Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происхождение и классификации традиций
Мир культуры, созданный человеком, это не что-то статичное, неизменное, раз и навсегда данное. Он находиться в непрерывном движении: некоторые явления в культуре отмирает, оказываются невостребованным, уходят в небытие, а другие возникают, претендуя на бессмертие. В историческом плане культура представляет собой процесс передачи социального опыта от поколения к поколению, а в рамках одного поколения – процесс обмена опытом между социальными общностями. Социальный опыт, накопленный человечеством, не передается биологическим путем. Личность усваивает его, взаимодействуя с обществом. Это процесс перевода общественного в личное. Античность родилась не на пустом месте, она усвоила и переработала мудрость Древнего Востока. В Средневековье осуществлялась творческая переработка античного наследия и т.д. Но при этом, следует отметить, что каждое новое поколение, хотя и не изобретает того, что уже есть в культуре, а усваивается опыт, накопленный предшествующими поколениями, но усвоение этих духовных и материальных ценностей является лишь стартовой площадкой для культуры. Таким образом, мы можем говорить о своеобразной преемственности в культуре – это связь предшествующего и последующего состояния культуры. Без преемственности движение каждый раз начиналось бы с нулевой точки, накопленный ранее опыт пропадал бы бесследно. В этой связи важнейшим признаком культуры является способность конденсировать человеческий опыт. Культура выступает не как наследственность, а социальная память коллектива. Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляется в материальной и духовной жизни. Она выступает важнейшим механизмом функционирования культуры. Если конкретизировать проблему культурного наследия в аспекте усвоения и освоения, то она включает в себя категории традиций и инноваций как своего рода инструменты познания и действия. Сначала обратимся к рассмотрению культурных традиций. Это стержень исторического объяснения культурных процессов. Они представляют собой "социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени". Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия как материальные, так и духовные ценности, а также процессы и способы наследования. В качестве традиций выступают определённые культурные образцы; нравственные нормы, ценности и идеалы; обычаи, обряды, ритуалы, нравы, стили и т.д. Происхождение традиций связано с ранними этапами родового общества, когда производительные силы находились на уровне собирательства и охоты. Природа производила средства для жизни человека, а человек в практике присвоения готового продукта вторил ритмам природы и следовал ее естеству. Человек не выделял себя из природы. Род воспринимался как природное тело, обусловленное ритмами природных круговоротов. Человек проецировал на природу свои отношения. Между ними устанавливалось тождество: природа продолжает род, а род – природу. Все физические и духовные потенции рода замкнуты на род и природу с целью поддержания рода. Эта установка выливается в основную идею родового мировоззрения – идею рождения. Каждое поколение людей и вещей имеют своего предка. Внутри рода появляется потребность обучения родовому опыту подрастающего поколения. И наиболее динамичный способ для этой передачи – слово (песня, миф, табу) и движение (танец, ритуал). Они основаны на элементарных свойствах организма. И внутри рода мифо-ритуально-игровое общение проходило постоянно. Этот опыт передавался из поколения в поколение. Так и появились первые традиции. В каждом роде, естественно, они имели свои особенности. Миф, ритуал и табу воплощали природно-родовую идею жизни. Таким образом, основой традиции, её направляющим признаком является идея гармонизации человека с природой и своим родом. Обобщая, важно отметить, что имеют место и стихийные и сознательные традиции. Стихийные традиции – результат неспециализированной деятельности. Традиция возникает как непредвиденный, незапланированный, косвенный результат субъективной деятельности, т.е. непреднамеренно. Сознательные традиции – специализированная деятельность. Происхождение традиции обусловлено способностями субъекта представлять результат его намерений (целеполагание). Затем действие запоминается и становится традицией. На современном этапе существуют множество классификаций традиций, приведём некоторые из них. Традиции бывают: · Мертвые (первобытные общества), и живые (актуализируются и могут быть постоянно действующими). · Общечеловеческие (выражают уровень опыта для всего человечества или отдельных этапов его развития) и локальные (для определенного сообщества). Но данная дифференциация относительна. Общечеловеческие элементы могут повторяться в локальных традициях и наоборот. Примером может служить динамика художественных стилей в искусстве Европы, зарождающихся в определенных центрах и несущих в себе индивидуальную культуру, а также черты определенной исторической эпохи (Просвещение, Романтизм, Постмодернизм). По субъекту общественных отношений: этнические, классовые, народные, национальные, субкультурные, семейные, и т.д. По сфере и характеру деятельности – трудовые, производственные, воинские и т.д. По отношению к социальному прогрессу – передовые (прогрессивные), реакционные. Таким образом, культурная традиция создает совокупность культурных эталонов или программ социально-культурного действия, назначение которых в поддержании стабильности культурной системы. Но в то же время общество не может развиваться без притока новых идей. Date: 2015-09-17; view: 2739; Нарушение авторских прав |