Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Название отражает опыт
Об опыте работы с инвалидами рассказывает Паскуале Инкоронато: «Название этой главы объясняет причину изменения имени нашей группы. Вначале оно звучало так: "Ки-Айкидо для взрослых пациентов, больных дистонией". В то время опыт обучения ограничивался только инвалидами, и мы работали в условиях больницы, цели обучения были в основном медицинские. У нас были также ограничения по времени, поскольку группа должна была функционировать в течение срока, необходимого для выяснения эффективности определенной техники; кроме того, у нас были ограничения качественного характера, поскольку нам недоставало опыта сочетания разных элементов (лечения), и у нас были ограничения количественного характера, поскольку группа должна была уменьшиться (вследствие некоторых особенностей моторных заболеваний). Целью опыта являлась подготовка дипломной работы по реабилитационной терапии, отсюда - и все указанные ограничения. Первый эксперимент, длившийся четыре месяца, был проведен во Флоренции; он открыл новые пути терапевтическкого лечения взрослых пациентов-дистоников. Когда я переехал в Берлин, у меня появилась возможность провести аналогичный курс обучения Ки-Айкидо в группе дистонических больных, поскольку терапевтический центр был заинтересован в повторении результатов, полученных во Флоренции. Результаты были положительными, как и во Флоренции, но, как и прежде, я чувствовал неудовлетворенность ограниченностью чисто медицинского подхода. Более того, я вполне осознавал последствия использования самого имени 'Терапия Ки-Айкидо". Чтобы объяснить это название, необходима была целая лекция. Короче: если мы исходим из того, что лечение применяется для излечения болезни, трактовка Ки-Айкидо как медицинской практики означала бы, что больные с физическими недостатками будут воспринимать свое отличие от других людей как болезнь. Тому, что они узнают, больные придадут магическое значение, нарушив, таким образом, соотношение между фантазией и реальностью в пользу фантазии, и будут ожидать чудесного исцеления и всяких других невозможных результатов. Эти соображения привели нас к необходимости изменить название и проведение занятий. Название "Объединяющая [интегративная] группа" казалось подходящим для представления о том, что в группу включаются испытуемые с моторными и интеллектуальными недостатками. Определение "интеграция" включает в себя понятие изменения глобальной структуры, когда есть задача присоединения структурно отличающейся единицы. Например, школьная интеграция позволяет детям-инвалидам (в Германии) посещать нормальную школу, подготовленную для обучения таких детей и их передвижения по ней. Как правило, перед началом учебного года проводится собрание. Там обсуждаются возможности и дефекты данного ребенка, выясняется, подходит ли выбранная родителями школа ребенку и как можно помочь ребенку принять участие в жизни школы. Иногда комиссия решает, что взять данного ребенка в школу невозможно, потому что отклонения столь велики, что школьную программу нельзя будет подстроить под ребенка, а обучающие цели не будут достигнуты. Если ребенок страдает поражениями мозга, если он слеп, глух, парализован, страдает умственной отсталостью и при этом принимает участие в школьных делах, очевидно, что роль школы не сводится к тому, чтобы научить ребенка читать и писать, она должна открывать ребенку новые цели и пути. Есть некий парадокс в понятии интеграции: изменения, происходящие в школе (т.е. строительство особых туалетов, лифта, наличие учителя-помощника), являются, в конце концов, всего лишь изменениями окружающих условий, а школа, в принципиальном смысле, остается прежним заведением, поскольку не меняются ее функции, которые остались с тех пор, как были заданы социальными потребностями. Только оценив этот парадокс, мы поймем, почему довольно часто дети, интегрированные в нормальные классы, остаются изолированными. В Германии есть учителя восточных единоборств, которые принимают в свои классы только тех детей-инвалидов, которые способны удовлетворять групповым требованиям; ведь и инвалиды различают добро и зло, некоторые могут управлять инвалидной коляской, а другие не могут, кто-то из них умен, а кто-то нет, т.е. детей судят по степени их недостаточности. Эти группы тоже называют себя "интегративными". В соответствии с принципами Ки-Вселенной мы решили не ставить никаких условий желающим заниматься в додзё, принимая во взрослые и детские классы всех, у кого есть интерес и желание заниматься. Единственными ограничениями были размер татами и необходимость помощи больным с расстройствами моторики и интеллекта. Наша группа официально является "открытой", поскольку организационные и психологические барьеры, отделяющие нас от "других" людей и не позволяющие нам обогатиться знакомством с ними, были устранены. У открытой группы другие функции и цели. Работая с людьми, которые способны овладеть только одной-двумя моторными последовательностями (например, в случае расстройств концентрации) и, следовательно, с которыми нельзя быть уке, убеждаешься, что надо быть еще чувствительнее и контактнее, ибо партнер не способен опереться на данную последовательность (будучи не в состоянии ее запомнить), и поэтому тренировка любой техники будет для него внове. Если уке видит в своем партнере не только его недостатки, а постарается углубить его знания на базе хорошего контакта, тогда, работая с координированными и быстрыми партнерами, он будет активнее участвовать в техниках, т.е. будет развивать свое Ки».
Открытая группа В нашей группе из 15 человек три-четыре человека находятся в инвалидных колясках, один передвигается в ортопедическом аппарате и трое страдают дефектами концентрации. Два ученика в колясках страдают нейромышечным заболеванием (синдром Дюшена), отрицательно влияющим на мышечную силу, широту движения и сопротивляемость (включая концентрацию). Они выросли в сиротском приюте, где ходили в специализированную школу, и данный опыт - их первая возможность встречи с непредубежденными людьми. Еще два ученика больны «spina bifida» - деформацией позвоночного столба и спинного мозга, вызывающего моторный паралич и нарушение координации и равновесия. У одного молодого человека нарушена способность к организации последовательностей (т.е. расстановке приоритетов, разбиению сложных действий на ряд простых, изменению последовательности для достижения определенного конечного результата). Это нарушение мешает овладению сложными движениями и, вообще, обучению. У одной молодой женщины есть проблемы с координацией и управлением мышечным тонусом. И последним является мужчина с врожденными мозговыми нарушениями, оставляющими ему только частичный контроль за движениями одной руки и головы. Как могут столь разные люди заниматься вместе? Ясно, что людей с меньшими способностями к сложным движениям следует рассматривать как точку отсчета. Множество упражнений для развития Ки и разнообразные тесты для изучения техник дают богатые возможности для определения такой точки отсчета. Затем надо перевести техники, рассчитанные на положение стоя, в техники, рассчитанные на положение в инвалидной коляске, либо сидя на стуле, либо сидя на татами (в сейза или со скрещенными ногами) и, при необходимости, лежа на полу. Как и в любом случае перевода, надо быть уверенным в том, что начальное значение при переводе не утрачено, хотя форма изменена. Мы должны осознавать, что стояние или ходьба ничуть не «лучше», чем управление коляской, а учить и обучаться Ки-Айкидо людям, способным ходить, не легче -просто это другое. Таким образом, это та же техника, но в другой форме, с теми же трудностями. Различия надо изучать путем занятий с разными партнерами и даже с инвалидной коляской.
Ки Тайсо, сидя в инвалидной коляске Как правило, перед началом упражнений мы поднимаемся на пальцы и опускаемся для выработки лучшего восприятия пространства. В инвалидной коляске можно поискать более удобное сидячее положение, раскачиваясь взад-вперед, сначала более размашисто, а потом все более мелкими движениями, пока не найдется точка покоя. При этом ось тела не перпендикулярна к земле, а слегка наклонена вперед (фото 13)*. При сохранении этого ощущения пространства, даже получив толчок в грудь в качестве теста, если ученик не окажет сопротивления, его позиция останется твердой и стабильной. Если, напротив, будет оказано сопротивление или он будет сидеть неестественно (слишком прямо и вертикально по отношению к земле), коляска сдвинется и равновесие будет потеряно, человек откачнется назад. * Если сиденье отрегулировано параллельно земле. Сегодня стулья обычно слегка отклонены назад; угол спинки и сиденья меньше 90 градусов.
В базовой сидячей позиции руки могут лежать на коленях (как в сейза) или на колесах. Выполняя оздоровительно-гимнастические упражнения в сидячем положении, мы должны думать о том, что тело фиксируется на сиденье за счет своего веса, а движения вращения меньше по амплитуде, чем в положении стоя. Естественное вращение в сидячем положении составляет 45° на каждой стороне. Это ограничение не дает рукам удариться о спинку стула, что могло бы случиться, если бы вращение составляло 180°, как в позиции стоя (фото 14). С учетом разницы в направлении движения мы, естественно, найдем и новое направление для тестирования. Второе движение, - боковые наклоны корпуса в положении сидя должны быть модифицированы по двум причинам: идущая вниз рука не может коснуться тела или стула, потому что вес, перенесенный на одну сторону, делает положение тела нестабильным. Предлагаем использовать локоть для замедления движения, путем сгибания его скорее по диагонали, чем вбок. Рука, проходящая над головой, идет в направлении противоположного колена в то время, как предплечье той стороны, которая нагибается, скользит вниз, пока локоть не коснется колена на своей стороне.
Направление третьего движения неизменно, но амплитуда его другая- Корпус не сгибается, пока он не будет параллелен земле, но нагибаются голова и грудь, взгляд направлен перпендикулярно полу. Руки продолжают маятниковые движения по бокам. Движения головы не меняются. Сгибая колени или поднимая тело на ногах, мы изменяем положение тела перпендикулярно к полу. Сидя мы можем это сделать из положения покоя, не раскачиваясь, а используя движение позвоночника, особенно в грудном отделе, чтобы согнуть корпус дважды из закрытого положения в нормальное и из открытого положения в нормальное тоже два раза. Это движение похоже на заключительную фазу выдоха и вдоха. Движения коленей совершенно другие. Давайте выполним боковой наклон корпуса, скользя локтем до колена по одной стороне, а по другой - кистью в пах. Голова наклонена вперед, взгляд направлен в точку между колен, в результате образуется, как и в положении стоя, треугольник. Если движение выполнено естественно, контрольный толчок по диагонали спереди или сзади не нарушит равновесия. Круговое движение рукой нужно выполнять при боковом вращении корпусом, направив взгляд по диагонали (не вперед, а то кисть ударится о ногу). После первых четырех движений корпус поворачивается вправо, левая рука свободно падает между ног, а правая использует вращение для движения вбок и вверх. Первое движение обеими руками - это не вращение, поскольку ноги или ручки кресла мешают движению. Можно представить себе движение, похожее на удар хлыстом, когда верхняя часть корпуса сопровождает движения рук вверх и вниз (по бокам). Если вращение руками сопровождается более широким движением корпуса вперед, траектория движения не встречает препятствий, те. вращение возможно. Упражнения на татами часто тяжело даются людям, страдающим плохим контролем за осанкой (расстройства ЦНС, например детский церебральный паралич) или отсутствием мышечной силы (периферийные расстройства, как, например, позвоночное расщепление или мышечная дистрофия). В обоих случаях можно посоветовать поддержку со спины (например, опереться на стену) или выполнять упражнение с партнером. В детских группах я видел, как делают оздоровительную гимнастику, лежа на полу. Иногда детям с ограниченной амплитудой движений я давал легкие бамбуковые трости, которые нужно было использовать как продолжение руки. Можно использовать и другие материалы, такие как резиновые бинты, шелковые носовые платки, веревки, мячи. В нашем додзё три инвалидные коляски. Они доступны тренирующимся и очень популярны у детей. Дети не связывают чувство страха, отверженности или жалости с инвалидной коляской, что свойственно взрослой культуре, неспособной раскрыть себя для нового, для другого. Дети любопытны и находят массу способов использовать коляску.
Ниже приведено описание некоторых техник Ки-Айкидо для инвалидной коляски. Можно приблизительно поделить техники на статические и динамические в зависимости от того, закреплена ли коляска (в норме) или движется во время атаки. Здесь мы описываем только статические техники.
Мунацуки Котегаеши Это техника атаки кулаком, уже представленная в нашей книге при объяснении пяти принципов Ки-Айкидо. Уке атакует левой рукой с правой стороны и нацеливает кулак на лицо наге (фото 15). Если бы наге стоял, он бы мог увернуться и уклониться от нападения. Даже при движущейся коляске наге мог бы быстрым поворотом уйти от линии атаки; но наге этого сделать не сможет, потому что кресло закреплено. Когда уке атакует, наге, глядя на него, делает жест правой рукой, как будто приглашая его подойти, и голова его совершает поворот влево (фото 16). Вследствие этого кулак не попадает в цель, а рука наге может удержать уке за запястье, как нужно для котегаеши. Взгляд наге опять переводится на уке, пока левая рука завершает захват котегаеши. Безо всякого усилия руками наге поворачивается к уке, который падает на бок (фото 17). Уверенность, с которой мы приглашаем уке к удару, очень важна для успешного овладения этой техникой. Не следует рассматривать это движение как элемент защиты или элемент лидерства, поскольку в обоих этих случаях уке будет обеспокоен, а его Ки- заблокировано.
Кокю Доса Мы уже наблюдали эту технику в первой части книги. Обычно она выполняется на коленях. Посмотрим, как ее можно выполнять в других позициях. Сидя в инвалидной коляске, наге протягивает руки уке, который берет их за запястья. Уке должен занимать боковое положение по отношению к коляске, чтобы не повредить себе ступенькой, на которой стоят ноги наге. Если уке стоит слева, наге разворачивает локти вниз. Как следствие, руки, находящиеся на одном уровне (перед лицом наге), меняют свою позицию: левая перед коленом уке, а правая «подрезает» шею. Чтобы заставить уке покатиться вперед, достаточно будет продолжить движение вращения корпуса руками, как будто нам нужно удостовериться, что уке достаточно места, чтобы упасть. Мы занимались Кокю Доса даже в положении лежа, на татами, когда наге лежит на спине, а уке находится над ним, блокируя его запястья. Если мы зафиксируем свое сознание на этих моментах, мы не сможем двинуть рукой. Но локтями и коленями можно шевелить достаточно свободно, чтобы получился хороший контакт и чтобы четко ощутить, что уке будет следовать за нашим движением, не оказывая сопротивления. В эту секунду можно перевернуться на живот и изменить позицию (теперь уке на спине).
Кататекосатори Кокюнаге В норме эта техника выполняется в положении стоя: уке захватывает левую руку наге своей, руки при этом скрещены. Наге растягивает пальцы левой руки, не двигая запястьем, продвигаясь в сторону уке. Ведя круговым движением, начиная с левой руки, он кладет правую руку на шею уке, позволяя обеим рукам упасть и заставляя уке отпрянуть и скатиться на пол. Если наге находится в коляске, следует обозначить направление атаки. Если уке атакует спереди, атака неэффективна, поскольку металлическая ступенька сиденья коляски не позволяет ему подтянуться поближе, а если сиденье поднимется сзади, это будет опасно для его ног. Таким образом, атака выполняется по диагонали (а в других техниках сбоку или со спины). Уке захватывает левую руку на уровне лица, а ноги его находятся в левом ханми. Уке и наге работают теперь в противоположных направлениях. Чтобы выйти из этого тупика, наге присоединяет свое Ки к уке, спокойно держащему левую руку на месте и опускающему свой локоть. Одновременно с этим корпус и голова сгибаются вперед. Правая рука тянет за плечо уке, а левая падает вниз, как хлыст; потом левая рука поднимается вверх, а правая сбоку от коляски сопровождает падающее тело уке. Полезно потренироваться в этой технике по отдельности, чтобы заранее проверить удобство и стабильность позиций.
Кататетори тенкан кокю наге Эта техника тоже обычно выполняется стоя, с прямым захватом уке (левая рука уке захватывает правую наге, либо правая рука уке захватывает левую наге). Наге подходит к уке, выполняя упражнение Тенкан ваза, показанное в Айки Тайсо, вращаясь вокруг собственной оси и совершая вертикальный подскок, что приводит к падению уке. Если наге сидит в инвалидной коляске, он должен держать левую руку по диагонали на уровне лица, как и в предыдущем упражнении. Уке атакует правой рукой, осуществляя захват запястья наге. Если наге вознамерится освободиться силой, попытавшись подвинуть руку к себе, коляска «крутанется» в противоположном направлении, а уке окажется спереди, где его левая рука может свободно ударить наге по лицу. Чтобы присоединить свое Ки к Ки уке, наге придется изменить направление пальцев; сначала в направлении, противоположном уке, изменяя его направление на направление руки партнера (Тенкан). Когда направление пальцев наге совпадет с направлением руки уке, локоть опишет круговое движение, естественным образом превышающее движение кисти. Точнее, это некоторый вариант спирального закручивания назад. В конце спирали руки наге находятся в позиции упражнения Айки Тайсо Саю ваза, где левая рука протянута ладонью вверх, в то время как Ки уке направлено вверх. Если наге дальше потянет руку вбок, уке потеряет равновесие и упадет на бок. Чтобы успешно выполнить это упражнение, необходима хорошая координация и свобода движения верхней части тела. Если последнее невозможно, как в случаях поражения ЦНС (центральной нервной системы, например церебральным параличом), можно воспользоваться короткой палкой, которую удерживают двумя руками захватом сверху. В этом случае уке все так же держит запястье, в то время как наге меняет направление движения, используя конец палки. Пользование палкой помогает движениям наге, которому, в противном случае, было бы очень трудно высвободиться, и, кроме того, дает большие возможности компенсации ограничений. В случае сильных ограничений мышечной силы (мышечная дистрофия) можно воспользоваться бамбуковой палкой, самой легкой, держа ее обыкновенным способом и используя ее как опору. Если в задачу уке не входит ни сопротивляться наге, ни подчиняться ему, в практике занятий с людьми, чьи способы действия нам непривычны, надо постараться, чтобы атакующий уке был очень чувствителен даже к малейшим изменениям в движениях наге, т.е. действовал подобно усилителю. Если уке может атаковать в таком стиле, техника получится гибкой и гармоничной.
Шоменучи кокюнаге Эта техника похожа на третью технику, описанную выше. Различие лишь в атаке, которая представляет собой вертикальный удар рукой уке по голове наге. Чтобы выполнить эту технику, сидя в инвалидной коляске, уке должен атаковать вблизи тела наге по диагонали слева правой рукой, целясь в голову наге. Наге вначале сидит как обычно, а затем, по мере приближения уке, поворачивает голову в противоположном направлении, чтобы направить атаку к центру. Когда рука уке поднимается, тело наге движется в направлении атакующего с поднятыми руками. Вот руки падают по сторонам перед ногами наге, так что голова и правая рука уке попадают между руками наге. Правая рука идет вверх, в то время как тело уке идет вниз. Когда тело наге возвращается вверх и вперед, сопровождаемое движением руки уке, уке должен упасть перед коляской. Существует и много других техник, которыми можно заниматься сидя. Можно с этой целью полностью адаптировать Тайги. Эта работа в большой степени стимулирует воображение учащихся и учителей и, таким образом, повышает уровень занятий в додзё, особенно когда дело касается техник, которые выглядят невозможными в положении сидя.
Несколько практических советов по организации занятий инвалидов в колясках пути в додзё Для удобства людей, пользующихся колясками, додзё должны иметь пандусы небольшого уклона. При входе в додзё надо положить набор для очистки колес: тряпку, ведро для воды, жесткую щетку и полотенце.. В раздевалке полочки для одежды и необходимых предметов надо расположить пониже, чем обычно. В душе хорошо бы иметь пластиковое или непромокаемое кресло, чтобы можно было принимать душ сидя. Туалеты должны быть достаточно широки, чтобы могла въехать коляска, а ручки должны быть достаточно твердыми и надежными, чтобы держаться, пересаживаясь из коляски на унитаз. Все двери должны быть достаточно широки, чтобы могла проехать коляска. Коляски должны быть снабжены достаточно широкими задними колесами, чтобы они хорошо двигались по татами, а для передних колес необходим достаточный диаметр, чтобы их не заблокировало. Татами для устойчивости нужно придать рамку по периметру или покрыть чем-то нижнюю поверхность, чтобы она не скользила. Надо принять во внимание, что, поскольку основание инвалидной коляски занимает примерно в два раза больше места, чем один человек, количество народу в группе должно уменьшиться. Если у вас есть помещение без татами, достаточное для движения колясок и достаточно мягкое для падений, его можно считать идеальным додзё для учеников на колясках. Самая лучшая коляска, которую мне приходилось видеть, производится в Германии фирмой Sopur-Sunreise Medical, и называется она «Match». Она снабжена одним передним колесом, которое придает ей высокую маневренность, сокращает риск столкновения с ногами и снижает вес. Наш додзё в Берлине посещали люди на электрических колясках. Эти коляски тяжелые, и их нельзя много использовать на татами из опасения попортить татами, поэтому лучше оставлять такие коляски возле татами. Очень важно всегда иметь под рукой коляску, чтобы можно было продемонстрировать технику ученикам и чтобы желающие ходячие ученики могли попробовать какую-либо технику на коляске.
Date: 2015-09-05; view: 350; Нарушение авторских прав |