Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 11. Основные постулаты неоконфуцианства
Неоконфуцианство — термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде, возникшее в Китае в XI в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиц. культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким китайским (и производным от них японским, корейским и вьетнамским) терминам: дао-сюэ — «учение истинного Пути»; синминъи ли-сюэ — «учение об индивидуальной природе, предопределении, должной справедливости и принципе»; синь-сюэ — «учение о сердце (психике)»; ши-сюэ — «учение о реальном», или «реальное (практическое) учение»; шэн-сюэ — «учение о совершенной мудрости», или «учение совершенномудрых»; сун-сюэ — «учение эпохи Сун» (960–1279). В самом узком смысле неоконфуцианство — учение философов XI–XII вв., выделенных официальной «Историей династии Сун» в направление дао-сюэ, т.е. Чжоу Дунь-и, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В менее узком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей XI–XVII вв. (эпохи Сун–Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле неоконфуцианство означает всю совокупность конфуцианизированных учений, созданных в дальневосточном регионе с XI в. по настоящее время. Автохтонные наименования неоконфуцианства подчеркивают его разные аспекты: сун-сюэ — время возникновения; ши-сюэ — «реалистичность» и «практичность», в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао-сюэ — следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной истине — дао-Пути; шэн-сюэ — признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные кит. обозначения неоконфуцианства — [син минъи] ли-сюэ, синь-сюэ — выделяют его центр. категории: «[индивидуальная] природа» (син), «предопределение» (мин), «должная справедливость» (и), «принцип» (ли), «сердце» (синь). В отличие от первоначального конфуцианства, неоконфуцианство основано прежде всего на текстах Конфуция (VI–V вв. до н.э.), Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилософских канонах. Этот новый подход школа Чэн–Чжу воплотила в «Четверокнижии» («Сы шу»). В период складывания неоконфуцианства нормативной формой «Тринадцатиканония» («Ши сань цзин») была охвачена и древняя протофилос. классика. Первое место в нем занял методологич. «органон» — «Чжоу и», в к-ром изложены нумерологич. идеи, полностью поясненные средствами графич. символики; к примеру Гуа, Тай цзи, и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую (о сути бытия – необязательное примечание), космологическую (о строении мира– необязательное примечание) проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этич. интерпретации. Моральная доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этич. универсализмом, в рамках к-рого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных взаимных идентификаций человеч. («гуманность»-жэнь, «[индивидуальная] природа», «сердце») и природных (Небо-тянь, «предопределение», «благодать/добродетель»-дэ) сущностей. Совр. интерпретаторы и продолжатели неоконфуцианства (Моу Цзун-сань, Ду Вэй-мин и др.) определяют такой подход как «моральную метафизику» (даодэ дэ си-нэршансюэ), являющуюся одновременно теологией.
Date: 2015-09-17; view: 694; Нарушение авторских прав |