Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право граждан на информацию и его ограничение
Право на информацию – незыблемое право личности – является одним из основных институтов информационного права. Оно означает в первую очередь право на свободный поиск и получение любых необходимых сведений. Право на информацию – это право обращаться в любые органы и организации за по- лучением информации, право получать сведения из научных источников, про- изведений и средств массовой информации. Право на информацию закреплено во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Статья 19 гласит: "Каждый человек имеет право на свободу убежде- ний и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепят- ственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и рас- пространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государ- ственных границ". Это фундаментальное положение присутствует и в Российском законода- тельстве – Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Вер- ховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года1, и Конституции РФ. Часть 4 ста- тьи 29 Конституции гарантирует каждому право свободно искать, получать, пе- редавать, производить и распространять информацию любым законным спосо- бом. При этом, согласно части 2 статьи 24, органы государственной власти, ор- ганы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосред- ственно затрагивающими его права и свободы. За сокрытие фактов и обстоя- тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 52 предусмат- ривает ответственность должностных лиц. Кроме этого, в Конституции РФ закреплен еще ряд прав и свобод, относя- щихся к сфере информации: – право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); – право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле- графных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); – свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29); – свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29); – свобода выражения мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29); – право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42). 1 См.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865. 25 Следует отметить Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 года № 2334, закрепивший право граждан на информацию и обозначившим его одним из фундаментальных прав человека. Положения Конституции РФ, касающиеся информационной среды, дета- лизированы в Законе об информации. В нем не только подтверждены права и свободы граждан в получении информации, но и указывается, что все имеют равные права на доступ к информации и не обязаны обосновывать перед вла- дельцем необходимость запрашиваемой информации. Указанный Закон предо- ставляет гарантии реализации права на доступ к информации (ст. 8) и регла- ментирует порядок предоставления запрашиваемой информации. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой огра- ничен федеральными законами, так называемая информация ограниченного до- ступа. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения инфор- мация подразделяется на: – свободно распространяемую; – предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; – информацию, которая в соответствии с федеральными законами подле- жит предоставлению или распространению; – информацию, распространение которой ограничивается или запрещается. Информация, доступ к которой не ограничен, называется общедоступной информацией. Общедоступная информация может использоваться любыми ли- цами по их усмотрению. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от распространяющих ее лиц указывать себя в качестве источника такой информации. Закон указывает, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации, доступ к которой не ограничен законодатель- ством, в любых формах и из любых источников. Гражданин имеет право на по- лучение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от указанных органов инфор- мации: – непосредственно касающейся ее прав и обязанностей, – необходимой для взаимодействия с указанными органами при осуществлении организацией своей уставной деятельности. Соответственно, государственные органы и орга- ны местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная ими в информационно-телекоммуникационных сетях, затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица предостав- ляется бесплатно. На предоставление своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране указывает Закон 26 РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12, 13). В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе- ления» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ст. 5) может быть истребована инфор- мация об эпидемиологической обстановке, о качестве товаров, пищевых про- дуктов и питьевой воды. Право граждан на информацию относится к фундаментальным правам, но оно может быть ограничено: а) правами и свободами других лиц; б) по иным основаниям по прямому указанию закона. Основаниями для ограничения информационных прав и свобод, согласно Конституции Российской Федерации, выступают: – защита основ конституционного строя; – защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц; – обеспечение обороны и безопасности государства; – условия чрезвычайного положения (с указанием сроков); – использование информационных прав и свобод для пропаганды социаль- ной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или язы- кового превосходства; – предотвращение разглашения конфиденциальной информации и инфор- мации о гражданах; – обеспечение правосудия. Несмотря на определенный перечень информации ограниченного доступа, российское законодательство пошло по пути введения перечней сведений, до- ступ к которым не может быть ограничен. В частности, общий перечень такой информации содержит статья 8 Закона об информации, перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, содержит статья 7 Федерального закона «О госу- дарственной тайне» (дал. – Закон о государственной тайне). Анализ законода- тельства позволил выявить следующие виды информации, доступ к которой не может быть ограничен: 1. Законы. 2. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15 Конституции РФ), устанавливаю- щие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления (ст. 8 Закона об информации). 3. Информация о состоянии окружающей среды, о фактах и обстоятель- ствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41, 42 Конституции РФ). 4. Информацию о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демо- графии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также состояние пре- ступности (ст. 7 Закона о государственной тайне). 5. Информацию о деятельности государственных органов и органов мест- ного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исклю- чением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); (ст. 8 Закона об информации), информацию о размерах золотого запаса и государ- ственных валютных резервах РФ (ст. 7 Закона о государственной тайне). 27 6. Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и органи- заций такой информацией (ст. 8 Закона об информации). 7. Информацию о привилегиях, компенсациях и льготах, представляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям (ст. 7 Закона о государственной тайне). 8. Информацию о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина (ст. 7 Закона о государственной тайне). 9. Информацию о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ (ст. 7 Закона о государственной тайне). 10. Информацию о фактах нарушения законности органами государствен- ной власти и их должностными лицами (ст. 7 Закона о государственной тайне). Отдельно следует привести перечень сведений, которые не могут состав- лять коммерческую тайну, содержащийся в статье 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» и ранее принятом Постановлении Правительства РСФСР «О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Не- которые положения по смыслу повторяют указанные ранее, но мы не исключа- ем их, поскольку они позиционируются к конкретному хозяйствующему субъ- екту. Это следующие сведения: 1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, доку- ментах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные ре- естры; 2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпри- нимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной без- опасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, без- опасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об усло- виях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных ра- бочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах при- влечения виновных к ответственности за совершение этих нарушений; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов госу- дарственной или муниципальной собственности; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о разме- 28 рах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. Этот перечень носит открытый характер и соответствующими законода- тельными актами в него может быть включена и иная информация. Закон «О коммерческой тайне» прямо указывает на такую возможность, говоря, что к коммерческой тайне нельзя относить и иные сведения, обязательность раскры- тия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Date: 2015-09-05; view: 1853; Нарушение авторских прав |