Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Магические верования украинцев в образе декоративно-художественного оформления жилья. Магические функции предметов домашнего и хозяйственного обихода
Украинская хата составляла важнейший компонент культуры в широком смысле этого понятия: и как элемент материальной и духовной культуры, и как система мировоззренческих представлений, выполняя, прежде всего, обереговые функции. Эстетический образ дома проявлялся, прежде всего, через декоративно-художественное оформление. Скажем, интерьер украинской хаты непременно дополнялся украинскими рушниками, дорожками, коврами и одеялами и настенной росписью. Причем вышивка полотенец, которыми украшали иконы, картины, окна и двери, была разной, поскольку имела разную оберегов символику. Наибольшая опасность, как полагали, шла от двери, значит, логично, что именно вход в жилище особенно тщательно украшали магическими знаками. Они содержались и в соответствующей вышивке полотенец, которыми украшали двери, и в крестиках, наведенных мелом вокруг дверей и окнах, и в развешанных возле дверей домашних амулетах (подкова, чеснок, разное зелье). Особой чудодейственной силой, согласно мировоззренческим представлениям украинцев, был наделен мак (полевой мак) – главный оберег от злодеяния ведьм, упырей и бесов. Он, как, кстати, и любой элемент отделки, сочетал в себе два качества: как оберег и как украшение. Ведь мак считался символом красоты. В украинских песнях маков цвет приравнивается к человеческой жизни и к главе рода - матери. Сравнение мака с матерью особенно символично, потому что органично вписывается в древний культ женщины-матери - хранительницы домашнего очага. Украинская женщина вносила в украшение дома чисто женское начало. Оно проявлялось и в технике отделки (его этническим признаком была роспись или мазание), и в орнаментации, и в символике орнамента - вышивки или росписи. Интерьерная роспись украинской хаты превалировала в той ее части, где женщина проводила основное свое время - у печи. Печь в украинской хате была центром и функционального и оберегового, и эстетического выражения. Именно ее наиболее тщательно украшали - расписывали цветами или птичками, что давало представление о предпочтениях хозяйки, ее эстетические вкусы и символические знаки: если, скажем, печь была убранный - так называемая рисованная печь, - это был знак того, что в доме есть девушка «на выданье». О наличии в доме молодого человека или девушки на выданье говорили и другие знаки: красные цветы или птицы на калитке, воротах или над окнами. Большое значение в украшении дома предоставлялось росписи стен, которые, как правило, белились, а нередко и расписывались, чаще растительным орнаментом, реже фигурками птиц, животных, геометрическими фигурами, а то и бытовыми сюжетами. Использовали мотивы древних религиозных или чисто народных календарных обрядов, причем воспроизводили их красками далеко не натурального цвета. Последнее свидетельствовало о том, что рисование воспринимали не только как элемент отделки, но и как сакральный акт. Подобное значение имела и отделка внешней части стен, которые белились (в отличии от белорусов и русских, которые прибегали в основном к резьбе). Именно поэтому образ «белой хаты», который нес этнический признак, бросался в глаза даже чужеземцам, которые путешествовали по Украине. Впрочем, украинская хата не ограничивалась побелкой, она еще и расписывалась. В том, как хаты располагались была глубинная символика, которая основывалась на магической цифре «три». Все рисования делилось на три уровня: первый начинался от завалинки и доходил до окон, второй определялся высотой окон, третий - от окон до крыши. Эта магическая символика проявлялась и во многих других элементах дома: традиционная украинская хата имела трехраздельное планирование, окна состояли из трех стекол, жилая комната имела три окна, а само жилище состояло из трех частей: завалинки, стен и крыши.
Традиционное народное убранство - предметность духовных традиций и мировоззрения. Символика одежды и ее ритуальное использование. Обереговое значение полотенца и его место в обрядовых действиях. Магическая символика была характерна и для других видов как материальной, так и духовной культуры, в частности для традиционного народного костюма, который включал такие составляющие, как обувь, собственно одежду и головные уборы. Народная одежда украинцев - яркое и самобытное культурное явление, которое не ограничивалось функциональным назначением, всегда выступая в виде предмета духовных традиций народа и его мировоззренческих представлений. Она выступала также своеобразным этнокультурным и социальным паспортом, воспроизводя в своих комплексах, цветовой гамме, материале, манере ношения и этническую и етно-региональнуу принадлежность, и социальное положение, и возраст, и брачно-семейное положение и т.д. Диапазон такой символики наибольшей степени сохранялся до середины XIX века, т.е. был характерен для традиционного общества в его классическом виде. Отдельные детали одежды определяли половозрастные особенности человека: для мужчин - шаровары, штаны или штаны, для женщин - запаска или юбка; мальчики от ребят и взрослых мужчин отличались тем, что не носили брюк; девушки от женщин - головным убором. Девушки ходили с непокрытой головой или в венке с лентами, женщины должны были одеваться в кисею, чепец или скатертью. В свою очередь, девочки носили небольшое количество разноцветных лент, девушки - больше, девушки «на выданье» вплетали большую широкую ленту. Символика одежды наиболее проявилась в обрядовой сфере, особенно свадебной. Скажем, женский головной убор символизировал как новый статус - засватанной девушки, так и девичью красоту. Именно поэтому он определялся особой красотой, обилие ярких лент, искусственных цветов, цветных перьев. Подобная символизация была характерна и для мужского свадебного наряда, правда, она не была такой насыщенной, как в женской одежде. Символом жениха выступали или вышитые платки, которые девушка прикрепляли своему избраннику к поясу во время помолвки, красная лента, которая крепилась к шапке, или венок, изготовленный из барвинка. Он символизировал долголетие и семейное счастье. В качестве оберега служили и рушники (полотенца), магическое свойство которых усиливалась соответствующей вышивкой, что проявлялось как через орнамент, цвет, так и место расположения вышивки. Самым распространенным орнаментом украинской вышивки, общим для всех восточнославянских народов, был геометрический орнамент, главные элементы которого составляли ромбики с крючками. Они, по древним славянским поверьям, олицетворяли богиню земли, а поэтому выступали охранно-доброжелательным символом, приносящим счастье и способствующим деторождению. Рушники были важным компонентом интерьера дома (ими украшали угол, окна, нередко и двери), одежды. Как обрядовый атрибут украинские рушники занимали место во всех главных семейных обрядах и ритуалах (рождение, свадьба, похороны) и во всех главных составляющих семейной обрядности. Правда здесь рушники использовались в сочетании с другими атрибутами: кожухом, на которого клали младенца при крестинах; меховой шапкой - при устройстве бабкиной каши; святой или чистой водой - при принятии родов, отрезания пуповины, первой купели. Определенным отличием отмечалась символика в погребальных ритуалах украинцев: она несла в себе как обереговые функции (оберегала близких покойного от его возвращения), так и функцию преемственности домашних духов с душами умерших. Ведь рушник был атрибутом домашнего очага – знаком и рождение человека, и его смерти. Когда человек умирал, на окна дома, где лежал покойник, вывешивали белое полотенце или платок. Кстати, белый цвет традиционно служил для восточных славян, и в том числе и украинцев, символом смерти. Траурный черный цвет закрепился среди них сравнительно недавно, в начале XIX века, а до того в знак траура надевали белые одежды, и особенно белый головной убор (женщины - белую кисею или скатертью).
Date: 2015-09-17; view: 383; Нарушение авторских прав |