Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приватизация шпионажа





Мы повсюду наблюдаем слияние сбора разведывательной ин­формации, осуществляемой по правительственной линии, и част­ной разведывательной деятельности в масштабах, прежде неведо­мых в капиталистической экономике.

Правительства и компании давно уже поддерживали отноше­ния друг с другом. Некоторые крупные фирмы с давних пор слу­жили «прикрытием» для правительственных разведчиков. Напри­мер, Bechtel Corporation, находящаяся в Сан-Франциско строительная фирма, которая имеет на сотни миллионов долларов контрактов на Среднем Востоке, предоставляла должности опера­тивникам ЦРУ. Взамен фирма получала от ЦРУ информацию, имевшую коммерческую ценность35.

Некогда американские торговые фирмы предоставляли «кры­шу» примерно двумстам работавшим за границей агентам спец­служб, выдавая их за своих сотрудников36. Компаниям возмеща­лись эти расходы. С другой стороны, в то время как во многих странах принято исходить из того, что деловые люди должны со­трудничать с разведорганами, и с этой целью на них даже может оказываться определенное давление, в Соединенных Штатах нет подобной практики. У американских коммерсантов, даже у тех,

кто связан с высокопоставленными зарубежными политиками, американская разведслужба никогда не требует отчета37.

Граница между государственным и частным шпионажем будет продолжать стираться. По мере развития многонациональных кор­пораций во многих из них были созданы собственные частные раз­ведывательные сети. Это равным образом относится и к европей­ским нефтяным компаниях или банкам, и к японским торговым фирмам, и к американским строительным фирмам. Конечно же, вполне вероятны контакты между разведывательными отделами фирм и государственными разведслужбами своей страны или же той страны, где разворачивается деятельность фирмы.

Помимо осуществления разведывательных операций за грани­цей, с недавних пор набирает размах так называемая конкурент­ная разведка в отечественной промышленности, о чем шла речь в 14-й главе. Хотя она обязана проводиться в рамках закона, зачас­тую она осуществляется пусть на простейшем уровне, но теми же методами и приемами, которые используют в своих операциях го­сударственные разведорганы. Возможности для неофициальных свя­зей с правительством возрастают, когда эти фирмы нанимают быв­ших шпионов и аналитиков, состоявших прежде на государственной службе.

Подобных инцестуальных взаимоотношений будет становить­ся все больше вследствие происходящей реструктуризации миро­вого бизнеса, что приводит к сложным межнациональным дело­вым альянсам. Компания, входящая в некий «стратегический альянс» с другой фирмой, может и не знать, что некоторые из ее партнерских операций фактически были шпионской деятельнос­тью, проводимой в интересах другого правительства. Или же дан­ное обстоятельство может заинтересовать ее, и тогда она станет требовать от государственной спецслужбы своей страны выяснить положение.

Происходящие изменения неизбежно приведут к вовлечению бывшей «частной» коммерческой деятельности в государственную сферу, к ее политизации, непрерывному потоку обвинений, вза­имных упреков, перетасовок и громких скандалов.

По мере преобразования деловых отношений на первый план выдвигается разведка, осуществляемая по индивидуальному зака­зу, а не массовый сбор разведывательных данных. Правительствен-


ных политических деятелей интересуют более конкретизирован­ные и точные сведения. Это требует сбора информации в соответ­ствии с требованием заказчика или, как минимум, ориентирован­ного на потребителя анализа информации.

Для удовлетворения нарастающих потребностей, особенно в сфере экономики, технологии и окружающей среды, необходима тщательно отобранная тактическая информация по столь широко­му кругу вопросов, что даже такие крупные поставщики информа­ции, как ЦРУ, будут не в состоянии подбирать, вводить в штат и оплачивать всех нужных специалистов. Поэтому разведывательные службы будут делать то, что подходит компаниям. Все большая часть работы станет производиться вне их рамок, а это разрушит вертикальную интеграцию, присущую разведывательной деятель­ности, ориентированной на массовое производство.

Разведывательные службы всегда делают определенную дого­ворную работу на стороне. Как ЦРУ, так и французская разведка нанимают гангстеров и мафиози для выполнения определенных заданий. Разведывательные службы нередко учреждают псевдофир­мы, подобные известной компании, поставлявшей «превосходные заграничные тренчи» («Foreign Excellent. Trench Coat Company»), которая использовалась в качестве прикрытия для разведыватель­ной сети «Красной капеллы» в работе против нацистов во время Второй мировой войны, или «частные» аэрокомпании ЦРУ, ис­пользовавшиеся во время вьетнамской войны. Вскоре разведчики в гораздо большей степени, чем раньше, будут вынуждены пола­гаться на независимых внешних поставщиков информации и кон­сультантов.

Начало этому процессу уже положено с появлением частных исследовательских бюро, специализирующихся во всех областях — от анализа политического риска до поисков технической инфор­мации. Фирма Business Environment Risk Information, расположен­ная в городе Лонг-Бич, штат Калифорния, иногда делала чудо­вищные промахи, но, например, в декабре 1980 г. сообщала своим подписчикам, что египетский президент Анвар Садат будет убит. Это произошло десять месяцев спустя. Она так же верно, за девять месяцев до события, предсказала вторжение Ирака в Иран. Еще в 1985 г., до того как начался бум в этой области, существовало де­сятка два подобных информационных бюро.

Большинство из них привлекало к сотрудничеству бывших крупных чиновников или агентов разведки. Наиболее известной является ассоциация Киссинджера, где в разное время работали бывший советник президента Буша по национальной безопаснос­ти Брент Скаукрофт, второе лицо в госдепартаменте Лоренс Игле­бургер, бывший глава министерства финансов Уильям Саймон и, конечно же, сам Генри Киссинджер, в прошлом советник прези­дента по вопросам национальной безопасности и государственный секретарь США. У руководства подобными фирмами обычно сто­ят люди, связанные с разведкой, вроде Уильяма Ф. Колби, бывше­го шефа ЦРУ, который, выйдя в отставку, основал в Вашингтоне собственное агентство. Колби говорил: «Экспертный бизнес во многом схож с занятием разведкой».

Частные разведывательные фирмы способны составлять кон­куренцию государственным органам, они в состоянии привлекать к работе лучших профессионалов, предлагая лучшие условия, чем государственная служба, они могут браться за решение задач, для которых обычно плохо годятся крупные бюрократические разве­дывательные организации.

Таким образом, мы можем наблюдать все более тесное объе­динение или взаимопроникновение коммерческой и государствен­ной разведывательной деятельности.

НОВАЯ РОЛЬ «ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА»

И все же гораздо более впечатляющим явлением, когда речь заходит о всевозрастающей «приватизации» разведки, можно счи­тать то, что в значительной степени это относится к происходяще­му в космосе, а не на Земле. Пять стран — Соединенные Штаты, Франция, Япония, Индия и даже Советский Союз — теперь торгу­ют данными, собранными благодаря их космическим спутникам38.

Начало этому процессу было положено в 1972 г., когда НАСА запустила первый искусственный спутник «Ландсат» для граждан­ских целей. Теперь на орбите работают два таких аппарата — «Лан­дсат-3» и «Ландсат-4», а вскоре будет запущен и еще один. Нахо-


дясь на расстоянии 438 миль от земной поверхности, спутники передают данные, которые используются для разработки полезных ископаемых, прогнозирования урожая, развития лесного хозяйства и использования других природных ресурсов.

Информация со спутников поступает в 15 стран мира, каждая из которых, заплатив годовой взнос в размере 600 000 долларов, получает непрерывный поток цифровых изображений. Некоторые из них имеют военное значение. Так, министерство обороны США само является покупателем передаваемых со спутников данных. «Ландсаты» также используются японскими военными кругами, про­являющими пристальное внимание к Восточной Сибири. В 1984 г. американский ученый Джон Миллер из университета Аляски с помощью сделанных с «Ландсата» фотографий смог обнаружить проводимые Советским Союзом испытания, где проверялась воз­можность запуска ядерных ракет с находящихся под арктическим льдом подводных лодок.

21 февраля 1986 г. французы запустили искусственный спут­ник Земли «SPOT» и стали конкурентами американского «Ландса­та». Отныне не только ученые, специалисты, но и широкая публи­ка могла располагать информацией как военного, так и промышленного характера относительно любого места земного шара. Американская и советская монополии в области получения из космоса информации потерпели провал39.

Несмотря на то что изображения, передаваемые «SPOT» и «Лан­дсатом», главным образом подходят для военных целей, от этого есть и другая польза. Правительства, не имеющие собственных спутников, выступают покупателями таких коммерчески пригод­ных военных разведывательных данных.

А что более важно, заказчики могут теперь покупать изобра­жения и другие данные у нескольких поставщиков, объединять их и загружать информацию в компьютер, обрабатывать ее и полу­чать заключения гораздо более ценные, чем если бы использовал­ся только один источник.

Действительно, этой отрасли, занятой обработкой данных, по­лученных с космических объектов, обеспечено процветание. Это относится и к Институту исследований природной среды в Мичи­гане, к Саудовскому центру дистанционного контроля в Эр-Рияде и Институту космических исследований в Сан-Паулу. В Атланте

есть одна фирма, называемая ERDAS, Inc., которая создает про­граммы для подобных «обработчиков», и их в мире насчитывается две сотни40.

Быть может, лучшим примером демонополизации разведыва­тельных данных является деятельность расположенной в Стокгольме Сети космической массовой информации (Space Media Network), которая покупает данные, передаваемые «SPOT» и «Ландсат». об­рабатывает их на своих компьютерах и получает изображения, ко­торые передает в мировую периодическую печать. Оставляя в сто­роне разведывательный аспект своей деятельности, проспект данной организации описывает ее как сообщения о «любой части мира, на которую наложен запрет или куда ограничен обычный доступ, будь то закрытые границы, важные военные объекты, чрезвычайные ситуации и катастрофы».

Эта организация предавала гласности секретные советские подготовительные работы для «челночной» космической програм­мы в Тюратаме, данные о гигантском советском лазере, который может стать частью противоракетной системы, монтажные пло­щадки для китайских ракет в Саудовской Аравии, строительство пакистанского ядерного объекта в Кагуте и непрерывное наблюде­ние за Персидским заливом во время военного противостояния в

этом регионе41.

Письмена не на стене, а на небе. Процесс демонополизации космической разведки будет продолжаться по мере появления спут­ников других стран и дополнительных компьютерных технологий. Над созданием собственного искусственного спутника Земли ра­ботают такие страны, как Ирак и Бразилия. Другие, включая Еги­пет и Аргентину, развивают ракетную технику, совместный бра­зильско-китайский проект Inscom предполагает запуск бразильского спутника ноу-хау с помощью китайской ракеты-носителя42.

То, что некогда было доступным только сверхдержавам и их разведкам, становится все более доступно меньшим странам и, в той же мере, частным пользователям и мировым средствам массо­вой информации.

И в этой связи средства массовой информации сами становят­ся главным конкурентом поставщикам разведывательных данных. Вот что говорил бывший высокопоставленный чиновник амери­канского правительства: «Когда я вступил в должность, то первое


время был во власти «мистической секретности», мне все каза­лось, что если какой-либо документ относится к разряду секрет­ных, в нем содержатся сведения чрезвычайной важности. Однако вскоре я обнаружил, что часто читаю то, с чем уже предварительно ознакомился по публикациям в «Файнэншл тайме». Шпиона спо­собна подкосить и оперативная, мгновенная реакция телевидения». Продолжающаяся приватизация разведки и распространение добытых ею разведывательных данных на множество средств мас­совой информации будут вынуждать шпионов-профессионалов за­ниматься реструктуризацией своей деятельности, как это должны были сделать многие корпоративные главы исполнительной влас­ти. К тому же разведывательная деятельность вынуждена приспо­сабливаться к новой мировой системе производства материальных благ. Но тут шпионаж сталкивается с такими проблемами, кото­рых нет в других отраслях.

Date: 2015-09-17; view: 229; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию