Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корпоративность городского общества. Цеховая иерархия





Городское население Украины также объединялось в отдельные общественно-производственные организации, соответственно и определяли особенность его бытового уклада. Можно утверждать, что все население традиционного украинского общества, и городское в том числе, имело корпоративное устройство. Этому особенно способствовало Магдебургское право - своеобразное самоуправления городов (XVI-XVIII вв.).

Корпоративность пронизывала городское общество, разделяя его на отдельные социальные слои: патрициат - городская аристократия, бюргерство - зажиточное мещанство, ремесленники, торговцы и плебс - городская беднота. Каждый из социальных слоев объединялся вокруг своих общин: клубов, союзов, братств, цехов с присущими каждой из них уставом, правами и обязанностями. В свою очередь, каждое общественное объединение было иерархическим. Общая корпоративность социальной структуры формировала такой тип общества, который принято называть закрытым.

Корпорации создавали необходимые условия для профессиональной деятельности своих членов, обеспечивая им полную свободу деятельности и защиту от любого произвола со стороны феодалов. Без системы корпоративности рядовой горожанин оставался совершенно беззащитным. Основным типом городских корпоративных объединений были цеха, которые объединяли ремесленников и рабочий люд, составлявший большинство городского населения. Отдельные цеховые организации объединяли гончаров, кузнецов, плотников, каменщиков, торговцев, музыкантов, цирюльников, рыбаков и т.д.

Цехи средневековых украинских городов – это, прежде всего, профессиональные объединения, образованные в интересах функционирования определенной области ремесленничества: изготовления, сбыта, организации производства. Цех имел устав, который определял обязанности и правила поведения членов цеха, структуру и систему взаимоотношений с другими корпорациями, а также «право» цеха на свободу деятельности, как профессиональной, так и религиозной.

Цех строился на принципах иерархии, формировался из различных социально-профессиональных и социально-возрастных групп. Собственно членами цеха считались только мастера, но они делились на отдельные разряды: на старших и младших мастеров («братьев») Старшие мастера объединялись в совет старейшин, на основе которого создавался орган межцехового объединения. Его делами руководила управа, состоявшая из цехмастера, его помощника - младшего (второго) цехмастера, лавочников, сторожа, писаря и младшего брата.

Председатель цеха (цехмастер) следил за соблюдением устава, распорядком работы цеха, процессом, подготовкой учащихся; также представлял цех в городских учреждениях - магистратуре или ратуши. Должность цехмастера, как и всех лиц управы, была выборных, но считалась чрезвычайно почетной. Было принято почетное обращение к главе - «батюшка», а между собой - «господин». Согласно уставу все мастера, достигнув первой степени социальной зрелости, избирались в руководство, где их служба продолжалась всего год, а поэтому они переизбирались. Такой же порядок существовал и при избрании цехмастера, но требования к нему были более строгие. На этой должности может быть только человек добропорядочный, опытный, рассудительный, способный к организаторской работе, знающий все обычаи, обряды и ритуалы. Исходя из этого, нередко в течение нескольких лет избиралась один и тот же люди.

Каждый цех имел свою казну, в которую поступали средства через вступительные взносы, штрафы и ежеквартальные платежи. Казна предоставляла денежную помощь членам цеха, когда они болели, а также их семьям в случае смерти кормильца. Более того, действовал своего рода кодекс чести цеховой организации. Было принято: если умирал мастер, цех брал на себя все расходы по его погребению; цех заботился и о семье умершего, помогая ему не только материально.

Принципы гуманности проявлялись и среди ученичества, которое составляло главную опору мастеров. Весь процесс обучения был достаточно длительным (от 3 до 7 лет) и имел несколько этапов. Первым из них был прием в ученики - так называемое «уединение», когда цехмастер давал ученику приказ добросовестно учиться, а ученик, в свою очередь, обещал выполнять все требования цеха. После этого начинался процесс обучения, сопровождавшийся рядом запретов: ученик не имел права жениться, участвовать в цеховых собраниях, курить табак, носить такую же одежду, как мастера. Завершалось ученичество обрядом посвящения в подмастерья, что в Украине называлось «вызволение» - освобождение ученика от бесправного положения и переход к категории товарищей - ремесленников, соучастников, пособников.

Обряду посвящения в среде украинских ремесленников предоставлялось чрезвычайно важное (сакральное) значение. Эта традиция уходит в древность - обряд инициации древнеславянских парней, испытания запорожских казаков т.д. Также и посвящения ремесленников происходило в форме крещения и переименование «крестника» - предоставление ему нового имени или прозвища. Посвящаемый устраивал для мастеров угощения и делал вклад в сокровищницу.

К торжественным обрядовым действиям прибегали также при посвящении в мастера и переизбрании цехмастера. Церемония посвящения в мастера, известная под названием единения цеха, завершала процесс профессионализации ремесленника. Главной сутью церемонии было испытание мастера: он в присутствии комиссии из младших мастеров должен был изготовить шедевр - урочной изделие. Если он хорошо его делал да еще проявил себя знатоком цеховых традиций и норм поведения, то получал право на приобретение собственной мастерской и собственной школы.

Перевыборы цехмастеров происходили на сходке мастеров, а начинались с торжественного чтения цехового устава. После того цехмастер отчитывался перед обществом о своей работе и финансовых делах цеха. Перевыборы осуществлялись голосованием. Органы цехового самоуправления контролировались советом (коллегией) старших мастеров. Он следил за финансовым состоянием и деятельностью должностных лиц. Коллегия состояла из опытных мастеров, была главным хранителем цеховых традиций и смотрителем корпоративных порядков.

 

3) Традиционная взаимопомощь - опровержение устоявшейся мысли об индивидуализме украинцев. Толока. Побратимство и кумовство.

Для традиционного способа общественного бытия характерным был обычай коллективной взаимопомощи и коллективного досуга. Его истоки восходят времен Киевской Руси (о чем свидетельствуют древнерусские летописи), но достаточно четко он прослеживался в XVII-XVIII вв. Этнографической литературой зафиксированы случаи, когда за один день общиной ставили церковь или поднимали тяжелые колокола на колокольню; когда за день до свадьбы ткали для невесты несколько полотенец.

Такая работа была под силу только коллективу и применялась она, как правило, в экстремальных ситуациях, например, в случаях, когда у кого сгорело жилье или тяжело заболел глава семьи, а надо вспахать или собрать урожай. В таком случае люди обращались за помощью к «миру». Считалось, что в подобных случаях грех было не помочь, и односельчане бесплатно выполняли совместную работу или в пользу общества, или семьи, или отдельного ее члена. Некоторые исследователи считают, что именно из таких коллективных работ в благотворительных целях и возникли позднейшие толоки - формы коллективной взаимопомощи при выполнении трудоемких работ. К тому же, толока нередко использовалась и как своеобразный способ заработать себе хорошую репутацию, так необходимой парням и девушкам на выданье (парни выбирали себе суженую, видя на что она способна в труде).

Коллективная взаимопомощь, распространенная среди многих народов, бытовала и в украинской среде. Об этом свидетельствует хотя бы разнообразие ее форм. Кстати, этот факт опровергает устоявшееся мнение об индивидуализме украинцев, якобы заключенного в кругу своих домашних интересов. Украинский крестьянин вел относительно самостоятельное хозяйство, однако коллективная взаимопомощь не была для него редкостью.

Обычаи коллективной взаимопомощи в Украине выявлялись в следующих основных формах: толока, супряга, отработки, супрядки. Каждая из этих форм трудовой взаимопомощи, в свою очередь, делилась на различные варианты. В зависимости от способов организации помощь делится еще и на такие основные виды: 1) созыва по инициативе общины, как правило, в благотворительных целях; 2) по инициативе кого-то из членов общины, 3) по приглашению помещика; 4) установлена как поочередная взаимопомощь.

Наиболее распространенной формой коллективной взаимопомощи в украинской среде была толока. По своей структуре она представляла собой сложный обычай, который предусматривал обряд приглашения, процесс коллективного труда, что сочеталось с развлекательными элементами, церемонию угощения, ритуал прощания и проведения развлечений. Этой сложившейся структуры толоки придерживались не в полной мере лишь тогда, когда она созывалась помещиком: в этом случае ее называли в народе «прошеной». Люди, однако, понимали, что «прошение» было сродни приказа, одной из разновидностей господских повинностей. Приглашенные на «прошеную толоку» крестьяне, как правило, выполняли сельскохозяйственные работы: пахали землю, косили сено или собирали урожай. Но условно она считалась добровольной, поощрялась обязательным застольем. В раннем средневековье принято было угощать «медом и пивом», в более поздние времена - водкой. Правда, с усилением феодально-крепостнических отношений созыв «прошеных толок» практиковался чаще, а угощение - реже.

Классическая (т.е. действительно добровольная) толока по содержанию была куда богаче, органично сочетая трудовой процесс с развлечения. Она начиналась с приглашения, причем и в случае, когда она созывалась отдельным крестьянином, и когда решение об ее организации принималось обществом. Односельчане шли на нее добровольно. Крестьяне понимали, что, принимая участие в толоке, они обеспечивали моральное право на собственную толоку. Более того, было принято приходить на толоку и без приглашений; чаще всего это практиковалось на молодежных толоках, например, при лущении кукурузы: девушек обычно приглашали, а парни приходили сами.

«Однодневные собрания», как называли в Украине толоки, проходили весело: с шутками, песнями и забавами. Нередко во время трудового процесса, когда было жарко, обливались водой; ради смеха вымазывали друг друга глиной при ремонте хаты или выстилали дорогу стеблями кукурузы (чтобы все знали, что здесь толока) при ее лущении в доме одной из девушек.

Продолжительность толоки была разной, но принято завершать весь основной трудовой процесс. Если объем работ был большим, хозяин угощал «толокчан» завтраком (хлебом, салом, огурцами). По окончании работы он устраивал угощение с музыкой и водкой, а дальше уже сами толокчане устраивали игры, танцы, иногда катание на лошадях. Крестьянская этика приписывала хозяину толоки быть любезным к ее участникам, даже если чья-то работа ему не нравилась: он сам и угощал гостей, считая за обиду, когда кто-то другой это делал за него.

Устоявшиеся обычаи взаимопомощи стали основой для возникновения таких оригинальных явлений, как побратимство и кумовство. Наиболее отчетливо исторической памятью былин воспроизведено побратимство, к которому прибегали сказочные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.

Обряды братания были разными. Те, кто братались, в присутствии свидетеля клялись «быть родными братьями до конца жизни», трижды обнимались, трижды целовались, иногда обменивались подарками. Символом клятвы при этом выступала земля: названые братья должны были съесть горсть земли (именно так первоначально клялись запорожские казаки).

Крестовое побратимство отождествлялось с христианскими символами: те, кто братались, обменивались нательными крестами, получая название крестных братьев. Они приходили в церковь и клялись перед храмовой иконой в вечной братской любви и преданности. Согласно церковным канонам крестовое побратимство приравнивалось к родственному братству, а потому признавалось за грех кровосмешения не только в родстве, но и в кумовстве, сватовстве и побратимстве.

Побратимство в среде украинцев отличалось от подобных обычаев других народов (русских и белорусов) тем, что оно могло заключаться не только между мужчинами, но и между парнем и девушкой. К побратимству нередко прибегали сироты, не имевшие старших братьев. Дав клятву на верность, парень опекал девушку, провожал ее на вечеринки, делал ей свадьбу, оставаясь крестным братом и после замужества девушки.

Подобные мотивы побратимства - стремление помочь в трудную минуту - вообще были присущи институту украинского побратимства, особенно распространены среди простого люда. Побратимство всегда служило гарантией надежности человека.

Сестричество было аналогичным обычаем в женской среде и достаточно распространенным в Украине явлением. Как и побратимство, оно также существовало в двух вариантах: названном и крестном. Обычай сестричества почти не отличался от побратимства, только подарки были другими: полотенце, курица или нечто из женского хозяйства.

 

Date: 2015-09-17; view: 471; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию