Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционное хозяйство украинцев. Жительство и застройка территории. Влияние места жительства на этнопсихологические черты украинцев





Благоприятные климатические условия, плодородные земли объективно способствовали тому, что во всех историко-этнографических зонах Украины (кроме Карпат) пашенное земледелие стало основной отраслью хозяйства. Оно было дополнено, огородничеством и садоводством. С земледелием было связано и животноводство. Помимо основного хозяйства, сохранялись древние вспомогательные занятия - рыболовство, охота, пчеловодство.

Традиционное украинское крестьянское хозяйство было преимущественно натуральным. Семья обеспечивала себя всеми основными продуктами потребления. Подавляющая часть предметов быта также изготавливалась в домашних условиях. Более сложные ремесла и промыслы превращаются в профессиональные занятия (хотя и ремесленники вели приусадебное хозяйство).

Народная материальная культура была одним из важнейших каналов передачи этнокультурной информации, прежде всего с помощью системы традиций. Ведь они материализовались в повседневных вещах: в одежде, жилье, кулинарии, предметах домашнего обихода.

Особенно рельефно этнический образ и временная этапность проявлялась в таком стабильном компоненте народной материальной культуры, как жилье и поселения. В начале XVII в. на территории Украины сформировались типы жилья и типы поселений, которые можно назвать украинскими. Ведь они, основываясь на древней восточнославянской основе, создавались в этнических традициях украинцев и в системе своеобразных социально-экономических и природных условий Украины.

В рамках этих этнических традиций сформировалось три основных типа поселений и три типологических зоны их бытования: северная, центральная и южная. Все они имели давнюю славянскую основу, однако сильно обозначенную своеобразием естественной (географической) среды.

Для северной зоны, включающей два историко-этнографических региона - Полесье и Северщина - наиболее характерным был древнеславянский культурный пласт дворовых застроек уличного (Полесье) или улично-беспорядочного типа. Для центральной зоны Украины традиционным типом застроек был беспорядочный (бессистемный), обусловленный особенностью заселения края.

Регулярные застройки наиболее типичными становились для южных районов Украины (Новой Сечи, Новосербии, Донетщине, Таврии), где начиная со второй половины XVIII в. осуществлялась колонизация земель. Шло формирование квартального и гнездового планирования.

Общим символическим признаком украинских поселений была их своеобразная привязанность к рекам, хотя такой этноэкологический признак был присущ и многим другим народам.

На украинском этнокультурном фоне такая общечеловеческая закономерность приобретала своеобразные этнические черты, свойственные психическому составу украинцев и их духовной культуре. Река для них олицетворяла не просто хозяйственные, экономические, социальные или чисто человеческие связи, как это характерно для многих других народов, она являлась духовным началом для населения, которое связывало с ней свое бытие. Большинство обрядовых действий украинцев происходили возле воды. С водной стихией отождествлялись купальские обряды, русалии и Крещение, обливания и гадание на мосту, возле колодца или полыньи. Водная магия и культ воды лежали в основе многих верований и поверий, которые воплотились в колоритных демонологических обрядах, ставшие этническими символами духовной культуры украинцев (образ русалки, водяного и т.п.).

Связь между поселениями разных типов и этнопсихологическими чертами их жителей проявлялся и через другие природные (географические) признаки, в частности через особенности ландшафта. А он в Украине определялся особым разнообразием, ведь ее территория имеет и равнины, и возвышенности и горы, и морское побережье, она или покрыта лесом, или представляет собой лесостепь или степь, своеобразие которого по-своему влиял на занятия людей, на их образ жизни и даже на психический склад. О влиянии географической среды на этничность и, в частности, национальный характер писал еще в 30-х годах П. И. Кушнер. Верховинцы, например, которым приходится в соответствии с природными условиями жить небольшими, замкнутыми группами, возможность общения между которыми, как правило, незначительна, отличаются более нелюдимым характером, чем полевики или полищуки. Некоторая ограниченность связей между жителями гор сказалась на характере расселения и типе поселений. Последние, например, в горных районах Карпат, были преимущественно бессистемными, располагались на определенном расстоянии друг от друга.


Определенной изолированностью отмечались и поселения, расположенные в лесной части Украины. Для их жителей, полищуков, характерено размеренный образ жизни, что обусловило некоторую консервацию полесской традиционной культуры. Ведь лес, защищая людей от внешних врагов, служил для них надежным приют. Духовная сущность жителей лесной зоны рельефно проявлялась в их демонологии и мировоззренческих представлениях, связанных с обожанием леса и лесного духа - лешего. Разбросанность и определенная изолированность поселений - дворов - Полесье повлекли там большую локальность традиционно-бытовой культуры, которая имела, однако, общую основу. Она определялась спокойствием манеры, приглушенностью тонов, деликатностью, особой естественностью.

Равнинные зоны формировали несколько иной тип человека - тип Полевик, несколько отличный образ жизни и оригинальная традиционно-бытовая культура, обозначенную величием и вместе с тем довольно однообразную. Ведь единообразие природных форм, как писал Сергей Соловьев, исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; сходство занятий вызывает однообразие в обычаях, нравах, верованиях; единообразие характера, обычаев и верований исключает враждебные столкновения; одинаковые потребности определяют одинаковые средства к их удовлетворению, - и равнина, какой бы она не была большой, каким бы ни было вначале разноплеменным ее население, рано или поздно становится областью единого государства. И, возможно, не случайно, как трактуют некоторые историки, первое государственное образование - Киевская Русь - возникло именно в заданных природой границах, в пределах расселения полян, то есть население лесостепной и степной зон.

Не исключено, что этому способствовали и тесные взаимосвязи населения разных населенных пунктов, как правило, крупных и к тому же расположенных на незначительном расстоянии друг от друга, что способствовало общению людей в пределах большого ареала. Именно лесостепная и степная зоны создали наиболее благоприятные условия для формирования открытого типа двора, распространенного впоследствии на всей территории Украины. Это явление было связано с этногенетическими процессами, ядром которых было Среднее Приднепровье, в частности Киевщина, откуда они распространились на другие земли Украины. Таким же путем распространялась и символика этнической и национальной украинской культуры.

Одним из символов материальной народной культуры украинцев стал открытый тип двора с непокрытой крышей, отличавшийся от типов дворов, распространенных среди всех соседних с украинцами народов: русских, белорусов, поляков, молдаван и др. Этническим своеобразием определялась и застройка - расположение дома и хозяйственных построек (в Украине в период позднего средневековья имела несколько вариантов). Один из них - свободная застройка: отдельные хозяйственные постройки размещались во дворе свободно, не соединяясь общей крышей, другой - однорядная застройка: все хозяйственные постройки становились в один ряд с хатой, нередко объединяясь общей крышей, третий - двухрядная застройка: жилое дом и хозяйственные постройки располагались друг против друга; четвертый - Г-образная застройка, когда дом и хозяйственные сооружения строились по обе стороны усадьбы и были объединены общей крышей.


Наконец, в рамках открытого украинского типа двора сформировалась еще одна разновидность застройки – замкнутая, служащая символом защиты украинской нации: в Карпатах назывался гражда или дом с большим забором, в правобережном Полесье - окружной двор, в южных районах Украины - зимовник. Символично и то, что застройки-крепости наибольшее распространение получают именно в XVII-XVIII века, т.е. в период формирования украинской нации. Ведь в тот период они выступали в роли маркера, который определял оригинальность этнической культуры украинцев и одновременно ее отличие от культуры других народов. Осознание же своей неповторимости, как трактует этнологическая наука, является одним из главных признаков мировоззрения и генезиса национальной культуры.

 

Украинская хата - символ украинской народной культуры, образ мировоззренческих представлений и человеческих отношений. Концентрированность мировоззренческих представлений украинцев в строительстве жилья.

Этническую особенность, созвучную этнопсихологическому составу украинцев, приобретал и порядок размещения жилья по улице. В конце XVIII в. сложилось два варианта расположения дома: приближенное и глубокое, но в обоих случаях - удаленное от улицы. Украинская хата, как правило, размещалась в глубине усадьбы, обрамлялась садом, в отличие от устоявшихся традиций других славянских народов, согласно которым жилой дом располагался в непосредственной близости к улице или немного отделялся от нее небольшим палисадником.

Образ «белого дома» стал своего рода визитной карточкой Украины, потому воплощает не просто совершенный образец народной архитектуры, но и целую систему эстетических принципов, народного творчества, и даже образ мировоззренческих представлений и человеческих отношений. Именно такой образ жилья получил название «украинской хаты», хотя генетически он связан только с отдельным регионом Украины - Средней Надднепрянщиной и Полтавщино. Но поскольку именно здесь, на Гетманщине и Запорожской Сечи, зарождались нацио-генетические процессы, формировалась национальная культура, многие из явлений этой культуры воспринималось как национальные символы. И это при том, что украинское жилье не было однообразным: оно проявлялось в нескольких вариантах.

По комплексу типологических признаков украинское жилье уже в XVIII в. имело четыре подтипа, каждый из которых, в свою очередь, распределялся на несколько вариантов. Это северо-украинский (или полесский) комплекс, включавший три зональных варианты, Центрально-украинский (лесостепной) с пятью вариантами, западно-украинский также с пятью вариантами и южно-украинский (или степной) с четырьмя вариантами.

Одним из главных признаков для различения отдельных типов или вариантов дома является его планирование. «Украинская хата» XVII-XVIII веков, наиболее типичная для Левобережной Украины, в основном была трехкамерной: дом - сени - кладовая.


Также под словом хата часто подразумевается не только сам дом, но и его части: передняя хата и задняя хата. Под передней хатой понимается половина дома, окна которой выходят на улицу. Отделение передней хаты от задней, как правило, производится русской печью (или как вариант более простой по конструкции малороссийской грубой), стоящей в середине дома, и стенной перегородкой, выполняемой, как правило, путем обмазывания глиной деревянного или плетеного (типа "плетень") каркаса. Задняя хата - половина дома, окна которой выходят во двор. Сени (наружняя дверь), как правило, примыкают к задней хате. Завал печи, также, как правило, осуществляется со стороны задней хаты. Таким образом, передняя хата осуществляет роль более "чистой", парадной комнаты, предназначенной для отдыха, встречи гостей, размещения икон и т.п. В этом смысле ее значение эквивалентно значению светлицы (в избе) и горницы в тереме. Задняя хата несет на себе большую хозяйственную нагрузку: в ней готовится еда (так как "операционная" сторона печи находится в ней, осуществляется топка печи, хранится посуда и съестные припасы; при необходимости в сильные морозы могут отогревать молодняк скота и т.п.). Иногда часть задней хаты (один из углов), примыкающей к печи, дополнительно отгораживают от пространства задней хаты, таким образом, получается что-то вроде кухни.

Оригинальность внутренней планировки украинской хаты, как правило, проявлялась через мировоззренческие представления и обряды, связанные с отдельными предметами: печью, столом, сундуком, лавками, жердями-полками, символика которых в этнической духовной культуре является своеобразной для каждого из этносов.

Внутренняя планировка украинского жилья, традиции которого восходят древнерусского периода, характеризовалось в XIX в. повсеместным типологическим единством. Итак, украинская печь всегда занимала внутренний угол хаты с одной стороны от входной двери и была обращена своим отверстием до фасадной стены (главенствующей, передней), в которой были окна. По диагонали от печи устраивали парадный угол (красный угол, святой угол, набожный угол), где размещали иконы, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами (божницы; перед ними вешали лампадку). На Левобережье для икон делали специальные полочки (божнички), а у наиболее зажиточных крестьян были целые домашние иконостасы.

Под иконами вдоль боковой стены ставили стол. У карпатских горцев и иногда у подолян функции стола выполнял сундук. У стола под тыльной (задней) стеной размещали длинную деревянную скамью, а с внешней стороны - маленький переносной стульчик. Сбоку от стола находился сундук. Пространство между печью и боковыми стенами заполнялось деревянным настилом на столбиках, поднятым на уровень лежанки печи. Днем он использовался для домашних работ, а ночью служил спальным местом. Вдоль главенствующей и боковых стен наглухо устанавливали скамьи, которые на праздники украшали самодельным рядном (вретищами, одеялами), а в богатых семьях - коврами. В углу, противоположном печи, у двери и над ней размещали деревянные полочки или небольшой шкаф (полку для посуды), а вдоль главенствующей стены над окнами против печи - полку для домашней утвари и хлеба (хлебная полка).

 







Date: 2015-09-17; view: 1638; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию