Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Употребление форм глагола





209. Проанализируйте употребление видов глаголов в данных предложениях. Устраните "видовой разнобой", исправьте предло­жения.

1. В целом по стране это дает большую экономию средств, облегчит процесс обработки металла. 2. Надо не только учиться читать, но и применить полученные знания на практике. 3. Основная задача высшей школы состоит в том, чтобы воспитывать студентов, вооружить их знаниями. 4. Надо помогать студентам расти в про­фессиональном отношении и проявить свои способности на практике. 5. Мы старательно закрепляли первые скром­ные успехи, стремились углубить и расширить их, повели организованную борьбу с недостатками. 6. Участники конференции поделились с коллегами опытом и брали на себя новые обязательства. 7. Проверить все данные опытов и описывать их оказалось невозможным.

210. Пользуясь словарем-справочником "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка", дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толко­вых словарях современного русского языка.

Акцентировать ¾ акцептовать, ассигновать ¾ ассигно­вывать, атаковать ¾ атаковывать, брезгать ¾ брезговать, видеться ¾ видаться, врезываться ¾ врезаться, выломать ¾ выломить, вылезать ¾ вылазить, достичь ¾ достигнуть, закаливаться ¾ закаляться, использовать ¾ использовывать, изготовлять ¾ изготавливать, локализовать ¾ локализировать, модернизовать ¾ модернизировать, нормали­зовать ¾ нормализировать, популяризовать ¾ популяри­зировать, стабилизовать ¾ стабилизировать, стандартизо­вать ¾ стандартизировать, терроризовать ¾ терроризиро­вать.

211. Приведите видовые пары к данным глаголам. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую ха­рактеристику.

Заготовить, закалить, изготовить, морализовать, запо­дозрить, обеспокоить, обусловить, опорожнить, опоро­чить, оспорить, подытожить, приурочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить.

212. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте выбор формы.

1. В чем вы меня заподазриваете? 2. Профессор в своей статье оспаривал мнение других исследователей и убедительно доказывал свою точку зрения. 3. Несколь­ко человек из семьи Дюпонов, стоящих во главе концер­на, решают судьбы людей, которые их на это не уполном...чивали. 4. В конце рабочего дня Никифоров обыч­но звонил Кате, и они усл...вливались о встрече. 5. Права участвовать в конкурсе удост...ивались лучшие воспитанники детского дома. 6. Результаты своих впечатлений о поездке он начал подыт...живать уже в поезде. 7. Мать всегда старалась приурочивать свой отпуск к школьным каникулам. 8. В Пушкине сосредот...чиваются лучшие стороны великой нации. 9. Нарушение пред­метной точности в художественной речи обусл...влива­ется тем, что художественное произведение не является зеркальным отражением реально происходящих событий.

213. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени от приведенных ниже глаголов. Дайте нор­мативно-стилистическую оценку встречающихся в речи вариан­тов. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица ед. ч., и укажите причины ее отсутствия.

Бороздить, бриться, брызгать, ваксить, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, мурлы­кать, мяукать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, рыскать, сыпать, трусить, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.

214. Определите семантические и стилистические оттенки выделенных глагольных форм.

1. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною (А. Пушкин). 2. И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок (М. Лермонтов). 3. Как будто бро­дильный сок брызжет из некоторых книг, опьяняет нас, заражает и заставляет браться за перо (К. Паустовский). 4.Но ползут по кругу стрелки, ¾ Время движется вперед (С. Маршак). 5. Является ли подобная тема каким-ни­будь научным открытием? Движет ли она вперед нашу науку? (Б. Лавренев). 6. Филинов попробовал отговорить его от рискованной ночной поездки по местам, где, воз­можно, рыщут разъезды противника (К. Седых). 7. Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди (А. Грибоедов). 8. По сторонам дороги колыхалась высокая тяжелая трава. Казалось, колыхает ее ветер, разлетающийся от грузовика (В. Солоухин). 9. Ты знаешь край, где все обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет (А.К. Толстой). 10. ¾ Зачем кулаком махаешь? ¾ все так же невозмутимо переспросил Шалимов (А. Гайдар). 11. Илья останавливается, вынимает платок и машет матери (Ю. Каказов). 12. Чуть заметно колыхаясь, под ногами, плоты плыли вперед (М Горький). 13. Глубоко под почвой кипела борьба, глухо колыша поверхность (Б. Лавренев). 14. Снова солнце искры мечет Над волной роскошно-алой (В. Брюсов). 15. На реке гукнул пароход, и крик его весело прокатился по воде, мечась между гранитными берегами (Б. Полевой). 16. ¾ Я бреду по улице, а впереди меня... едет на подводе сонный водовоз, за его спиной плескается в бочке вода (С. Тхоржевский). 17. Все кругом молчит; Лишь волны плещутся бушуя (А. Пушкин). 18. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной (А. Пушкин). 19. Плеща на стол, он наполнил свободный стакан (С. Сартаков). 20. ¾ Что вы тут мурлычете, лейтенант? ¾ спросил он неожиданно (В. Кочетов). 21. Когда я счастлив, я непре­менно мурлыкаю что-нибудь про себя (Ф. Достоевский). 22. Желтым и красных огнем полыхают вязы и клены в пойме, столетние вербы сыплют в реку желтые листья (Н. Лесков). 23. Подойдет праздник, ее берут и сыпят десятка по два ягодок в графин с водкой (Г. Марков). 24. И вот показались березы. Так сладок Отчизны дымок, Он щиплет глаза, появляются слезы И в горле сча­стливый комок (К Долматовский). 25. Сорок первый год, войны еще нет, она где-то далеко, а здесь еще мяучат кошки, продают бочковое пиво (А. Арбузов).

215. Выберите из заключенных в скобки глаголов наиболее подходящий по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1. Стрелки часов (двигаются ¾ движутся). 2. Револю­ции (двигают ¾ движут) историю. 3. Им (двигает ¾ дви­жет) чувство долга. 4. Последний звонок, поезд (двига­ется ¾ движется). 5. Поезд трогается, вагоны медленно (двигаются ¾ движутся) вдоль перрона. 6. С лица (ка­пает ¾ каплет) пот. 7. Над нами не (капает ¾ каплет). 8. Мать (мечется ¾ метается) по комнате. 9. Рыба (ме­чет ¾ метает) икру. 10. Девушка хорошо (мечет ¾ метает) диск. 11. Кто-то (машет ¾ махает) рукой. 12. Волки (ры­щут ¾ рыскают). 13. По деревне (рыщут ¾ рыскают) по­лицейские.

216. В данных предложениях устраните "временной разнобой". Исправьте ошибки.

1. Когда я уходила, женщина снова умоляет меня не упоминать ее имени. 2. Большое значение придавал Че­хов правильному и точному словоупотреблению. Он со­ветует избегать частых повторений одного и того же слова, так как повторяющиеся слова не только нарушают музыкальность фразы, но и притупляют силу эмоцио­нального воздействия на читателя и слушателя. 3. Боль­шинство студентов-отличников активно выступали на собрании, делились опытом своей работы, энергично критикуют недостатки, замеченные на факультете. 4. Ко­гда я дочитал до строк, где обрывается жизнь Давыдова, горькие слезы льются по лицу. Не верится, что его уби­ли. 5. На следующий день приходит к нам Анна Алексе­евна и рассказала все моим родителям.

217. Выберите из скобок подходящую форму глагола. Моти­вируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и различия между ними.

1. Из тюрьмы (бегал ¾ бежал) опасный преступник. 2. Мы познакомились с ним в поезде, когда я (ехал ¾ ез­дил) в Могилев. 3. Якупил эти книги, когда мы (шли ¾ ходили) в кино. 4. Было очень тихо, только внизу под горой разговаривали женщины. Они (шли ¾ ходили) на речку за водой. 5. Помните Крым в двадцать седьмом году? Осень. Старый Ливадийский парк. Я (шел ¾ ходил) в Ореанду. 6. Павлов решил внимательно осмотреть дом, изучить все пути к нему. Он осмотрел второй этаж, тре­тий, четвертый... (идти ¾ ходить) было трудно. 7. В сумке была найдена карта генерала с обозначением маршрута, по которому Сергей Иванович часто (шел ¾ ходил) пеш­ком от штаба до своего дома. 8. Из дома, занятого вра­гом, в нашу сторону (летели ¾ летали) зеленые ракеты. 9. Любопытную картину наблюдал я однажды в джунглях Центральной Африки, куда мы (ехали ¾ ездили) для охоты на диких слонов. 10. Наша машина (ехала ¾ езди­ла) по лесной дороге. Справа и слева непроходимой сте­лой стоял густой тропический лес. 11. Хорошо (бегать ¾ бежать) по дорожкам нового стадиона. 12. (Лететь ¾ летать) самолетом в такую погоду опасно. 13. Хотелось (бродить ¾ брести) по аллеям этого старого парка.

218. Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица единст­венного и множественного числа повелительного наклонения. Ука­жите возможные варианты и дайте их функционально-стилисти­ческую характеристику.

Ездить, ехать, поехать, уехать, вынуть, бежать, поло­жить, класть, лечь, захотеть, смочь; утаить, кроить, по­ить; почистить, испортить, морщить, корчить; вынести, выйти, выкупить; выкинуть, выбросить, выправить, высыпать; кончить, нянчить; уведомить, лакомиться, заку­порить.

219.Дайте нормативно-стилистическую характеристику выде­ленных форм глаголов. Укажите формы, принятые в современном литературном употреблении.

1. Мир озарен Полярною звездою, За окнами упругий снежный хруст. Ты поцелуя теплою водою Напой меня из приоткрытых уст (Л. Мартынов). 2. ¾Слышь, хозяин, не жалей Божью птичку в клетке, Заливай, пои гостей (А. Твардовский). 3. ¾ Фёкла, выдь! ¾ Куда это? ¾ Фёкла строго посмотрела на Елизара (В. Шукшин). 4. Не боли, ты, душа, отдохни от забот (И. Никитин). 5.Бессильно­му не смейся, И слабого обидеть не моги (И. Крылов). 6. Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою рус­ской рекой? (Н. Некрасов). 7. Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти ¾ так был бы деловой (А. Грибоедов). 8. ¾ Что скажешь? Подь поближе, что прикажешь? (А. Пушкин). 9. Потом медвяною росой Пче­лу-работницу напой (В. Жуковский). 10. Как ни крой, а швы наружу выйдут (пословица).

220. Замените в приведенных ниже предложениях глаголы, стоящие в повелительном наклонении, глаголами в условном на­клонении. Установите семантико-стилистические различия между данными и полученными предложениями.

1. Напиши письмо другу. 2. Поздравь сестру с празд­ником. 3. Займитесь английским языком. 4. Готовьтесь к каждому занятию. 5. Следите за своей речью. 6. Сходите сегодня в кино.

221. Определите семантико-стилистические различия между предложениями, данными слева и справа.

 

1. Ты б корму поискал по нивам, по лугам, чтоб с сиротами поделиться (И. Крылов).   Поищи ты корму по нивам, по лугам... Поищи корму по нивам, по лугам…
2.Барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то живет (А. Пушкин).   ... а я и позабыл, где Дуня-то живет.
3. Скоро светать будет, лег бы ты уснул (А. Горький).   Скоро светать будет, ляг ты усни
4. Поедем скорее! Поедем, пока не поздно (Р. Рождественский).   Едем скорее! Едем, пока не поздно.
5. ¾ Пойдемте! ¾ сказала Татьяна Петровна и повела Потапова в кухню.   ¾ Идемте! ¾ сказала Татьяна Петровна...
6. Ох, и попадись мне этот мальчишка под руку, то-то я бы с ним поговорила (А. Гайдар).   Если бы мне этот мальчишка попался под руку, я бы с ним поговорила.  

222. Пользуясь словарем-справочником "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка", дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных форм глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толковых словарях современного русского языка.

Брезгаю ¾ брезгую, вверг ¾ ввергнул, виснул ¾ вис, влечешь ¾ влекешь, вник ¾ вникнул, внимаю ¾ внемлю, выгляни ¾ выглянь, выдохся ¾ выдохнулся, выложи ¾ выложь, высыплешь ¾ высыпешь, достигнул ¾ достиг, машу ¾ махаю, нормализую ¾ нормализирую, обуслов­ливаю ¾ обуславливаю, помаши ¾ помахай, приурочи­вай ¾ приурачивай, сосредоточивай ¾ сосредотачивай, щиплю ¾ щипаю.

223. Образуйте от данных ниже глаголов формы прошедшего времени единственного числа. Отметьте глаголы, у которых фор­мы прошедшего времени в русском и белорусском языках не сов­падают.

Вянуть, завянуть, засохнуть, киснуть, крикнуть, лоп­нуть, мерзнуть, мокнуть, постигнуть, промокнуть, при­выкнуть, притихнуть, раскиснуть, сдохнуть, смолкнуть, сохнуть, стукнуть.

224. Исправьте предложения, укажите характер речевых ошибок.

1. Сообщалось, что в настоящее время каждые сутки задерживается 25 ¾30 водителей в нетрезвом состоянии. 2. В текущем году факультет организовывает курсы по­вышения квалификации учителей. 3. На прощание было нам сказано: "Передавайте директору от меня привет, если увидите". 4. В следующем году молочная ферма оснастится новым оборудованием. 5. Налажена связь, чистятся дороги и шоссе. 6. К жанру сказки Щедрин на протяжении всего своего творчества прибегнул неод­нократно, а особенно в 80-е годы, когда жанр сказок особенно ему импонировал. 7. Иссякнули малейшие возможности добиться положительного ответа. 8. Дач­ные поезда идут с этой станции ежедневно. 9. Содер­жание произведений публициста гармонически слито с яркой, запоминающей формой. 10. Словообразователь­ные расхождения белорусских и русских лексем нередко обуславливают разное грамматическое оформление су­ществительных одного рода в белорусском и русском языках.

Date: 2015-09-17; view: 1919; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию