Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право граждан на информацию и его ограничение





Право на информацию – незыблемое право личности – является одним из

основных институтов информационного права. Оно означает в первую очередь

право на свободный поиск и получение любых необходимых сведений. Право

на информацию – это право обращаться в любые органы и организации за по-

лучением информации, право получать сведения из научных источников, про-

изведений и средств массовой информации.

Право на информацию закреплено во Всеобщей декларации прав человека,

утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948 года. Статья 19 гласит: "Каждый человек имеет право на свободу убежде-

ний и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепят-

ственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и рас-

пространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государ-

ственных границ".

Это фундаментальное положение присутствует и в Российском законода-

тельстве – Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Вер-

ховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года1, и Конституции РФ. Часть 4 ста-

тьи 29 Конституции гарантирует каждому право свободно искать, получать, пе-

редавать, производить и распространять информацию любым законным спосо-

бом. При этом, согласно части 2 статьи 24, органы государственной власти, ор-

ганы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечивать

каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосред-

ственно затрагивающими его права и свободы. За сокрытие фактов и обстоя-

тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 52 предусмат-

ривает ответственность должностных лиц.

Кроме этого, в Конституции РФ закреплен еще ряд прав и свобод, относя-

щихся к сфере информации:

– право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

(ч. 1 ст. 23);

– право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле-

графных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

– свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

– свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

– свобода выражения мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);

– право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

(ст. 42).

1 См.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

25

Следует отметить Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав

граждан на информацию» от 31 декабря 1993 года № 2334, закрепивший право

граждан на информацию и обозначившим его одним из фундаментальных прав

человека.

Положения Конституции РФ, касающиеся информационной среды, дета-

лизированы в Законе об информации. В нем не только подтверждены права и

свободы граждан в получении информации, но и указывается, что все имеют

равные права на доступ к информации и не обязаны обосновывать перед вла-

дельцем необходимость запрашиваемой информации. Указанный Закон предо-

ставляет гарантии реализации права на доступ к информации (ст. 8) и регла-

ментирует порядок предоставления запрашиваемой информации.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на

общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой огра-

ничен федеральными законами, так называемая информация ограниченного до-

ступа.

В зависимости от порядка ее предоставления или распространения инфор-

мация подразделяется на:

– свободно распространяемую;

– предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих

отношениях;

– информацию, которая в соответствии с федеральными законами подле-

жит предоставлению или распространению;

– информацию, распространение которой ограничивается или запрещается.

Информация, доступ к которой не ограничен, называется общедоступной

информацией. Общедоступная информация может использоваться любыми ли-

цами по их усмотрению. Обладатель информации, ставшей общедоступной по

его решению, вправе требовать от распространяющих ее лиц указывать себя в

качестве источника такой информации.

Закон указывает, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и

получение любой информации, доступ к которой не ограничен законодатель-

ством, в любых формах и из любых источников. Гражданин имеет право на по-

лучение от государственных органов, органов местного самоуправления, их

должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и

свободы. Организация имеет право на получение от указанных органов инфор-

мации: – непосредственно касающейся ее прав и обязанностей, – необходимой


для взаимодействия с указанными органами при осуществлении организацией

своей уставной деятельности. Соответственно, государственные органы и орга-

ны местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о

своей деятельности.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного

самоуправления, размещенная ими в информационно-телекоммуникационных

сетях, затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица предостав-

ляется бесплатно.

На предоставление своевременной полной и достоверной информации о

состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране указывает Закон

26

РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12, 13). В соответствии с

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе-

ления» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ст. 5) может быть истребована инфор-

мация об эпидемиологической обстановке, о качестве товаров, пищевых про-

дуктов и питьевой воды.

Право граждан на информацию относится к фундаментальным правам, но

оно может быть ограничено: а) правами и свободами других лиц; б) по иным

основаниям по прямому указанию закона.

Основаниями для ограничения информационных прав и свобод, согласно

Конституции Российской Федерации, выступают:

– защита основ конституционного строя;

– защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов других

лиц;

– обеспечение обороны и безопасности государства;

– условия чрезвычайного положения (с указанием сроков);

– использование информационных прав и свобод для пропаганды социаль-

ной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или язы-

кового превосходства;

– предотвращение разглашения конфиденциальной информации и инфор-

мации о гражданах;

– обеспечение правосудия.

Несмотря на определенный перечень информации ограниченного доступа,

российское законодательство пошло по пути введения перечней сведений, до-

ступ к которым не может быть ограничен. В частности, общий перечень такой

информации содержит статья 8 Закона об информации, перечень сведений, не

подлежащих засекречиванию, содержит статья 7 Федерального закона «О госу-

дарственной тайне» (дал. – Закон о государственной тайне). Анализ законода-

тельства позволил выявить следующие виды информации, доступ к которой не

может быть ограничен:

1. Законы.

2. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и

обязанности человека и гражданина (ст. 15 Конституции РФ), устанавливаю-

щие правовое положение организаций и полномочия государственных органов,

органов местного самоуправления (ст. 8 Закона об информации).

3. Информация о состоянии окружающей среды, о фактах и обстоятель-

ствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41, 42 Конституции

РФ).

4. Информацию о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демо-

графии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также состояние пре-

ступности (ст. 7 Закона о государственной тайне).

5. Информацию о деятельности государственных органов и органов мест-

ного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исклю-

чением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); (ст. 8


Закона об информации), информацию о размерах золотого запаса и государ-

ственных валютных резервах РФ (ст. 7 Закона о государственной тайне).

27

6. Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и

архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных

системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и органи-

заций такой информацией (ст. 8 Закона об информации).

7. Информацию о привилегиях, компенсациях и льготах, представляемых

государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям

(ст. 7 Закона о государственной тайне).

8. Информацию о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина

(ст. 7 Закона о государственной тайне).

9. Информацию о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ (ст. 7

Закона о государственной тайне).

10. Информацию о фактах нарушения законности органами государствен-

ной власти и их должностными лицами (ст. 7 Закона о государственной тайне).

Отдельно следует привести перечень сведений, которые не могут состав-

лять коммерческую тайну, содержащийся в статье 5 Федерального закона «О

коммерческой тайне» и ранее принятом Постановлении Правительства РСФСР

«О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Не-

которые положения по смыслу повторяют указанные ранее, но мы не исключа-

ем их, поскольку они позиционируются к конкретному хозяйствующему субъ-

екту. Это следующие сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, доку-

ментах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об

индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные ре-

естры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпри-

нимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного

предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств

соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной без-

опасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, без-

опасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное

воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных

объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об усло-

виях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного

травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных ра-

бочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным

социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах при-

влечения виновных к ответственности за совершение этих нарушений;


8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов госу-

дарственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о разме-

28

рах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда

их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности

некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени

юридического лица.

Этот перечень носит открытый характер и соответствующими законода-

тельными актами в него может быть включена и иная информация. Закон «О

коммерческой тайне» прямо указывает на такую возможность, говоря, что к

коммерческой тайне нельзя относить и иные сведения, обязательность раскры-

тия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена

иными федеральными законами.







Date: 2015-09-05; view: 1853; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию