Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектура приложений
Обычно в составе архитектуры выделяют от четырех до семи основных представлений (предметных областей или доменов) [4.1], [4.2], [4.3], [4.4]. Эти области последовательно покрывают архитектурные аспекты, отталкиваясь от потребностей функционирования организации (бизнеса) и обеспечивая весь набор технологий для реализации конкретного решения бизнес-проблемы. Ниже перечислены представления (домены) архитектуры:
В зависимости от конкретных потребностей организации и актуальности решения тех или иных проблем можно выделить и другие представления архитектуры, например:
В частности, архитектуры интеграции и общих сервисов особенно актуальны для распределенной среды органов государственного управления, поэтому эти домены там, как правило, выделяются особо. Как отдельную область, очень часто выделяют архитектуру процессов управления информационными технологиями (архитектуру операций), т.е. архитектура предприятия является неполной без архитектуры управления и эксплуатации информационных технологий, т.е. структур управления и наборов процессов, которые поддерживают и обеспечивают как инфраструктуру и прикладные системы, так и непосредственно архитектурный процесс. Основные составные элементы стратегии и архитектуры информационных технологий предприятия можно отобразить условно в виде следующей пирамиды, представленной на рисунке 5.2. Важно отметить, что для описания "верхней" части этой пирамиды используются, в основном, такие механизмы, как декларируемые принципы. "Средняя" часть пирамиды, т.е. непосредственно архитектура, описывается в форме набора соответствующих моделей. А нижняя часть пирамиды связана с выработкой соответствующих правил, процедур или выбором стандартов. Ключевыми элементами, с точки зрения архитектуры, являются принципы, стандарты и модели. Стандарты разрабатываются на основе принципов и описывают, как принципы будут реализованы на практике. Модели являются графическим представлением принципов и стандартов и используются для описания архитектуры. При этом модели обеспечивают упрощенное представление о сложном реальном мире и создают абстрактные конструкции, в которых опущены несущественные детали и внимание сосредоточено на наиболее важных аспектах описываемого предмета. Кроме того, модели обеспечивают основу для обсуждения между различными заинтересованными сторонами одного и того же предмета. В общем случае практика описания стратегии и архитектуры информационных технологий, а также другие нормативные документы, описывающие принципы создания и эксплуатации информационных систем предприятия или органов государственного управления уровня региона или города, может включать в себя следующие элементы:
Еще раз отметим, что эти принципы могут показаться слишком общими. Проще всего "списать" набор таких утверждений с чужих документов. Но дело в том, что принципы начинают работать только тогда, когда они являются результатом широкого и вдумчивого обсуждения с участием представителей различных структурных подразделений как со стороны бизнеса, так и сотрудников, отвечающих за ИТ, когда причины и последствия их принятия всеми хорошо осознаются и задокументированы и когда реализация этих принципов закреплена в конкретных процедурах. Стандарты содержат обязательные и факультативные (необязательные) требования, которые обеспечивают единство в подходах к проектированию и созданию систем. Эффективные стандарты (вместе с руководствами – guidelines) являются важным, но далеко не единственным фактором, обеспечивающим успех организации в отношении архитектуры. При разработке и использовании стандартов следует учитывать нижеперечисленные аспекты [4.5], [4.6]:
Руководства (рекомендации) обеспечивают помощь в разработке и создании систем, давая примеры лучших практик и конкретные руководства по выполнению чего-либо. Сделаем наиболее важные замечания, касающиеся руководств:
Модель содержит конкретные данные, определяющие характеристики системы. Эти данные используются как некоторое представление реальной системы в целях ее концептуального осмысления, описания процессов обмена информацией с этой системой, понимания того, как система работает с точки зрения конечных пользователей. В общем, модели можно классифицировать по различным критериям, например:
К сожалению, возможных моделей для описания деятельности предприятия как системы существует множество, и очень часто в организации происходит достаточно разрозненный процесс моделирования. Консолидация таких различных представлений – то есть понимание того, как все эти многочисленные модели связаны между собой, – является весьма сложной задачей. По большому счету, разработка архитектуры помогает достичь две взаимосвязанные цели: обеспечивает понимание структур, объектов и связей между ними в достаточно неоднородном и обширном наборе информационных систем предприятия, а также поставляет сведения, необходимые для обеспечения интеграции процессов, систем и информации. Поэтому и процесс создания моделей и моделирования можно рассматривать с двух точек зрения: моделирование с целью обеспечить понимание и моделирование для интеграции. По мере того, как создаются более детальные описания доменов архитектуры, будут разрабатываться более детальные модели бизнес-процессов, вместо списка бизнес-сущностей будут создаваться семантические, логические и физические модели данных. Эти модели описывают архитектуру предприятия на различных уровнях абстракции, которые соответствуют "взглядам" на предприятие различных категорий людей. Вообще говоря, создание информационных систем состоит в постепенном уточнении моделей. Язык моделирования систем Unified Modelling Language (UML). При этом основная идея состоит в автоматизированном (насколько это возможно) процессе создания кода прикладных систем на основе разработанных моделей. Бизнес-архитектура является областью, которая определяется высшими руководителями, отвечающими за основные функции (бизнес) организации [4.3]. Как правило, она включает в себя утверждения по поводу миссии и целей организации, критические факторы успеха, бизнес-стратегии, описания функций, а также структуры и процессы, необходимые для реализации функций. Ключом к построению хорошей бизнес-архитектуры является определение бизнес-процессов, их функций и характеристик. Бизнес-архитектура включает в себя, как правило, следующие аспекты:
Усилия по построению бизнес-архитектуры, которая представляется в виде бизнес-моделей, быстро окупают себя и имеют большое количество дополнительных преимуществ [4.11]. Под бизнес-моделями понимается динамический поток событий, связанных с бизнесом, в который вовлечены различные функции бизнеса, организационные единицы и активы предприятия. Возможная отдача от реализации таких моделей достаточно подробно изучалась и описывалась на протяжении последнего столетия. Важную роль в процессе формирования целевой архитектуры предприятия играют модели бизнес-процессов. На самом деле, обеспечение соответствия между ключевыми бизнес-процессами и архитектурой информационных технологий является самой важной составляющей всех усилий по созданию архитектуры. Gartner рекомендует начать с построения высокоуровневых моделей бизнес-процессов предприятия. Начальным этапом для этого является определение классов бизнес-процессов. Под классом бизнес-процессов понимается группа процессов, которые состоят из большого числа одинаковых бизнес-активностей. Шаг 1. Идентификация критически важных для предприятия процессов (обычно не более восьми). Хорошими кандидатами для включения в рамки архитектуры предприятия являются те ключевые процессы, которые максимально влияют на способности организации реализовывать свою миссию, достигать цели, выполнять основные функции, а также следующие процессы [4.13]:
Желательно, чтобы рекомендуемое число таких процессов, не превышало "волшебного числа" 8 в соответствии с известным принципом: "семь плюс-минус два" объекта. При необходимости схожие бизнес-процессы могут быть объединены в группы или классы. Шаг 2. Отследить связи между этими процессами и бизнес-стратегиями, движущими силами и критически важными факторами успеха. Это можно сделать с помощью матрицы взаимных связей. Для каждого элемента этой матрицы определяется качественная оценка по принципу "важно" – "неважно" или по некоторой условной шкале. Например, можно использовать так называемую шкалу 9-3-1, в соответствии с которой 9 обозначает сильную взаимосвязь, 3 – промежуточную, 1 – слабую. Шаг 3. Построить модели высокого уровня для ключевых бизнес-процессов (см. следующий раздел). Это включает последовательность основных шагов (желательно, не более восьми на процесс). Шаг 4. Для каждого шага процессов, идентифицированных на этапе 3, определить ответственных за выполнение шага. Это может быть функциональное подразделение внутри организации, партнер, клиент, внешний регулирующий орган. Шаг 5. Идентифицировать и документировать основные категории информационных объектов (опять же рекомендуется не более восьми). Как правило, руководители и сотрудники бизнес-подразделений находят задачу понимания архитектуры трудной и требующей слишком больших затрат времени. Действительно, за пределами служб ИТ роль и связующий фактор архитектуры предприятия зачастую не осознается, а взаимосвязи между данными являются непонятными. Для автоматизации моделирования процессов сложился специальный класс программных продуктов. Наиболее известными являются такие продукты, как ARIS, Software Architeсt, BPWin (новое название – AllFusion Process Modeler), хотя в большом количестве случаев стандартных графических пакетов типа Microsoft Visio, текстового редактора и электронной таблицы бывает достаточно. Целью Бизнес-архитектуры не является детальное описание деятельности предприятия. Модели, включенные в Бизнес-архитектуру, должны давать необходимый минимум сведений о ключевых функциях, процессах, бизнес-событиях и потоках информации, достаточный для процесса принятия решений, поиска новых возможностей для инноваций. Дальнейшая детализация выполняется с использованием таких инструментов, как:
Декомпозиция бизнес-процессов состоит в идентификации подпроцессов, которые составляют основу выполнения бизнес-функций, определении границ основных организационных единиц и определении вклада каждой функции в цепочку создания добавочной стоимости. Декомпозиция функций/процессов должна:
Анализ бизнес-событий позволяет понять, как инициируются бизнес-события (например, оформление заказа) и какие связанные с ними процессы происходят в цепочке создания добавочной стоимости предприятия, что включает контакты с клиентами и поставщиками. Модель местоположений идентифицирует в географическом плане то место, где выполняются функции бизнеса, и обеспечивает логистический взгляд на функции, выполняемые организацией. Одним из очевидных преимуществ использования этой модели является идентификация архитектурных требований, которые предъявляются, в частности, к технологической архитектуре с точки зрения обеспечения информационного взаимодействия между различными местами расположения бизнеса. Однако целью моделирования местоположений является визуализация организационных единиц, определение мест, где выполняются функции и связей между ними. Модель интеграции отражает высокоуровневые требования к интерфейсам между процессами и бизнес-событиями, требования, предъявляемые к информации новыми шаблонами процессов, и временные требования. Эта модель служит основой для построения архитектуры информации и архитектуры прикладных систем, а также содержит общие требования к архитектуре предприятия с точки зрения бизнес-информации и интеграции. После того как модели созданы, на их основе можно выполнять различные методы анализа:
Подводя итог, можно сказать, что бизнес-архитектура является основным инструментом синхронизации потребностей бизнеса и возможностей информационных технологий. В контексте архитектуры предприятия в целом разработка бизнес-архитектуры состоит в моделировании "картины в целом" и последующем углублении в тщательно отобранные ключевые процессы и информационные потоки, в том числе с использованием таких инструментов, как декомпозиция функций/процессов, анализ бизнес-событий, модели местоположений и модели интеграции. Архитектура информации. Сегодня организации должны искать эффективные способы работы с информацией, которая поступает из самых разнообразных источников и должна быть доступна там, где это нужно, и тогда, когда это необходимо. Ситуация осложняется тем, что различные формы информации зачастую требуют специфических технологий и методов работы с ней: 1) структурированная информация (реляционные и объектные модели); 2) развивающиеся, основанные на XML стандарты для полуструктурированной информации; 3) неструктурированная информация в форме текстов, графиков, образов, сопровождаемая определенными описательными данными (метаданными и каталогами). Архитектура информации описывает, как информационные технологии обеспечивают в организации возможности для быстрого принятия решений, распространения информации внутри организации, а также за ее пределы, например, партнерам по бизнесу. Архитектура информации является как бы "зеркальным отражением" бизнес-архитектуры. Бизнес-архитектура отвечает на вопрос: "С учетом нашего общего видения, целей и стратегий, кто и что будет делать?" Архитектура информации отвечает на вопрос: "Какая информация должна быть предоставлена для того, чтобы эти процессы могли выполняться теми, кто их должен выполнять?" Архитектура информации включает в себя модели, которые описывают процессы обработки информации (information value chain), основные информационные объекты, связанные с бизнес-событиями, информационные потоки, принципы управления информацией. Архитектура должна описывать как те данные, которые требуются для выполнения процессов (операционные), так и аналитические данные и "контент", публикуемый на Web. Разработка архитектуры информации как части дисциплины архитектуры предприятия не состоит в создании структур баз данных или моделей всех данных, использующихся предприятием. Суть заключается в организации более общего описания информации, требующейся для бизнеса, а также политик и правил работы с информацией. В связи с этим следует отметить, что в контексте архитектуры предприятия более правильно говорить об архитектуре и моделях информации, а не данных, хотя эти понятия и пересекаются. Поэтому понятие "архитектура информации" является расширением понятия "архитектура данных". В общем, под архитектурой информации понимается процесс организации и представления значимой информации для пользователей в интуитивно-понятной форме, с использованием соответствующих средств каталогизации, навигации, пользовательского интерфейса. Этот аспект архитектуры предприятия также призван подчеркнуть позиционирование хранимой и обрабатываемой информации как стратегического корпоративного ресурса и неотъемлемой части "интеллектуального капитала" организации. данные на предприятии проходят через большое количество шагов в процессе своего жизненного цикла. При этом в таком потоке могут встречаться разветвления и слияния, одни и те же данные могут обрабатываться разными прикладными системами и храниться в различных базах данных: базах оперативного хранения информации, хранилищах данных, витринах данных (предназначенных для анализа и быстрого получения отчетов). В ходе разработки архитектуры информации решаются, в соответствии с [4.16], следующие задачи:
Критическими факторами для обеспечения успеха процесса разработки архитектуры информации являются тщательное планирование и привязка к бизнес-целям предприятия. Обычно рекомендуется проводить анализ данных последовательно для каждого бизнес-процесса, выбирая их в порядке приоритета по важности. На концептуальном уровне абстракции архитектура информации должна описывать аспекты, связанные с получением, хранением, трансформацией, презентацией, анализом и обработкой информации. Реализация архитектуры информации обеспечивает единый в масштабах всего предприятия доступ к определениям элементов данных, своевременный доступ к корректным данным и соответствующий уровень безопасности и защиты для всех данных. Для понимания архитектуры информации и того, как данные хранятся и обновляются, важно отличать типы прикладных систем, которые обеспечивают доступ к данным. OLTP-системы применяются для выполнения критически важных, повседневных операций. Чаще всего они используются многими пользователями одновременно для ввода, обновления и извлечения данных. OLTP-системы способны выполнять атомарные бизнес-функции и четко обозначенные единицы работ – как правило, в форме одной или нескольких транзакций, выполняемых как одно целое (например, транзакция "изменение адреса клиента"). OLAP-системы используются для анализа, планирования и управления получением отчетов путем обеспечения интерактивного доступа к широкому спектру информации. В OLAP-системах обычно обрабатываются агрегированные данные. Таким образом, мы можем сказать, что архитектура информации включает в себя, в частности, такие области (а также связанные с ними стандарты, руководства и пр.), как:
Результатами процесса разработки архитектуры информации являются:
Еще одним важным понятием, относящимся к архитектуре информации, которое является особенно серьезным для крупных организаций или органов государственной власти с их большим количеством достаточно независимых систем и организационных структур (на национальном, региональном или муниципальном уровнях), является управление федеративными данными и метаданными (federated data management) [4.17]. Под управлением федеративными данными понимается архитектура, которая обеспечивает управление и доступ к данным и метаданным независимо от их внутренней логической структуры и физических границ их расположения, в целях организации взаимодействия систем и различных подразделений внутри организации и с внешними организациями Идея заключается в использовании общей метамодели, которая позволяет управлять отношениями между различными "оригинальными" (native) моделями данных и таким образом делать их прозрачными на корпоративном уровне. Любая попытка интегрировать данные и информацию между различными системами в конечном итоге основывается на обнаружении и использовании метаданных этой системы (метаданные – это данные о данных системы). Получение информации о метаданных – это только половина проблемы. Вторая, гораздо более важная половина проблемы связана с определением отношений между метаданными одной системы с аналогичными метаданными другой. Суть федеративных данных состоит в одинаковом определении на некотором новом уровне абстракции общих элементов данных для различных информационных систем предприятия. При этом данные (например, о клиенте или гражданине) могут быть описаны различным образом в каждой системе, таблице базы данных, в которых они встречаются. Определения включают такие атрибуты, как имена полей, длину, формат чисел, формат дат, диапазон значений и т.д. Однако при этом имеются объединяющие их общие виртуальные модели. Если это достигнуто, то гораздо проще реализовать обмен данными между системами. Архитектура приложений покрывает достаточно широкую область, которая начинается с идентификации того, какие прикладные системы нужны предприятию для выполнения бизнес-процессов, и включает такие аспекты, как проектирование, разработка (или приобретение) и интеграция прикладных систем. При такой широкой "области ответственности" архитектуры приложений следует уточнить содержание этого домена архитектуры предприятия. В Архитектуре приложений, как правило, выделяют две основные области [4.3]:
Портфель прикладных систем предприятия является общим планом того, как потребности бизнес-процессов предприятия обеспечиваются набором прикладных систем. Он определяет область ответственности и приоритетность каждого приложения, а также то, как будет достигаться необходимая функциональность: за счет разработки системы, через покупку готовых приложений, аренду приложения или интеграцию и использование возможностей уже имеющихся приложений. Портфель прикладных систем описывает приложения, предназначенные для выполнения функций организации, а также обмена информацией между клиентами, поставщиками и партнерами предприятия. Область разработки прикладных систем описывает те технологии, которые используются для построения систем, разделения их на функциональные составляющие, создания интерфейсов, настройки, а также используемые для этого шаблоны, руководства и т.д. Эта область также определяет организацию процесса разработки, используемые для этого средства, принятый на предприятии цикл разработки систем, контроль версий, управление конфигурациями, используемое программное обеспечение промежуточного слоя, средства проектирования. Независимо от выбранных границ этой области, ее суть состоит не в ответе на вопрос, какие приложения должны быть созданы, а в выборе технологий для построения приложений и способов их применения. Основной задачей области является уменьшение стоимости создания прикладных систем и повышение их качества за счет обеспечения единых подходов к разработке. В идеале, портфель прикладных систем предприятия должен включать текущий набор приложений и некоторую модель, позволяющую понять, какие прикладные системы потребуются в будущем для обеспечения новых потребностей бизнеса и деятельности организации. Портфель приложений должен также задавать взаимосвязи между функциональными и технологическими (операционными) компонентами среды информационных технологий предприятия, т.е. объяснять, почему именно те или иные технологии были заложены в инфраструктуру для построения портфеля прикладных систем предприятия. Таким образом, портфель прикладных систем – это интегрированный набор информационных систем предприятия, который обеспечивает потребности бизнеса и включает в себя следующие аспекты:
Ниже даны краткие характеристики каждой категории систем в соответствии с этой классификацией:
Существуют различные способы оценки портфеля и различные классификации прикладных систем предприятия. Одной из возможных моделей оценки портфеля прикладных систем является оценка их по двум критериям – ценность с точки зрения бизнеса и техническое состояние, что проиллюстрировано на рис. 6.3 [4.19]. ·
. Такая оценка является только первым шагом в обеспечении соответствия между существующим и будущим портфелями прикладных систем и бизнес-стратегиями предприятия. В дополнение к этому необходимо выполнить следующее:
Анализ портфеля инвестиций в прикладные системы может быть существенно упрощен, если за основу взять принцип ценности приложения для выполнения ключевых функций организации и те цели, которые руководство преследует при внедрении соответствующих систем. Используя этот подход, высшие руководители организации могут разделить портфель приложений на три категории в соответствии с относительным вкладом каждого приложения в выполнение ключевых функций и эффективность деятельности организации. Как показано на рис. 6.4, в общем можно выделить три класса приложений в соответствии со следующими категориями:
Важно отметить, что финансовые инструменты, применяемые для выбора проектов в каждом из трех классов прикладных систем, как правило, отличаются. Если для базовых транзакционных (обеспечивающих) приложений основной эффект – это, прежде всего, сокращение эксплуатационных и накладных расходов, то для приложений второго класса – информационных (дающих преимущества для бизнеса) – основной эффект непосредственно связан с результативностью бизнеса. Наконец, для стратегических (инновационных) приложений наибольший эффект на первой стадии может быть связан с нефинансовыми результатами, такими как изменение имиджа или опережение конкурентов. Возвращаясь к аспектам классификации приложений, отметим, что еще одна полезная классификация может быть связана с той ролью, которую данное приложение выполняет в рамках портфеля информационных систем организации, например:
Большинство организаций проводят такую же или аналогичную классификацию своих прикладных систем, но, как правило, наибольшее внимание департаментов ИТ сосредоточивается на достижении единообразия технологической архитектуры и обеспечивающих технологий. Результатом является один-единственный "архитектурный стиль" для решения всех задач. На практике ключевыми должны являться такие вопросы, как:
Поэтому альтернативный подход будет состоять в определении ключевых для организации бизнес-процессов и разработке соответствующих архитектурных стилей. Понятно, что поддержка двух и более архитектурных стилей потребует дополнительных усилий. Компенсацией и потенциальным преимуществом будет идентификация общих по характеру бизнес-процессов в различных подразделениях (например, таких как аналитические задачи) и применение наилучших технологий для таких общих потребностей. Date: 2015-09-05; view: 2725; Нарушение авторских прав |