Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы социокультурной детерминации ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Изменения в культуре определяют такие важнейшие факторы, как: инновации – новые элементы культуры или новые их комбинации; трансмиссия – передача культурного наследия новым поколениям; диффузия – стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимопроникновения культурных черт разных сообществ; аккультурация – целенаправленное заимствование и освоение культурных институтов одного общества другим; трансферт – заимствование внешних образцов одной культуры у другой без глубокого их освоения; синтез – взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которых возникает новое целостное культурное явление, отличающееся от исходных компонентов и имеющее качественное своеобразие; симбиоз – соединение разнородных элементов разных культур без превращения его в качественную целостность; конфликт – противоречие или столкновение элементов на базе различий, возникающих внутри культуры или между культурами.
Носителями новаций, как правило, выступает творческое меньшинство, представители которого не находят себе достойного места в традиционной системе отношений и устоявшихся типах деятельности. Большую роль в их реализации играет степень готовности социокультурной среды воспринимать те или иные открытия. Под культурной инноватикой как одним из явлений культурогенеза, как правило, принято понимать новации, порожденные внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов, если и связанных с каким-либо социальным заказом, то совершенно опосредованным образом. Любая новация в культуре возможна лишь при сохранении преемственности развития. Это требует передачи от поколения к поколению базисных элементов культуры, допуская возможность видоизменения второстепенных. В культуре есть сфера, где наследие живет вечной жизнью. Это ее опредмеченная сфера – памятники, рукописи, картины, здания, изобретения, то есть все то, что может быть собрано и сохранено. Однако наследие недостаточно только сохранить, его необходимо освоить, сделать его смысл доступным новым поколениям, снабдить его актуальными интерпретациями. Ибо произвольно выхваченное из своего потока времени и не сопряженное с настоящей действительностью культурное наследие представляется бесполезным. По словам Е.М.Скворцовой, «мумифицированная музейная культура мертва!» (13). Таким образом, процесс трансмиссии (от лат. transmissio – пересылка, передача) осуществляется путем научения и предполагает живой контакт обучающихся сторон. Новое поколение не только учится на опыте прошлого, но и добавляет к его богатству свои знания. Академик Д.С.Лихачев писал: «Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве и времени», а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые (если старые действительно настоящие), а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы овладели, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур – культур, удаленных от нас во времени и пространстве древних и других стран». Разновидность культурной трансмиссии – фундаментализм. Тесно связанный с религиозной практикой, он ориентируется, на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. Будучи крайне радикальной формой трансмиссии, фундаментализм проявляет себя как реакция на ускоренный распад традиционных ценностей в тех странах, где модернизация наталкивается на активное сопротивление со стороны общественного сознания. О диффузии говорят в случае стихийного взаимопроникновения культур, способствующего их обоюдному обогащению. Диффузия (от лат. diffusio – распространение) определяется степенью интенсивности и условиями осуществления контакта, а также состоянием и степенью дифференциации общества. Как правило, частое взаимодействие способствует быстрому усвоению, а насильственное навязывание порождает реакцию отторжения. Разная степень готовности к усвоению чужого опыта зависит от присутствия в обществе лиц, носителей подобной ориентации и состояния общественного сознания. Так, знаменитое «Философическое письмо» (1836) П.Я.Чаадаева (1794 – 1856), напечатанное в журнале «Телескоп», заложило фундамент западнической идеологии в России, появившись в разгар европейских революций и совпавшее распространением революционных идей в России. Если процесс распространения культурных элементов приобретает форму целенаправленного заимствования, его называют аккультурацией. Она может осуществляться прямым образом через конкретных носителей, попавших в новую социальную среду, или иметь косвенный характер, опосредоваться притоком товаров, воздействием моды, средств информации. Когда заимствование принимает форму механического копирования чужих образцов, его обозначают термином трансферт. Если же общество стремится не просто слепо заимствовать, а избирательно относиться к переносу ценностей, говорят о селективности культуры и выделяют следующие ее причины: незрелость культуры для заимствования каких-либо образцов; опасность, которая грозит обществу в случае заимствования; идеологические запреты; общественная самооценка нового как бесполезного. Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание) как фактор культурного взаимодействия возникает благодаря близости или сходству базисных элементов соприкасающихся культур. При симбиозе (от греч. simbiosis – сожительство) собственные и заимствованные элементы остаются обособленными, что порождает их взаимное недоверие и приводит к конфликтам. Синтез имеет место, когда осваиваются сферы, недостаточно развитые в культурном сообществе, но оно само при этом сохраняет исходную самобытную основу. Симбиотические культурные конгломераты чаще всего возникают стихийно в ходе завоеваний одного народа другим. Они рождают синкретический (от греч. synkretismos – соединение) тип культур, для которых характерно сочетание разнородных взглядов, стилей, направлений при отсутствии их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Различия в культуре могут приводить к столкновениям и конфликтам. Один из наиболее опасных таких видов – аномия – определяется как распад системы нравственных ценностей, следствием чего становится нарушение единства культуры общества. Ситуация аномии возникает в результате быстрой смены общественного строя, разрушения привычных стереотипов реагирования. В таких условиях часто рождаются идейные течения, утверждающие бесполезность прежнего культурного достояния. Причем отвергается не только своя национальная, но и мировая культура. Ярким образцом такого мышления было течение «Пролетарская культура» («Пролеткульт») в России после октября 1917 г. Культурная аномия дважды за одно столетие поразила российское общество. Второй раз это случилось в годы перестройки, когда произошел настоящий обвал всех культурных ценностей советской эпохи. Как и после Октябрьской революции, сокрушались памятники, переписывалась история, критике подвергалось не только худшее из предшествующего, но и то лучшее, что осталось от эпохи. Date: 2015-09-17; view: 714; Нарушение авторских прав |