Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дозирование физических нагрузок на уроке





Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физи­ческих упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки— это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламенти­ровать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упраж­нений, затратами времени на занятия, километражем преодолен­ного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических уп­ражнений представляет собой обратно пропорциональную зави­симость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивсть, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена ниже, в таблице 23.

Все указанные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки организм занимающихся, что позволяет определять и регулироватьнагрузку в процессе занятия.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воз- действию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методическиеположения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальнымфункциональным возможностям организма) постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательностьи регулярность).

Физическиенагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальнымипо своим параметрам (объему, интенсивности, интерваламотдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Не­достаточныенагрузки неэффективны, так как ведут к потере учеб­ного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздей­ствие становится привычным и перестает быть развивающим сти­мулом, поэтому постепенное увеличение физической нагрузки — необходимое требование.

Наиболее информативным, объективным и широко использу­емым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональ­ных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом на­блюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому вели­чина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует поро­гу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровитель­ный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеско­го возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.). Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130-160 уд./мин и большой интенсивности — 161-175 уд./мин. Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на Функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста. Регулирование параметров нагрузки на уроке физической куль- туры достигается многими разнообразными способами и методи­ческими приемами; наиболее эффективные и доступные и следующие:

¾ изменение количества повторений одного и того же упражнения;

¾ изменение суммарного количества упражнений; изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

¾ увеличение или уменьшение амплитуды движений; варьирование величин внешних отягощений;

¾ выполнение упражнении в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по до рожке стадиона и бег по песку и т.д.);

¾ изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической ска­мейке и т.д.);

¾ изменение длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;

¾ проведение занятий на обычной, увеличенной или умень­шенной площадке (в спортивных играх);

¾ варьирование применяемых методов (равномерный, игро­вой, соревновательный и др.);

¾ увеличение или уменьшение времени (интервалов) и харак­тера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподаватель применяет наибо­лее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

Общая и моторная плотность урока. Одним из показателей эффек­тивности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковы­ми возможностями и условиями организации работы в подгото­вительной, основной и заключительной частях урока. Общее вре­мя, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель­ную) плотность урока.

Общая плотность урока — это отношение педагогически оп­равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагоги чески целесообразные мероприятия (В.Ф.Новосельский, 1989).

1. организацию учащихся, проверку домашнего задания, установку учебных задач;

2. сообщение и закрепление теоретических сведений;

3. проведение общеразвивающих упражнений;

4. инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5. подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке.

6. изучение техники физических упражнении, воспитание физических качеств;

7. методическую подготовку учащихся, формирование умении самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8. мотивацию учащихся;

9. использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений,

10. педагогический контроль;

11. подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12. воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке tад. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока tобщ:

 

ОП = .

.

 

 

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности уро­ка приводят следующие причины:

¾ неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида­ние очереди перед выполнением упражнений);

¾ неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга­низация и содержание урока, приводящие к паузам;

¾ излишняя и малоэффективная словесная информация для Учащихся на уроке;

¾ неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за много­кратного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п. Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений tфу умножить на 100% лить на общее время занятия, урока tобщ.

 

МП=

 

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:

 

 

МП=

 

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неиз­бежность таких изменений можно объяснить прежде всего разли­чием содержания применяемых упражнений, местом их исполь­зования и методами применения. Показатели моторной плотнос­ти меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих зна­чительных затрат времени на умственную деятельность зани­мающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы вре­мени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению каче­ства и эффективности учебной работы в целом.

 

Date: 2015-09-17; view: 1106; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию