Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и система информационного права





Правовое регулирование общественных отношений должно развиваться на

основе определенных положений, создающих принципиальный подход к со-

держанию правовых норм.

Принципы информационного права – это основные исходные положе-

ния и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, юри-

дически закрепляющие объективно существующие закономерности обществен-

ных отношений в информационной сфере. Принципы позволяют сформировать

целостный механизм правового регулирования информационных отношений,

их применение определяет информационное право как самостоятельную от-

расль.

Принципы правовой отрасли должны быть строго определены и общепри-

знаны, но это не исключает их некоторую корректировку, дополнение новыми

требованиями к системе правовых норм. В настоящее время принципы инфор-

мационного права не представляют собой общепринятую систему базовых по-

ложений. Это связано с тем, что, во-первых, информация как объект правового

регулирования очень специфична и существенно отличается от традиционных

объектов права; во-вторых, интенсивно развивающиеся информационные тех-

нологии формируют все новые виды информационных правоотношений, за ко-

торыми просто не успевает правовая система общества.

В литературе встречается достаточно много положений, которые выдвига-

ются в качестве принципов информационного права. Однако большая часть из

них не отражает специфику информационного права. Часть из них можно рас-

пространить на многие правовые отрасли (например, принципы законности, со-

ответствия конституции и другому законодательству, принципы ответственно-

сти, приоритетности интересов государства, строгого соблюдения прав и лич-

ных интересов человека, равенства граждан перед законом в случае совершения

любых противоправных деяний в информационной сфере). Другие носят скорее

технологичный характер (принципы экземплярности, распространяемости, обо-

ротоспособности, отчуждаемости информации).

Система принципов информационного права должна исходить из смысла

конституционных норм и норм информационного законодательства, учитывать

особенности правоотношений в сфере информации. Наиболее приемлемым

представляется выделение следующих принципов:

1. Принцип свободного поиска, производства и распространения информа-

ции любым законным способом, недопустимости цензуры.

2. Принцип приоритетности защиты информации о личной, семейной жиз-

ни человека, недопустимости сбора, хранения, использования и распростране-

ния информации о частной жизни лица без его согласия.

3. Принцип запрета на производство и распространение информации, яв-

ляющейся вредной и опасной для личности, общества и государства.

4. Принцип свободного доступа к информации, не ограниченной законода-

тельством, т.е. установление ограничений доступа к информации только феде-

ральными законами.

5. Достоверность информации и своевременности ее предоставления.

6. Открытость информации о деятельности государственных органов и ор-

ганов местного самоуправления, свободный доступ к такой информации, огра-

ничений доступа к ней только федеральными законами.

Определенный принцип должен регулировать взаимоотношения обладате-

ля информации и пользователей этой информации. Как представляется, здесь

должен соблюдаться некоторый паритет интересов этих субъектов.

7. Принцип разумного баланса интересов обладателя информации, с одной

стороны, и общества, конкретных граждан – с другой.

8. Принцип обеспечения информационной безопасности: собственник ин-

формационной системы и технологии, обладатель и пользователь информации

вправе любым законным способом защитить свой информационный объект.

Определить систему информационного права можно как совокупность

информационно-правовых норм, регулирующих деятельность в информацион-

ной сфере. При этом норма информационного права – это правило поведения

участников правоотношений, которое устанавливается государством. Нормы,

регулирующие деятельность в информационной сфере, опредляют содержание

прав и обязанностей участников данных правоотношений. Структура информа-

ционно-правовой нормы не отличается от структуры норм иных видов законо-

дательства. Она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза задает

условия возникновения информационных правоотношений, диспозиция содер-

жит правовые предписания для субъектов правоотношений, санкция обеспечи-


вает исполнение указанных правил и защиту прав субъектов.

В зависимости от круга регулируемых общественных отношений нормы

объединяются в институты. Под институтом информационного права понима-

ется совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные

отношения, узкие области внутри отрасли, направления и сферы информацион-

ной деятельности.

Информационное право содержит большое количество отдельных право-

вых институтов. Среди них можно отметить институт интеллектуальной соб-

ственности в информационной сфере, институт массовой информации, инсти-

тут информационной безопасности, институты государственной и коммерче-

ской тайны, персональных данных и т. д. Эти и другие институты тесно взаи-

мосвязаны и составляют отрасль информационного права как систему.

Институты информационного права находятся в неравном положении с

точки зрения обеспеченности законодательной базой. Так, правовой институт

государственной тайны сформирован достаточно давно и тщательно прорабо-

тан на уровне законодательства и отдельных нормативных актов. Достаточно

же близкий ему институт коммерческой тайны только формируется на законо-

дательном уровне.

Следует заметить, что система информационного права на сегодня охваты-

вает широкий круг достаточно разнообразных объектов информационной сфе-

ры. Вместе с тем, далеко не все проблемы охвачены законодательством, что

требует совершенствования и развития действующих информационно-

правовых институтов.

В настоящее время в системе информационного права выделяют Общую и

Особенную части. В Общую часть включают институты, содержащие общие

положения и принципы информационного права, методы и формы правового

регулирования в информационной сфере. К Особенной части относятся инсти-

туты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики общественных от-

ношений, регулируемых правовыми нормами этого института.

Структура информационного права также еще не «устоялась». На наш

взгляд, она может выглядеть следующим образом.

Общая часть

Введение: роль, место и значение информационного права, история разви-

тия данной отрасли права.

Предмет, метод, система и принципы информационного права.

Источники информационного права.

Право на доступ к информации и его ограничение.

Распространение и представление информации.

Правовое обеспечение информационной безопасности.

Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфе-

ре.

Особенная часть

Право собственности на отдельные виды информации.

Правовое регулирование отношений в области государственной, коммер-

ческой и служебной тайн.

Правовая защита персональных данных.

Правовое регулирование в области массовой информации.

Правовое регулирование в области библиотечного и архивного дела.

Правовое регулирование функционирования отдельных информационных

систем.







Date: 2015-09-05; view: 920; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию