Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экотеократия





В то же время во всем мире набирает силу и «зеленое» течение. Это движение за экологическое здоровье очень важно, оно являет­ся позитивным примером того, как простые люди во всем мире ведут за собой своих руководителей. Выдвижение экологии на пер­вый план как самого важного пункта в повестке дня в масштабах планеты стало следствием сенсационных катастроф — от Трехмиль­ного острова и Чернобыля до Бхопала и разлива нефти на Аляске. Очевидно, что еще больше таких катастроф нас ожидает впереди.

Индустриальное общество достигло своих крайних пределов, поскольку стало уже невозможно продолжать выбрасывать токсич­ные отходы на наши приусадебные участки, вырубать леса, сбра­сывать пенополистирольные отходы в океан, пробивать дыры в озоновом слое. Поэтому охватившее весь мир движение за охрану окружающей среды — это реакция на планетарный кризис и необ­ходимое условие выживания человечества.

Но и это движение тоже имеет некое антидемократическое обрамление. У него есть свои собственные сторонники и защитни­ки возврата к Темным веком. Некоторые из них готовы завладеть движением за охрану окружающей среды, преследуя свои личные политические или религиозные задачи.

Эти проблемы столь сложны и с ними так трудно справиться, что «зеленое» движение, вероятно, должно расколоться по мень­шей мере на четыре части4. Одна его часть по-прежнему будет ис­тинной моделью легальной, ненасильственной демократической деятельности. Однако, принимая во внимание целый ряд экологи­ческих кризисов и трагедий, второе его крыло, которое уже суще­ствует сейчас в зародышевой форме, вероятно, будет идти по пути от эковандализма до полномасштабного экотерроризма, чтобы до­биться осуществления своих требований.

Дальнейший раскол будет усиливать основную идеологичес­кую баталию, уже сейчас разделяющую экологическое движение. На одной стороне — те, кто способствует технологическому и эко­номическому прогрессу внутри точно определенных экологичес­ких требований. Не склонные отказываться от воображения и ра­зума, они верят в мощь человеческого интеллекта и потому — в


нашу способность разработать такие технологии, которые будут ограничиваться меньшим количеством ресурсов, меньше загряз­нять среду, превращать все отходы в средства, которые можно ис­пользовать повторно. Они настаивают на том, что сегодняшний кризис призывает нас к революционным переменам в способах организации экономики и технологии. Ориентированные на завт­рашний день, такие участники экологического движения образуют его основное русло.

Однако существуют и «фундаменталисты», как они сами себя называют, которые борются с ними за идеологический контроль над этим движением; они хотели бы ввергнуть человечество в до-технологические времена средневековья и аскетизма. Это «экотео­логи», и некоторые их взгляды весьма близки концепциям религи­озных экстремистов.

Экотеологи настаивают на том, что не существует никакого технологического решения проблем окружающей среды, поэтому мы должны вернуться в доиндустриальную эпоху бедности; эту перспективу они считают не бедствием, а благом.

В основополагающей серии статей, опубликованных в еже­квартальном периодическом издании «Новые перспективы» («New Perspectives Quarterly»), отчетливо представлены основные направ­ления такого рода дискуссий. Для этих мыслителей-ретроградов проблемы являются, в первую очередь, не экологическими, а религи­озными. Они хотят восстановить мир, пропитанный религией, како­го не существует на Западе со времен средневековья. Движение за охрану окружающей среды выступает здесь лишь как удобное сред­ство.

Эти люди сводят историю наших отношений с природой на уровень библейских аллегорий. Сначала был экологический Золо­той век, когда люди жили в гармонии с природой и поклонялись ей. Род человеческий выпал из этого «Эдема» с приходом индуст­риальной эры, во время которой «Дьявол» — технология — стал управлять делами людей. Сейчас мы должны перейти к новому «Раю» с более совершенными возможностями сохранения приро­ды и гармонии. Если этого не случится, мы окажемся перед лицом «Армагеддона».

Это наложение западной или, точнее, христианской притчи на гораздо более сложную историю наших отношений с природой

обычно для «экотеологов», которые идеализируют жизнь средне­вековой деревни.

Рудольф Баро, влиятельный теоретик «зеленого» движения, живущий сейчас в Западной Германии, совершенно ясно говорит, что то, что ему нужно, — «это не экология, а теология — рождение нового Золотого века, который культивирует... в человеке благо­родство».


Он обращается назад, в XIII век, и цитирует основателя не­мецкого мистицизма Майстера Экхарта, «который жил в разорен­ной в наше время долине Рейна» и который говорил нам, что все сотворенное имеет Бога внутри себя. Баро находит те же мысли в поэтических высказываниях Мехтильды Магдебургской, христи­анской мыслительницы XIII в., цитируя прекрасную строчку из ее стиха о том, что все создания — это «вспышка Божьей благодати».

Таким образом, экологическое спасение для него — это воп­рос религиозный, нечто такое, чего никогда не может дать безбож­ный мир секуляризма. Баро даже одобряет то замечание, которое сделал по поводу Горбачева аятолла Хомейни, сказавший, что со­ветскому лидеру, если он хочет решить проблемы Советского Со­юза, следовало бы надеяться на Аллаха, а не на экономические реформы.

Другой теоретик, Вольфганг Закс из Пенсильванского универ­ситета, нападает на Worldwatch институт, ведущий экологический исследовательский центр, за его «сугубо современную ориентацию» и не соглашается с Эймори Ловинс, активным борцом за сохране­ние природы, выступающим за более эффективное использование энергии; в то же время сам Закс хочет «хорошего домашнего хо­зяйства», нацеленного на добывание средств, необходимых для существования5.

Иван Иллич, один из наших социальных критиков, наиболее одаренный воображением, автор нескольких превосходных работ, касающихся экологической теории, выступает против и «управ­ленческого фашизма», и примитивного луддизма, направленного против всяческой машинизации и автоматизации. Однако он пред­лагает не что иное, как «сохранение устойчивого состояния без дальнейшего развития», — короче говоря, застой6.

Для Иллича состояние бедности является условием жизни че­ловека и должно приниматься как таковое; кому же в таком случае


нужно развитие? Новая система создания материальных благ, по его мнению, «инъецировала новую жизнь в то, что в противном случае было бы исчерпавшей себя логикой индустриализма». Ему не удается понять, что новая технологическая система, основан­ная на знании, на самом деле противоречит старой логике индуст­риализма во многих пунктах.

Аргументация Иллича также, в конечном счете, является тео­логической. «Бог был той схемой, которая соединила космос» в те времена, когда одно только поддержание своего существования счи­талось нормальным и естественным, — состояние, в которое нам следует вернуться. До тех пор, пока Бог управлял сознанием сред­невекового человека, человечество и природа находились в состо­янии равновесия. «Человек, агент неравновесного состояния», на­рушил этот баланс вследствие научно-технической революции. Иллич рассматривает концепцию «экосистемы, которая может быть отрегулирована научными методами благодаря механизму множе­ственных обратных связей», как некую западню и иллюзию. Со­вершенно ясно, что, по его мнению, возврат к миру аскетизма, в центре которого находится Господь Бог, был бы более желателен.

Теоэкологическая риторика содержит внутри себя нечто боль­шее, чем намек на христианское представление о возмездии. Как отметили писатели Линда Билмс и Марк Байфорд, теологически мыслящие «зеленые» настаивают на том, что «потребление — это грех», а деградация и упадок окружающей среды рассматриваются как «наказание за чрезмерную любовь к потреблению, отсутствие духовности, расточительность»7. Как в воскресной проповеди, под­разумевается, что мы должны «каяться и исправляться». Или же, хочется добавить, мы будем терпеть адские муки.


Вряд ли здесь уместно делать попытки разрешить те глубокие проблемы, которые подняты в экологических дебатах, столь же значительных в философском отношении, как и те, что обсуждались мыслителями просвещения на заре индустриальной эры. Важно, одна­ко, отметить совпадение взглядов экотеологов и сторонников фунда­менталистского возрождения с их глубокой враждебностью к свет­ской демократии.

Общее для тех и других подчеркивание абсолютного, вера в то, что, вероятно, нужны резкие ограничения индивидуального выбо­ра (для того чтобы сделать людей «моральными» или для того что-

бы «защитить окружающую среду»), указывают со всей очевидно­стью, что они ведут общее наступление на права человека. Дей­ствительно, многие экологи сами обеспокоены тем, что появляют­ся «зеленые аятоллы» или «экофашисты», навязывающие нам свой собственный вариант спасения. Так, Баро предостерегает, что «при глубоких кризисах гуманности всегда играет какую-то роль хариз­ма. Чем глубже кризис, тем темнее та харизматическая фигура, которая должна появиться... Будем мы иметь «зеленого» Адольфа или нет, это зависит... от того, насколько культурные перемены опередят будущий Чернобыль»8.

Можно восхищаться целостностью и творческими способнос­тями такого мыслителя, как Иллич, который, конечно же, сам не является фашистом, и все же понимать, сколь глубокое антиде­мократическое значение имеет его поиск абсолютного, постоян­ного, статического и священного. Критикуя экотеологов, фран­цузский социолог Ален Турэн предостерегает: «Если мы откажемся от здравого смысла во имя спасения от утраты озонового слоя, мы навлечем на себя «зеленый» фундаментализм, экотеократию по образцу аятоллы Хомейни»9.

Если такое беспокойство кажется чрезмерным, то имеет смысл вспомнить о молодежном движении 20-х годов, называвшемся «Wandervogel» («Перелетные птицы»), в Германии, где сегодня «зе­леное» движение является наиболее воинствующим. Участниками этого движения были хиппи и «зеленые» Веймарской республики, странствовавшие по сельской местности с рюкзаками и гитарами, украшавшие себя цветами, организовывавшие фестивали вроде Вуд­стокского, отличавшиеся возвышенными мыслями и проповедо­вавшие возврат к природе10.

Десять лет спустя к власти пришел Гитлер. Он тоже превозно­сил доиндустриальные ценности, рисуя нацистскую утопию таки­ми красками: «кузнец опять встанет у своей наковальни, крестья­нин будет идти за своим плугом». По словам профессора Стерн из лондонского университетского колледжа, Гитлер вызывал воспо­минания о «доиндустриальной сельской идиллии». Гитлеровские идеологи неустанно превозносили все «органическое», требовали хорошей физической подготовки, использовали биологические аналогии для оправдания самой отвратительной расовой ненавис­ти. «Сотни тысяч молодых людей прошли через молодежное дви-



жение, — пишет Джордж Мосс в книге «Кризис немецкой идеоло­гии», — и многие из них без особого труда смогли приспособиться к идеологической программе нацистов».

Можно ли в самом деле вообразить партию «неозеленых», с нарукавными повязками, офицерской портупеей и в высоких са­погах, намеревающихся навязать свой собственный взгляд на при­роду остальной части общества?

При нормальных условиях, конечно, нет. Но что будет, если условия станут «ненормальными»?

Рассмотрим, например, последствия какой-нибудь экологичес­кой катастрофы, похожей на бхопалскую, случившейся, скажем, в Сиэтле, Штутгарте или Шеффилде... и сопровождающейся немед­ленно следующим кризисом еще где-нибудь, в попытках облег­чить несчастье начинается замешательство и монструозная кор­рупция, и все это — среди криков фундаменталистов о том, что несчастье было послано Богом в наказание за «вседозволенность» и аморальность. Представьте, что все это происходит в период глу­бокого экономического спада. Вообразите привлекательного, уме­ющего хорошо выражать свои мысли «эко-Адольфа», который обе­щает не просто разрешить данный кризис, но и «очистить» общество материально, морально и политически, как только ему предоста­вят сверхконституционную власть.

Кое-что в сегодняшней экотеологической риторике имеет аб­сурдистский привкус, как это было и у прежнего Адольфа и его идеологов. Нацистские пропагандисты восторгались средними ве­ками (и особенно тем временем, когда Священная Римская импе­рия доминировала в Европе) как периодом, когда культура дос­тигла своей «высочайшей вершины»11.

Сегодня некий британский экологический «фунди», или фун­даменталист, пишет в своем письме в «Экономист», что «цели зе­леных «фунди», как и мои цели... — в том, чтобы вернуться в Ев­ропу, которая существовала в далеком прошлом... между падением Рима и Карлом Великим», где основной ячейкой общества «было сельское поселение, едва ли большее, чем деревушка... Единствен­ный путь для людей жить в гармонии с природой — это жить на уровне, дающем возможность выживания, и не более того»12.

Но экомедиевисты обычно не упоминают о политической цене. Они нечасто отмечают, что демократии, безусловно, не было в тех

буколических поселениях, которые они считают примером для подражания: деревни управлялись при помощи самого грубого пат­риархата, религиозного контроля над умами, феодального невеже­ства и грубой силы. Именно такой культурой восхищались нацис­ты. И не случайно, что период между падением Рима и расцветом правления Карла Великого вошел в историю как Темные века.

От экотеологов как таковых можно бы, вероятно, просто от­махнуться. Они занимают небольшое место в дальнем углу эколо­гического движения. Но было бы ошибкой смотреть на них как на изолированный или тривиальный феномен. Религиозное возрож­дение и «зеленое» движение подобны тем экстремистам, которые были бы рады отделаться от демократии. В своих крайних вариан­тах оба эти движения могут сливаться друг с другом в своем стрем­лении навязывать все новые и новые ограничения в отношении отдельного человека или общества во имя Господа Бога и «Зеле­ни». Оба эти движения вместе толкают человечество к установле­нию той власти, какая была в прошлом.







Date: 2015-09-17; view: 276; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию