Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контркультура и инновационный процесс
Инновации – "механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, которые создают предпосылки для социокультурных изменений"[1]. Культура во все времена не стояла на месте: при сохранении традиций в ней постоянно появлялись новые идеи, технологии, изобретения и т.д. При этом следует отметить, что не все из них оставались в культуре, но процесс возникновения новшеств – явление не только ХХ века. Основными источниками инноваций считают: · другую социокультурную систему. Это инородная, заимствованная инновация. Примером может служить принятие христианство Древней Русью и распространение византийского канона в архитектуре и иконописи. Из Византии был заимствован крестовокупольный тип построек храмов, который в XI–XII веках на Руси получил широкое распространение. · сознательную творческую деятельность человека. В это связи инновация может выступать как продукт творческого саморазвития традиций. Например, такие архитектурные памятники белорусской культуры XI–XIII вв. как Софийский собор и Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке являются образцом художественной переработки византийского стиля. Другими словами, традиция в процессе самообразования может способствовать появлению инноваций. Культура представляет собой единство традиционного и творческого (конструктивного). Оба эти явления выступают как две органически сплетённые стороны одного и того же исторического феномена. Традиционное и творческое – это противоположности, часто переходящие друг в друга. Инновационные элементы оказывают значительное влияние на мировую культуру: мода, средства передвижения и связи, образование, формы политического устройства, экономические организации и т.д. В своём развитии человечество всегда создавало, создает и будет создавать разнообразные инновации для удовлетворения своих потребностей. Для каждого времени они имели свои особенности. Многие изобретения в различных областях техники, хозяйства и материальной культуры были созданы еще на заре исторического процесса, выделившего людей из мира животных. Например, умение пользоваться огнем, изготовление орудий труда. Это были инновации, которые затем стали традицией. Последующие инновации: строительство жилищ, изготовление одежды, выделка шкур животных, возникновение животноводства, гончарство, прядение, ткачество, варка пищи в глиняной посуде. Более поздние инновации: порох, письменность, бумага, книгопечатание, производство стекла, фаянса, фарфора и т.д. Таким образом, инновация с течением времени может стать традицией, а традиция начинается с инновации – это и есть основной закон социокультурной динамики. В целом, все инновации можно разделить на: – Конвергентные – инновации, которые возникли у разных народов на обширных территориях практически в одно и то же время, появление которых обусловлено единством происхождения всех людей и общими закономерностями и особенностями их социокультурного развития. Это такие инновации как умение изготавливать орудия труда, добывать огонь, строить и т.д. – Датированные – инновации, имеющие точную дату своего появления. Например, начало книгопечатания, изобретение радио, автомобиля и т.д. Но при этом следует отметить, что на каждом этапе развития общества традиции и инновации находятся в оптимальном соответствии друг другу, т.е. равновесии. Если возрастает роль традиций, то они в большинстве своём тормозят сознательную активность людей, приобретают консервативный характер. В том случае, если инновации превалируют над традициями, общество теряет устойчивость, что свидетельствует о назревающих коренных переменах в обществе. Культурные инновации имеют непосредственную связь с таким явлением как контркультура. Данный термин (введён американским социологом Теодором Роззаком) в современной культурологии используется в двух значения. Часто его отождествляют с молодёжными субкультурами 60-ых годов ХХ века, которые критически относятся к "культуре отцов" (в таком значении появился в западной литературе). Но мы обратимся ко второму значению, а именно контркультура как социокультурные установки, "противоречащие фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре". Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок – процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Примеры контркультурных тенденций можно обнаружить в каждой эпохе: европейские протестанты XVI – начала XVII веков, философы-просветители XVIII века, русские разночинцы второй половины XIX века (революционеры и нигилисты). Приведённые социальные группы обладали определёнными особенностями мировоззренческого характера и стремились к преобразованию существующей в их время культуры и, естественно, общества. Если бы процесс культурного творчества во все эпохи шёл плавно, без поворотов и мучительных мутаций, то человечество располагало бы сегодня разветвлённой монокультурой. В реальности культурный процесс рождает новые культурные эпохи под воздействием контркультурных тенденций. Контркультура является мощным катализатором культурно-исторического процесса и ядром будущих культурных систем. Это этап осмысления и первый способ осуществления новых идей и ценностей. Контркультура не переделывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную культуру и трансформирует её. Для античности таким контркультурным феноменом явилось христианство, которое принесло новую картину мира, свои ценности, стили в искусстве и т.д. История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, провозглашения новых святынь и жизненных установок. Таким образом, конткультура проявляет себя в виде механизма культурных инноваций, т.е. она обладает огромным потенциалом обновления; контркультурные тенденции будоражат основное направление культуры, подвергают сомнению устоявшиеся нормы, вызывают мутации. Другими словами, контркультуры – это поиск нового ценностного ядра культуры, механизм обновления и движения культуры вперёд. Она всегда пребывает в сознательном конфликте с официальной культурой и содержит мощный заряд социокультурных инноваций и перемен, стремится к качественному изменению общества, предлагая альтернативные пути развития культуры. Date: 2015-09-17; view: 623; Нарушение авторских прав |