Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы культурной деградации
Противоположный вектор культурных изменений описывает движение по устранению фундаментальных элементов социокультурных систем – прежде всего норм и ценностей. В таком случае выделяют два этапа культурной деградации: упадок и кризис. Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, то есть с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях массового общества. Упадок также может выражать себя либо как усталость, реакция расслабления на предшествующий бурный период развития культуры, либо как неудовлетворенность его результатами. Упадок как социокультурное явление не фатален, он может смениться новым взлетом культуры, и это отличает его от кризиса. Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. В силу этого система подвергается распаду. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию иных, более актуальных элементов и их связок, став зародышем новой культуры. О культурном застое говорят, когда изменения не происходят в течение длительного времени. Общество обнаруживает приверженность к традициям, ориентируется на повторяемость норм, ценностей, смыслов, знаний, распространяет запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного прогрессивного развития не в состоянии даже великие открытия. Подвержены застойному характеру общественного бытия прежде всего небольшие этносы, жестко адаптированные к природной среде и неспособные в силу исключительной зависимости от нее выработать тот или иной механизм изменения. К ним, как правило, принадлежат народы, живущие в гармонии с природными циклами. В начале ХХ века антропологи насчитывали около 650 таких сообществ. Начиная разговор о традициях и инновациях в социокультурной деятельности, приведём вопрос-притчу, которая, с одной стороны, демонстрирует ментальную предопределённость типов культур, с другой – подчёркивает важность понимания таких явлений в социокультурной динамике как ориентация на прошлое, корни, традиции и устремлённость в будущее, инновационную направленность деятельности человека. Представьте, что вы плывёте в лодке с отцом и сыном. Лодка начинает тонуть. Кого вы будете спасать первым: отца или сына? Представитель западной культуры с большей степенью вероятности ответит: "Сына", мотивируя свой ответ тем, что отец уже пожил, а сын только начинает свою жизнь. Представитель восточной культуры, скорее всего, первым будет спасать отца, основывая свой выбор на том, что отец у него один, а детей может быть много. На самом деле такой аллегорический вопрос-тест очень много говорит о ментальной предопределённости того или иного человека. Для людей восточного типа основным приоритетом в жизненно значимой ориентации является традиция, предки, установленный ранее закон, постоянная ориентация на то, что уже сделано. Человек западной культуры свой взор постоянно обращает в будущее, стремясь к инновационной деятельности как смыслу существования. Date: 2015-09-17; view: 1193; Нарушение авторских прав |