Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть одежды Свойства 1 page
воротник Заостренный, закругленный, отсутствует, стойка рукава реглан, короткие, закатанные, длинные талия затянутая, присборенная, заниженная, широкая юбка широкая, прямая, гофрированная, зауженная к низу Талантливый дизайнер может, пользуясь ограниченным количеством свойств, скомбинировать тысячу уникальных моделей (например, платье с воротником стойкой, короткими рукавами, присборенной талией и гофрированной юбкой). Правда, когда я представляю это придуманное мной платье, я начинаю понимать, что мне не стоит идти в модельеры. Платье, конечно, получилось весьма оригинальное, но оно вряд ли отвечает требованиям творчества - уместности и качеству.
Связывающий алгоритм Кровица
Те из вас, кто уже прочел главу 8, знают, что алгоритм - это последовательность действий, приводящая к решению. Связующий алгоритм Кровица - это руководство к решению проблем, основанное на изменении связей между вещами. Кровиц выделил 42 “слова-связки” (Crovitz, 1970, р. 100):
Если вам нужно найти творческое решение, просто попытайтесь “связать” элементы разными способами. В качестве примера Кровиц (Crovitz, 1970) использовал классическую задачу рентгеновских лучей Дункера. Хотя эта задача и была описана в главе 9, повторим ее здесь вкратце. Нужно было удалить неоперабельную опухоль желудка с помощью рентгеновских лучей, не повреждая здоровых тканей. Однако излучение, способное разрушить опухоль, поражает и здоровые ткани вокруг. Наилучшим решением оказалось направить несколько слабых лучей через разные участки организма таким образом, чтобы они пересеклись на опухоли. Кровиц продемонстрировал, как можно использовать связывающий алгоритм для решения этой и других задач. Это на удивление просто. Составьте предложения с каждым словом-связкой, которые касались бы опухоли. Например:
1. Направить лучи через пищевод. 2. Снизить чувствительность у тканей. 3. Вывести опухоль из ткани. 4. Направлять сильные лучи после слабых. 5. Установить защиту на стенки желудка. 6. Добраться до опухоли через желудок. 7. Ввести канюлю сквозь стенку желудка. 8. Убрать мощность из лучей. 9. Подвести опухоль к внешней поверхности (Crovitz, 1970, р. 102).
Кровиц заявлял, что его метод хорош, так как он заставляет человека искать новые связи между элементами задачи.
Плюс-минус-интересно
Плюс-минус-интересно (ПМИ) - это план начала процесса решения задачи, предложенный де Боно (DeBono, 1976). Когда вы ищете решение трудной задачи, единственное, что можно сделать, это перечислить все, что известно о задаче, и все вероятные ее решения (даже нереальные), а затем рассмотреть каждое - что в нем хорошо, что - плохо и что делает его интересным. Идея этого метода состоит в том, что тщательное рассмотрение отдельных компонентов задачи, сопровождаемое подчеркиванием положительных сторон и устранением отрицательных, может помочь человеку найти новые решения. То, что попало в категорию «интересно», несомненно, еще раз привлечет внимание человека и в результате приведет к рассмотрению новых альтернатив. По сути, такой метод также представляет из себя план поиска информации, необходимой для решения, и, как все подобные стратегии, ведет к изучению сетей знаний.
Активизация пассивного знания
Все стратегии творческого мышления призваны усиливать «поток идей». Психологи называют это улучшением подвижности идей. К примеру, в ПМИ человеку дается план выработки идей. Ему предоставляется определенный вид информации, которую следует рассмотреть (данные и возможные решения) и оценить. Ранее в этой книге упоминалось о необходимости «пощекотать» память. Это особенно важно, когда у вас заканчиваются идеи. Когда такое случается, можно воспользоваться несколькими планами. Например, в исследовании, описанном Перкинсом (Perkins, 1985), детей попросили записать все слова, которые можно использовать в сочинении на определенную тему. На это им давалось несколько минут. Исследователи сообщили, что всего после нескольких часов использования этого метода дети стали писать гораздо более длинные и содержательные сочинения. Оцените, насколько это элегантное решение проблемы. Записывая необходимые для темы слова, ученикам приходится задуматься над всем, что они знают о теме, еще до того, как начали писать сочинение. Когда же приходит время писать сочинение, их знания становятся для них доступнее. Это заставляет детей более вдумчиво относиться к своей работе. Одним из самых творческих заданий является задание просто что-то написать. Студенты и даже опытные авторы часто жалуются на «отсутствие вдохновения». Этот простой метод, применимый на всех уровнях, должен помочь вам устранить эту проблему, так как он успешно активизирует ваши знания в данной области. Я с успехом применяла его на занятиях в колледжах, где преподавала.
Просмотр
В нашем обществе существуют великие вместилища идей. Это библиотеки. Именно туда и советует нам направляться Виккер (Wicker, 1981) для продуктивной выработки новых идей. Просматривайте газеты и журналы, детективы и биографии, учебные издания, развлекательную и даже детскую литературу. Используйте широкий диапазон источников. У вас не получится использовать метод свободных ассоциаций или заимствовать идеи из других отраслей, если ваши собственные знания ограничиваются какой-то одной дисциплиной. Расширяя свой кругозор, думайте и о качестве, и о количестве прочитанного. Даже отчеты о переписи населения могут быть полезными, так как в них в очень сжатой форме рассказывается о том, чем люди занимаются, что они едят, как они живут и как умирают. Каждый день узнавайте что-нибудь новое. Если вы выберете наугад журнал и будете читать по статье каждый день, вы удивитесь, как много информации будете узнавать ежедневно. Библиотеки являются богатейшими источниками новых знаний. Можете также просматривать хорошие телевизионные программы, в них содержится множество интересной информации практически по всем интересующим темам. Не забывайте ходить в музеи, художественные галереи, театры и оперу. Если вы чувствуете, что не можете позволить себе такие расходы, помните, что во многих подобных заведениях существует бесплатный день, а также скидки для студентов, пожилых людей и групп.
Визуальное мышление
Когда Моцарта спросили, откуда он берет идеи, он ответил: «Откуда и как они появляются, я не знаю - я не властен над ними». (цит. по: Vernon, 1970, р. 53)
Творческое мышление часто обращается к образам. Музыкант должен услышать звуки перед тем, как занести ноты на бумагу; поэт должен услышать рифму до того, как ее записать; художник должен мысленно увидеть картину перед тем, как нанести первый мазок; а шеф-повар должен почувствовать вкус блюда прежде, чем предложить новый рецепт. Кажется, существуют такие виды творчества, где слова бессильны. Многие люди говорят, что по крайней мере часть времени они мыслят только образами. Образ - это мысленная картина, появляющаяся в нашем сознании (см. главу 2, где обсуждается воображение). Шоу и де Мерс (Shaw amp; de Mers, 1986-1987) изучали связь между воображением и способностью к творчеству. Они дали детям шесть тестов: тест свободных ассоциаций, описанный выше; тест с кругами, где надо из кружков составить фигуру; тест под названием «Предположим, что…», в котором дети должны были описать последствия невероятных событий (например, «Предположим, что Землю окутал туман, так что можно увидеть только ноги людей…»); и три теста на зрительное воображение. Они обнаружили, что у детей с высоким IQ зависимость между способностью к творчеству и воображением выражается гораздо сильнее, чем у детей со средними показателями IQ. Взаимосвязь между способностью к творчеству и воображением была подмечена и другими исследователями. Суть этой предполагаемой взаимосвязи в том, что люди, способные к качественному построению образов, могут «видеть» проблемы в свете, помогающем вырабатывать решения - в отличие от тех, кто не силен в создании образов. Предлагаемый метод решения задач - нарисовать диаграмму, преобразовав таким образом вербальную задачу в зрительную. Джей Л. Адамс (J. L. Adams, 1979) назвал визуальное мышление «языком альтернативного мышления». Это альтернатива мышлению, основанному на словесном выражении мыслей. Адамс предложил всем пройти курсы рисования, чтобы улучшить способность видеть и, соответственно, мыслить более творчески. Он заявлял, что человек может улучшить свое визуальное мышление с помощью практики.
Представьте себе (J. L. Adams, 1979): 1. Кастрюлю с водой, которая закипает и выкипает. 2. Ваш «Боинг 747», который буксируется от терминала, стоит на взлетной полосе, ждет своей очереди и взлетает. 3. Бегущая корова медленно превращается в бегущую галопом лошадь. 4. Хорошо вам знакомый пожилой человек превращается в подростка. 5. Автомобиль на полной скорости врезается в огромную пуховую подушку. 6. Предыдущий образ, только наоборот.
Похоже, что то, насколько хорошо мы визуализируем задачу, во многом зависит от контекста, в котором она представлена. Исследование, результаты которого сообщались в одной газетной статье (TV Linked to Memory, 1988), показало, что память и воображение усиливаются, когда дети слушают рассказы по радио, а не смотрят их по телевидению. Гринфилд и Биглс-Руз, психологи, проводившие это исследование, говорят, что звуковая версия рассказа помогла ученикам создать динамичные зрительные образы, а видеоизображение не сделало этого, так как детям была предоставлена уже готовая картинка. Возможно, Маршалл МакЛухан правильно сказал, что «способ представления информации - это и есть информация».
Сведем это все воедино
Здесь было представлено несколько стратегий или методов выработки творческих идей. Было бы наивно полагать, что после воспроизведения любого из этих методов к вам автоматически станут приходить творческие мысли. Это всего лишь приблизительные руководства к тяжелой работе, и некоторым из нас придется работать больше, чем другим. Ясно, что творческое мышление - это навык, который можно развить (Edwards amp; Baldauf, 1987). Стратегии, представленные в этой главе, являются планом развития такого навыка. Многие спросят: «С чего начать?» Начните с рассмотрения задачи и того, что в первую очередь необходимо. У кого-то идеи появятся немедленно; у кого-то этот процесс будет напоминать удаление зуба. Если вы почувствовали, что у вас иссякли идеи, попробуйте применить методы, упомянутые выше. Представьте себе ситуацию зрительно, применяйте аналогии и метафоры, ищите связи, перечисляйте характерные черты, подумайте над контрольными списками, устройте мозговой штурм. С помощью этих стратегий вам удастся разжечь в себе огонек творчества.
Применение алгоритма
Применяя схему развития основных навыков мышления к творческому рассмотрению решений, задайтесь следующими вопросами. 1. Какова цель? Творческий процесс определяется тем, что нужно получить в результате. Целью творческого мышления является создание нового и нужного. Часто необходимо поставить новую задачу. Творческий человек знает, какие задачи можно и какие нужно решать. 2. Что известно? В этой главе было сказано, что невозможно творить в вакууме. Чтобы творить, надо обладать знаниями и навыками. Особенно важно получить как можно больше информации, касающейся поставленной задачи. У вас могут быть данные для того, чтобы стать действительно великим архитектором или писателем, но без знаний в этих областях вы вряд ли построите новое здание или напишете хороший роман. В задаче про дочь купца, рассказанной в этой главе, героиня не смогла бы найти творческое решение, если бы не использовала свои знания о бесчестности ростовщика и внимательно не следила за тем, как тот подбирает камни. Точно так же для постановки задач и их решения нужно тщательное изучение всех мелочей. Начинайте творчество с перечисления «исходных данных». 3. Какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели? Как стать творческой личностью - вот вопрос! В этой книге вам было предложено множество способов, помогающих развитию творческого мышления. Ваш выбор, несомненно, будет зависеть от сути задачи. Например, зрительное представление задачи поможет вам, если она имеет какие-то пространственные аспекты. Умение составлять список необходимых слов на определенную тему может быть полезно во многих ситуациях, но особенно тогда, когда нужно что-либо написать или сочинить. Контрольные списки творческого мышления помогают в проектировании; в то время как методику «плюс-минус-интересно» можно использовать всегда, когда вы не знаете, с чего начать поиск решения. Ниже перечислены все методики творческого мышления из этой главы. Просмотрите их и удостоверьтесь, что вы поняли каждую. • Определение задачи разными путями. • Мозговой штурм для увеличения количества идей. • Работа с людьми, специализирующимися в различных областях, для того, чтобы увеличить вероятность бисоциативного мышления. • Рассмотрение всех изменений физического состояния в контрольном списке творческих идей. • Организация окружающей внешней среды таким образом, чтобы максимально повысить внутреннюю мотивацию. • Поощрение риска. • Поиск возможных решений с помощью вопросов, предложенных Парнсом (Parnes, 1967). • Перечисление и комбинирование свойств для создания новой продукции. • Оценка решений задачи и других ее аспектов с помощью категорий «плюс-минус-интересно». • Составление предложений о задаче с использованием слов-связок. • Перечисление понятий, касающихся задачи, перед тем как приступить к ее решению. • Сбор дополнительной информации. • Использование аналогий для того, чтобы сделать незнакомое знакомым, и аналогий «наоборот» для того, чтобы делать знакомое незнакомым. • Визуализация задачи. 4. Достигнута ли поставленная цель? Так как творческий процесс оценивается по результату, выбранное решение следует исследовать на предмет его оригинальности и уместности. Такая оценка является частью творческого процесса. Если одно из этих условий не удовлетворяется, придется начать все сначала - и так до тех пор, пока не будет достигнут нужный творческий результат.
Краткий итог главы
1. Творчество (креативность) являет собой бинарно организованное понятие, в котором объединяются необычное или уникальное и качественное или полезное. Но это понятие субъективное; каждый человек сам решает, что он считает творчеством, а что нет. 2. Эдвард де Боно подразделил мышление на вертикальное и латеральное. Вертикальное мышление логично и прямолинейно; в то время как латеральное мышление - это способ рассуждения «вокруг» задачи. 3. В психологии растет популярность мнения, что творческие личности не слишком сильно отличаются от всех нас. У всех нас есть способности к творчеству. 4. С практической стороны творческий процесс состоит в поисках новых путей постановки задачи и в отборе нужной информации. 5. Творчество было описано как смесь чувствительности, синергии и интуиции. Это выглядит так, как будто счастливая случайность соединила разнородные понятия для человека, чувствительного к их соединению. 6. Творчество можно рассматривать как когнитивный процесс, в котором используется информация, хранящаяся в памяти и выходящая за рамки личного опыта. Когнитивные психологи описывают этот процесс как расширение активации сетей знания с повторяющимися циклами генерирования и исследования. 7. Хотя бытует мнение, что люди с высоким IQ в общем более склонны к творчеству, на самом деле для творчества необходим вполне определенный, не очень высокий уровень интеллекта. 8. Часто творчество строится на аналогии, т. е. решение адаптируется из другой области знания. 9. Творческие личности отличаются большей самомотивацией, толерантны, терпимы к неопределенности и склонны рисковать. 10. Внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию. 11. Мы представили несколько стратегий, развивающих творческое мышление. Мозговой штурм опирается на убеждение, что если у человека много идей, то среди них всегда найдутся подходящие. Каждый пункт контрольного списка творческих идей может способствовать тому, что блеснет огонек творчества. В связующем алгоритме Кровица, для того чтобы прийти к решению, используется изменение связей между составными частями задачи. Стратегия «плюс-минус-интересно» порождает новые решения, принуждая человека исследовать различные стороны задачи. Аналогии и метафоры наводят нас на сходства и различия, которые могут быть важными при решении. Визуальное мышление применяется во многих видах творчества - особенно в искусстве и науке. 12. Все стратегии, направленные на повышение творческого потенциала, включают поиск в сетях знания человека - для того, чтобы можно было совместить отдаленные идеи, провести аналогии с разными областями знания и сделать доступной информацию, хранящуюся в памяти.
Термины для запоминания
Вы должны уметь давать четкие определения и описания перечисленным ниже терминам и понятиям. Если вы вдруг обнаружите, что некоторые из них вызывают у вас затруднения, то внимательно перечитайте раздел, где они рассматриваются. Бионика. Применение к задачам, стоящим перед человеком, аналогий, которые черпаются из природы. Бисоциативное мышление. Соединение прежде несовместимых понятий или «систем отсчета». Вертикальное мышление. Логическое и прямолинейное мышление. Используется для усовершенствования и развития идей. Сравните с латеральным мышлением. Внешняя мотивация. Задание выполняется ради получения награды или избежания наказания. Внутренняя мотивация. Собственное желание заниматься каким-либо заданием ради него самого, а не ради награды или чтобы избежать наказания. Интуиция. Счастливое неожиданное открытие, которое происходит тогда, когда вы его совсем не ждете. Контрольные списки творческих идей. Эти списки предполагают выработку творческих идей путем варьирования отдельных компонентов задачи и связей между ними. Латеральное мышление. Размышление «вокруг» проблемы. Используется для выработки новых идей, а иногда как синоним творческого мышления. Сравните с вертикальным мышлением. Метафора. Аналогия или сравнение, находящее сходства между двумя абсолютно непохожими вещами. Мозговой штурм. Групповой или индивидуальный метод поиска решения задачи. Поощряется выдвижение неожиданных и необычных идей, а их рассмотрение откладывается до той поры, когда их можно будет модифицировать или скомбинировать. Цель состоит в том, чтобы найти как можно больше вариантов решения. Образ. Отображение чего-либо в мозгу в виде своего рода картины. Плюс-минус-интересно. План поиска решения Эдварда де Боно (De Bono, 1976), заключающийся в фиксировании положительных, отрицательных и интересных черт рассматриваемых решений. Подвижность идей. Характеризуется выработкой при решении задач большого количества идей. Связывающий алгоритм. Этот метод выработки творческих решений основывается на изменении связей между объектами с помощью связующих слов - таких как «на», «между», «под» и «через». Список свойств. При этом методе выработки творческого решения каждая характеристика или качество объекта или ситуации записывается, а затем исследуется на возможность модификации или перекомбинирования. Синергия. Соединяет кажущиеся несопоставимыми части в полезное и действующее целое. Такие сочетания часто используются в творческом мышлении. Творчество (креативность). Создание чего-то оригинального и полезного. Чувствительность. Восприимчивость к информации, получаемой через органы чувств; «подмечает» стимулы, важные для принятия творческого решения.
Глава 11. Слово в заключение
Думать - это как любить и умирать. Каждый должен делать это сам. Неизвестный автор
Эта глава может понравиться вам больше всего, потому что в ней практически ничего не сказано. Прочитав эту книгу, вы приобрели знания, которые должны помочь вам лучше мыслить. В каждой главе рассматривался только один тип мышления. Это было необходимо по той причине, что большой объем информации нужно было разбить на более удобные для восприятия части. К сожалению, само мышление не разбивается на аккуратные отдельные категории, и в большинстве ситуаций приходится применять смежные навыки. Нужно постоянно обращаться к памяти и помнить о том, что от того, какие мы используем слова и образы, по сути и зависит то, как мы думаем. Не забывайте о логике. Те методы, которым вы научились, можно использовать на протяжении всей жизни. Но самое важное: мыслите критически. Вы должны обнаруживать проблемы, упущенные другими, поддерживать заключения, опирающиеся на весомые доказательства, и настойчиво работать. Надеюсь, что это книга поможет вам лучше мыслить. Пришло время оглянуться назад и вспомнить определение критического мышления, данное в первой главе, а также широкие понятия информации и стратегий в последующих главах. Мне кажется, найдено очень верное и емкое определение, в котором подчеркнуто, что под критическим мышлением подразумевается комплекс различных качеств. Сможете ли вы использовать полученную информацию? Как по-вашему, после чтения этой книги вы с большим успехом будете добиваться желаемого? Стали ли вы мыслить более критически? Будет полезно, если вы постараетесь отобрать и свести вместе те навыки, которые вы используете, когда сталкиваетесь с задачей. Работая над задачей, попытайтесь составить для себя полезную памятку. В произвольной форме, как вам удобно. Работайте над своим мышлением, стремитесь к самосовершенствованию. Рассуждайте мудро. От этого зависит ваше будущее.
Список литературы
Adams A., Camine D., Gersten /?. (1982). Instructional strategies for studying content area texts in the intermediate grades. Reading Research Quarterly, 18,27-55. Adams J. L. (1979). Conceptual blockbusting: A guide to better ideas (2nd ed.). New York: Norton. Adams J. L. (1986). The care and feeding of ideas: A guide to encourage creativity. Reading, MA: Addi-son-Wesley. AdlerR. В., Rosenfeld L. В., Towne N. (1980) Interplay: The process of interpersonal communication. New York: Holt, Rinehart amp; Winston. Alcock J. E. (1981). Parapsychology: Science or magic? Oxford, England: Pergamon» Allegretti C. L, Frederick J. N. (1995). A model for thinking critically about ethical issues. In D. F. Halpern amp; S. G. Nummedal (Eds.), Psychologists teach critical thinking [Special issue]. Teaching of Psychology, 22,46-18. Allport G. W. (1954). The nature a/prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley Amabile 7\ M. (1983). The social psychology of creativity. New York: Springer-Verlag. Amabile Т. М. (1989). Crowing up creative: Nurturing a lifetime of creativity. New York: Crown. American Association of Medical Colleges. (1984). Report of the working group on fundamental skills. Journal of Medical Education, 59, 1. American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.).Washington, DC: Author. American Psychological Association. (1992). Learner-centered psychological principles: Guidelines for school redesign and reform [Draft]. The Psychology Teacher Network, 2, 5-12. Anderson B. F. (1980). The complete thinker. A handbook of techniques for creative and critical problem solving. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Arasteh A. R., Arasteh J. D. (1976). Creativity in human development. New York: Schenkman. Arkes H. R., Hammond, K. R. (Eds.). (1986a). Judgment and decision making: An interdisciplinary reader. Cambridge, MA: Cambridge University Press. Arkes H. R., Hammond, K. R. (1986b). Law. In H. R. Arkes amp; K. R. Hammond (Eds.), judgment and decision making: An interdisciplinary reader (pp. 211 - 212). Cambridge, MA: Cambridge University Press. Arnheim R. (1971). Visual thinking. Berkeley: University of California Press. Asimov 1. (1989, March 31). Combating US scientific illiteracy. Los Angeles Times, Part V, p. 8. Atkinson R. С (1975). Mnernotechnics in second-language learning. American Psychologist, 30, 821 - 828. Baddeley A. D. (1986). Working memory. London: Oxford University Press. Baddeley A. D. (1992). Working memory. Science, 255, 556-559. Baer J. (1993). Creativity and divergent thinking. Hills-dale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Bailin S. (1987). Creativity and skill. In D. N. Perkins, J. Lochhead, amp; J. Bishop (Eds.), Thinking: The second international conference (pp. 323-332). Hills-dale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Baron J. (1987). An hypothesis about the training of intelligence. In D. N. Perkins, J. Lochhead, amp; J. Bishop (Eds.), Thinking: The second internal conference (pp. 60-67). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Baron J. (1988). Thinking and deciding. New York: Cambridge University Press. Baron J. (1990). Harmful heuristics and the improvement of thinking. In D. Kuhn (Ed.). Developmental perspectives on teaching and learning thinking skills (pp. 28-47). New York. Basel, Karger. Baron. J., Brown. R. V. (Eds.). (1991). Teaching decision making to adolescents. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Baron J. В., Sternberg R. J. (Eds.) (1987). Teaching thinking skills: Theory and practice. New York Freeman. Barron, F. (1958). The psychology of imagination. Scientific American, 199,151-166. Bartlett F. С (1932). Remembering: A study In experimental and social psychology. Cambridge, England: Cambridge University Press. Bartlett J. (1980). Familiar quotations (15th and 125th anniversary eds.). Boston: Little, Brown. Bartlett J. (1992) Familiar quotations. (17th ed.). Boston: Little, Brown. Bauer M. /., Johnson-Laird P. N. (1993). How diagrams can improve reasoning. Psychological Science, 4, 372-378. Begley S. (1993, June 28). The puzzle of genius. Newsweek, pp. 46-49. Beilensen J., Jackson H. (Eds.). (1992). Voices of struggle, voices of pride. White Plains. NY: Peter Pauper Press, Inc. Bell R., Caplans, J. (1976). Decisions, decisions: Game theory and you. New York; Norton. BergerD. (1994). Critical thinking. Paper presented at Loma Linda Medical Center. Available from author at Claremont Graduate School, Claremont, CA. Berger, D. (1995). Errors in judgments and decisions: Understanding our cognitive fallibilities. In P. Foster (Ed.), Critical Thinking: Views and values in college teaching (pp. 48-68). Riverside, CA: La Sierra University Press. Berkowitz L., Thome P. R. (1987). Pain expectation, negative affect, and angry aggression. Motivation and Emotion, 11, 183-193. Berlin В., Kay P. (1969). Basic color terms: Their universality and evolution. Berkeley: University of California Press. Berliner И. J. (1977). Some necessary conditions for a master chess program. In P. N. Johnson-Laird amp; P. С. Wason (Eds.), Thinking: Readings in cognitive science. Cambridge, England: Cambridge University Press. Bernstein D. A. (1995). A negotiation model for teaching critical thinking. In D. F. Halpern amp; S. G. Nummedal (Eds.), Psychologists teach critical thinking. [Special Issue]. Teaching of Psychology, 22, 22-24. Beyth-Marom R, Dekel S., Gombo R., amp; Shaked M. (1985). An elementary approach to thinking under uncertainty. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Block RA. (1985). Education and thinking skills reconsidered. American Psychologist, 40, 574-575. Bloom B. S., Broder, L. J. (1950). Problem solving processes of college students. Chicago: The University of Chicago Press. Boden M. A. (1990). The creative mind: Myths amp; mechanisms. New York: Basic Books. Boring E. G. (1932). Intelligence as the tests test it. New Republic, 35, 35-37. Bousfield, W. A. (1953) The occurrence of clustering in the recall of randomly arranged associates. Journal of General Psychology. 49, 229-240. Date: 2015-09-05; view: 375; Нарушение авторских прав |