Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиции питания. Хлеб в обрядово-ритуальной сфере и мировоззренческих представлениях украинцев





Символика народной материальной культуры особенно насыщенно представлена в сфере традиционной кулинарии и питания. И это закономерно, поскольку украинцы - извечный крестьянский народ - оставались такими до конца XIX в. Согласно этому и традиционно-бытовая культура в своей основе основывалась на ценностях земледельческого труда, культе земли и плодородия и почитании главной ценности земледелия - хлеба.

Для украинской ментальности особенно символичным то, что хлеб и женское начало в структуре ее ценностей отождествлялись: женщина венчала результаты земледельческого труда, выпекая хлеб для семьи, она же была и единственной распорядительницей семейных обрядов, главным атрибутом которых было изготовление хлеба. Таким образом, хлеб приобретал для украинцев сакральное значение.

Народная материальная культура украинцев пропитана идеей возвеличивания хлеба: культ хлеба играл особую роль, раскрываясь в обрядово-ритуальной сфере и мировоззренческих представлениях. Трудно назвать народ, среди которого в таком разнообразии бытовал бы обрядовый хлеб. Он является главным атрибутом всей обрядности и прежде всего, связан с жизненными циклами человека - от рождения к смерти. Наибольшей разнообразия и символичности он приобрел в свадебной обрядности, что вполне логично: ведь именно свадьба в традиционном украинском обществе символизировало рождение семьи. Поэтому, чтобы обеспечить семейное счастье и непрерывность жизни, такое большое значение придавалось магичности всех обрядовых действий и обрядовых атрибутов.

Магической символики в украинской свадьбе приобретал, прежде всего, каравай – свадебный хлеб. По функциональной направленности свадебный хлеб распределялся на следующие виды: 1) хлеб как символ согласия на брак, 2) символическое приглашение хлебом гостей на свадьбу, 3) благословения молодых хлебом; 4) хлеб как символ объединения двух родов; 5) символическое почтение хлебом родителей молодых; 6) хлеб как символ освящения брачного ложа молодых; 7) символическое чествования молодыми родителей и приобщения к святыням родительского рода.

Для украинцев хлеб составлял также главный компонент питания, обозначенный не только особенностями их хозяйственной деятельности, а устоявшимися традициями, вызванными региональной спецификой. Согласно региональности земледельческих культур формировалось и меню, которое во всех районах Украины в основном состояло из хлебных блюд. По традиции они приготовлялись в основном из ржаной, гречневой и кукурузной муки: на Полтавщине - из гречневой, Слобожанщине - ржаной с добавлением пшеничной и ячной, на Гуцульщине - из кукурузной (лепешки, малай), на Бойковщине и Лемковщине - с овсяной или ячменной. При приготовлении хлеба в муку нередко добавляли различные примеси - отруби, картофель, фасоль, горох, а также муку из толченой дубовой коры, сосны или лебеды.

 

5. Материалы для активизации работы студентов во время проведения лекции /вопросы, задачи, проблемные ситуации и т.д./.

1. Какие примеры из украинской художественной литературы и искусства вы можете привести, чтобы проследить символику цветов, предметов быта, одежды, пищи и т.д.?

2. Как выбор места жительства украинцами повлиял на формирование этнопсихологических черт народа?

3. Какая сфера экономики была ведущей для украинцев?

4. В какой мере занятие земледелием определило традиционную культуру украинцев?

6. Общее материальное и методическое обеспечение лекции:

- учебное помещение:

Лекционная аудитория.

- оборудование:

Методразработка лекции.

 

7. Материалы для самоподготовки студентов:

а) по теме прочитанной лекции:

Литература:

Закович М.М. Культурология: украинская и зарубежная культура. Учебное пособие / M.M. Закович. – К.: Знания, 2007. -http://uchebnikirus.ru/zmist-2.htm

 

Контрольные вопросы:

1. Как выбор места жительства украинцами повлиял на формирование этнопсихологических черт народа?

2. В какой мере занятие земледелием определило традиционную культуру украинцев (на примере строительного комплекса, народного костюма и традиций питания)?

3. Почему украинский дом можно назвать символом украинской народной культуры, образом мировоззренческих представлений и человеческих отношений?

4. Для каких предметов домашнего и хозяйственно обихода характерна магическая символика.

5. Расскажите о пищевых предпочтениях украинцев.

6. Какие магические функции в свадебной обрядности приобрел каравай?

7. Почему рушник для ментальной культуры украинцев выступал в форме оберега?


Задания:

1. Перечитать конспект лекции.

2. Познакомиться с рекомендованной литературой.

3. Ответить на контрольные вопросы.

 

Тестовые задания (вопросы с одним правильным ответом)

1. Кто такой «староста»:

а) дядя

б) священник

в) староста деревни

г) сельский голова

 

2. Мисник это -

а) человек, производит посуду

б) вид тарелки

в) шкаф для посуды

г) блюдо

 

3. Из каких зданий состоял крестьянский двор:

а) хлев, амбар, сарай

б) сарай, амбар, погреб

в) сарай, летняя кухня, пастбище

г) рига, погреб, сарай

 

4. Что такое «шляпа»:

а) носки

б) галстук

в) шляпа

г) лента

 

5. «Наметка» это -

а) украшение из бисера

б) головной убор

в) праздничная рубашка

г) свадебная юбка

 

6. Что такое «общий восток»:

а) день солнечного равноденствия

б) общее собрание представителей всех хозяйств

в) обряд перед свадьбой

г) обряд накануне нового года

 

7. Главная деталь мужской одежды, без которой не выходили из дома

а) воротник

б) карман

в) пояс

г) пуговица

 

8. Обязательный элемент украинского дома и, по поверьям, место пребывания домового

а) кровать

б) печь

в) стол

г) порог

 

9. Традиционные украинские дома не строили с

а) деревья

б) кирпича

в) глины

г) камня

 

10. Красный угол (угол) это -

а) христианский центр дома

б) место внутри дома, который является символом единства, семейной прочности и благополучия

в) место отдыха

г) спальное место

 

11. Обязательный элемент одежды замужней женщины, появление на людях без которого считалась неприличной

а) платок

б) лента

в) бусы

г) кольцо

 

12. Cимвол единства, семейной прочности и благополучия в доме есть

а) Красный угол (угол, святой угол)

б) стол

в) печь

г) кровать

 

13. «Дидух» - это

а) обрядовый сноп, украшенный лентами, символ благополучия и достатка, память о предках

б) предок рода

в) дух дома, который оберегает и защищает его от проблем

г) один из персонажей украинского народного кукольного театра

 

14. Деталь мужской одежды, выполняющий функцию оберега:

а) манжет

б) пояс

в) воротник

г) карман

 

15. Основной элемент планирования украинского дома - "кормилица", "нагривальниця", "розважальниця":

а) кровать

б) печь

в) дымоход

г) угол

 

8. Литература, использованная лектором для подготовки лекции:

Iсторiя української культури /За загал. ред. I.Крип'якевича. - ДО.:Лібiдь, 1994.- 656с.

Антонович Дм. Українська культура. К., 1993.

Висоцький О. Ю. Історія української культури: Навчальний посібник. — Дніпропетровськ: НМетАУ, 2009. – 130 c.

Воропай О. Звичаї нашого народу. Етнографічний нарис. Т. 1. — К.: Оберіг, 1991. — 456с.

Здоровега Н. І. Нариси народної весільної обрядовості на Україні / Н. І. Здоровега. – К.: Наукова думка, 1974. - 159 с.

Китова С. Рушник: мистецтво і промисел // Народна творчість та етнографія. – 2005. - № 5. – С. 66 – 70.

Лановик М. Б. Українська усна народна творчість: Навчальний посібник / М. Б. Лановик, З. Б. Лановик. - К.: Знання-Прес, 2006.- 591 c.


Пономарьов А. П. Українська етнографія: Курс лекцій / А. П. Пономарьов. - К.: Либідь, 1994. – 318 с. www.etno.us.org.ua (лекції 8 – 13, 17 – 21)

Пономарьов А.П. Етнічність та етнічна історії України: традиційні норми поведінки і дозвілля // http://libr.org.ua/book/78/2397.html

Українська вишивка: Альбом / Автор тексту та упор. Т. Кара-Васильєва. – К.: Мистецтво, 1993. – 263 с.

Українська і зарубіжна культура. Навчальний посібник / Під заг. ред. Заблоцької К.В. - Донецьк: Східний видавничий дім, 2001. - 372 с. (НБ ОДМУ, ББК 63/У 45)

Українська минувшина: Ілюстрований етнографічний довідник / За редакцією А. Пономарьова. – К.: Либідь, 1993. – 255 с. (НБ ОНМедУ, ББК 63 / У 455) // www.etno.us.org.ua

Українське народознавство. Навчальний посібник; за ред. С. П. Павлюка, Г. Й. Горинь, Р. Ф. Кирніва. – Львів: Фенікс, 1994. – 608 с.

Українці: Свята. Традиції. Звичаї / Уклад. І. Коверець. – Донецьк: Альфа-Прес, 2004. – 304 с.

Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры; отв. ред. К. В. Чистов. - М.: Наука, 1987. – 557 с.

Яковлєва О. Рушник як символ у когнітивній моделі світу праукраїнців // Народна творчість та етнографія. – 2005. - № 3. – С. 30-35.

 

 







Date: 2015-09-17; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию