Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бишкек 2013





Посвящается к 20-летию медицинского факультета

Кыргызско-Российского Славянского университета

Им. Б.Н. Ельцина

Розыева Р.С., Болбачан О.А., Ишенова Г.И., Артыкбаева А.К.

МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА

Бишкек 2013

Министерство образования и науки

Кыргызской республики

Кыргызско-Российский Славянский университет

Медицинский факультет

Кафедра

«Общественное здоровье и здравоохранение»

 

Розыева Р.С., Болбачан О.А., Ишенова Г.И., Артыкбаева А.К.

МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА

Учебное пособие для студентов-педиатров

Бишкек 2013

Допущено Министерством образования и науки Кыргызской Республики

в качестве учебного пособия

для студентов медицинских высших учебных заведений

 

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор КГМА Д.Д. Рисалиев

доктор медицинских наук, КГМА Б.А. Абилов

кандидат биологических наук, доцент КРСУ Т.И. Сологубова

 

 

Рекомендовано к печати решением Ученого Совета КРСУ

 

 

Розыева Р.С., Болбачан О.А., Ишенова Г.И., Артыкбаева А.К.

Медицинская статистика: Учебное пособие / Под ред. О.А.Болбачан. – Бишкек: КРСУ, 2013 – 190 с.

 

Предлагаемое учебное пособие «Медицинская статистика» предназначено для студентов-педиатров медицинских ВУЗов. Составлено с учетом объема учебной нагрузки, плана и программы по медицинской статистике. В пособии в доступной форме представлены понятия и методы вычисления основных статистических величин. Наряду с изложением классических статистических методов, применяются новые методы, которые необходимы в практической деятельности врача-педиатра. К каждой теме прилагаются методические указания, задачи, контрольные вопросы, тесты с ответами. Необходимость учебного пособия доказана современным развитием медицины, так как знание основ медицинской статистики необходимо любому врачу не только в практической, но и научно-исследовательской работе.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Предисловие…………………………………………………………  
  Тематический план занятий…………………………………………  
Тема 1. Предмет и содержание медицинской статистики…………………  
Тема 2. Организация статистических исследований………………………..  
Тема 3. Относительные величины……………………………………………  
Тема 4. Вариационный ряд и средние величины……………………………  
Тема 5. Выборочный метод и оценка достоверности результатов исследования…………………………………………………………  
Тема 6. Стандартизованные показатели. Динамические ряды…………….  
Тема 7. Корреляция. Регрессия…………………………………………........  
Тема 8. Медико-демографические показатели………………………………  
Тема 9. Показатели заболеваемости и инвалидности………………………  
Тема 10. Доказательная медицина. Графические изображения…………….  
  Ответы на тесты по темам…………………………………………..  
  Вопросы к модульно-рейтинговому тестированию………………  
  Приложение 1……………………………………………………….  
  Приложение 2……………………………………………………….  
  Приложение 3……………………………………………………….  
  Приложение 4……………………………………………………….  
  Приложение 5……………………………………………………….  
  Приложение 6……………………………………………………….  
  Использованная литература………………………………………..  

 

Предисловие

В клинических и экспериментальных медицинских исследованиях статистические методы способствуют установлению закономерностей, присущих патологическому процессу, позволяют применять количественные критерии для оценки отдельных видов лечения. Все это требует значительного расширения числа врачей, владеющих статистической методикой в такой степени, чтобы самостоятельно проводить исследования, анализировать медико-статистические данные касающиеся не только здоровья населения, но и показатели, применяемые в педиатрии.

Поэтому знание основ медицинской статистики необходимо врачу независимо от специальности и в частности врачу-педиатру, как в практической деятельности, так и в научно-исследовательской работе.

В пособии достаточное внимание уделяется теоретическим и практическим положениям медицинской статистики, что способствует глубокому усвоению материала.

 

 


Тематический план занятий

№ п/п Тема занятия Кол-во часов
  Предмет и содержание медицинской статистики.  
  Организация статистических исследований.  
  Относительные величины.  
  Вариационный ряд и средние величины.  
  Выборочный метод и оценка достоверности результатов исследования.  
  Стандартизованные показатели. Динамические ряды.  
  Корреляция. Регрессия.  
  Медико-демографические показатели.  
  Показатели заболеваемости и инвалидности.  
  Доказательная медицина. Графические изображения.  
  Всего:  

 

ТЕМА 1

ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ

 

Цель изучения темы

 

Студент должен знать:

· разделы медицинской статистики;

· статистическую совокупность, ее виды.

 

Студент должен уметь:

· определять объем и вид статистической совокупности, единицу и признаки наблюдения.

 

План изучения темы

 

1. Разбор темы по учебным вопросам

· Статистика, медицинская статистика: определения, задачи и разделы.

· Показатели здоровья и здравоохранения.

· Статистическая совокупность: определение, единица и признаки наблюдения.

· Виды статистической совокупности, содержания, требования.

· Типы распределения признаков, статистические величины.

2. Решение задач

3. Закрепление материала по контрольным вопросам и тестам

 

Начало формирования статистики положено зарождением хозяйственного учета и связано с образованием государства. На протяжении статистики определялось социально-экономическими потребностями общества и государства. Статистический метод формировался постепенно по мере накопления учетных данных, опыта их обработки и анализа. Достижения социально-экономической статистики являются результатом исторического развития. Термин “статистика” произошел от латинского слова status – “положение”, “состояние явлений”. Первым его употребил немецкий ученый Г. Ахенваль в 1749 году. Термин, в его представлении, означал сумму знаний, нужных купцам, политикам, военным и всем культурным людям. Они представляли собой любые сведения об отдельных государствах, их экономической мощи и выражались преимущественно в словесно-текстовой форме. Достоверные числовые данные в то время использовались еще мало.

История сохранила до наших дней опыт различного ведения хозяйственного учета в государствах древности. В Древнем Египте, Двуречье, Иудее сложились развитые системы хозяйственного и административного учета. Строго, на уровне возможностей того времени, контролировалось использование земель, продуктов, рабочей силы, строительных материалов, составлялись сметы расходов и доходов.

В книге Конфуция (551-479 гг. до н.э.) “Шу-Кинг” упоминается о переписи населения в Китае в 2238 г. до н.э. Высокий уровень для своего времени имел государственный учет в Древнем Риме. В 550 г. до н.э. там была создана специальная организация для проведения переписей свободных граждан. Первоначально переписи проводились через каждые 5, в последующем через 10 лет. По данным Тацита (58-117 н.э.) основатель Римской империи Октавиан Август создал специальный учет сметных ассигнований, сведений о состоянии финансов, армии, флота, численности граждан и других данных, необходимых для управления огромной империей.


Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение.

С одной стороны, статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (статистика труда, статистика транспорта).

С другой – под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни.

С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках.

Наконец, в естественных науках статистикой называются методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам.







Date: 2015-09-17; view: 460; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию