уничтожались. ЛИТЕРА ТУРА 1 См.: Гермес Трисмегнст. М., 1998. С. 10. 2 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 112. 3 Кибалион.М, 1993.С. 16-17. 4 Там же. С. 13. 5 См.: НеМировскийЛ:М. Мистическая практика как способ познания. М., 1993. 6 Бадж Э. А. У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996. С. 137-139. 7 Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до наших дней. Киев, 1993. С. 107-108. 8 Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994. С. 31-32. 9 Кибалион. С. 24-26. 10 Там же. С. 75-76. 11 См.: Варшавский Е. Оккультизм — оглашенное тайноведение // Синтез мистических учений Запада и Востока. 1990. № 3. С. 162-166. п Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 244. 13 Варшавский Е. Указ. соч. С. 164-166. Date: 2015-09-17; view: 399; Нарушение авторских прав |