Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры
В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа. 1) подготовка к процессу физического воспитания; 2) практическая деятельность на уроке; 3) контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности. Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и состав- пение плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно: ¾ основных, подводящих и специальных упражнений; ¾ определение количества повторений каждого упражнения; ¾ определение продолжительности выполнения отдельных упражнений; ¾ выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Успешность процесса физического воспитания во многом зависит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию: ¾ целостного учебно-воспитательного процесса; ¾ каждого урока. Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода. Организация отдельного урока включает совокупность профессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач в этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке: ¾ подготовка предстоящих мест занятий (организация безопасности мест занятий); ¾ подготовка необходимого для урока оборудования инвентаря. В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена на управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя: ¾ организационные мероприятия на уроке; ¾ непосредственно педагогические воздействия; ¾ текущий контроль на уроке. Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке: ¾ построение класса; ¾ сообщение учащимся задач урока; ¾ проведение перестроений, необходимых для руководства классом; ¾ выбор места для руководства классом (отделением, подгруппами); ¾ организация дисциплины; ¾ установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря; ¾ организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий; ¾ рациональное распределение учебного времени; ¾ уборка мест занятий (оборудования и инвентаря); ¾ подведение итогов урока и сообщение домашнего задания (индивидуального или для всего класса). Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся. ¾ объяснение учебного материала; ¾ показ упражнений; ¾ демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и т.п..; ¾ непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий. Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность игра ют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, за поминание; служат источником чувственного восприятия; контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т.п. Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигатель- ном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний) организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся. Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степени подготовленности и возраста обучаемых. Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, кинограмм и т.п. При изучении нового двигательного действия учитель обычно объясняет его, а затем с помощью различных наглядных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяснении представления. В процессе обучения двигательным действиям учащихся старших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере использует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретенный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще использовать слово. Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения. Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся. Основной принцип здесь — видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности. Деятельность учителя физической культуры сводится не толь- ко к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль — это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана. На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (третий этап) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения. В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках физической культуры. Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на: ¾ формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков; ¾ отбор и последовательное расположение учебного материала; ¾ составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры; ¾ программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся. Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры, поскольку каждая предлагаемая специалистами методика дает максимальный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий. Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умении. ¾ заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры; ¾ заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения; ¾ заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благоприятных для воспитания) периодов; ¾ заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств; ¾ заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку; подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу); ¾ заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект; ¾ заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств; ¾ заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку; подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу); ¾ заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект; ¾ заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности; ¾ рационально распределять время между отдельными частями урока; ¾ переходить от одного вида деятельности к другому, не вызывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся; ¾ подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения; ¾ оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением; ¾ рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.; ¾ в процессе урока осуществлять воспитательную работу; ¾ в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.; ¾ соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся; ¾ координировать в процессе урока деятельность всего класса ¾ выполнение индивидуальных заданий; ¾ предусматривать возможные у учащихся затруднения и научать в связи с этим несколько вариантов упражнений; ¾ развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры. ¾ и дозировку; подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу); ¾ заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект; ¾ заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности; ¾ рационально распределять время между отдельными частями урока; ¾ переходить от одного вида деятельности к другому, не вызывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся; ¾ подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения; ¾ оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением; ¾ рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.; ¾ в процессе урока осуществлять воспитательную работу; ¾ в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.; ¾ соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся; ¾ координировать в процессе урока деятельность всего класса ¾ выполнение индивидуальных заданий; ¾ предусматривать возможные у учащихся затруднения и научать в связи с этим несколько вариантов упражнений; ¾ развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры. ¾ школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры. Деятельность учителя физической культуры может осуществляться на следующих уровнях эффективности (Н. В. Кузьмина, 1970) 1. Минимальный уровень (репродуктивный) — учитель может передать учащимся только то, что знает и умеет сам. 2. Низкий уровень (адаптивный) — учитель может передать знания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности. 3. Средний уровень (локально-моделирующий) — учитель может формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета. 4. Высокий (системно-моделирующий) — учитель умеет формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всем основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности. 5. Высший уровень (системно-моделирующий двигательную деятельность и поведение учащихся) — учитель умеет использовать свой учебный предмет как средство формирования личности занимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и перестраивать свою двигательную деятельность в новых, изменяющихся условиях.
Глава 12. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства (С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1994). Педагогическая технология — это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы. Следовательно, естественно, что педагогическая технология в модельной форме — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике. Воспроизводимость и планируемая эффективность педагогической технологии целиком зависят от ее системности и структурирования. В ней реализуются цели повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию: 1) общего плана работы по физическому воспитанию; 2) годового плана-графика учебного процесса; 3) поурочного рабочего (тематического) плана на четверть; 4) плана-конспекта урока. Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся. В сфере физического воспитания преподавателями разрабатывается вся рабочая документация по планированию исходя из отправных, официальных документов — учебного плана образовательного учреждения и государственной программы по физическому воспитанию. В учебном плане указываются в первую очередь все дисциплины, которые изучаются в данном учебном заведении за весь период обучения. Среди этих дисциплин фигурирует в качестве обязательного предмета и «Физическая культура», даны сроки ее изучения и объем часов.
Общий план работы по физическому воспитанию
Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителей директора, врача школы, преподавателя-организатора курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). План включает в себя следующие разделы: 1) организационная работа; 2) учебная работа; 3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 4) физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время; 5) агитационно-пропагандистская работа; 6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор; 7) хозяйственная работа. Примерное содержание каждого из этих разделов представлено в таблице 24. Общешкольный план физического воспитания согласовывается с администрацией школы, чтобы запланированные мероприятия не совмещались в одно и то же время с другой деятельностью школьников. План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей. Предлагаемый вариант плана следует рассматривать толь- ко как примерный: в каждой школе он составляется с учетом местных условий.
Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию
Главное назначение плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год. Таблица 24 Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе
Составляя план-график, необходимо руководствоваться учебным планом (где приводится и расчет часов) и программой школьного курса физического воспитания. Планом-графиком учебного процесса по физическому воспитанию образовательной школы устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий в каждую школьную четверть. Учитывается также наличие материально-спортивной базы школы. Различные условия сезонов года для занятий обусловливают необходимость при планировании выделять следующие этапы учебного процесса: 1) осенний (I четверть), 2) осенне-зимний (И четверть), 3) зимний (III четверть), 4) весенне-летний (IV четверть). Для каждого этапа предусматриваются решение определенных задач общей физической подготовки и использование соответствующих средств. В частности, в межсезонье (на втором этапе) на уроках идет изучение материала по гимнастике (как основного средства) и играм (как дополнительного средства). Содержание занятий на каждом этапе должно иметь органическую связь с содержанием предыдущего и последующего этапов. Поэтому рекомендуется использовать не столько предметный способ прохождения материала — поочередно по видам (кроме плавания и лыжной подготовки), сколько комплексный способ, предусматривающий применение одновременно средств двух-трех видов физической подготовки. Разумеется, больше времени следует отводить главным для данного этапа упражнениям. Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и, что также существенно, непрерывность развития у учащихся основных физических качеств и совершенствования ряда важных навыков в естественных движениях — в беге, прыжках, метаниях и др. Прием учебных нормативов намечают на окончание этапов, оставляя резервное время для повторной сдачи. Годовой план-график может быть двух видов: с составлением крупных блоков, включающих основные разделы программы по физическому воспитанию, и с распределением программного материала по урокам на весь учебный год. Существует два способа планирования времени, отводимого на овладение материалом: либо указывается время, отводимое на разные упражнения, либо символом указывается наличие данного материала без указания времени. Один из вариантов годового плана-графика распределения программного материала по физическому воспитанию представлена на Рисунке 19. Разрабатывая план-график на предстоящий учебный год, следует учитывать недостатки, которые были выявлены при реализации плана текущего года.
Рис. 9. Варианты годового плана-графика учебного процесса по физическому воспитанию (для V класса)
12.3Поурочный рабочий (тематический) план на четверть
Этот план составляется на основе годового плана-графика учебного процесса для параллелей классов на каждую четверть (он имеет и другое название — «четвертной»), В нем в более конкретизированном виде, чем в графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную за- писку к плану и само содержание плана. В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной параллелью классов; указаны объемы изучения нового основного материала и повторения ранее пройденного материала, включенного в порядке повторения для закрепления и совершенствования умений и навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть. Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке преемственности и постепенного усложнения по занятиям (поурочно). Физические нагрузки (по объему и интенсивности) на занятиях должны также постепенно возрастать. Кроме этого в рабочем плане на каждом уроке отводится время (в мин) на сообщение учащимся знаний по физической культуре, предусмотренных программой для данного класса и исходя из общего объема часов, выделенных на теоретический раздел. Знания следует планировать с учетом прохождения конкретного практического материала на занятиях. Например, если запланировано обучение двигательным действиям, то следует предусматривать сообщение знания о технике изучаемого действия, влияние этого физического упражнения на организм, правилах безопасности его выполнения. При разработке рабочего плана необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций: 1) учитывать структурную сложность упражнений и готовить обучаемых к их овладению; 2) обучение технике конкретного двигательного действия надо проводить на одном или нескольких смежных занятиях, не допуская как перерывов, т.е. применять при первоначальном разучивании обучение, концентрированное во времени; 3) строить учебный процесс, используя в максимальной степени эффект положительного переноса умений, навыков и исключая отрицательный перенос. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в графической и текстовой формах. Графический план имеет упрощенный характер. В нем предусматривают следующие графы: «Разделы и содержание занятий" (перечень упражнений по разделам); «Количество часов на прохождение материала раздела» и «Распределение изучаемых упражнений по учебным неделям года» (отмечается знаком «+») Текстовой план предпочтительнее, поскольку в нем раскрываются не только содержание, но и методика обучения в системе занятий, планируемые тренировочные нагрузки и их последовательное повышение. В рабочих планах, как правило, отражают содержание основной части урока, материал же подготовительной и заключительной частей указывается в планах-конспектах занятий. Наиболее распространенная текстуальная форма рабочего плана включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указанием нагрузок по объему и интенсивности дифференцированно для занимающихся мужского и женского пола. В качестве примера ниже приводятся два варианта рабочего плана на четверть (см. с. 252—253, 254) данного пособия. В соответствии с рабочим планом на I четверть рассмотрим поурочные задачи обучения.
Date: 2015-09-17; view: 3604; Нарушение авторских прав |