Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I8ВN 978-5-8112-3018-1Стр 1 из 21Следующая ⇒
Автор, логопед-практик с многолетним стажем, предлагает универсальное руководство по логопедии, с помощью которого родители смогут самостоятельно заниматься с детьми 3-7 лет. В книге рассматриваются практически все проблемы, которые возникают у детей с речью: почему дети долго не начинают говорить или говорят неразборчиво, что делать, если у ребенка короткая уздечка или нарушен речевой слух, как исправить звукопроизношение, как развить речь ребенка и предупредить нарушение чтения и письма. В каждой теме даются конкретные упражнения, которые помогут справиться с той или иной проблемой. Издание адресовано родителям и логопедам. ББК 74.3 УДК 376.36 Уважаемые читатели! н - •-,, ч В книге, которую вы держите в руках, рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей, начиная с 3,5-летнего возраста. Прочитав ее, вы сможете: — выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее решить; — исправить ребенку произношение звуков; — предупредить у него появление неправильного произношения звуков; — выяснить, склонен ли ваш ребенок к возникновению таких распространенных сейчас нарушений, как нарушения чтения и письма, и предупредить у него их появление; — развить у ребенка основные интеллектуальные навыки, а также внимание, восприятие и память; — подготовить ребенка к обучению русскому языку в школе и научить его читать и писать (точнее, выкладывать слова и предло-жения из букв разрезной азбуки). Возможно, вам захочется поделиться с автором своими впечатле ниями по поводу этой книги. Автор будет чрезвычайно признателе! вам за подобные отзывы. Если вас интересует какая-либо речевая проблема, которая не рас сматривается в этой книге, или вы захотите получить подробные инди видуальные рекомендации по поводу занятий с ребенком, вы может» обратиться к автору за письменной консультацией. Адрес для переписки: 117574, Москва, а/я 13, Поляковой М. А Если ваше письмо будет нуждаться в ответе, пожалуйста вложите ] него конверт с маркой и обратным адресом. Е-Ма11: ро1уаЪ:оуа@1о&о-ек1о8.Г1 Сайт: \у\уау: 1о§о-е1с1о8.п
У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением. Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом. Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам. Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы — это, в сущности, разновидности букв. Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате — в первом классе, а, может быть, и в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение. Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития. Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание. Ненормативное звукопроизношение создает определенные трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи — это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна. Итак, в каких же конкретных ситуациях вам может помочь эта книга. 1. Вашему ребенку — 3,5 года или даже больше: — он недавно начал говорить, и его речь очень непонятна; — к 3,5 годам у него не сформировалось вообще никакой речи. При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями. В любом случае поздно начавший говорить ребенок вряд ли сможет самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и с ним нужно проводить занятия, предупреждающие формирование неправильных звукопроизношений. —» Прочтите первый и второй разделы пособия. Тщательно обследуйте речь ребенка, так как у него можно заподозрить тяжелое нарушение речи, которое называется алалией. При этом заболевании речь у детей самостоятельно не развивается вообще или развива- В книге вы найдете рекомендации по поводу того, как в дальнейшем вам лучше всего действовать в зависимости от результатов обследования. 2. Вашему ребенку — 3,5—4,5 лет. Речь у него появилась вовремя, во он не выговаривает: — отдельные звуки (при этом его речь понятна); — большое число звуков, от чего его речь неразборчива. В этом возрасте отсутствие правильного произношения звуков не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать звуки и поэтому произносит их неточно либо вообще пропускает их в речи. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок рано или Поздно нуждается в логопедической помощи, а ведь можно заранее определить, появится ли у ребенка нормативное произношение звуков Или только дефектное их произнесение. В книге рассказывается о том, как выявить у ребенка предрасположенность к возникновению дефектов произношения и как преодолеть у него эту предрасположенность. Ведь провести профилактические мероприятия всегда легче, чем исправлять уже сложившиеся недостатки произношения. Если ваш ребенок не выговаривает большое число звуков, его речь Может быть очень неразборчивой, и ее нужно тщательно обследовать, так как за неправильным произношением многих звуков может скрываться какой-нибудь серьезный речевой дефект. —> Прочитайте первый и второй разделы книги и обследуйте речь своего ребенка. В результате вы сможете определить, есть ли у него какое-нибудь серьезное речевое нарушение, а также сможет ли он самостоятельно научиться произносить звуки. Во втором разделе • описываются способы профилактики у детей дефектов произношения. 3. Вашему ребенку — 4,5 года, а возможно, и больше. Его речь Имеет один из следующих недостатков: — речь ребенка в целом неразборчива; — у ребенка имеются отдельные нарушения произношения звуков. В этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его рече-вая проблема. За неразборчивой речью могут скрываться тяжелые речевые расстройства, которые в дальнейшем могут сказаться на общем психическом развитии ребенка. и третьим разделами книги. В первом разделе вы найдете основт ные сведения о речи, нужные вам для того, чтобы ориентироваться в последующем материале. В третьем разделе приводятся способы обследования речи детей и рекомендации по поводу ваших дальнейших действий. 4. Вашему ребенку уже исполнилось 4,5—5 лет, а возможно, и больше. Вы знаете, что он неправильно произносит некоторые звуки, но по каким-либо причинам у вас нет возможности обратиться к логопеду. Как правило, после 5 лет ребенок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может. В дальнейшем у него будет, скорее всего, сохраняться дефектное произношение тех звуков, которые он сейчас не выговаривает. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, вы, используя это пособие, можете самостоятельно поставить ребенку правильное звукопроизношение. •» Для этого вам нужно внимательно прочитать всю книгу (за исключением второго и девятого разделов). Затем проверить речь своего ребенка. В пособии даются подробные указания, как работать с речью ребенка в зависимости от особенностей его речевого нарушения. 5. Ваш ребенок уже занимался с логопедом, но вы слышите, что некоторые звуки он по-прежнему произносит неправильно. Так бывает, когда занятия проводились нерегулярно и были преждевременно прерваны. Процесс постановки звуков обычно длителен, так что такие случаи достаточно часты. Зная, что регулярных занятий с логопедом у ребенка так и не получится, вы можете попытаться самостоятельно поставить ребенку звуки. Если же ваш ребенок застенчив и с трудом вступает в контакт с новыми людьми — это также говорит в пользу самостоятельных занятий. ^ Вам нужно прочитать всю книгу (кроме второго и девятого разделов) и обследовать речь ребенка. При чтении обращайте внимание на указания, относящиеся к вашему случаю. 6. Ваш ребенок посещает детский сад или начальную школу, где занимается с логопедом, но результаты этих занятий вас не устраивают. Может быть, ребенок продвигается очень медленно, или никакого продвижения вовсе нет. Возможно, ребенку поставлен неточный логопедический диагноз, и он нуждается в другом подходе, а может быть, Date: 2015-09-17; view: 251; Нарушение авторских прав |