Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стратегический анализ в полиграфической отрасли
Значимость полиграфической отрасли чрезвычайно велика, хотя сама она имеет небольшой удельный вес в формировании внутреннего валового продукта страны. Кроме того в настоящее время в данной отрасли все в большей степени проявляются негативные процессы, связанные с развитием кризисных явлений в экономике России. Среди них спад объемов производства, заметное недоиспользование производственных мощностей, переход на режим работы по сокращенной неделе и др. В связи с этим предприятия полиграфической отрасли нуждаются в совершенствовании систем управления для предотвращения таких негативных последствий, как полное исключение инвестиционной и инновационной составляющей из деятельности ведущих полиграфических предприятий, ликвидации целого ряда средних и малых типографий, и, как следствие, значительное сокращение доходов федерального и регионального бюджетов. В данной статье рассмотрено развитие полиграфической отрасли в России. Определены основные направления развития полиграфической отрасли. Полиграфия представляет собой особую отрасль промышленности, предназначенную для удовлетворения потребностей в печатной продукции. Значимость данной отрасли чрезвычайно велика, хотя сама она занимает небольшой удельный вес в формировании внутреннего валового продукта страны и традиционно относится к категории так называемых «прочих» отраслей. Являясь социально значимой отраслью, полиграфия напрямую зависит от социально-экономической обеспеченности общества и крайне уязвима в периоды экономической нестабильности. Полиграфическая деятельность имеет устойчивую привлекательность с точки зрения бизнеса, что подтверждается объемом привлекаемых инвестиций и организацией многочисленных частных предприятий. Полиграфию представляют государственные и частные газетные, журнальные и книжные издательства, типографии, специализированные торговые предприятия, что определяет наличие особых внутриотраслевых отношений. Кроме того, на полиграфические предприятия оказывают влияние общефедеральные проблемы, региональные аспекты, связанные с развитием территории, на которой они расположены, а также внутренние возможности, характеризующие силу и слабость самих предприятий. На фоне прогнозных показателей развития страны вообще и издательско-полиграфического комплекса (уровень потребления печатной продукции и спрос на полиграфические работы) в частности, полиграфия в 2013 года сохранила свой производственный потенциал и объемы выпуска печатной продукции. В экономическом плане по сравнению с другими отраслями итоги работы большинства полиграфических предприятий вполне удовлетворительны. Общий объем выпуска печатной продукции в натуральных показателях (листы-оттиски, экземпляры) даже несколько увеличился по отношению к уровню предыдущего года. Существенно вырос объем производства печатной продукции в стоимостном выражении. Несмотря на снижение показателя средней рентабельности полиграфического производства, количество убыточных типографий в отрасли не увеличилось – полиграфический бизнес продолжает оставаться инвестиционной привлекательной сферой деятельности. Если оценивать общее состояние рынка полиграфических работ, по завершении 2013 года, то следует отметить масштабное совершенствование действующих полиграфических производств с целью достижения конкурентных количественных и, главным образом, качественных результатов. Причем последовательное развитие этих процессов происходит в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов и в основном за счет минимизации издержек производства и применения прогрессивных бизнес моделей управления. Рассматривая состояние полиграфического производства в стране, которое, как уже неоднократно отмечалось ранее, находится в прямой зависимости от развития событий в издательско-распространительской сфере деятельности и ряде обрабатывающих отраслей, нельзя не отметить, что одновременно, все происходящие количественные, качественные и структурные изменения в полиграфии оказывают прямое воздействие на развитие смежных рынков полиграфического оборудования, технологий и материалов. По данным Росстата, в полиграфической сфере деятельности отмечается определенное снижение инвестиционной активности: по итогам 2013 года объем инвестиций сократился почти на 12 %. Финансовые ресурсы полиграфических предприятий, предназначенные для воспроизводства, направлялись главным образом на освоение и выпуск новой печатной продукции, техническое перевооружение и инфраструктурные цели. Реконструкция действующих типографий и новое строительство в отчетном периоде осуществлялись в ограниченных масштабах. Современная совокупность полиграфических предприятий, составляющих отдельный вид экономической деятельности в стране, насчитывает по данным Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) более 7 тыс. типографий и комплексов, на которых занято более 200 тыс. человек (табл. 1). Более точное определение количества предприятий пока затруднено из-за особенностей государственной статистики, учета и контроля. Это в первую очередь связано с тем, что уставная деятельность большинства организаций и предприятий, как правило, включает различные направления бизнеса. Поэтому их полиграфическая часть не всегда отражена в статистической отчетности, представленной в соответствующие инстанции.
Таблица 1 Структурные показатели полиграфии России: количество работающих и число типографий
Кроме того, значительная часть мелких полиграфических производств, учитывается по общему разделу «малый бизнес». Во-вторых, к сожалению, далеко не все предприятия, занимающиеся на практике полиграфической деятельностью, регистрируют ее в уставных документах. Таблица 2 Общий выпуск печатной продукции в натуральных показателях по номенклатуре Росстата 2013 год
Как показывают результаты выпуска печатной продукции в натуральных показателях, в 2013 году сохранялась тенденция, сложившаяся в отрасли за последние годы: снижение объемов книжной печатной продукции, увеличение производства газет, журналов и этикеточно-упаковочной бумажной продукции. Существенный рост отмечается в разделе изготовления так называемой прочей печатной продукции, в которой основную долю составляют рекламные издания. Ожидаемый общий годовой оборот полиграфического вида деятельности в стране в 2013 году составил 200,5 млрд рублей или 8,2 млрд долл. США, что на 4,6 % больше уровня 2012 года (191,6 млрд рублей) (рис.). Рис. Объемные показатели производства печатной продукции в России в 2012-2013 годы На этапе 2012–2013 годов производство печатной продукции в стране последовательно выходит из стадии стагнации и демонстрирует рост во всех основных секторах в натуральном исчислении. Хроническое падение выпуска книжной продукции за эти годы не оказывает существенного влияния на наметившуюся тенденцию роста в общем объеме производства из-за снижающегося удельного веса этой категории продукции. Последовательное увеличение объема выполняемых полиграфических работ в денежном выражении как следствие роста натурального выпуска продукции свидетельствует о повышении эффективности полиграфического производства. Однако следует иметь в виду и то, что значительная часть увеличения прироста денежной массы связана с увеличением стоимости выполнения полиграфических работ, ростом цен на используемые материалы и другими внепроизводственными расходами. Сегодня как никогда на фоне всех негативных прогнозов перед каждой типографией стоит задача повышения своей конкурентоспособности. А это значит − масштабное развитие инвестиционной и инновационной деятельности в полиграфическом производстве. В этих условиях оценка влияния инвестиционных рисков на дальнейшее функционирование полиграфического потенциала становится превалирующей. В связи с этим одной из главных задач, стоящих сегодня перед государством, является глубокая модернизация на инновационной основе всего промышленного потенциала страны и организация подготовки современных кадров для высокопроизводительных рабочих мест. Как уже отмечалось в предыдущих разделах данного доклада, речь идет о масштабном переходе экономики на технологии шестого технологического уклада, среди которых важное место занимают информационные технологии, развитие глобальных и информационных сетей. Основные положения «новой индустриализации» практически полностью исключают поддержку «на плаву» неконкурентных сфер деятельности реальной экономики с устаревшими, ранее сложившимися укладами. В этих условиях имеющая место достаточно позитивная оценка состояния и перспективы развития полиграфического производства не снимает с повестки дня главную проблему этого вида деятельности – всемерное повышение значимости и конкурентоспособности бумажного носителя в современном информационном пространстве. В рамках формирования нового технологического уклада уже будет невозможно освоение новых секторов рынка и эффективное ведение полиграфического производства без внедрения передовых технологий печати. Сегодня и в дальнейшем перспективные новации в полиграфии связаны с цифровыми печатными технологиями, которые уже позволяют многим типографиям не только предлагать новые виды работ (услуг) и печатной продукции (акцидентной, рекламной, этикеточно-упаковочной и т. п.), но и создавать более эффективное, конкурентное, по отношению к традиционному, производство в таких сферах, как изготовление книг, газет и журналов. В настоящее время основные направления научно-технического развития полиграфического производства вполне определены. Их прогнозные составляющие опираются на многочисленные перспективные разработки производителей полиграфической техники и материалов, решения конференций и семинаров, итоговые материалы международных полиграфических выставок и исследования профильных научных организаций. Но если в техническом отношении перспективы развития полиграфической отрасли вполне аргументирован, то ее рыночная стратегия с целью получения дохода сегодня и в будущем не имеет обоснования, а это важный конечный результат бизнеса. На данном этапе своего развития все отечественное полиграфическое сообщество стоит перед необходимостью разработки рыночной стратегии дальнейшего ведения бизнеса в отрасли, которая позволила бы каждому полиграфическому предприятию достигнуть желаемых результатов, не подвергая свое дело излишним рискам, в том числе и риску банкротства. Уже сегодня, в условиях постоянного падения рентабельности полиграфических работ, возникает неотложная необходимость пересмотра существующих бизнес моделей большинства типографий страны. В основе решения этой задачи лежит использование таких методов производства, которые при организации бизнеса будут эффективными как с технологической, так и с экономической точек зрения. Основной вывод, вытекающий из выполненного в работе анализа, состоит в том, что направление дальнейшего развития бизнес-процессов в полиграфической сфере деятельности определяется складывающейся конъюнктурой на рынке полиграфических работ и ее зависимостью от мотиваций в издательских и распространительских структурах, а также от масштабов замещения печатной продукции средствами электронной коммуникации. Без учета этих факторов и оценки жизненных циклов тех или иных печатных продуктов невозможно стратегическое планирование развития полиграфии в целом и создание бизнес-моделей ни одного конкретного полиграфического предприятия. Необходимость в создании бизнес–стратегии отрасли с периодической ее корректировкой во времени сегодня резко возрастает. Это связано с неизбежными изменениями конъюнктуры на рынке полиграфических работ как следствия развития издательского бизнеса в условиях нарастающего давления на общественное мнение о конце «эпохи Гутенберга» со стороны «электронного лобби». Полиграфические бизнес–структуры, предусматривающие вложение существенных инвестиций в свое развитие, постоянно нуждаются в информации и исследованиях, которые способны оказывать им реальную помощь в вопросах оценки рынка и принятия верных решений. Одновременно востребована объективная оценка предлагаемых инноваций и консалтинговая помощь в понимании их эффективности в определенных условиях для продвижения своего бизнеса. Литература 1. Вавилов С. С. Полиграфия в России. М, 2012. 144 с. 2. Гайворонов П. П. Судьбы отечественной полиграфии. М, 2011. 134 с. 3. Карлов Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 2010. 239 с. 4. Пылов М. Стратегия как фактор снижения риска // Экономические стратегии. 2012. № 2. С. 68. 5. Романова А. Типичные ошибки маркетинговых стратегий // Новый маркетинг. 2013. № 7. С. 45–47.
Date: 2015-09-17; view: 1467; Нарушение авторских прав |