Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переживание эмоции страха и сопряженной с ним тревоги





Эмоция страха – это реальная часть нашей жизни. Об этой эмоции люди вспоминают неохотно и переживают свои воспоминания вновь и вновь с неприязнью и ужасом.

Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются и воспринимаются как ситуации, в которых под угрозу поставлено спокойствие и безопасность. При этом возникает чувство неуверенности и ощущение потери собственного контроля над своей жизнью. Чувство неуверенности в завтрашнем дне является одним из примеров возникновения страха – страха перед будущим, так как переживается человеком как угроза личностного благополучия.

Страх складывается из определенных и вполне специфических физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, исходящего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это изначально боязнь физического повреждения.

Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его броситься прочь от опасности. Обычно несложно бывает назвать случаи даже из самого раннего детства, когда вы бывали чем-то сильно напуганы. Такие случаи запоминаются надолго и вспоминаются так, словно это было вчера. Место, окружающая обстановка и предметы, связанные с переживанием страха остаются значимыми для человека на долгие годы.

Люди, страдающие фобиями, лучше других знают, какой сильный страх могут вызывать у человека определенные предметы, события или ситуации и как трудно избавиться от этого страха, даже если он совершенно безоснователен. Проблема контроля над эмоцией страха, особенно в случае фобий, до сих пор остается нерешенной в науке о человеческом поведении. Избавиться от фобии зачастую невозможно без помощи квалифицированного специалиста психолога или психиатра.

По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающий страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства людей в зрелом возрасте уже не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще начинает страшить то, что может уязвить гордость и снизить самооценку. У человека появляется страх неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Некоторые ученые рассматривают развитие эмоции страха в раннем детстве как отсутствие эмоциональной привязанности матери к ребенку. Другие ученые склонны рассматривать появление страха как результат воздействия специфических событий и ситуаций.

Классическими причинами эмоции страха можно считать следующие:

· Гомеостатические процессы.

Отсутствие в определенный момент процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма (гомеостаз) вызывают сильный панический страх. К таким процессам относятся дыхание, питание и др. Потребность в кислороде – одна из жизненно важных потребностей живого организма, и мощный аффект, сопровождающий ощущение удушья, гарантирует немедленную концентрацию внимания на удовлетворении потребности, и потому является одним из важнейших факторов безопасности.

· Боль и ожидание боли (антиципация).

Страх, вызванный болью, очень быстро приводит к научению избегать любой объект, событие или ситуацию, связанные с ней. В дальнейшем ожидание боли вызывает страх только в том случае, когда человек не уверен в том, что сумеет избежать опасности.

· Внезапные изменения ситуации.

Внезапные изменения ситуации, к которым человек не в состоянии быстро приспособиться, могут служить для него сигналом опасности и вызывать эмоцию страха. К таким ситуациям относятся:

- внезапная потеря опоры, например, отсутствие речного дна в том месте, где ожидалось его обнаружить, так называемые ямы или омуты и т.д.;

- внезапное приближение объекта, может вызывать страх, гнев, плачь, стремление убежать и др., что свидетельствует о дискомфорте данной ситуации и служит проявлением защитной реакции;

- необычность появляющегося объекта, и вызванный страх в данном случае рассматривается как сигнал предупреждения о возможной возникшей опасности; любой незнакомый стимул, характеризующийся высокой степенью несоответствия прошлому опыту, будет активировать страх прямо пропорционанально невероятности самого объекта (например, часто страх в рассказах о реальных или мнимых встречах с инопланетянами называют паническим).

· Высота.

Высота активирует эмоцию страха и служит естественным сигналом опасности.

· Другие эмоции.

Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения, но более всего это относится к эмоциям интереса, удивления и испуга. Появление страха в этом случае обусловлено сходством нейрофизиологических механизмов их возникновения. Проводились исследования, в которых испытуемым гипнотически внушали страх. При этом испытуемые не только переживали страх, но и одновременно стремились изучить объект страха и избежать его. Переживая страх, возбуждение или удивление человек получает собственный эмоциональный опыт (обратную связь) и это может усиливать само переживание, т.е. переживание страха при виде чего-то слишком необычного само по себе пугает человека.

· Воспоминания об определенном объекте.

Страх может быть вызван мысленно, через воспоминание определенной ситуации или участвующих в ней людей (предметов). Воспоминание о пережитом страхе или ожидание страха само по себе может быть активатором страха, что часто отражает не реальную угрозу, а вымышленную. В результате таких представлений человек начинает бояться людей или ситуаций не представляющих в данный момент реальной угрозы (см. фобии). Процесс формирования фобических страхов проходит через следующие этапы:

- формирование гипотез (воображаемых источников вреда);

- ожидание вреда;

- ожидание непосредственного столкновения с воображаемым объектом страха.

На самом деле многие люди, страдающие фобиями, зачастую не смогут назвать ни одного случая, когда бы объект их страха причинил им боль или вред. Например, некоторые люди боятся змей, хотя не только никогда не были укушены змеей, но вообще никогда не сталкивались с ним в реальности. Другие боятся летать на самолетах, хотя никогда не попадали в авиакатастрофу и т.д.

Таким образом, страхи и фобии появляются не только в связи с реальными воспоминаниями из прошлого опыта, но и могут оказаться плодом фантазии.

· Одиночество.

Оставаясь в одиночестве, человек часто переживает это состояние как потерю безопасности и угрозу для жизни. И, чтобы избавиться от этого вида страха, человеку достаточно оказаться среди людей. Страх одиночества древний эволюционно значимый страх. Маленькие дети имеют мало шансов на выживание, если остаются на длительное время без взрослых. Подсознательно страх одиночества связан со страхом нарушения гомеостатических процессов (см. выше), которое напрямую представляет угрозу жизни человека в любом возрасте.

 

Для определения уровня субъективного ощущения своего одиночества может быть использован опросник «Шкала одиночества», предложенный Д. Расселом, Л. Пепло и М. Фергюссоном.

Опросник «Шкала одиночества»

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений (см. табл. 5). Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант ответа отметьте знаком «+».

 

Таблица 5. Текст опросника.

Утверждения часто иногда редко никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими делами в одиночку.        
2. Мне не с кем поговорить.        
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.        
4. Мне не хватает общения.          
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.        
6. я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.        
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.        
8. Я сейчас больше ни с кем не близок.        
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы.        
10. Я чувствую себя покинутым.        
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.        
12. Я чувствую себя совершенно одиноким.        
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.        
14. Я умираю по компании.          
15. В действительности никто как следует не знает меня.        
16. Я чувствую себя изолированным от других.        
17. Я несчастен, будучи таким отверженным.        
18. Мне трудно заводить друзей.        
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.        
20. Люди вокруг меня, но не со мной.        

 

Обработка результатов и интерпретация:

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один, «никогда» - на ноль. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

От 40 до 60 баллов – высокая степень одиночества.

От 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества.

От 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

 

Вопросы к теме.

 

1. Характеристика и значение эмоции интереса.

2. Характеристика и значение эмоции радости.

3. Характеристика и значение эмоции удивления.

4. Характеристика и значение эмоции печали.

5. характеристика и значение эмоции горя.

6. Депрессия. Формирование симптомов и механизм возникновения.

7. Характеристика и значение эмоции гнева.

8. Агрессия. Положительные и отрицательные стороны агрессивного поведения.

9. Характеристика и значение эмоции отвращения.

10. Симптоматика при нарушении пищевого цикла.

11. Характеристика и значение эмоции презрения.

12. Характеристика и значение эмоции страха.

13. Тревога и одиночество – негативные последствия и пути их преодоления.

4.2. Классификация эмоций в зависимости от их динамических характеристик.

При рассмотрении любой эмоции необходимо учитывать ее динамические характеристики, то есть степень выраженности эмоциональной реакции в момент ее возникновения. Заключенную в ней оценку, значимого события, глубину и интенсивность переживания, характер последствий для личности самого человека.

При таком подходе различают:

1. Эмоциональный тон ощущений.

2. Ситуативные эмоции.

3. Аффекты.

4. Чувства.

5. Настроения.

 

Рассмотрим эти понятия более подробно.

 

4.2.1. Эмоциональный тон ощущений.

Эмоциональный тон ощущений – это непосредственное переживание, сопровождающее жизненно важные воздействия на человека (его организм), такие как вкус, звук, давление или боль (тактильные ощущения), температура, свет и др. В зависимости от того, нравится или не нравится данное ощущение, то есть вкусно или не вкусно, успокаивает или раздражает, греет или обжигает, человек будет стремиться к усилению, сохранению или прекращению данного вида воздействия, вызывающего ощущение.

Итак, тон – это эмоциональная реакция на действующий в данный момент раздражитель.

Помимо эмоционального тона ощущений эмоциональный опыт человека складывается под влиянием переживаемых аффектов, ситуативных эмоций, настроений.

 

4.2.2. Ситуативные эмоции.

Ситуативные эмоции – это переживание личной значимости конкретного объекта в конкретной ситуации. В отличие от эмоциональных тонов ощущений эта форма эмоциональных реакций основана на разделении общего контекста ситуации и собственно участников. Так, например, в ситуации угрозы «здесь и теперь» при наличии определенных участников событий, человек может переживать тревогу или страх. При участии тех же людей, но при изменении контекста ситуации с угрожающей на благоприятную, человек может начать испытывать радость, удовольствие, восторг, уважение, восхищение, удовлетворение происходящим с ним и вокруг него. Именно ситуативность становится отличительной чертой данного вида реагирования.

Ситуативные эмоции занимают промежуточное место между эмоциональными тонами и чувствами. Если эмоциональные тона – это разновидность реакций, не учитывающих ситуацию в целом, а чувства – это реакции возникающие в результате абстрагирования от ситуации, то ситуативные эмоции в отличие от них предметны и могут вызываться как непосредственно существующим, так и воображаемым объектом.

В отличие от чувств эмоции привязаны к конкретной ситуации. Они есть результат значимого события. Причем это может быть результат воображаемого предстоящего события, и тогда эмоции становятся частью преднастройки к ситуации. Или это может быть отреагирование уже случившегося события, но в любом случае в эмоциях уже есть оценка прошлого и настоящего, а также прогноз на будущее.

 

4.2.3. Аффекты.

Аффект (от латинского affectus – душевное волнение, страстность, настроение, расположение, чувство, любовь, нежность) – сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва (ужас, страх, ярость и т.д.). Аффект обычно сопровождается двигательным перевозбуждением, но может, наоборот, вызывать оцепенение, заторможенность и мнимую безучастность.

Аффектом называют сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Его характерная черта – высокая интенсивность и одновременно непродолжительность. Вызывается аффект сильными раздражителями, и более склонны к проявлению аффектов представители неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием возбуждения – холерики. Часто склонность к аффективным реакциям становится следствием недостаточного воспитания человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. В состоянии аффекта резко снижается внимание, прогностическая функция мышления, в связи с чем, поведение становится мало целесообразным. Человек в состоянии аффекта может совершать необдуманные поступки. Старый совет гласит: прежде чем совершать какой-то поступок или что-то говорить, медленно досчитайте до двадцати.

Как и ситуативные эмоции, аффекты являются результатом оценки текущей ситуации.

 

4.2.4. Чувства.

Наиболее развитой формой эмоционального реагирования являются чувства. Чувства – это устойчивые эмоциональные состояния, которые отражают смысловое отношение человека к определенному объекту. Если эмоция – это простое переживание в данный момент, то чувство, хотя и выражается в эмоциях, но оно не беспрерывно и в данный момент может не выражаться. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, им характерна высокая степень устойчивости во времени. Чувства – своего рода смысловые маркеры, которыми человек помечает для себя объекты, события, явления.

Чувства могут быть активными, имеющими положительный эмоциональный тон – удовольствие, радость, гордость. Чувства могут быть пассивными, имеющими отрицательный эмоциональный тон – неудовольствие, печаль, раздражение. В этом смысле эмоции являются внешним проявлением чувств. Активные чувства повышают жизнедеятельность человека, отрицательные – понижают ее.

В чувствах фиксируется прошлый опыт человека и отражается взаимосвязь между его актуальными потребностями и данным объектом. Выделяют конкретные, обобщенные и абстрактные чувства. Например, уважение только к данному человеку, уважение к людям данной профессии, уважение к людям вообще.

Существует классификация, в которой чувства подразделяются исходя из силы и длительности побуждений на увлечения и страсти. Увлечения – это сравнительно непродолжительные проявления сильных чувств. Страсти – это чувства, сохраняющие свою большую побудительную силу на протяжении длительного времени. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью и направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности. Положительная страсть, например, - это страсть к театру, музыке, спорту, науке. Отрицательные – направленные на мелкие недостойные цели, которые в итоге ослабляют волю и подавляют психику человека. Например, страсть к обогащению, к азартным играм, к употреблению алкоголя.

 

4.2.5. Настроение.

Еще одной характеристикой эмоционального реагирования является настроение. Это психическое состояние (феномен), в котором содержится субъективная оценка человеком своего самочувствия, степени удовлетворенности своих притязаний, своих достижений, своих перспектив и т.д.

В зависимости от степени осознанности настроение может носить характер диффузного фона: приподнятое, подавленное, хорошее, плохое, ровное, спокойное; или становится определенным состоянием: скука, заинтересованность, воодушевление, обреченность, решительность, нерешительность и т.д. Но во всех этих случаях этот вид эмоционального отклика всегда имеет лишь расплывчатую, диффузную связь с каким-либо предметом. Так, если в случае переживания ситуативных эмоций мы говорим, что грустим, радуемся из-за того-то и того-то, то при описании настроения мы просто скажем, что нам «грустно», «радостно». «Ты меня встревожил» – отражает тревогу как эмоцию, «Я что-то тревожусь» – тревога как настроение. «Я радуюсь этому» – выражается эмоция, «Мне радостно» – выражается настроение.

 

4.2.6. Эмоциональные особенности личности.

При описании эмоциональных особенностей личности могут быть использованы характеристики, фиксирующие наиболее вероятный для данного человека способ реагирования. К ним относятся:

Экспрессивность – склонность к интенсивным выразительным внешним проявлениям эмоциональных переживаний.

Сентиментальность – склонность к утонченной созерцательности, сочетание чувственности и пассивности.

Страстность – склонность к длительным напряженным эмоционально насыщенным целенаправленным действиям.

Впечатлительность – склонность к сопереживанию через идентификацию с другими.

Чуткость – склонность к сочувствию, т.е. переживанию собственных эмоциональных состояний в связи с переживаниями другого. От впечатлительности отличается более низким уровнем идентификации, более активной рефлексией и высокой активностью когнитивного процесса (процесса осознанного знания).

Отзывчивость – склонность к помогающему поведению, основанному на эмпатии (сопереживании).

Направленность – система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему. Направленность выражается в том, какие цели человек ставит перед собой в жизни, как он относится к целям, к самой жизни, к обществу, поэтому направленность характеризуется целями и стремлениями человека. Различают:

которой набрано максимальное количество баллов.

Высшей формой направленности личности является мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы и ценностные ориентации. Мировоззрение имеет практический жизненный смысл: оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его вкусы и интересы. Мировоззрение формируется в процессе обучения и воспитания, оно напрямую отражает жизненный опыт человека, его житейскую философию. При ближайшем рассмотрении вся деятельность человека подчиняется вполне определенной системе, название которой – мировоззрение.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни ребенка начинается процесс его социализации. Честность, чуткость, отзывчивость и другие положительные черты личности – это не некие изначально присущие ребенку качества, они активно формируются и возникают как результат направленного воздействия. Если не препятствовать возникновению и развитию негативных качеств, они окажут серьезное, трагическое влияние не только на проявления в духовной и общественной жизни, профессиональную деятельность и отношения с окружающими, но и на здоровье.

Какие личностные черты станут наиболее характерными в жизни каждого из нас, зависит: в детстве – от способа воспитания; в подростковом возрасте – от социальной среды развития; в юношестве и далее – от самого человека и его стремлений.

 

Полноценный, здоровый человек демонстрирует:

Безусловное принятие самого себя и окружающих, независимо от их расы, возраста, пола и системы верований.

Способность признать свои ошибки как форму обучения.

Ранимость и восприимчивость, сопровождающиеся, однако, твердостью и ясным осознанием своих внутренних границ: «Нет, ходить у меня на голове вы не будете».

Смелость быть честным перед самим собой и окружающими, не доходящую до жестокости.

Способность сказать «нет», когда это необходимо.

Способность быть самим собой – искренним, участливым по отношению к окружающим на их нужды и чаяния.

Уверенность в своих силах, настойчивость и готовность пойти на разумный риск ради какого-то открытия, исследований или познания чего-то нового.

Мужество воспринять критику как направление для дальнейшего роста и приобретения знаний.

Контролируемость своих действий, готовность принимать быстрые решения и новые повороты в жизни.

Способность находить близкий контакт с окружающими.

Принятие ситуаций, которые невозможно изменить, такими, какие они есть.

Смелость обратиться за помощью, когда она необходима.

Силу встретится с душевной болью, пережить ее и идти по жизни дальше.

Способность простить себя и окружающих.

Простоту в отношениях материальных и духовных потребностей.

Щедрость в любви и вещах материального плана.

Доброту и уважение к своему телу. Способность принимать решения и действовать согласно им.

Грациозность, чувство ритма и естественное ощущение времени.

Ответственность за свои мысли и поступки без вынесения обвинений себе или окружающим.

Прямоту и сдержанность, лишенную стремления причинить кому-либо вред или боль.

Легкость в спокойном ожидании намеченного срока.

Способность сказать «да» всему, что предлагает жизнь.

Способность внимательно слушать и правдиво отвечать на вопросы.

Гибкость и легкую адаптацию в сознании и манере поведения.

Смелость принести извинения, когда это необходимо.

Способность принять окружающих такими, какие они есть, во всем многообразии их отличительных черт.

Хорошее чувство юмора.

Уважение ко всему живому и природным богатствам планеты.

 

(Печатается по Дж.Стивенсону «Приручи своих драконов»,1995)

 

Когда Зигмунда Фрейда спросили: «Что значит, по-вашему, быть здоровым?», он ответил: «Уметь любить и работать».

 

Вопросы к теме.

 

1. Классификация эмоций по Б.И. Додонову.

2. Классификация эмоций в зависимости от их динамических характеристик.

3. Характеристика личностных особенностей человека исходя из его устойчивого способа реагирования на определенный стимул.

4. Мировоззрение личности и его связь с психологической характеристикой полноценного, здорового индивида.

 

Date: 2015-09-05; view: 416; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию