Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обмен секретами





Все эти компании представляют собой часть огромного ин­формационного рынка. Частью всякой индустриальной экономи­ки является продажа товара или услуг, но не «конечным потреби­телям», а происходящая между дельцами. Так и шпионы давно торгуют друг с другом.

Английский разведчик Эдвард Глейхен в самом начале XX в. изучал военные укрепления в Марокко, порой при доброжелатель­ном участии местного населения, которое, как он писал, «помога­ло ему проводить «съемки» под углом и с откосов». Эта информа­ция позднее была передана французам, которые занялись «укрощением туземцев»! Осталось неизвестным, что взамен по-

лучили англичане, но подобный тип сделок и бартера, как это оп­ределял Адам Смит, не только широко ведется тайным образом, но и набирает размах.

Подобно ныне существующим международным корпораци­ям разведывательные организации образуют консорциумы или объединения. Еще в 1947 г. секретный договор ЮКЮСА связал Агентство национальной безопасности США, английские спецслужбы и разведорганы Канады, Австралии и Новой Зеландии. Позже к этому пакту присоединилось НАТО. (Однако после 1986 г. Новая Зеландия была исключена из соглашения, предусматри­вающего обмен секретной информацией, за то, что она запрети­ла американским кораблям с ядерным вооружением заходить в свои порты.)15 Члены этого консорциума поддерживают не осо­бо прочные связи, делясь друг с другом информацией и дезин­формацией, обвиняя друг друга в утечке секретных сведений, внедрении в их ряды вражеских агентов или утаивании отдель­ных данных.

Другой крупный мировой разведывательный консорциум су­ществовал с конца Второй мировой войны и до 90-х годов и, разу­меется, контролировался Москвой, туда входило большинство стран Восточной Европы, а также Куба и Северный Вьетнам.

Существовавшие в нем взаимоотношения может проиллюст­рировать случай с Джеймсом Д. Харпером, вышедшим на пенсию инженером-электриком из Калифорнии, жена которого работала в оборонной промышленности на фирме Systems Control. За 250 000 долларов Харпер продал большое количество документации фирмы Здзиславу Пшиходзеню, выдававшему себя за служащего польско­го министерства машиностроения, а в действительности являвше­муся агентом польской службы безопасности.

Документы, относившиеся к системе противоракетной оборо­ны США, были быстро переправлены в Варшаву, разобраны, ско­пированы, а затем переданы офицерам КГБ. Говорят, КГБ тут же выдал плановое задание спутниковым службам16.

Схожие случаи многократно повторялись с разведывательны­ми службами Восточной Германии, Болгарии, Венгрии и Румы­нии, когда Восточная Европа находилась под властью Москвы.


Несмотря на то что все эти страны проводили разведработу в сво­их собственных интересах, они были теснейшим образом связаны с Советским Союзом, и это явилось причиной того, что даже пос­ле свержения в них коммунистических правительств такое сотруд­ничество какое-то время продолжалось.

Но не все страны вошли в эти два больших разведывательных лагеря. А потому они ведут торговлю только друг с другом. Многие из них связаны взаимоотношениями покупателя и продавца. В большинстве стран, когда меняется режим или к власти приходит другая партия, одним из важнейших вопросов (никогда не обсуж­даемых публично) становится выбор «продавца информации» или «оптового поставщика».

Хорошим примером может послужить президент Рауль Аль­фонсин, который возглавил первое демократическое правитель­ство в Аргентине после падения режима военной хунты. В 1985 г. члены его гражданского правительства дебатировали данную про­блему. Главными поставщиками, с которыми Аргентина могла за­вязать взаимоотношения, были ЦРУ, разведслужбы Франции и Англии и израильский Моссад. По условиям сделки аргентинские шпионы могли бы поставлять партнеру информацию о некоторых странах, а взамен получать поток сведений о странах, которые ар­гентинская разведка не могла охватить или же где ее агенты не добились успеха.

Англия сразу же отпадала, поскольку совсем недавно между ней и Аргентиной был вооруженный конфликт из-за Фолкленд­ских (Мальвинских) островов. Может быть, ЦРУ? Но у него были установлены отношения с прежним режимом в Буэнос-Айресе, да и в любом случае предпочтительнее было избегать обеих сверх­держав. Французы годились, но если у них были великолепные результаты работы в Африке, то на южноамериканском конти­ненте у них не было сильной позиции, а в конце концов основные интересы Аргентины были связаны именно с данным регионом. «Увы, — заметил один аргентинский чиновник, — проблема в сфере разведки заключается в том, что никогда не знаешь, с кем иметь дело»17.


Несомненно, что подобные вопросы дебатировались и во всех восточноевропейских странах, когда они освободились от зави-

симости от Москвы и занялись поисками новых партнеров в раз­ведывательной деятельности в Западной Европе и повсюду18.

Даже в Соединенных Штатах практика совместной разведыва­тельной деятельности меняется с приходом новой администрации. ЮАР, у которой нет собственных спутников, получала информа­цию о соседних африканских странах от Соединенных Штатов и Великобритании. Туда входили и сведения об Африканском наци­ональном конгрессе, главном оппозиционном движении черноко­жих в ЮАР. Президент Джимми Картер запретил всякий обмен данными, получаемыми американской разведкой, с ЮАР. А адми­нистрация Рейгана снова продолжила эту практику19.

Если когда-нибудь будет приоткрыта завеса над тайной исто­рией мировой разведки, то обнаружится прелюбопытное перепле­тение существовавших связей. Так, австралийцы работали в Чили под руководством ЦРУ по свержению правительства Альенде20. А французы, например, работали с португальцами и марокканцами21, румыны — с Организацией освобождения Палестины22. Советский Союз собирал информацию об израильских воздушных и морских операциях и передавал сведения Ливии. Израильтяне поставляли информацию в Соединенные Штаты23.

Возможно, самым удивительным примером сотрудничества стал состоявшийся в 1989 г. визит в США двух высокопоставленных работников КГБ — заместителя председателя Федора Щербака и руководителя антитеррористических операций Валентина Звезден­кова, они были приняты бывшим тогда руководителем ЦРУ Уиль­ямом Коулби и сотрудниками управления. Между сторонами было разработано соглашение об обмене информацией в отношении наркотиков и терроризма24.

Такого рода секретные взаимодоговоренности позволяют од­ной стране скрываться за другой и делать вещи, которые по ее собственным законам могут считаться противоречащими закону или небесспорными. Например, Главное управление правитель­ственных коммуникаций (GCHQ) имеет список американцев, чьи телефонные переговоры интересуют Агентство национальной без­опасности. Международный обмен секретными сведениями идет вразрез со всеми внутренними ограничениями на сбор разведыва­тельных данных25.








Date: 2015-09-17; view: 266; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию