Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы и система информационного права
Правовое регулирование общественных отношений должно развиваться на основе определенных положений, создающих принципиальный подход к со- держанию правовых норм. Принципы информационного права – это основные исходные положе- ния и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, юри- дически закрепляющие объективно существующие закономерности обществен- ных отношений в информационной сфере. Принципы позволяют сформировать целостный механизм правового регулирования информационных отношений, их применение определяет информационное право как самостоятельную от- расль. Принципы правовой отрасли должны быть строго определены и общепри- знаны, но это не исключает их некоторую корректировку, дополнение новыми требованиями к системе правовых норм. В настоящее время принципы инфор- мационного права не представляют собой общепринятую систему базовых по- ложений. Это связано с тем, что, во-первых, информация как объект правового регулирования очень специфична и существенно отличается от традиционных объектов права; во-вторых, интенсивно развивающиеся информационные тех- нологии формируют все новые виды информационных правоотношений, за ко- торыми просто не успевает правовая система общества. В литературе встречается достаточно много положений, которые выдвига- ются в качестве принципов информационного права. Однако большая часть из них не отражает специфику информационного права. Часть из них можно рас- пространить на многие правовые отрасли (например, принципы законности, со- ответствия конституции и другому законодательству, принципы ответственно- сти, приоритетности интересов государства, строгого соблюдения прав и лич- ных интересов человека, равенства граждан перед законом в случае совершения любых противоправных деяний в информационной сфере). Другие носят скорее технологичный характер (принципы экземплярности, распространяемости, обо- ротоспособности, отчуждаемости информации). Система принципов информационного права должна исходить из смысла конституционных норм и норм информационного законодательства, учитывать особенности правоотношений в сфере информации. Наиболее приемлемым представляется выделение следующих принципов: 1. Принцип свободного поиска, производства и распространения информа- ции любым законным способом, недопустимости цензуры. 2. Принцип приоритетности защиты информации о личной, семейной жиз- ни человека, недопустимости сбора, хранения, использования и распростране- ния информации о частной жизни лица без его согласия. 3. Принцип запрета на производство и распространение информации, яв- ляющейся вредной и опасной для личности, общества и государства. 4. Принцип свободного доступа к информации, не ограниченной законода- тельством, т.е. установление ограничений доступа к информации только феде- ральными законами. 5. Достоверность информации и своевременности ее предоставления. 6. Открытость информации о деятельности государственных органов и ор- ганов местного самоуправления, свободный доступ к такой информации, огра- ничений доступа к ней только федеральными законами. Определенный принцип должен регулировать взаимоотношения обладате- ля информации и пользователей этой информации. Как представляется, здесь должен соблюдаться некоторый паритет интересов этих субъектов. 7. Принцип разумного баланса интересов обладателя информации, с одной стороны, и общества, конкретных граждан – с другой. 8. Принцип обеспечения информационной безопасности: собственник ин- формационной системы и технологии, обладатель и пользователь информации вправе любым законным способом защитить свой информационный объект. Определить систему информационного права можно как совокупность информационно-правовых норм, регулирующих деятельность в информацион- ной сфере. При этом норма информационного права – это правило поведения участников правоотношений, которое устанавливается государством. Нормы, регулирующие деятельность в информационной сфере, опредляют содержание прав и обязанностей участников данных правоотношений. Структура информа- ционно-правовой нормы не отличается от структуры норм иных видов законо- дательства. Она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза задает условия возникновения информационных правоотношений, диспозиция содер- жит правовые предписания для субъектов правоотношений, санкция обеспечи- вает исполнение указанных правил и защиту прав субъектов. В зависимости от круга регулируемых общественных отношений нормы объединяются в институты. Под институтом информационного права понима- ется совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, узкие области внутри отрасли, направления и сферы информацион- ной деятельности. Информационное право содержит большое количество отдельных право- вых институтов. Среди них можно отметить институт интеллектуальной соб- ственности в информационной сфере, институт массовой информации, инсти- тут информационной безопасности, институты государственной и коммерче- ской тайны, персональных данных и т. д. Эти и другие институты тесно взаи- мосвязаны и составляют отрасль информационного права как систему. Институты информационного права находятся в неравном положении с точки зрения обеспеченности законодательной базой. Так, правовой институт государственной тайны сформирован достаточно давно и тщательно прорабо- тан на уровне законодательства и отдельных нормативных актов. Достаточно же близкий ему институт коммерческой тайны только формируется на законо- дательном уровне. Следует заметить, что система информационного права на сегодня охваты- вает широкий круг достаточно разнообразных объектов информационной сфе- ры. Вместе с тем, далеко не все проблемы охвачены законодательством, что требует совершенствования и развития действующих информационно- правовых институтов. В настоящее время в системе информационного права выделяют Общую и Особенную части. В Общую часть включают институты, содержащие общие положения и принципы информационного права, методы и формы правового регулирования в информационной сфере. К Особенной части относятся инсти- туты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики общественных от- ношений, регулируемых правовыми нормами этого института. Структура информационного права также еще не «устоялась». На наш взгляд, она может выглядеть следующим образом. Общая часть Введение: роль, место и значение информационного права, история разви- тия данной отрасли права. Предмет, метод, система и принципы информационного права. Источники информационного права. Право на доступ к информации и его ограничение. Распространение и представление информации. Правовое обеспечение информационной безопасности. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфе- ре. Особенная часть Право собственности на отдельные виды информации. Правовое регулирование отношений в области государственной, коммер- ческой и служебной тайн. Правовая защита персональных данных. Правовое регулирование в области массовой информации. Правовое регулирование в области библиотечного и архивного дела. Правовое регулирование функционирования отдельных информационных систем. Date: 2015-09-05; view: 920; Нарушение авторских прав |