Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циклический тип





Типы культурной динамики

Культурная динамика описывается следующими основными типами взаимодействия:

– фазовым (этапным);

– циклическим;

– инверсионным.

Фазовый тип

Наиболее простая концепция культурного развития. Это традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, понимаемого в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов его материальной и духовной деятельности.

Для изучения фазового типа динамики используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которого выступает доминантный тип общественных отношений, то есть социальность как таковая. Ядром ее будут всегда выступать классовые интересы в одной из своих ведущих разновидностей, имущественных предпочтений, а складываться она будет под воздействием факторов самого разного уровня. В зависимости от того, какие критерии-факторы мы отбираем, и строится периодизация.

Циклический тип

Изменения в рамках цикла оказываются повторимы, общества движутся по сходным траекториям на протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, то есть периодически возвращающееся к исходной точке. Прошлое поэтому поэтизируется в легендах о «золотом веке», в котором для народов содержится все лучшее, предназначенное для подражания и воспроизведения.

Циклическое восприятие, отраженное в мифологиях, ритуалах, календарях древних народов, соответствовало естественным природно-биологическим ритмам: смене дня и ночи, времен года, поколений. В развитых обществах древности продолжительность циклов значительно удлинялась, но они всегда имели сходящиеся в одной точке начало и конец. Философия такого мировидения выражена в словах библейской книги Экклезиаста: «Нет ничего нового под солнцем». В поэме «Дела и дни» древнегреческий эпик Гесиод (VIII в. до н.э.) приводит рассказ о пяти поколениях «людей говорящих», каждое из которых по истечении срока будет погублено «волей великого Зевса».

Инверсионный тип (отлат. inversio – перестановка)

Тип социокультурной динамики,описывающий изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания – от одного полюса значения к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в сообществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро. Условием культурной зрелости общества, как писал П.Сорокин, является его способность развиваться, постепенно реформируясь. Достигается это периодическим возвратом к истокам с помощью сотрудничества социальных слоев на базе общекультурных ценностей. Инверсионные изменения могут быть представлены как резкие переходы от одного типа общественной регуляции к другому, как смена ценностей, культурной политики. Например, эпоха Возрождения обратилась к идеалам античности. В свою очередь ее собственный строй идей был преодолен в период Реформации и внешне напоминал возвращение к мировоззрению средневековья. Внешне, ибо ничто не может, как в природе, так тем более в человеческом обществе, повториться в точности.

Когда говорят о характере культурных изменений, имеют в виду направление их воздействия на общество. С этой точки зрения различают:

– изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры;

– изменения, ведущие к ослаблению дифференциации и упадку культуры;

– изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой.

Обогащение культуры принято рассматривать как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы, то есть духовно-нравственного наследия. Положительные изменения всегда связаны с формированием новых жанров, направлений, стилей искусств, внедрением новых технологий, появлением новых культурных центров, рождением гениев и т. д. Новое не всегда может служить синонимом прогресса, но лишь в том случае, когда оно способствует духовно-нравственному совершенствованию человека, помогая ему расширять зону свободы без ущерба для всего живого.

Date: 2015-09-17; view: 754; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию