Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями





Самостоятельная работа учащихся выступает и как форма организа­ции занятия, и как способ деятельности учащихся по решениюоп­ределенных задач. Основная, специфическая цель самостоятельной работы заключается в формировании самостоятельности.

Исходным признаком самостоятельной работы является деятельность учащихся без посторонней помощи или при сравнительно небольшой помощи.

Степень самостоятельности зависит от возрастных и познавательных возможностей учащихся, содержания учебного мате риала.

У детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей деятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоятельная работа проводится: 1) с различными источниками знаний - учебником, учебными и наглядными пособиями по физической культуре; 2) с практическим учебным материалом, представленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, состав- ленных по принципу алгоритмических предписаний и др. Самостоятельная работа с учебными и наглядными пособиями по физической культуре проявляется в ответах учащихся (после чтения текста, рассмотрения наглядного пособия) на вопросы преподавателя или программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний).

В учебных карточках-заданиях перечисляются упражнения (на закрепление ранее изученных двигательных действий, для обще­физической подготовки), которые каждый занимающийся выпол­няет за урок (или за несколько уроков). Успешная работа по кар­точкам возможна в случае полного взаимопонимания преподава­теля с учащимися и наличия хорошей материально-технической базы. Это позволяет учащимся заниматься, не мешая друг другу и не ожидая своей очереди к тому или иному снаряду.

Суть упражнений-заявок заключается в том, что занимающим­ся предлагается упражнение, для успешного выполнения которо­го необходимо проявить смекалку, определенную сноровку, с це­лью реализации своих двигательных возможностей.

Контрольно-обучающие задания (установки-задания) направ­лены на самостоятельную творческую деятельность учащихся с учетом задач урока. Они разрабатываются для каждого класса, уро­ка, этапа обучения. На уроках физической культуры применяются следующие контрольно-обучающие задания: а) по формированию двигательных умений и навыков; б) по общей и специальной физи­ческой подготовке; в) по осмыслению рациональных форм орга­низации двигательных действий, целесообразности тактических приемов в индивидуальных и групповых упражнениях, в играх и состязаниях.

Первая часть заданий носит обучающую направленность (на- пример, из разрозненных упражнений, предложенных для разминки, составить комплекс с соблюдением их последовательности), вторая часть — контрольную направленность (например, по составленному комплексу провести разминку с классом). Обучающие программы алгоритмического типа содержат в себе комплекс взаимосвязанных учебных заданий последовательно нарастающей сложности и направленных на постепенное подведение учащихся к успешному освоению двигательного действия. Комплекс состоит из 5—6 серий учебных заданий. Первая серия содержит упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности учащихся, необходимого для овладения изучаемого двигательного действия. Вторая — упражнения на освоение исходного положения (или основного элемента) изучаемого двигательного действия. Третья — упражнения, с помощью которых изучаются действия, обеспечивающие выполнение изучаемого движения. Четвертая и пятая серии — упражнения, связанные с обучением отдельным частям (элементам) техники двигательного действия. Шестая серия — упражнения, направленные на совершенствование техники.

При подготовке учащихся к самостоятельной работе следует дать им четкие указания об объеме и содержании предстоящей самостоятельной деятельности, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна), т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание.

Основным средством контроля за самостоятельным выполне­нием физических упражнений являются ответы и двигательные действия учащихся, а также аналитическая деятельность препода­вателя по определению степени их правильности, числа и харак­тера ошибок. Логическим завершением педагогических усилий по формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельнос­ти на уроке становятся разбор при подведении итогов всей или части проделанной работы, выявление их достижений, определе­ние правильности и характера их дальнейших учебных действий.


Для повышения эффективности самостоятельной работы уча­щихся весьма важно, чтобы в учебном процессе наряду с внеш­ней существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразуме­вается та информация, которую учащийся сам получает о ходе и результатах своей работы. Одной из возможностей создания внут­ренней обратной связи при самостоятельной работе является ис­пользование элементов самоконтроля и самопроверки.

Показателями уровня развития навыков самоконтроля явля­ются способности учащихся самостоятельно соотносить свои дей­ствия при выполнении физических упражнений и их результаты с поставленными педагогом задачами. Весьма важно, чтобы учащи­еся определяли недостатки и положительные стороны своей дея­тельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.

Самостоятельная работа дает большой эффект, если она связана с образовательно-воспитательными задачами конкретного уро ка, организуется планомерно и в определенной системе, обеспечивается взаимосвязью одних видов работы с другими (при этом соблюдается преемственность между ними), обусловлена уровнем развития школьников.

Необходимо также учитывать следующие общедидактические и методические требования. Работа проводится под опосредованным руководством преподавателя и занимает не весь урок, а часть его. Материал для самостоятельной деятельности школьников следует подбирать посильным для его выполнения.

 

 







Date: 2015-09-17; view: 834; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию