Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление структуры текста





Ни о каком запоминании текста не может быть и речи, если читатель не в состоянии выявить его структуру. До тех пор, пока встречающиеся в Тексте факты, идеи и умозаключения не соотнесены друг с другом или с какой то иной, уже имеющейся в памяти структурой, до тех пор воспроиз­ведение текста будет оставаться фрагментарным и бессвязным.

Большинство людей не имеет даже элементарного представления о структурных особенностях различных текстов. Они лишь замечают, что некоторые тексты запоминаются легко и просто, часто непроизвольно, а другие — даже при большом желании запоминаются с трудом. Например, детективы и повести, имеющие четкую событийно-смысловую последовательность и примерно равнозначные смысловые фрагменты, запоминаются без всяких усилий и очень подробно. Одни события ни в коем случае не могли про­изойти раньше или позже других и поэтому принятие решения о том, какое именно событие следует за данным не составляет труда.

А вызывающие не меньший интерес писания Монтеня, Дейла Карнеги и др. неподготовленному человеку пересказать очень трудно: вспоминаются лишь отдельные фрагменты, но не все произведение, так как структурные связи между отдельными смысловыми элементами отсутствуют в памяти (не были своевременно зафиксированы).

То же самое справедливо для множества учебных, научных и прочих, особенно недостаточно структурированных текстов. Существуют тексты со столь сложной структурой, что для многих людей их легче выучить наи­зусть, чем выявить эту структуру.

Суть упражнений такого типа состоит в выработке навыков выявления и фиксации в памяти структуры изучаемого текста.

В сильно упрощенном виде можно выделить две основные структу­ры логической организации текста. Разумеется, на практике они пересека­ются, взаимодействуют и все же в каждом конкретном случае одна из структур является доминирующей.

Первый способ организации словесного материала представляет собой линейную последовательность смысловых единиц примерно одинакового размера: событий (если речь идет о художественном произведении) или постулатов, гипотез, идей, фактов (в научных, научно-популярных и т.п. текстах).

Другой основной способ организации материала — кустовой. Таковы, например, описательные тексты: вначале дается некая обобщенная карти­на, затем описываются отдельные ее элементы, причем сами эти элементы могут состоять из еще более мелких и т.д. Хорошее представление о по­добных структурах дает так называемый "сложный план", который мы составляли в школе.

Наиболее неприятная ситуация для начинающих — сложная система пере­плетения линейной и кустовой структур и чередования смысловых фрагмен­тов разного размера. Такого рода тексты часто и читаются с некоторым трудом и тяжело поддаются воспроизведению.

Для выработки привычки вычленения и запоминания структурных осо­бенностей текстовой информации применяется разметка текстов с после­дующим воспроизведением выявленной структуры.







Date: 2015-09-17; view: 514; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию