Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободный поток знаний





В главе 13 мы отмечали, как компании пытаются упорядочить информацию, проектируя компьютеризованные управленческие информационные системы (MIS). Оказывается, некоторые из них


предназначены, чтобы служить опорой старой системы, применяя компьютер и коммуникационные звенья просто для расширения «теплых местечек» и возможностей коммуникационных «каналов». Другие по замыслу действительно революционны. Они стремятся разрушить систему «теплых местечек» и «каналов» и заменить ее свободным потоком информации.

Чтобы вполне оценить значение этого усовершенствования и смещение власти, которое оно подразумевает, полезно обратить внимание на весьма примечательные (хотя по большей части неза­мечаемые) параллели между бюрократиями и нашими первыми компьютерами.

Первые большие центральные процессоры, которым помогали жрецы информации, поддерживали существующие бюрократии в бизнесе и правительстве. Это объясняет первоначальный страх и ненависть, которые они вызывали у широкой публики. Простые люди чувствовали, что эти чудовищные машины — просто еще один инструмент власти, который может быть использован против них. Сами базы данных, которые в них хранились, напоминали бюрократии, которым они служили. Первые компьютеры для биз­неса использовались главным образом для рутинных целей, вроде хранения тысяч списков и отчетов. Запись Джона Доу была со­ставлена из того, что специалисты по компьютерам называли «по­лями». Так, его имя могло быть первым полем, его адрес — вто­рым, должность — третьим, зарплата — четвертым и так далее. Адрес любого человека входил в его или ее второе «поле». Цифра зарплаты любого человека входила в его или ее четвертое поле.

Таким образом, вся информация, введенная в списочные фай­лы, поступала в заранее определенные ячейки базы данных — точ­но так же, как информация в бюрократии направлялась в заранее определенные отделы или «теплые местечки».

Кроме того, первые компьютеризованные системы данных были в основном иерархическими, опять-таки как в бюрократиях, для которых они были спроектированы. Информация иерархически хранилась в памяти и само реальное аппаратное средство сосредо­точивало мощность компьютера на вершине пирамиды компании. Мозг помещался в центральном процессоре, а машины внизу были неинтеллектуальными. На жаргоне их метко называли «тупыми тер­миналами».

Все революционизировал микрокомпьютер. Впервые он поме­стил интеллект на тысячи письменных столов, распределив базы данных и производительность обработки. Но хотя он встряхнул ситуацию, это не представляло серьезной угрозы для бюрократи­ческой организации.

Причина состояла в том, что хотя теперь было множество ком­пьютеризованных банков данных вместо одного гигантского цент­рального банка, знания, которые в них хранились, по-прежнему набивали в жестко предопределенные «теплые местечки».

Однако сегодня мы находимся на грани дальнейшей револю­ции в том, как организуется информация в компьютеризованных базах данных. Так называемые родственные базы данных теперь позволяют пользователям добавлять и вычитать поля и сочетать их по-новому. Вот что говорит Мартин Темплмэн, старший вице-пре­зидент SPC Software Services, продукты которой предназначены для финансовых фирм: «Принимая во внимание все... параметры пе­ремен, мы быстро осознали, что... иерархические... отношения между данными будут бедствием». Новые базы данных «должны были позволить возникнуть новым отношениям»6.

Но сегодня такие системы по-прежнему настолько громоздки, что их нельзя с легкостью запустить на микрокомпьютерах. Следу­ющий шаг сделан недавним введением «гипермедийных» баз дан­ных, способных хранить не только текст, но также графику, музы­ку, речь и другие звуки. Что еще важнее, гипермедиа сочетают базы данных и программы, дающие пользователю намного боль­шую гибкость, чем более ранние системы баз данных.

Даже в родственных системах данные можно было сочетать только несколькими заранее определенными способами. Гиперме­диа значительно увеличивают количество способов, которыми мож­но комбинировать и перекомбинировать информацию из разных полей и записей и манипулировать ею. Информация в первона­чальных базах данных была структурирована подобно дереву, а это означает, что для прохода от листа на одной ветке к листу на дру­гой необходимо было вернуться к стволу. «Гиперсистемы» подоб­ны сети, они дают возможность легко перемещаться от одного фрагмента информации к другому контекстуально.

Конечная цель пионеров гипермедиа — пока признаваемая находящимся вдалеке Граалем — это системы, в которых инфор-


мацию можно собирать, конфигурировать и представлять почти бесконечным множеством способов. Цель — «свободная форма» и «свободный поток» информации.

Потрясающий пример из этой области (называемый «HyperCard» и популяризованный фирмой Apple) был впервые продемонстриро­ван на компьютерной выставке в Бостоне его автором Биллом Эт­кинсоном. То, что он показал, в то время произвело на аудиторию ошеломляющее впечатление. Сначала на экране появилось изобра­жение ковбоя. Когда Эткинсон показал шляпу ковбоя, на экране на­чали появляться другие шляпы, одна из которой была кепкой игрока в бейсбол. Когда Эткинсон показал кепку игрока, на экране один за другим начали появляться другие образы, связанные с бейсболом. Он был способен извлекать информацию из базы данных и обнаружи­вать в них паттерны самыми разнообразными способами.

Это настолько отличалось от более ранних систем баз данных, что давало иллюзию, будто компьютер мыслит свободными ассо­циациями, во многом как человек. Пересекая традиционные кате­гории, дотягиваясь до разных собраний данных, гипермедиа дают возможность, скажем, дизайнеру, создающему новый продукт, ес­тественно плыть на волнах воображения через хранилище знаний.

Например, она могла бы мгновенно перейти от технических данных к изображениям более ранних продуктов, которые были предшественниками ее продукта на рынке; к химическим абстрак­циям; к биографиям знаменитых ученых; к видеоклипам рыноч­ных команд, обсуждающих продукт; к таблицам транспортных та­рифов; к клипам соответствующих фокусных групп; к спотовым* ценам на нефть; к спискам компонентов или ингредиентов, кото­рые понадобятся для нового продукта; плюс самое последнее ис­следование по политическому риску в странах, из которых должно будет поступать сырье.

В дополнение к значительно возрастающему явному количе­ству доступных знаний, гипермедиа также позволяют «наслаивать» информацию, с тем чтобы пользователь мог сначала подойти к ее более или менее абстрактным формам и поэтапно двигаться вверх или вниз по лестнице абстракций. Или вместо этого генерировать новаторские идеи, создавая новые наложения данных.

* Spot price (англ.) — цена при условии немедленной оплаты налич­ными.

Традиционные базы данных хороши для получения информа­ции, когда вы точно знаете, чего хотите. Гиперсистемы удобны для поиска, когда вы не уверены. Ford Motor Company разрабаты­вает «Service Bay Diagnostic System», диагностическую систему для механиков, чтобы они могли искать и пролистывать списки отве­тов, когда не уверены в том, что с вашей машиной не так.

Служба защиты окружающей среды США делает доступной гипертекстовую базу данных, чтобы помочь компаниям разобрать и соотнести между собой сложные правила, управляющие 2 млн. подземных резервуаров. Университет Корнелла использует гипер­систему в своей учебной программе по медицине для второго кур­са, позволяя студентам пролистывать и искать паттерны в диало­говом режиме. Университет Толедо разрабатывает курс испанской литературы, основанный на гипертексте7. Мы еще далеки от того, чтобы иметь возможность бросать разные виды данных или ин­формации в один котел, а затем искать их абсолютно независимо от мнения программиста по поводу того, какие фрагменты связа­ны и не связаны друг с другом. Даже в гиперсистемах перекрест­ные связи, которые может установить пользователь, по-прежнему зависят от предшествующего программирования. Но направление поисков ясно. Мы медленно движемся к свободным (или по край­ней мере более свободным) формам хранения информации и ма­нипулирования ею.

Бюрократии со всеми своими заранее определенными «теплы­ми местечками» и «каналами» подавляют спонтанные открытия и инновации. Напротив, новые системы, допуская как интуитивный, так и систематический поиск, открывают двери именно инстинк­тивной прозорливости, необходимой для инноваций. Результат — поразительная новая свобода.

Важно то, что сейчас мы движемся к мощным формам обра­ботки знаний, которые глубоко антибюрократичны. Вместо, так сказать, маленькой бюрократии внутри машины, где все последо­вательно, иерархично и предопределено, мы идем к открытой ин­формации свободного стиля. И вместо одного центрального про­цессора или нескольких огромных процессоров, обладающих громадными возможностями, компании сейчас имеют тысячи пер­сональных компьютеров, которые вскоре все будут обладать таки­ми возможностями. Эта форма хранения и обработки информа-


ции указывает на глубокую революцию в способе, каким мы обду­мываем, анализируем, синтезируем и передаем информацию, и на скачок в организационном творчестве. Но в конечном счете это также означает крушение жестких мелких информационных мо­нополий, которые чрезмерная специализация создала в бюрокра­тических фирмах. А это означает болезненное перемещение влас­ти от хранителей таких специализированных монополий.

И даже это — только фрагмент истории. Ведь к этим подлинно революционным способам хранения и использования знаний се­годня мы должны добавить неиерархические коммуникационные сети, которые пронизывают компании, пробиваются через грани­цы отделов и соединяют пользователей не только в специализиро­ванных отделах, но и вверху и внизу иерархии. Молодой работник, находящийся в самом низу лестницы, сегодня может напрямую связываться с администраторами высокого уровня, работающими над той же проблемой, и, что важно, СЕО нажатием кнопки мо­жет добраться до любого работника внизу и совместно с ним вы­зывать образы, редактировать предложение, изучать светокопию или анализировать электронную таблицу — и все это не требует прохождения через менеджеров среднего уровня. Удивительно ли поэтому, что в последние годы мы видим такое беспощадное со­кращение численности менеджеров среднего уровня в промыш­ленности?

Новые формы хранения информации наносят удар по специа­лизации, а новые формы коммуникаций обходят иерархию по краю поля. Под ударом оба основных источника бюрократической вла­сти — «теплые местечки» и «каналы».

Date: 2015-09-17; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию